УДК 631.1.017
АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО
РАЙОНА
А. В. КОЛМЫКОВ, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
ALGORITHM MECHANISM SUSTAINABLE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL ADMINISTRATIVE DISTRICT
A. V. KOLMYKOV, candidate of economic sciences, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье рассматриваются разработанные механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района и алгоритм его функционирования. Раскрыта их сущность, содержание и последовательность функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Приведены модели механизмаустойчивого социально-экономического развития сельского административного района и алгоритма его функционирования.
In article are considered the developed mechanisms of sustainable social and economic development of the rural administrative region and algorithm of its functioning. Their essence, the contents and sequence of functioning in market conditions of managing is opened. Models of the mechanism of sustainable social and economic development of the rural administrative region and algorithm of its functioning are given.
Введение. В условиях инновационного развития национальной экономики все более стратегическое значение приобретает устойчивость социально-экономического развития сельских административных районов Беларуси. При этом значимыми задачами современного периода устойчивого развития являются обеспечение высоких темпов роста валового национального продукта, наращивание эффективности производства и дости-
жение на основе этого высокого уровня и качества жизни сельского населения. Осуществление этих задач предполагает организацию устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов республики.
Однако в существующей научной литературе не разработан механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района. Имеются лишь отдельные публикации по механизму решения частных хозяйственных задач республики, поэтому целью данной работы является разработка механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района и алгоритма его функционирования.
Анализ источников. Изучение специальной литературы показало, что механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района является специфической производной хозяйственного механизма АПК. Эти вопросы в различных аспектах достаточно подробно раскрыты в работах Л. И. Абалкина, П. Г. Бунича, А. Гумерова, В. Г. Гусакова, В. В. Горлова, А. М. Кагана, А. Н. Лубкова, А. Н. Масюка, В. З. Мазлоева, П. Д. Половинкина и других авторов. Однако в этих работах не акцентируется внимание на механизме устойчивого социально-экономического развития сельского административного района.
Поэтому целью данной работы является разработка механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района и алгоритма его функционирования.
Методы исследования. Информационной базой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских и учебных учреждений, нормативные акты законодательных и исполнительных органов, статистическая информация о состоянии агропромышленного комплекса, личные исследования автора.
При проведении исследований использовались диалектический, абстрактно-логический, исторический, анализа и синтеза, индукции, дедукции, исторической аналогии, экономико-статистический и другие научные методы.
Основная часть. Изучение специальной литературы [5, 6, 7, 9, 2, 1], многолетних планов и материалов статистической отчетности о социально-экономическом развитии сельских административных районов, а также проведенные нами научные исследования [8, 10] позволили сформулировать понятие механизма устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов, определить его составляющие, выявить закономерности, задачи, принципы и критерии оценки социально-экономического развития сельских административных районов.
Нами установлено, что механизм устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов (МУСЭР) представляет собой сложную многогранную систему взаимосвязанных теоретических основ и методических положений, включающих закономерности, требования, принципы, совокупность рычагов, стимулов, критериев и факторов, а также экономический инструментарий, обуславливающий устойчивое социально-экономического развитие сельских административных районов.
Для построения модели механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района нами были разработаны теоретические основы данного механизма [10], включающие понятие, сущность, цели, задачи, закономерности, функции, требования, условия и критерии устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов.
В качестве основных рычагов механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района выступают: формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций, оптимизация сельского расселения и уровня социального обслуживания населения.
При этом формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций включает определение оптимального размера землепользования хозяйств; обоснование количества и оптимальных размеров производственных подразделений; расчет оптимальной потребности в трудовых и материальных ре-
сурсах; оптимизацию структуры и объемов отраслей производства предприятий с учетом оптимальных размеров землепользования и производственных подразделений; оценку экономической эффективности формирования оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций.
Оптимизация сельского расселения и уровня социального обслуживания населения предусматривает оптимизацию размещения и количества сельских населенных пунктов на территории района; обоснование оптимальных размеров агрогородков, центральных усадьб, хозяйственных центров сельскохозяйственных организаций, установление необходимого количества объектов социального обслуживания сельского населения в соответствии с нормативными стандартами, оценку эффективности оптимизации сельского расселения и уровня социального обслуживания населения.
