Научная статья на тему 'Опыт реализации педагогической поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза'

Опыт реализации педагогической поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / SELF-ACTUALISATION / THE MECHANISM OF SELF-ACTUALISATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / THE MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеева Этери Павловна

В статье на основе анализа философского, психологического, педагогического подходов к пониманию сущности самоактуализации представлены механизм и основные компоненты самоактуализации учителя на этапе его профессиональной подготовки, модель педагогической поддержки самоактуализации студентов и условия ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of realizing pedagogical support to students` self-actualisation at a higher education establishment

In the article the author uses philosophical, psychological, pedagogical approaches to understanding the concept «self-actualization». Mechanisms and main components of self-actualization of a teacher in the course of his/her professional preparation are presented. The model of pedagogical support to students` self-actualisation and the conditions of its realization are revealed.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации педагогической поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза»

ББК 74р30+88.37 УДК 378.016+159.923 Б 19

Э.П. БАКШЕЕВА

E.P. BAKSHEEVA

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДВУЗА

THE EXPERIENCE OF REALIZING PEDAGOGICAL SUPPORT TO STUDENTS' SELF-ACTUALISATION AT A HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

В статье на основе анализа философского, психологического, педагогического подходов к пониманию сущности самоактуализации представлены механизм и основные компоненты самоактуализации учителя на этапе его профессиональной подготовки, модель педагогической поддержки самоактуализации студентов и условия ее реализации.

In the article the author uses philosophical, psychological, pedagogical approaches to understanding the concept «self-actualization». Mechanisms and main components of self-actualization of a teacher in the course of his/her professional preparation are presented. The model of pedagogical support to students' self-actualisation and the conditions of its realization are revealed.

Ключевые слова: самоактуализация, механизм самоактуализации, педагогическая поддержка, модель педагогической поддержки.

Key words: self-actualisation, the mechanism of self-actualisation, pedagogical support, the model of pedagogical support.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется востребованностью атрибутивных качеств человека - его адаптивной активности и способности к саморазвитию своей индивидуальности, его способности к полноценному проживанию каждого этапа жизни в условиях возможной смены социальных общностей, профессиональной деятельности. Обостряется феномен «выживаемости» человеческого в человеке, его способности создать себя и мир по законам красоты и нравственности, т.е. способности к духовной жизни. Как никогда, обостряется проблема времени: не столько вчера и не столько завтра, потому что «завтра всегда поздно» (Ф. Сарагоса), а «здесь и теперь», ибо именно настоящий момент определяет качество человеческой жизнедеятельности, человеческая переменная становится фактором созидания.

В подобной ситуации миссия высшей школы, в том числе и педагогической, охватывающей наиболее мотивированную на развитие молодежь, -в обеспечении условий (педагогической поддержки), способствующих созреванию и творческой самоактуализации личности. Между тем, социальные схемы, остающиеся пока основой отбора содержания образования, сдерживают зарождающиеся тенденции педагогической поддержки развития самоактуализаци-онных основ личности в образовательном процессе.

Новая цель, поставленная перед школой и вузом, требует сочетания необходимой базы знаний с непривычными, смыслопорождающими средства-

ми их получения. Наиболее полно пути достижения такого синтеза знаний со смыслотворчеством, развивающим личность за счет внутренних источников, представлены в парадигме личностно ориентированного образования, концептуальные основы которого мы находим в трудах виднейших представителей современной педагогики и психологии. Исследование данной проблемы осуществляется по комплексу направлений: личность в социуме (А.В. Вершловский, И.С. Кон, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл), механизм развития личностных функций обучаемого (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн), функционально-когнитивные и личностные компоненты в образовании (П.Я. Гальперин, М.В. Гамезо, В.П. Зин-ченко, В.А. Крутецкий, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин).

Образование, ориентированное на личность в процессе ее свободного развития, предъявляет особые требования к современному педагогу, характеру его профессиональной подготовки и индивидуально творческой направленности. Ранее считалось, что уровень квалификации специалиста определяется лишь теми знаниями и умениями, которые были получены в процессе обучения. Но исследования (Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.) показали, что даже высокая степень усвоения знаний и умений существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. Важную роль в этом процессе играют не только характеристики познавательных процессов, но и индивидуально-типологические особенности личности, ее мотивация, потребность в личностном и профессиональном росте, самоактуализации.

