УДК 631.1.017
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА КАК КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А. В. КОЛМЫКОВ, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
CONCEPTUAL PROVISIONS OF STABILITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RURAL ADMINISTRATIVE REGION AS CLUSTER ORGANIZATIONS
A.V. KALMYKOU, Candidate of Economics, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье приведены концептуальные положения устойчивости социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации. Определены понятия сельского административного района как кластерной организации и агропромышленного кластера. Разработаны мероприятия и выявлены предпосылки и эффект устойчивости социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации.
Conceptual provisions of stability of social and economic development of the rural administrative region as cluster organization are given in article. Concepts of the rural administrative region as cluster organization and agro-industrial cluster are defined. Actions are developed and prerequisites and effect of stability of social and economic development of the rural administrative region as cluster organization are revealed.
Введение. В современных условиях глубокой модернизации экономики все большую актуальность приобретает социально-экономическое развитие сельских административных районов как кластерных организаций. Значимой целью современного периода инновационного развития является обеспечение высоких темпов роста валового национального продукта, наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Республики Беларусь, как и для других стран, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов, положительно
82
влияющих на динамику экономического развития. Одним из таких факторов может быть формирование в сельском административном районе кластерных структур, которые на практике доказали свою высокую экономическую эффективность.
Устойчивое развитие сельского административного района как кластерной организации представляет собой сложную комплексную многоплановую задачу, для решения которой еще недостаточно разработаны теоретические и методические подходы. В существующей экономической литературе есть лишь отдельные публикации поэтому вопросу. В связи с этим разработка концептуальных положений устойчивости социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации имеет важное научное и практическое значение.
Поэтому целью данной работы является разработка концептуальных положений устойчивости социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации.
Информационной базой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских и учебных учреждений, нормативные акты законодательных и исполнительных органов, статистическая информация о состоянии агропромышленного комплекса, личные исследования автора.
При проведении исследований использовались диалектический, абстрактно-логический, исторический, анализа и синтеза, индукции, дедукции, исторической аналогии, статистический и другие научные методы.
Основная часть. Изучение специальной научной литературы [1, 2, 3, 6, 7] и выполненные нами исследования позволили установить, что под устойчивым социально-экономическом развитием сельского административного района, как части сельской территории в установленных границах с определенным составом земельных угодий различного назначения, нами понимается стабильное долгосрочное комплексно-сбалансированное социально-экономическое развитие сельского сообщества, основанное на эффективном использовании ресурсного потенциала, не вызывающее разрушения экологического баланса и создающее условия для не-
прерывного прогресса производительных сил и внедрении инновационных видов бизнеса и технологий, обеспечивающее:
1) целевой рост, воспроизводство, диверсификацию и повышение эффективности сельской экономики;
2) получение конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и сырья для переработки и производства качественного продовольствия;
3) удовлетворения текущих потребностей сельского населения и общества в целом;
4) улучшения условий труда, жизни и быта сельского населения;
5) улучшение экологической ситуации в сельской местности;
6) устойчивое повышение привлекательности проживания в сельской местности и прироста численности населения.
В связи с этим устойчивое развитие сельского административного района целесообразно рассматривать системно и комплексно как совокупность сельских территорий в определенных границах, с учетом множества факторов обуславливающих ее развитие, то есть как кластерную организацию.
В ходе проведенных исследований нами выявлено, что под кластером в экономике понимается сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [4].
В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на доверии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал. Этот ресурс получает свое развитие в кластерной концепции, которая основана на формировании новых взаимоотношений между субъектами хозяйствования (сетевое сотрудничество), а также между органами государственного управления и бизнесом (государственно-частное партнерство), в результате которого реализуются конкурентные преимущества кластеров в активизации инноваций, развитии человеческого капитала, совершенствовании маркетинга в сельских административных районах.
Конкурентное преимущество кластерной организации сельского административного района выражается в наличии активов и характеристик или особенностей предприятий, входящих в ее состав, дающих ей преимущества над соперниками в конкуренции. Это может быть оборудование, позволяющее экономить на затратах, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырьё, материалы и т. д.
При этом основой конкурентных преимуществ зачастую является разная степень доступности ресурсов (каналов распределения, специальных знаний или логистических технологий), способная дать предприятиям, входящим в кластерную организацию сельского административного района, преимущества в величине издержек или в качестве товаров или услуг перед конкурентами.
В то же время кластеры сельского административного района являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп, то есть объединений людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами, в рамках совместной цепочки ценности, являющейся одним из основных инструментов для определения конкурентного преимущества компании с целью разработки конкурентной стратегии, а также помогает выстроить организационную систему предприятий в соответствии с её долгосрочной стратегией.
При этом сельский административный район как кластерная организация включает в себя агропромышленный, здравоохранения, образовательный, культурно-бытовой, строительный и другие социальные кластеры. Однако в экономическом отношении важнейшая роль социально-экономического развития сельского административного района принадлежит агропромышленному кластеру, который создаст экономическую основу как для развития района в целом, так и входящих в него других вышеназванных кластеров.