Экономическим инструментарием данного механизма выступают: модели оптимального группового размещения сельских населенных пунктов; модели установления оптимальных размеров агрогородков, центральных усадьб, хозяйственных центров; модели обоснования оптимальных размеров землепользования сельскохозяйственных организаций с различной организационно-производственной структурой; модели обоснования оптимальных размеров землепользования внутрихозяйственных производственных подразделений и блочная экономико-математическая модель оптимизации структуры и отраслей производства сельскохозяйственной организации с учетом оптимальных размеров землепользования и производственных подразделений [8].
В качестве стимулов здесь выступают: значительное повышение эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций и уровня доходов сельских жителей, существенное улучшение их условий жизни, труда, быта и социального обслуживания.
Математический аппарат механизма включает математические зависимости, целевые функции, экономические формулы, применяемые для обоснования инновационных направлений ус-
тойчивого социально-экономического развития сельского административного района [10].
Важно отметить, что для оптимизации размеров землепользования сельскохозяйственных предприятий с различной организационно-производственной структурой, производственных подразделений и их хозяйственных центров, центральных усадеб и агрогородков по числу жителей нами разработаны соответствующие экономико-математические модели [8], экономический смысл которых заключается в нахождении таких размера землепользования сельскохозяйственных организаций, производственных подразделений, хозяйственных центров, центральных усадеб и агрогородков по числу жителей, при котором минимизируются удельные затраты.
Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что разработанный механизм должен обеспечить регулирование устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов. Исходя из чего систему и составляющие МУСЭР можно представить в виде разработанной нами модели, интерпретированной по критериям эффективности производства, целесообразного ресурсосбережения, устойчивого повышения уровня и качества жизни сельских жителей (рис. 1).
Составляющими механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района является система следующих блоков: организационно-производственного, финансово-экономического, информационного, законодательно-нормативного, ресурсного, концептуальных положений и экономического инструментария. Каждый из представленных блоков выполняет определенные функции в регулировании устойчивого социально-экономического развития сельского административного района. Так, блок концептуальных положений МУСЭР включает его понятие, соответствующие закономерности, требования, условия, принципы, стимулы и критерии, используемые в процессе регулирования устойчивого социально-экономического развития сельского административного района.
Механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района
±
Блок концептуальны х положений МУСЭР
Понятие МУСЭР
Закономерности
Требования
Условия
Принципы
Стимулы
Критерии
Организационно-производственный блок
Формы собственности Формы хозяйствования Структура, формы и условия организации производства и управнеппи
Диверсификация производства Модернизация технико-технологической базы Реструктуризация отраслей и производства
Интеграция и кооперация субъектов
Финансово-экономический блок
Прогнозирование и планирование Кредитная система Коммерческий расчет Маркетинг Экономическое стимулирование Система страхования Инвестирование Налоговая система Банковская система
Информационный блок
Бизнес-консультирование Маркетинговое обеспечение Статистическая отчетность
сельскохозяйственного предприятия Инструментарий земельного кадастра Планово-картографические материалы
Бизнес-план развития
сельскохозяйственного предприятия Сведения о расселении и размещении хозяйственных центров
Законодательно-нормативный бло
Правовое обеспечение Нормативные право
сериальных шш труда ■адирш ¡служивания
нормати трудовв затрат
ЗЕ
Блок экономического инструментария
1..деш ..птшпнщии рнмеров а заДий
1 меров
пр
М 1змеров
аг альных
ус ентров
РЫЧАГ 1: Формирование оптимальных размеров
сельскохозяйственных организаций
л л
устойчивое социально-экономическое развитие
СЕЛЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА
-1Г- ~
РЫЧАГ 2: Оптимизация сельского расселения и уровня социального обслуживания населения
Природно-климатические
Рельеф местности (уклоны)
Территориальные
Площадь и конфигурация территории района
Организационно-экономические
Специализация и
концентрация
производства
Интенсификация
Организационно-
производственная
структура
предприятия
Количество и
размеры
подразделений,
хозцентров
Структура
сельскохозяйственны хугодий
Структура посевных площадей основных
"НС
Ресурсный блок
Инфраструктурн ого обеспечения
Наличие и
состояние дорог
Энергообеспечение
Водоснабжение
Современные
средства связи и
транспорт
Хранение
продукции
Переработка
сельскохозяйственн
ого сырья
Снабжение и сбыт
Расселенчески е
Численность и
плотность
населения
Размеры и
размещение
населенных
пунктов и
хозяйственных
центров
Благоустройство
населенных
пунктов
Уровень
культурно-
бытового
ш:
Технические и технологическ ие
Энерговооружен ность и энергооснащенно сть
Фондообеспечен ность И
автоматизации и
механизации
производства
кадровые
Общая численность
н
х
Демографический состав населения Доля
трудоспособного
населения
Социальная
структура
населения
Наличие и уровень
квалификации
работников
Система
социальной защиты населения
Экологические
Экологизация
хозяйственной
деятельности
Экологическая
ситуация
Охрана
биологического
разнообразия
окружающей среды
Экологическое
восстановление
земель
Санитарная
очистка
территорий
земель Развитие
Критерий оптимальности: максимум валового дохода
рганизаци
Нор
-х
Рис. 1. Модель механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района Примечание: Схема разработана автором.