Однако личностная потребность в саморазвитии нуждается в организованной педагогической поддержке гуманистического типа. Попытки реализации такой поддержки зачастую порождают несоответствие провозглашенной гуманистической цели используемым для ее достижения не всегда гуманным средствам обучения. Суть проблемы состоит в том, что современный образовательный процесс включает в себя неоднозначные и зачастую разнонаправленные компоненты. С одной стороны, в нем представлено регламентированное содержание образования, в освоении которого учащимися и студентами заинтересовано государство (совокупность знаний об окружающем мире, культуре и науке, профессии, правовых нормах и т.д.). С другой стороны, эти знания должны способствовать осознанию студентами своего личного места в жизни, помогать их личностному самоопределению, профессиональной и социальной самореализации. В целом, на уровне актов об образовании последнего десятилетия признается острейшая потребность государства в творческих личностях.

Образовательная цель подготовки творческих личностей, разработанная в рамках самоактуализации, требует обращения к механизму такого перевода внешних по отношению к субъектам образовательного процесса знаний в сферу их потребностей, при котором процессы самоактуализации получали бы личностную мотивационную опору. Однако сама идея самоактуализации пока еще не достаточно убедительно представлена в теории и практике высшего педагогического образования. Несмотря на имеющиеся разработки, идее процессуальной самоактуализации студентов в педвузе посвящены единичные исследования, а педагогическая поддержка самоактуализационных основ личности в образовательном процессе педвуза практически не стала предметом специальных исследований.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме самоактуализации личности показал, что имеются различные трактовки самого понятия и наблюдается чрезмерная вариативность в понимании механизма развертывания процесса самоактуализации.

Философский аспект рассмотрения проблемы самоактуализации личности связан с пониманием данного феномена как целостного процесса во взаимодействии таких его сторон, как внутреннее и внешнее, материальное и идеальное, субъективное и объективное (Н.Н. Бабыкина, М.А. Недашковская, А.А. Цыренова, А.В. Шинкин и др.). Наиболее значимыми для нас являются подходы философов к объяснению механизма самоактуализации (Л.Я. Голубчиков, Г.И. Волынка, А.А. Идинов, М.А. Недашковская и др.). Исследуя данное явление, они выделяют особый комплекс личностных функций, которые удовлетворяют взаимосвязанным качествам проективности и рефлексивности. Единство последних представляет собой функциональный комплекс, в который входят когнитивные образования (самосознание, самопознание, самоопределение), факторы управленческого характера (самооценка, самоконтроль, саморегуляция) и интегративные процессы сознательного становления личности субъектом социально значимой деятельности (самовоспитание, самообразование, саморазвитие).

В процессе самоактуализации происходит опредмечивание основных форм активности индивида (деятельности, общения, сознания) посредством самообучения, самовоспитания и самообразования, которые осуществляются как в соответствии с потенциями индивида, так и исходя из внешних условий (уровня знаний, воспитанности общества и др.). Удовлетворяя потребность в самоактуализации, человек обращается, прежде всего, к себе, к своим сущностным силам, выступая при этом объектом и субъектом развития. Разрешая противоречия между требованиями со стороны окружающей социальной среды и уровнем развития себя как личности, человек самосовершенствуется.

В психологической науке феномен самоактуализации становится самостоятельным предметом исследования. Так, в трудах представителей зарубежной гуманистической психологии (К. Гольтшейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, В. Штерн и др.) данное явление изучалось в нескольких аспектах: как мотив (тенденция личности), процесс (механизм саморазвития), эпизод (переживание ценностей бытия), результат (самоактуализирующиеся личности).

Современная отечественная психология осмысливает самоактуализацию преимущественно через категорию социально значимой деятельности, которая носит предметный характер, объяснение сущности самоактуализации дается через характеристику таких принципов деятельностного подхода, как интериоризация - экстериоризация, механизм усвоения общественного опыта и детерминизм, преломление внешнего через внутреннее (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский и др.).

Отметим, что в современных исследованиях делается акцент на моти-вационном аспекте самоактуализации, определяющем стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных способностей. Теоретически обосновано, что данное стремление детерминирует сам процесс актуализации потенциальных особенностей личности. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной психологический механизм саморазвития личности. Среди качественных особенностей этого механизма выделяют осознание, адекватность и активность как специфические состояния личности, характеризующие ее самопроявление

[2, с. 57]. Самоактуализация обусловлена, с одной стороны, имманентным процессом перехода потенциального в актуальное (ростом изнутри), а с другой - взаимодействием человека с окружающим миром. Внутренний процесс, отражаясь в социальном функционировании личности, выступает как внешний [1, с. 253].

