Литература
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 573 с.
2. Москалев М.В. Стратегическое развитие экономического потенциала и конкурентоспособности субъектов аграрного сектора региона: Монография. - СПб: СПбГАУ, 2015.-244 с.
3. Create your marketing strategy // Info entrepreneurs. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.infoentrepreneurs.org/en/guides/create-your-marketing-strategy
4. Москалёв С.M. Особенности выбора и освоения эффективных маркетинговых стратегий // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - №1(46).
5. Аверьянова В.Ф., Виноградова Т.Г. Формирование инфраструктуры продовольственного рынка: Монография. - СПб: СПбГАУ, 2010. - 164 с.
Literatura
1. Bagiev G.L., Tarasevich V.M. Marketing: Textbook for universities. Third edition. - SPb: Piter, 2010 - 573pgs.
2. Moskalev M.V. Strategic development of economic potential and competitiveness of the subjects of the agrarian sector of the region: Monograph. - SPb: SPbSAU, 2015. - 244 pgs.
3. Create your marketing strategy // Info entrepreneurs. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.infoentrepreneurs.org/en/guides/create-your-marketing-strategy
4. Moskalev S.M. The peculiarities of selection and development of effective marketing strategies // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2017. - №1(46).
5. Averianova V.F., Vinogradova T.G. Food market infrastructure development: Monograph.- SPb: SPbSAU, 2010.- 164 pgs.
УДК 332.1
Аспирант P.H. ЛУЧКОВСКИЙ
(СПбГАУ, luch.rodion i7 mail.ru)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого стратегического развития отечественного аграрного производства на территориально-отраслевом уровне каждого регионального субъекта.
Цель исследования заключается в системе эффективных инструментов и методов управления стратегического развития субъектов аграрного сектора экономики региона, развивающих их потенциал и повышающих уровень конкурентоспособности в целом.
Материалы, методы и объекты исследования. Объектом исследования были выбраны хозяйствующие субъекты аграрного сектора Ленинградской области и региональные агропродовольственные рынки. Предметом исследования выступают механизмы регулирования стратегического потенциала аграрного сектора экономики.
Теоретической и методологической основой исследования послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных и зарубежных экспертов и специалистов по
приоритетным проблемам развития стратегического потенциала и его регулирования экономики в целом и субъектов аграрного сектора в частности.
В ходе изучения проблемы были выявлены низкие темпы развития региональных производственных и социальных систем, позволяющие утверждать, что у территориально-отраслевых государственных органов пока нет целостной концепции и стратегии комплексного развития большинства регионов страны. Для динамично меняющихся условий не отработаны схемы и методы преобразований, которые должны охватывать не только производительные силы и рыночные отношения, но и морально-психологический климат, формирующий социальные ориентиры и трудовую мотивацию населения. В оценках стратегического развития пока крайне незначительно учитываются возможности региональной, межрегиональной кооперации и разделения труда. При этом узкая специализация производства ряда регионов, особенно в тех отраслях, которые оказались кризисными, заметно усугубляет тяжелое экономическое и социальное положение территорий.
Типы регионов, их структура и специализация формируются по доминирующему размещению на территории хозяйствующих субъектов определенной направленности. Положение, значимость и профиль региона зависят, как правило, от мощности и пространственного размещения хозяйствующих субъектов и их взаимосвязей. Экономические и организационно-технологические связи в свою очередь обусловлены эффективностью местной кооперации и разделения труда, состоянием рыночной конъюнктуры в целом.
Сложившиеся в стране к настоящему моменту территориальные формирования (муниципальные образования) могут в самом общем виде классифицироваться как: аграрные, аграрно-промышленные и промышленные. Эффективность их развития и функционирования во многом зависит не только от наличия ресурсов, но и от особенностей развития поселенческой системы и ее взаимодействия с граничащими территориями (рис.).
Пространственное устройство страны организовано таким образом, что субъект (регион) страны является основной административно-территориальной единицей, где реализуются все локальные социальные и экономические отношения, формируемый здесь территориально-отраслевой комплекс должен обеспечивать удовлетворение региональных социально-экономических потребностей и интересов. В связи с этим доминантой процесса развития территориально-отраслевых комплексов должно являться оформление статуса как рационального и относительно самостоятельного субъекта, интегрирующего и гармонизирующего все территориально-отраслевые интересы и связи на базе рыночных принципов экономической организации и самоуправления. Потенциал территориально-отраслевого комплекса в подобном контексте призван гарантировать устойчивое и синхронное развитие входящих в него субъектов, иметь четкие прогнозные ориентиры и набор эффективных не только рыночных, но и социальных стратегий.
Оценивая территориально-отраслевой комплекс региона с макроэкономических позиций, можно видеть его в качестве основного фрагмента управляемой подсистемы регионального уровня, где стимулирующее и блокирующее воздействие факторов оказывает косвенное влияние, через систему регионального производства в целом. С уровня микроэкономического подхода территориально-отраслевой комплекс региона может оцениваться как интеграция взаимозависимых и взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и субъектов социальной инфраструктуры в ходе решения задач стратегического развития конкретной территории.
Рис. Общая концептуальная схема формирования территориально-отраслевого потенциала аграрного
сектора экономики
Следует отметить, что современная конструкция пространственного развития страны все еще формируется стихийно, без прогнозных и стратегических параметров. Такая ситуация и ее динамика провоцирует развитие «губящей конкуренции» между субъектами за инвестиции и инновации, деформирующими и даже блокирующими процессы выравнивания социально-экономической дифференциации территорий, которые начинают заметно отличаться по уровню конкурентоспособности.