Организационно-производственный блок представлен как структурой, так и формами, условиями организации производства и управления, диверсификацией, модернизаций, реструктуризацией отраслей производства, интеграцией и кооперация субъектов хозяйствования.
Финансово-экономический блок включает методы ведения хозяйства и рычаги регулирования производственного развития, которые, находясь во взаимосвязи, экономически воздействуют на регулирование устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов.
В информационный блок входят необходимое бизнес-консультирование, маркетинговое обеспечение и данные о текущем социально-экономическом развитии районов.
Блок экономического инструментария включает необходимые экономико-математические модели, используемые для регулирования устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов.
В разработанный нами механизм также входит ресурсный блок, который характеризуется основными группами факторов, обуславливающих устойчивое социально-экономического развития сельских административных районов.
В систему МУСЭР нами включен законодательно-нормативный блок, содержащий соответствующую законодательную и нормативную базу.
Критерием оптимальности регулирования устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов выступает максимум валового дохода.
Выполненные нами исследования позволили разработать алгоритм функционирования модели механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района, который можно представить в виде определенной последовательности этапов (рис. 2).
На первом этапе функционирования механизма необходимо выполнить оценку текущего состояния социально-экономического развития сельского административного района, что осуществляется с использованием соответствующей системы индикаторов, которая включает сводные показатели социально-экономического развития сельских административных районов.
На втором этапе следует оптимизировать размещение и количества сельских населенных пунктов в районе. Для этого необходимо проанализировать сложившуюся систему размещения сельских населенных пунктов и привести ее в соответствие с перспективной крупной формой расселения с выделением оптимального количества аграго-родков, центральных усадеб и хозяйственных центров, в которых будут проживать подавляющее большинство сельских жителей района.
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития сельского административного
<<т>
Контроль соответствия учета местных условий хозяйствования в оценки состояния развития сельского административного района
2. Оптимизация размещения и количества сельских населенных пунктов в районе
Контроль соответствия перспективного количества сельских населенных пунктов с рациональной (групповой) системой расселения
да
3. Формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций в сельском районе
I
Контроль соответствия оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций и их численности с общей территорией сельского административного района
4. Установление оптимальных размеров агрогородков, центральных усадеб, хозяйственных центров
Контроль соответствия оптимальных размеров сельских населенных пунктов и их количества численности сельского населения района
5. Приведение соответствия уровня социального обслуживания сельских населенных пунктов к нормативным стандартам
-1 I
Контроль соответствия уровня социального обслуживания сельских населенных пунктов к нормативным стандартам
6. Оценка экономической эффективности установлении устойчивого социально-экономического развития сельского административного района
Анализ социально-экономического эффекта от проведенных мероприятий
N -и
Выполнение
Корректировка
Рис. 2. Алгоритм функционирования модели МУСЭР Примечание: Схема разработана автором.
да
да
Третий этап разработанного алгоритма предполагает формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций, включающее установление оптимальных размеров землепользований хозяйств с учетом их организационно-производственной структуры, обоснование количества и оптимальных размеров производственных подразделений, оптимизацию структуры и размеров основных отраслей производства предприятий на перспективу.