На основе вышеизложенных положений мы определяем самоактуализацию как процесс мотивированного, осознанного, адекватного и активного самопознания и самопроявления личности.

Педагогический уровень рассмотрения проблемы самоактуализации предполагает разработку содержания, средств и условий, стимулирующих процессы самоактуализации личности. В связи с этим мы считаем целесообразным рассматривать данную проблему в контексте педагогической поддержки.

Понятие «педагогическая поддержка» (pedagogical support) вошло в активный словарь педагогики сравнительно недавно, хотя его довольно часто используют зарубежные исследователи при характеристике процессов индивидуального развития (К. Валстром, К. Мак-Лафлин, П. Зваал, Д. Романо). В отечественную педагогику это понятие было введено Н.Б. Крыловой и получило развитие в работах О.С. Газмана, который рассматривал педагогическую поддержку как профессиональную деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем [3, с. 13]. Мы рассматриваем данный термин в контексте личностно ориентированного подхода к образованию. В этом ключе под педагогической поддержкой мы понимаем систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека и включающую помощь субъектам образовательного процесса в преодолении социальных (в том числе профессиональных) и личностных трудностей.

Предметом дискуссии остается вопрос о том, что следует «поддерживать» в растущем человеке. Опираясь на авторитетное мнение авторов «Психологии человека» Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, мы считаем, что поддерживать и развивать следует субъектность, т.е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизни, и индивидуальность.

Идеи педагогической поддержки не получили своего развития в теории и практике высшей профессиональной (в том числе педагогической) школы. Между тем, по мнению психологов, социологов и педагогов, период студенческой жизни является самым проблематичным в жизненном цикле человека. Анализ литературы позволил нам условно выделить две группы студентов:

1) студенты, которые обрели способность к саморазвитию (до вуза или до встречи с преподавателем) и требуют особой организации учебного процесса, сферы для реализации своего уже сложившегося творческого потенциала;

2) студенты, которые сталкиваются с глубокими личностными проблемами и нуждаются в особом по содержанию и организации педагогическом взаимодействии.

Таким образом, обе группы студентов нуждаются в педагогической поддержке и помощи. При этом содержание помощи будет разным, а технологические этапы одни и те же (диагностический, поисковый, договорный, содержательно-процессуальный, рефлексивный).

Нами также проанализированы противоречия и парадигмы традиционной системы профессиональной подготовки учителя и выделены ведущие принципы гуманизации профессионального обучения студентов педвуза (культурологический, аксиологический, личностно-деятельностный, полисубъектный, индивидуально-творческий), позволяющие создать условия для перевода способностей личности в реальные личностные и профессиональные качества,

т.е. условия для общей и профессиональной самоактуализации. Под профессиональной самоактуализацией нами понимается стремление личности к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых личностных особенностей, адекватному и активному их использованию в учебно-профессиональной деятельности с учетом требований, предъявляемых специалисту.

Общая и профессиональная самоактуализация личности будущего учителя может осуществляться как спонтанный процесс (Е.В. Андриенко), но это, на наш взгляд, и управляемый процесс, представляющий собой единство мягкого педагогического руководства (педагогической поддержки) и самодеятельности студентов в развитии собственной личности. На основе данного положения теоретически построена и затем проверена в экспериментальной работе модель педагогической поддержки самоактуализации студентов. Согласно данной модели, педагогическая поддержка направлена на создание условий, способствующих проявлению личностных функций субъектов образовательного процесса, обусловливающих развитие ценностных ориентаций, мотиваци-онных диспозиций учителей, их профессионально-педагогической направленности, самосознания, саморегуляции и опыта самосовершенствования, являющихся факторами самоактуализации. При этом функции преподавателя (информация, стимулирование, регулирование и др.), направленные на активное использование положительной силы самоактуализации, актуализируют личностные функции студента (усвоение, самопознание, саморегуляция, самопрограммирование, самоанализ, самоконтроль и др.), управляющего собственным развитием.

