педагогического опыта; профессиональные конкурсы как средство развития кадрового потенциала и т. д.
Преимущества модульного обучения заключаются в относительной гибкости и приспособленности к конкретным социокультурным, педагогическим, технологическим и организационным условиям; широком использовании методов самостоятельной работы будущих тьюторов, развитии их мотивационной сферы и потребностей в повышении квалификации.
Итоговым результатом подготовки тьюторов мы рассматриваем их тьютор-скую компетентность, под которой понимаем интегративное профессиональное
качество личности, позволяющее результативно осуществлять повышение квалификации своих коллег, способствовать росту профессионализма педагогов в районе. Целостность и системность тью-торской компетентности представлена совокупностью социальной, предметной и операциональной составляющих.
Таким образом, для того чтобы адекватно выстроить работу с педагогическими и управленческими кадрами по повышению их мастерства, тьютору нужно иметь некий обобщенный портрет обучаемого, знать о его мотивации, потребностях, ожиданиях, предпочитаемых формах, методах обучения и этапах становления профессионализма.
Поступила 18.04.08.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (в условиях педагогического колледжа)
О. В. Сафронова, преподаватель английского языка Астраханского социально-педагогического колледжа
Тенденции развития современных образовательных технологий прямо связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Разработанная автором педагогическая технология самоактуализации будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в условиях педагогического колледжа дает студенту возможность самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Концепция профессионально-педагогической направленности подготовки специалистов для современной школы предполагает необходимость целенаправленно вести будущих учителей к овладению основами мастерства, базирующегося на активном и глубоком знании предметов. Такие знания могут формироваться лишь на фоне положительного отношения студента к выбранной профессии. Задачи профессиональной подготовки должны быть не только понятны, но и осмысленны и ориентированы на формирование готовности студентов к творческой профес-
сиональной деятельности. Объем знаний, требующихся современному специалисту, возрастает, но срок обучения в колледже ограничен несколькими годами. Это значит, что надо интенсифицировать учебный процесс, целеустремленно формировать качества, необходимые специалистам, создавать новые образовательные технологии.
Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Тенденции развития современных образова-
© О. В. Сафронова, 2008
тельных технологий прямо связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Существуют различные подходы к определению педагогических технологий. В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б. Т. Лихачев и др. понимают их как средство, т. е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Согласно другому подходу (В. П. Беспалько, И. А. Зязюн, М. А. Чошанов и др.) педагогическая технология — это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на некотором алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. Представители третьей позиции (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев, М. Эраут и др.) под педагогической технологией подразумевают обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук. Наконец, сторонники многоаспектного подхода (М. В. Кларин, В. В. Давыдов, Г. С. Се-левко и др.) предлагают рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.
Множество подходов к определению педагогической технологии свидетельствует о том, что эта категория педагогики обладает большой степенью общности, обобщенности, стереоскопичности.
В течение столетий продолжается дискуссия о том, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент воспитания, который передается из поколения в поколение и которым можно овладеть так же, как любым другим инструментом; или же такого инструмента не существует, а воспитание — всегда насилие, творческое озарение и интуитивное постижение, влияние на мир другого человека1. Этот спор продолжается и сегодня. С одной стороны, мы видим отказ от самого понятия «педагогическая технология» (оно
якобы низводит человека до объекта педагогического воздействия), а с другой — преднамеренное подчеркивание процесса, преследующего цель воспитать личность с заранее заданными свойствами.
Создатели направления «педагогика творчества» считали преступной саму попытку с помощью технологии воздействовать на живую и неповторимую личность ребенка. Они утверждали, что манипуляция его душой с помощью искусственно разработанных, заранее планируемых средств является вивисекцией и должна преследоваться как преступное действие. Сколько личностей, столько и средств воспитания, поэтому создать педагогическую технологию как отмычку к душе ребенка невозможно.
Значение вопросов педагогической технологии стало подчеркиваться созданием специальных учреждений, занимающихся их разработкой. Объясняя появление педагогической технологии как самостоятельной области, заметим, что бурное развитие технической мысли по созданию новых средств обучения обнаружило отставание педагогической идеи. Таким образом, возникла задача приведения педагогических методов в соответствие с технической избирательностью и потребовался пересмотр педагогических подходов к учебному процессу.
