Е.Ю. Чмыхало
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
C.I. Chmihalo
CONCEPTUAL PROBLEMS OF ECOLOGICAL SAFETY AND PUBLIC POLICY IN THE FIELD OF LAND USE AND PROTECTION: LEGAL ASPECTS
Состояние окружающей среды вызывает серьезную озабоченность. В связи с этим вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования становятся предметом обсуждения в различных органах государственной власти. В, частности, на заседании президиума Государственного совета России, на котором обсуждались проблемы совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, проведенного 27 мая 2010 г.1 и Совета безопасности, посвященном обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, состоявшемся 20 ноября 2013 г.2, отмечалось, что долгое время вопросы экологической безопасности оставались на периферии государственного внимания. Еще в 2002 г. Правительством России была одобрена Экологическая доктрина России3 (далее - Экологическая доктрина), однако, законодательная база для ее реализации не была сформирована. С учетом этого на заседании Совета безопасности было высказано предложение о разработке и принятии Стратегии экологической безопасности России.
Следует напомнить, что в 1994 г. Указом Президента РФ была одобрена Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среда и обеспечению устойчивого развития4 (далее - Государственная стратегия по охране окружающей среды). А.К. Голиченков в словаре юридических терминов Государственную стратегию по охране окружающей среды определил как документ экологического планирования; долгосрочную программу, предусматривающую систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации в данной сфере5. С некоторыми корректировками данное определение может быть использовано и для определения Стратегии экологической безопасности.
Для того чтобы определить стратегические приоритеты экологической безопасности и установить их взаимосвязь и взаимозависимость с приоритетами государственной политики в сфере охраны и использования земель, необходимо уточнить содержание понятия термина «экологическая безопасность», опреде-
© Чмыхало Елена Юрьевна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственной юридическая академия); e-mail: [email protected]
ление которого предлагается в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»6 (в ред. от 28 декабря 2013 г.). Экологическая безопасность определяется как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Однако это определение подвергается критике. С.А. Боголюбов полагает, что в нем допускается логическая ошибка обозначения «того же через то же», из-за чего не становится более понятным его отличие от смежных понятий и терминов российского экологического права, что затрудняет правотворчество в этой сфере. Можно предполагать, что экологическая безопасность вычленяется как часть охраны окружающей среды, имеющая экстраординарный, чрезвычайный, особый характер7.
Многие ученые видят синонимический ряд между понятиями охрана окружающей среды и экологическая безопасность, несмотря на то, что в ст. 72 Конституции РФ они используются независимо друг от друга. Авторы отмечают, что значения этих терминов близки по смыслу и не заслуживают дискуссий на предмет обнаружения значительных различий8, хотя не исключают их возможного разграничения как на законодательном, так и теоретическом уровне9.
В юридической литературе не сложилось единого понимания и подхода к определению и соотношению понятий «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность». Так, Д.С Велиева считает, что предметное содержание экологической безопасности — более широкое, чем охрана окружающей среды, поскольку включает в себя не только обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, но и обеспечение экологических интересов и потребностей с
—I
человека, общества и государства, выступает результатом целого комплекса мер, К в который входит в т.ч. и охрана окружающей среды, выступающая в качестве р
а
средства обеспечения экологической безопасности10. с
На отсутствие единого понимания, единой позиции, выраженных как в за- | конодательных актах, так и в научных трудах по юридическому содержанию у понятия «экологическая безопасность», обращает внимание М.М. Бринчук11. с
—I
С понятием «экологическая безопасность» связано понятие «обеспечение н экологической безопасности», которое определяют как часть охраны окружаю- й щей среды, носящей и имеющей наиболее тревожный характер, представляю- и
1Ь
щей непосредственную угрозу и опасность для человека, грозящей обществу и е
к
государству экологическими катастрофами и авариями12. Разработка четких | представлений о терминах «экологическая безопасность» и «обеспечение эколо- Д гической безопасности» и их содержании необходима для формирования научно | обоснованной государственной политики в области охраны окружающей среды и №
го
обеспечения экологической безопасности, совершенствования государственного ( управления в этой сфере, а следовательно, решения проблем, которые обсуж- 2 дались на заседаниях президиума Государственного совета России13 и Совета § безопасности. На заседании Совета безопасности затрагивались проблемы обеспечения экологического баланса, непосредственно связанные с повышением качества жизни граждан. Решение этих проблем невозможно без осуществления охраны и рационального использования такого природного объекта и природного ресурса, как земля, а следовательно, предметное содержание терминов «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасности» значимо и 229
должно быть учтено при определении приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны и рационального использования земель.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»14 экологическая безопасность определяется как вид национальной безопасности. Определение термина «национальная безопасность» предлагается в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 53715 (далее - Стратегия национальной безопасности): это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Одним из направлений обеспечения национальной безопасности названа продовольственная безопасность, непосредственно связанная с экологической безопасностью и охраной земель, обеспечиваемая в т.ч. путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Приоритетом устойчивого развития, определенным в Стратегии национальной безопасности, являются экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природоресурсного потенциала страны. Таким образом, существует взаимосвязь направлений, приоритетов национальной безопасности и экологической безопасности, охраны земель, а следовательно, достижение стратегических приоритетов в этой области невозможно без грамотно и объективно сформированной государственной * политики в сфере экологической безопасности и государственной политики в сфере ? охраны и рационального использования земель.
а. Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопас-
| ности, как определено в Стратегии национальной безопасности, базируются на I фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной
1 безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного
го
| социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.,
§ утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
| (в ред. от 8 августа 2009 г.)16 (далее - Концепция).
2 В Концепции определены основные направления долгосрочного социально° экономического развития страны, в т.ч. развитие человеческого потенциала « посредством улучшения качества социальной среды и условий жизни людей. | С учетом этого выделены основные направления обеспечения экологической
0 безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни
1 человека, среди которых названы экология природной среды — сохранение и за° щита природной среды. Основу действий в этом направлении должны составить
го
3 новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, 1 учитывающие экологические ограничения. Территориальное планирование, | зонирование территорий - это способы планирования использования земель,
цель которых определение назначения территорий с учетом совокупности социальных, экономических, в т.ч. экологических и иных факторов для обеспечения устойчивого развития территорий. Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования, к которым прилагаются материалы по их обоснованию, содержащие аргументацию выбран-
230
ного варианта размещения объектов федерального, регионального или местного
значения, подготовленные на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования, а также оценку вероятного влияния планируемых для размещения объектов на комплексное развитие соответствующей территории17. Цель разработки и реализации правила землепользования и застройки - документа градостроительного зонирования - создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия18. В указанных нормах не упоминается о соблюдении требований экологического законодательства, но предполагается это, т.к. один из принципов законодательства о градостроительной деятельности - осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности19. Конкретизация вышеизложенных норм и закрепление в них требований экологической безопасности, устанавливающих ограничения в целях создания благоприятной окружающей среды, является необходимым, т.к. действующая их редакция лишь предполагает существование экологических ограничений.
При определении стратегических приоритетов экологической безопасности и приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны земель необходимо учитывать положения Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г.20 (далее - Основы). Среди принципов реализации Основ указаны охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а среди задач государственной политики в области экологического развития определено сохранение природной среды, в т.ч. естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира. Эти положения взаимосвязаны с целями и задачами государственной политики Российской Федерации по управлению земельным фондом, установленными в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р21 (далее - Основы земельной политики). Целями государственной политики по управлению земельным фондом РФ определены: повышение эффективности использования земель; охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны. Среди задач государственной политики указаны: обеспечение охраны природы и окружающей среды, в т.ч. охраны земель; сохранение и повышение качественного их состояния. Несмотря на то, что целью государственной политики является охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве, приоритеты государственной политики в большей степени учитывают значение земли как недвижимого имущества. Лишь одно из направлений государственной политики направлено на решение задач, опосредственно связанных с охраной земель. Это совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории. Действующее законодательство не позволяет четко разграничить земли по их целевому использованию, а следовательно, и установить их правовой режим. Так, например, в состав земель сельскохозяйственного назначения включаются не только земли,
занятые сельскохозяйственными угодьями - пашней, сенокосами, пастбищами, залежами, многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), но и земли, на которых размещаются внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водные объекты, а также здания, строения, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ). При определении режима использования земель сельскохозяйственного назначения особые требования установлены лишь в отношении земель, занятых сельскохозяйственными угодьями, т.к. именно они подлежат особой охране. Иные земли, включенные в эту категорию земель, имеют двойной режим использования22. Такое правовое регулирование дает основание некоторым авторам утверждать, что существующий правовой режим категорий и видов земель в ряде случаев является коллизионным. Для примера приводится правовой режим земель, занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, включенных в категорию земель сельскохозяйственного назначения, который отличается от правового режима земель, являющихся сельскохозяйственными угодьями. Различия обоснованы тем, что сельскохозяйственные угодья используются как средство производства в сельском хозяйстве, а иные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения используются как пространственный территориальный базис23. Кроме того, действующим законодательством не определяется процедура изменения целевого * использования этих земель. Вполне допустимо размещение на землях, занятых ? сельскохозяйственными угодьями, зданий, строений, сооружений, используемых а. для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной про-| дукции, тем более что границы земель, занятых сельскохозяйственными угодьями,
1 не установлены. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предостав-| лены гражданам для садоводства. На этих землях в соответствии с Федеральным
го
| законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных § некоммерческих объединениях граждан»24 (в ред. от 7 мая 2013 г.) разрешается | строительство жилых строений.