Установление оптимальных размеров землепользования хозяйств, их производственных подразделений, структуры и размеров основных отраслей производства предлагается выполнять по разработанным нами экономико-математическим моделям с учетом конфигурации землепользования хозяйства и подразделения, места размещения центральных усадеб и хозяйственных центров, степени кривизны дорог и сельскохозяйственной освоенности и распаханности территории [8].
На четвертом этапе устанавливаются оптимальные размеры агро-городков, центральных усадеб и хозяйственных центров по числу жителей.
Выполненные исследования позволили сделать вывод, что оптимальные размеры хозяйственных центров предопределяются площадями пахотных земель соответственно хозяйств и производственных подразделений.
Поэтому для увязки размеров агрогородков, центральных усадеб и хозяйственных центров соответственно с площадями хозяйств и производственных подразделений предлагается исходить из их оптимальных размеров по земельной площади, средней нагрузки пашни на одного работника хозяйства и градообразующих коэффициентов (учитывающих работников сферы обслуживания, несельскохозяйственное население, служащих предприятия и семейность) [8].
На пятом этапе проводится приведение соответствия уровня социального обслуживания сельских населенных пунктов к нормативным стандартам. Для этого в соответствии с оптимальным расселением сельского населения района определяется тип перспективных населенных пунктов и с учетом состава комплексов стандартного социального обслуживания устанавливается количество необходимых социальных объектов. Таким образом, повышается уровень социального обслуживания сельского населения района.
На завершающем этапе выполняется оценка экономической эффективности установления устойчивого социально-экономического развития сельского административного района и рассчитывается социально-экономический эффект от проведенных мероприятий.
Алгоритм функционирования модели механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района включает контроль соответствующих этапов и анализ выполнения поставленных задач. При необходимости предполагается осуществление корректировок.
Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района представляет собой сложную многогранную систему взаимосвязанных теоретических основ и методических положений, включающих закономерности, требования, принципы, совокупность взаимосвязанных рычагов, стимулов, критериев и факторов, а также экономический инструментарий, обуславливающие устойчивое социально-экономического развитие сельских административных районов.
2. Механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района объединяет в единую взаимосвязанную систему организационно-производственный, финансово-экономический, информационный, законодательно-нормативный, ресурсный блоки, а также концептуальных положений и экономического инструментария, обуславливающие устойчивое социально-экономического развитие сельских административных районов. Исходя из этого нами разработаны модели установления оптимальных размеров землепользования хозяйства, производственных подразделений, агрогородков, центральных усадеб, хозяйственных центров и основных отраслей производства.
3. Регулирование устойчивого социально - экономического развития сельских административных районов предлагается выполнять с использованием разработанного нами алгоритма функционирования МУСЭР.
Список литературы
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы / М-во сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.
2. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы / М-во сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь. - Минск: Беларусь, 2011. - 74 с.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак, 2004. -202 с.
4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 гг.: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 апр. 2011 г. № 1 [Электронный ресурс] (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г. - № 43. - 1/12462). - Режим доступа: http://brrb.by/ assets/upload/documents/Soc%20razvitie%202011-2015-11 %2004%202011%20%E2% 84%96136.pdf. - Дата доступа: 18.04.2015.
5. Горлов, В. В. Методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма в сельхозпредприятиях/ В. В. Горлов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. №10. С.17.
6. Гусаков, В. Г. Аграргная реформа и формирование рыночного хозяйственного механизма: автореф. дис... д-ра эконом. наук: 08.00.05/ В. Г. Гусаков; ВНИИЭСХ РАСХН. - М., 1994.- 42с.
7. Гусаков, В. Г. Стратегия устойчивого развития сельских территорий / В. Г. Гусаков // Известия нац. акад. наук. Сер. Аграрных наук. - 2011. - №2. - С. 512.
8. Каган, А. М. Формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций Беларуси: монография /А. М. Каган, А.В. Колмыков. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси. 2010.- 192 с.
9. Каган, А. М. Формирование рыночного механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе Беларуси: монография / А. М. Каган /// -Горки: БГСХА, 2004. - 256с.
10. Колмыков, А. В. Теоретические основы устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации / А. В. Колмыков / Проблемы экономики.: сб. науч. тр., 2014, Горки: Бело-рус.гос. с.-х. акад. Вып.1 (18). - С.83-93.
Информация об авторе
Колмыков Алексей Васильевич - кандидат экономических наук кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. +37580291968563, E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.04.2015 г.