Педагогические технологии — особый вид профессиональной деятельности. Овладение технологией доступно людям, обладающим определенными личностными и деловыми качествами и творчески относящимся к этой деятельности. Фактически каждый педагог формирует сам себя в процессе овладения новой технологией. Многие современные зарубежные и отечественные ученые определяют педагогическую технологию как область знания, предназначенную для облегчения обучения путем систематического выявления, развития, организации и использования всего комплекса обучающих средств, а также путем управления этими средствами.
В современной науке дидактический аспект педагогической технологии рассматривается в работах В. П. Беспалько, И. С. Дмитрика, М. В. Кларина и др. В трудах В. М. Коротова, В. Ю. Питю-кова, В. А. Сластенина затрагивается ее воспитательный аспект, связанный с обнаружением у педагога системы профессионально значимых умений по организации педагогического воздействия. Проблеме формирования личности учителя, ее духовного и профессионального становления посвящены работы Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, В. В. Горшковой и др.
К исследованию специфических особенностей педагогической технологии в учебном процессе обращались М. Ж. Арстанов, Н. В. Бочкина,
О. В. Долженко и др. Обосновывая необходимость овладения педагогической технологией, авторы подчеркивали, что реализация технологического решения всякий раз опосредуется личностью учителя и обеспечивает практическое воплощение и результативность педагогической работы.
Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя-воспитателя заложен в трудах А. И. Арсеньева, Н. И. Болдырева, Ф. Н. Гоноболина и др.
Исходными при формировании технологии развития процесса самоактуализации являются следующие положения:
— педагогическая технология должна осуществлять интеграцию учебной и профессиональной деятельности обучаемых;
— педагогическая технология должна стимулировать профессионально-педагогическое и личностное самоопределение и саморазвитие студентов.
Разрабатываемая нами с опорой на исследования В. П. Беспалько, А. Б. Воронцова, М. В. Кларина, А. А. Леонтьева, Г. С. Селевко и др. технология самоактуализации студентов в процессе профессиональной подготовки базируется на нескольких методологических подходах, в том числе личностно ориентированном.
Технология включает в себя 4 блока, содержание которых представлено ниже.
Блок педагогических задач самоактуализации: а) «предмет» — развитие самоактуализации как наивысшей потребности в творчестве; б) «процесс» — особая специфическая деятельность, направленная на активное и сознательное проявление творческих способностей (механизм самоактуализации отражает переход потенциальных возможностей в актуальные); в) «продукт» — неповторимое своеобразное сочетание творческих способностей студента.
Блок способа самоактуализации:
а) «средства развития» — содержание программ, методические и учебные пособия, информационные мультимедийные средства обеспечения образовательного процесса; «средства построения» — педагогическая диагностика, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент; б) «методы самоактуализации» — организация и использование в процессе обучения различных форм сотрудничества между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, групповые формы обучения и т. п.); применение активных методов, методов развития творческой деятельности.
Блок условий: а) внутренние условия — индивидуальные особенности, сен-ситивность, физическое и психическое состояние ребенка; б) внешние условия — направленность учителя на проектирование индивидуальной творческой траектории развития учащегося; обеспечение психологической безопасности образовательной среды; в) информационные условия — концепции и программы развития учреждений образования и т. п.
Блок оценки и коррекции: методы диагностики и коррекции результатов, обеспечивающие управляемость процесса самоактуализации.
Важно отметить, что прогрессивное развитие индивидуальности студента, сохраняющей самотождественность, в период профессиональной подготовки осуществляется под воздействием внеш-
11111111111* № 3,
ней и внутренней индивидуальности поэтапно. Эти этапы определены нами следующим образом: осознание, преобразование, объединение.
Содержание этапа осознания составляют самопонимание студентом индивидуальности и понимание его индивидуальности преподавателем. Осознание своего «Я», осуществленного и потенциально возможного, в процессе подготовки создает условия для самораскрытия будущего учителя. Результатом этого этапа является формирование у студента представления о себе как субъекте педагогической деятельности, мотивации к ее осуществлению и приобщению к педагогической практике. Рефлексия, направляющая результаты самопонимания на развитие самосознания и усложняющая внутренний мир будущего учителя, становится причиной перехода к более высокому уровню развития индивидуальности и влияет на построение позитивной жизненной перспективы.