2 Таким образом, совершенствование порядка определения правового режи-° ма земельных участков является целесообразным. Для реализации этого на-« правления государственной политики разработан проект федерального закона | «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные
0 законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель
1 и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или ° земельных участков из одной категории в другую"»25 (далее - проект закона),
3 которым предусматривается осуществление территориального зонирования. I Однако в нем не разрешаются вышеобозначенные проблемы. В проекте закона I выделена территориальная зона сельскохозяйственного назначения, включающая не только зоны сельскохозяйственного производства, но и зоны размещения зданий и сооружений, связанных с сельскохозяйственным производством, в т.ч. используемых для производства, хранения, переработки и реализации произведенной на таких земельных участках сельскохозяйственной продукции, а также строительства жилого дома главы крестьянского хозяйства (п. 22 ст. 1
232
проекта закона). Законодатель отказывается от понятия «сельскохозяйствен-
ные угодья» и вводит понятие «зоны сельскохозяйственного производства», при этом он не определяет состав земель, включаемых в эту зону. Изменение границ территориальных зон предполагается осуществлять в порядке, установленном в законодательстве о градостроительной деятельности, а также в соответствии с сельскохозяйственными регламентами (п. 5 ст. 1 проекта закона).
Таким образом, должны быть разрешены существующие проблемы. Границы земель, занятых сельскохозяйственными угодьями, будут определены и их изменения, а следовательно, изменение целевого использования земель станет возможным только в порядке, установленном законодательством. Однако возникнет иная проблема. В связи с отменой категорий земель предлагается признать недействующим Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»26 (в ред. от 7 июня 2013 г.), которым установлены исключительные случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В проекте закона определяется, что положения о регулировании использования сельскохозяйственных земель, размещения на таких землях зданий, сооружений будут содержаться в сельскохозяйственном регламенте. В зоне сельскохозяйственного назначения предлагается выделить особо ценные сельскохозяйственные земли, соответствующие критериям, установленным Правительством РФ. Решение об установлении и изменении границ особо ценных сельскохозяйственных земель должно приниматься федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 22 ст. 1 проекта закона). Полагаем, что предлагаемое правовое регулирование данных ш отношений не будет способствовать сохранению площадей сельскохозяйственных н угодий, а следовательно, решению проблем продовольственной и экологической С
а
безопасности, т.к. в проекте закона не определяются исключительные случаи из- т
о
менения границ зон сельскохозяйственного назначения, а также зон, в которые к
о
включены особо ценные сельскохозяйственные земли. о'
Формируя стратегию экологической безопасности и определяя основные направ- | ления государственной политики управления земельными ресурсами, необходимо в
соблюдать преемственность программных документов и учитывать положения нн
о
Экологической доктрины, в которой отмечалось, что к числу основных факторов Ю деградации природной среды Российской Федерации относятся, в частности, и
низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей с
к
среды, включая резкое ослабление управленческих, и прежде всего надзорных, а
функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; д
низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения |
страны. В связи с этим одним из основных направлений государственной поли- №
тики в области экологии названо обеспечение устойчивого природопользования. 99
Для достижения этого необходимо внедрение систем обустройства сельскохозяй- ^
ственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным 4 ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения. Среди задач государственной политики в этой области названы обеспечение населения экологически безопасными продуктами питания, развитие государственного регулирования охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов с учетом различных форм их освоения; 233
учет экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы. Основной задачей в области экономических и финансовых механизмов определено экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимо обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства; совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления природной среды; формирование условий для стимулирования благотворительности в области охраны природы. Как отмечалось выше, программные положения Экологической доктрины не были реализованы, т.к. не была сформирована законодательная база, а следовательно, поставленные в Экологической доктрине задачи и изложенные основные направления сохраняют свою актуальность.
Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь и взаимозависимость стратегических направлений социально-экономического развития, обеспечения экологической безопасности, охраны земель и их рационального использования. Однако анализ программных документов, определяющих стратегические направления внутренней политики, приоритеты охраны окружающей среды, основные направления государственной политики в сфере управления земельными ресурсами свидетельствует о том, что недостаточно внимания уделяется обеспечению экологической безопасности и охране земель, а следовательно, необходимы формирование и последовательная реализация единой государственной экологической политики, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, определяющей сохранение и восстановление природных систем приоритетным направлением деятельности государства.
1 URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/7872 (дата обращения: 02.07.2014).
2 URL: http://www.kremlin.ru/news/19655 (дата обращения: 02.07.2014).
3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 36, ст. 3510.
4 См.: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6, ст. 436.
5 См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учебное пособие для вузов. М., 2012. С. 57.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6974.
7 См.: Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М., 2010. С. 46.
8 См.: СемьяноваА.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. Постатейный. М., 2005. С. 19; Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Об охране окружающей среды: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2009. С. 18-21.
9 См.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М., 2007. С. 12.
10 См.: Велиева Д.С. Экологическая безопасность России: проблемы и перспективы // Гражданин и право. 2012. № 3.
11 См.: Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9. С. 30-42.
12 См.: См.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Указ. раб. С. 12.
13 См.: Русин С.Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) //Экологическое право. 2010. № 5. С. 12-18.
14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.
15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.
16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489; 2009. № 33, ст. 4127.
17 См. п. 8 ст. 10, п. 8 ст. 14, п. 5 ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16; 2014. № 16, ст. 1837.
18 См. п. 1 ст. 30 ГрК РФ.
19 См. ст. 2 ГрК РФ.
20 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 12, ст. 1425.
22 См.: Крассов О.И. Земельное право: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 326.
23 См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. М., 2010.
24 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 16, ст. 1801; 2013. № 19, ст. 2317.
25 URL: http://regulation.gov.ru/project/4657.html (дата обращения: 02.07.2014).
26 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 52, ч. 1, ст. 5276; 2013. № 23, ст. 2866.
О.В. Воронцова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ПОЧВ: ЭТАПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
O.V. Vorontsova
EUROPEAN CHARTER OF SOILS: STAGES OF LEGAL
REGULATION
Европейское сообщество признает, что почва - это главный природный ресурс, исключительно сложный по своему составу, большей частью необновляемый, но, несмотря на это, некоторые виды деятельности человека приводят к ее серьезному повреждению1. Почва состоит из минеральных и органических веществ, воды, воздуха и живых организмов. Почва является источником продуктов питания, биомассы и природных материалов. Она служит платформой для человеческой деятельности, является важным элементом ландшафта и мирового наследия. В почве на- с капливаются, фильтруются и преображаются некоторые виды веществ, в т.ч. вода, к питательные вещества и углерод. Структура почвы чрезвычайно разнообразна: р только в Европе выявлено 10 000 видов почв, которые объединены в 320 основных о категорий. Любое ухудшение состояния почвы влияет на другие природные среды о и экосистемы. Образование одного сантиметра почвы может проходить в течение у столетий, а его разрушение только из-за ветра или воды возможно за несколько лет. р
т
В настоящее время усиливается деградация почвы. Отчасти это природный е
н
феномен, но и деятельность человечества приводит к ухудшению природных о ресурсов. В частности, неподобающее ведение сельского хозяйства ускоряет и эрозийные процессы, способствует сокращению содержания органических ве- Ч ществ, а значит, и снижению плодородности земли. Интенсивный выпас скота, о неразумное использование тяжелых машин приводят к чрезмерному уплотне- к
а
нию почв. Данное явление характерно и для России, а в случае неправомерности М
влечет административную ответственность. Неправильная ирригация может и
стать причиной засоления земель. Увеличение численности населения, туризм, 4
нерациональное пользование землями увеличивают риск оползней в некоторых )
регионах Европы. Промышленность загрязняет почву. Около 9 % поверхности 0
территории Европейского сообщества покрыто дорогами и бетонными конструк- 4 циями, что сопутствует нарушению циркуляции газа, воды и энергии, а следовательно, снижает плодородность земли. Европейский союз оценивает ежегодный ущерб от деградации почвы в 38 млрд евро2. Кроме того, ухудшение состояния
© Воронцова Оксана Викторовна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»), e-mail: [email protected] 235