Агропромышленный кластер сельского административного района как кластерной организации представляет собой совокупность (объединение) производственно-взаимосвязанных между собой сельскохозяйственных, заготовительных организаций, предприятий местной перерабатывающей промышленности, агросервиса, финансовые учреждения и других организаций, обслуживающих
сельскохозяйственное производство, размещенных на территории административного района.
При этом агропромышленный кластер сельского административного района обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, их кооперации, формирования уникальных компетенций региона, обеспечивающих конкурентные преимущества и обладающих набором определенных характеристик, а также формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории.
При этом нами установлено, что существует три основные предпосылки необходимости устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации:
1. Возможность получать конкурентное преимущество от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких организаций ресурсов.
2. Географическая близость, обеспечивающая дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.
3. Концентрация предприятий в пределах одного административного района, что способствует распространению знаний и передового опыта ведения сельского хозяйства среди населения.
Исходя из этого, в целом устойчивое социально-экономическое развитие сельского административного района как кластерной организации должно обеспечить совершенствование сельского образа жизни, более полное выполнение селом его общенациональных функций - производственной, социально-демографической, культурной, рекреационной, экологической, социального контроля над территорией, сближение условий жизнедеятельности в городе и на селе.
Изучение специальной научной литературы [5, 8] и проведенные нами исследования, позволили выработать основные концептуальные положения, обеспечивающие устойчивое социально-экономическое развитие сельского административного района:
- формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономики сельского административного района в целом, регу-
лирования агропродовольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры;
- финансовое оздоровление и формирование эффективных, ры-ночноориентированных сельскохозяйственных организаций;
- стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей;
- диверсификацию деятельности сельскохозяйственных организаций;
- развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.);
- создание условий для получения сельскими жителями дохода от лесных и иных территориальных ресурсов;
- повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями;
- создание достойных условий жизнедеятельности, способствующих расширению престижности проживания в сельской местности;
- расширение доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований;
- расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микрокредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;
- развитие потребительской кооперации как части АПК и социально ориентированной экономической системы путем распространения на потребительскую кооперацию льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- развитие информационно-консультационной службы на селе.
Ожидаемый эффект от осуществления вышеуказанных концептуальных положений, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие сельского административного района как кластерной организации выразятся в следующем:
1. Повышение бизнес-доверия, улучшение кооперационных отношений между предприятиями и организациями сельского административного района
2. Оптимизация функционирования цепочек кооперационных связей
3. Экономический рост, повышение конкурентоспособности района, увеличение ВВП района и налоговых поступлений.
4. Улучшение социального и человеческого капитала района.
5. Развитие сельского административного района, улучшение качества жизни сельского населения, повышение привлекательности района.
6. Улучшение делового и инвестиционного климата в районе.
При этом устойчивое социально-экономическое развитие сельского административного района как кластерной организации должно достигаться путем разработки и осуществления научно-обоснованных прогнозов и перспективных планов развития отраслей производства района, оптимизации природопользования, повышения экологической стабильности его территории.
Заключение. Таким образом, исходя из проведенных исследований, можно заключить, что в процессе создания устойчивого социально-экономическом развития сельского административного района как кластерной организации необходимо его развивать как взаимосвязанную совокупность агропромышленного, здравоохранительного, образовательного, культурно-бытового, строительного и других социальных кластеров, где в экономическом отношении ведущее значение принадлежит агропромышленному кластеру, который создаст экономическую основу как развития района в целом, так и входящих в него других вышеназванных кластеров. При этом при формировании устойчивости социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации необходимо исходить из разработанных нами концептуальных положений его обеспечения.
Список литературы
1. Баутин, В. М. Термины и понятия устойчивого развития сельских территорий / В. М. Баутин // Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий: мат-лы круглого стола. - Белгород. - 2005. - С. 54-58.
2. Гусаков, В. Г. Стратегия устойчивого развития сельских территорий / В. Г. Гусаков // Известия нац. акад. наук. Сер. аграрных наук. - 2011. - №2. - С. 5-12.
88
3. Кемел, М. Государственное регулирование развития АПК и сельских территорий: Агропромышленный комплекс / М. Кемель // Устойчивое развитие KZ. - 2005. - № 9. -С. 37.
4. Кластер (экономика) // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Кластер. - Дата доступа: 10.11.2013.
5. Лексин, В. И. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. И. Лексин, А. Н. Швецов. - М.: Эдиториал УРСС, 2003 - 368 с.
6. Лукьянова, А. Н. Устойчивое развитие сельских территорий - основа повышения качества жизни сельского населения / А. Н. Лукьянова // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2010. - №10 (396) - С. 8.
7. Меренкова, И. Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика: автореф. дис. ...док. экон. наук: 08.00.05 / И. Н. Меренкова; Рос. сельхоз. акад. - Воронеж, 2011. - 50 с.
8. Чепурных, П. В. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации / П. В. Чепурных, А. В. Мерзлов, А. П. Антипов; под ред. П. В. Чепурных. - Иркутск: Изд-во ИГ СОРАП, 2000. - 82 с.
Информация об авторах
Колмыков Алексей Васильевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб) 8 (029) 196-85-63. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.10.2014 г.