Этап преобразования, соответствующий саморазвитию, характеризуется появлением вектора «от студента», а также его желанием сделаться лучше. Основу содержания педагогического образования на данном этапе должно составлять овладение средствами и методами самообразования и профессионального саморазвития. Стандарт педагогического образования может рассматриваться на уровне способностей, способов мышления, стремления к проектированию, реализации и самоанализу педагогической деятельности.
Этап объединения, характеризующийся интеграцией индивидуальности и иерархии педагогических ценностей и смыслов, соответствует периоду самоактуализации студента. Результат этого этапа — появление основ индивидуального стиля, что может способствовать созданию собственной концепции педагогической деятельности.
В дидактике и методике при переходе от простой типологии к понятию развертывающейся системы упражнений
мы определили систему задач, направленную на развитие самоактуализации студента в процессе профессиональной подготовки и отвечающую следующим требованиям:
1) полнота, наличие задач на все способы деятельности, включая мотивационные;
2) наличие ключевых задач (группировка задач в узлы вокруг объединяющих центров — задач, в которых рассматриваются способы деятельности, применяемые при решении других задач и имеющие принципиальное значение);
3) связность (вся совокупность задач представляется связным графом, в узлах которого находятся ключевые задачи, выше них — подготовительные и вспомогательные);
4) возрастание трудности на каждом уровне (трудность задач постепенно нарастает, повышаются требования к быстроте, качеству вариативности решений, к их доказательности и обоснованности);
5) целевая ориентация (для каждой задачи определены ее место и назначение в блоке уроков);
6) психологическая комфортность (система задач учитывает наличие разных темпераментов, доминирующих видов памяти и восприятия студентов).
Отметим, что большинство предложенных заданий — задания «открытого типа», т. е. имеющие множество решений. Благодаря этому развиваются воображение, мышление учащихся, самостоятельность при выполнении задач.
Педагогическая технология самоактуализации студента в процессе профессиональной подготовки, безусловно, относится к личностно ориентированным, но синтезирует в себе особенности гуманно-личностных технологий, технологий сотрудничества и свободного воспи-тания2. Реализация данной технологии позволит воплотить идеи гуманизма, а также обеспечить, с одной стороны, обязательное условие опыта творческой деятельности, а с другой — возможность самостоятельно выйти за пределы стан-
дартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной нами на базе Астраханского социально-педагогического колледжа, была создана и внедрена в процесс профессиональной подготовки технология обучения самоактуализации личности будущего учителя, ориентированная на студентов различного уровня самоактуализации. Ее структура является трехзвенной, в роли ключевых компонентов выступают звенья методического, организационно-технологического и информационно-программного сопровождения. В основу обучения положено планирование поэтапного ввода будущего учителя в процесс самоактуализации путем разработки и внедрения спецкурса по проблеме «Самоактуализация личности будущего учителя». В определении его содержания мы исходили из того, что каждый студент должен успешно овладеть целостным опытом профессиональной деятельности в индивидуальнонеповторимом сочетании его основных компонентов, без чего процесс самоактуализации личности будущего педагога становится невозможным. Таким образом, важность индивидуально-творческого развития, самоактуализации личности будущих педагогов обусловлена личностно-неповторимым характером усвоения культуры, профессионального опыта, опыта творческой деятельности.
Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятель-
ность обучающего и обучаемого с использованием разнообразных методов и приемов активизации данной технологии, личностно ориентированных методов, реализующих высокую рефлексивную активность участников педагогического процесса; с учетом оптимального сочетания индивидуальных и коллективных начал в формах организации обучения самоактуализации; индивидуализации подготовки молодого учителя к самоактуализации.
Повышение уровня развития профессионально-педагогической направленности и самоактуализации личности может быть достигнуто, если в процессе профессиональной подготовки будут созданы условия для развития личности студентов: включение их в научно-исследовательскую и проектную деятельность; педагогическая поддержка, направленная на сохранение, развитие и интериоризацию всего, что может дать общее и профессиональное образование, и общее усовершенствование процесса подготовки учителя, которая содействовала бы не только профессиональному становлению, но и развитию нравственности, самоактуализации каждой отдельной личности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
2 См.: Маслоу А. Самоактуализация / А. Мас-лоу // Психология личности : тексты / под ред. А. А. Пузырея. М., 1982. С. 108—118.
Поступила 23.06.08.