Изучение и анализ педагогической литературы по проблеме самоактуализации позволили нам выделить механизм и основные компоненты самоактуализации учителя на этапе его профессиональной подготовки. В качестве основных теоретических предпосылок нами были использованы теория профессиональной самоактуализации учителя (В.А. Сластенин, Е.В. Андриенко), концепция самоактуализации (А. Маслоу), подходы философов к пониманию механизма самоактуализации (М.А. Недашковская, А.А. Идинов, И.Г. Волынка).

Механизм самоактуализации включает в себя содержательно-смысловой (развитие потребностей, мотивов, интересов) и процессуальный (этапы: информационный, актуализирующий и моделирующий; средства: самопознание, самооценка, самопрограммирование, самопроявление) аспекты. Выделены следующие структурные компоненты профессиональной самоактуализации: мотивационный, гностический, регулирующий, процессуально результативный, которые находятся в тесном взаимодействии и образуют целостную динамическую систему. Выявление сущности самоактуализации еще не дает ответа на вопрос, какие потенциальные особенности студента - будущего учителя имеют функциональную значимость и должны быть выявлены в процессе профессиональной подготовки. Долженствование определяется следующими условиями. Выявляются потенциальные особенности, которые, во-первых, важны для педагогической деятельности как сферы проявления личности; во-вторых, влияют непосредственно на деятельность; в-третьих, могут быть предметом педагогического прогноза.

На основе данных положений и в соответствии с заложенными в них требованиями были определены в качестве потенциальных особенностей, имеющих функциональную значимость, педагогические способности, под которыми мы понимаем индивидуальные психологические особенности личности, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителю, и определяющие тем самым успешное овладение педагогической деятельностью. Ими стали когнитивные, аналитические, проективные, рефлексивные, эмпатические способности.

В процессе выбора мы учитывали личностно ориентированный аспект означенных способностей, поскольку рассматривается проявление личности: именно способности служат фундаментальным основанием для разнообразных проявлений личности. Мы предположили, что поскольку развитие педагогических способностей осуществляется в условиях самоактуализации, признаки их прогрессивного изменения можно рассматривать как показатели эффективности условий самоактуализации. Данные позиции легли в основу педагогического эксперимента, проведение которого позволило получить убедительные доказательства эффективности педагогических условий, направленных на поддержку самоактуализационных основ личности и способствующих проявлению личностных функций субъектов образовательного процесса, обусловливающих развитие ценностных ориентаций, мотивационных диспозиций будущих учителей, их профессионально-педагогической направленности, самосознания, саморегуляции и опыта самосовершенствования, являющиеся факторами самоактуализации. Под условиями понимаются факторы, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы (модели педагогической поддержки самоактуализации студентов). К данным условиям мы относим: обеспечение субъектной позиции и креативности студентов; применение системы дидактических средств: содержательных (отбор и субординация педагогических знаний с выделением ценностей самоактуализации), процессуальных (проблематизация содержания образования, работа с личностно ориентированными задачами, выполнение заданий по самопознанию, самооценке, самопрограммированию), коммуникативных (педагогические ситуации, в которых реализуются эмпатические, рефлексивные способности, диалогичность); развитие рефлексивной позиции и диалогового взаимодействия преподавателей и студентов, позволяющие им полноценно реализовать личностные функции; профессионализация учебного процесса и развитие педагогического менталитета студентов; внедрение в образовательный процесс диагностики и самодиагностики; выявление основных препятствий самоактуализации студентов и построение учебной ситуации в контексте данных препятствий. Кроме того, отметим, что, создавая условия для общей самоактуализации, можно добиться успехов в развитии у студентов профессионально значимых личностных свойств, в частности, педагогических способностей. Следовательно, в условиях профессиональной подготовки общая самоактуализация приобретает характер профессиональной самоактуализации.

Результаты исследования, а также многолетний опыт нашей работы подтверждают возможность и необходимость применения идей педагогической поддержки в условиях профессиональной педагогической подготовки студентов в вузе, при этом усилия педагога должны быть направлены, с одной стороны, на трансформацию образовательной среды догматического типа в личностно ориентированную среду, позволяющую субъектам образовательного процесса наиболее полно реализовать личностные функции, с другой - на оказание помощи студентам в формировании позитивного, эмоционально-ценностного отношения к себе, педагогу необходимо помочь студентам научиться видеть, понимать и уметь опираться на свои достижения.

Литература

1. Сластенин [Текст]. - М.: Издательский Дом МАГИСТР - ПРЕС, 2000.

2. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. -М., 1994.

3. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. -М., 1996. - Вып. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.