Реализация целей предпринятого исследования предполагает анализ влияния региональных факторов на развитие территориального потенциала, позволяющего ускорять динамику агропромышленного комплекса и аграрного рынка. Принципиальной особенностью агропромышленного сектора экономики является то, что он формируется и развивается в зависимости от природно-климатических условий, наличия материальных и трудовых ресурсов, территориальной специализации.
Результаты исследования. Проведенные исследования позволяют утверждать, что каждый отечественный регион (МО) как уникальный субъект с только ему присущими социальными, экономическими, мотивационными и поведенческими особенностями
населения определяет с большой степенью достоверности и объективности количественное и качественное состояние и стратегические перспективы его агропромышленного комплекса.
Заметим, что, при решении проблем в пространственном аспекте, появляются возможности комплексного и системного изучения и регулирования технологических, биологических, социальных и даже спонтанных процессов, а также обеспечения полиструктурности субъекта, предполагающую взаимодействие разных систем, представляющих различные виды деятельности в аграрном секторе экономики. Все это вместе позволяет синхронизировать процессы специализации и интеграции производства, создающих предпосылки для технического объединения разнофункциональных и узкоспециализированных хозяйственных структур. Отсюда система управления развитием регионального территориально-отраслевого комплекса не должна формироваться в направлении узкофункциональной узкоспециализированной ориентации. Поскольку многообразие задач данного комплекса не сводится только к производству продовольствия и сырья, предполагая, при этом и регулирование социально-демографических процессов, формирующих соответствующий нормативный уровень среды жизнедеятельности местного населения.
Результаты системного анализа показывают, что при модернизации территориально-отраслевого комплекса следует учитывать и основные закономерности его хозяйственных связей, среди которых можно выделить:
- зависимость от сбалансированного и согласованного развития материально-технической базы всех звеньев комплекса (включая инфраструктурные);
- неравномерность и сезонность связей, вызывающих снижение или повышение интенсивности оборота финансовых ресурсов в зависимости от периода года;
- зависимость устойчивости хозяйственных связей от совершенствования экономического механизма (планирования, управления, стимулирования и т.д.);
- многоплановость хозяйственных связей, обусловленную большим количеством контрагентов-участников;
- активное использование стоимостных рычагов для взаимного контроля и повышения ответственности партнеров за своевременность поставок, качество продукции и недопущение ее потерь.
Изложенное выше позволяет говорить о необходимости выделения в системе регионального агропромышленного комплекса двух уровней:
- структурно-функционального;
- регулирующего.
Структурно-функциональный уровень регионального агропромышленного комплекса в условиях формирования рыночных отношений предусматривает наличие самоорганизующихся субъектов рыночного хозяйствования по производству сельхозпродукции, ее переработки, транспортировки, хранению, реализации, а также субъектов, обеспечивающих социально-воспроизводственный процесс (поликлиники, больницы, дома культуры, библиотеки, жилища, система подготовки кадров).
Регулирующий уровень есть ничто иное как построение системы территориального регулирования деятельности субъектов рыночного хозяйствования и субъектов социально-воспроизводственного комплекса. Представляют этот уровень органы территориального управления, финансовые, налоговые, статистические и др. подразделения федерального и республиканского подчинения.
Предлагаемый двухуровневый поход к оценке и принципам формирования регионального агропромышленного комплекса и аграрного рынка вполне реализуем в сложных условиях настоящего периода, так как основан на рыночных формах и методах взаимодействия хозяйственных и обеспечивающих звеньях. Эти формы и методы можно подразделить на процессы административно-организационного регулирования; экономико-
финансового воздействия; экономико-правовой регламентации и социально-психологического обеспечения.
Исследование и уточнение признаков и индикаторов, по которым регион выступает основным объектом и субъектом по преобразованию аграрного рынка позволяет перейти к определению объективных и субъективных процессов его формирования и структурирования, что особенно важно для оценки современных и перспективных тенденций развития каждой конкретной территории. Подобный интегрированный подход и трактовка потенциала пока не имеет широкого распространения и требует отдельного изучения, прежде всего, с теоретической точки зрения. Кроме того, уровень потенциала следует рассматривать как уровень экономической защиты в условиях обостряющейся конкуренции. Данный аспект проблемы, по нашему мнению, также требует серьезной проработки.
Следует подчеркнуть, что проблема оценки территориально-отраслевого потенциала имеет самостоятельное значение для обеспечения соответствующей степени экономической и продовольственной безопасности, повышения всех видов социальной активности людей и эффективности социального управления в целом. Но, кроме этого, она может быть определена и как проблема, имеющая важное прикладное значение в решении вопросов рационального управления на различных уровнях.
Обработка и систематизация полученных в ходе исследования данных позволила установить, что почти 37% сельскохозяйственных предприятий и организаций Ленинградской области реализуют консервативную модель стратегического развития; около 23% - компромиссную; выживания - свыше 40% и только 14% - внедряют элементы современного стратегического управления. То есть в современной управленческой практике отраслевых предприятий региона преобладают в основном малопродуктивные стратегические подходы (почти 80%), в итоге формируются неудовлетворительные результаты сельскохозяйственного производства в большинстве муниципальных районов и региона в целом. Особенно рельефно это проявляется в развитии интеграционных объединений с корпоративным управлением. Непоследовательное, часто не обеспеченное соответствующими ресурсами развитие стратегического потенциала отраслевых хозяйствующих субъектов, проявилось в следующих негативных тенденциях:
1. Изменяются мотивы участия в стабильном стратегическом развитии хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики, которыми руководствовались собственники земельных долей и имущественных паев ( они определялись и продолжают определяться экономическими интересами, влияние которых во времени трансформируется и затухает).
2. Нарастающие тревожные изменения в трудовой и предпринимательской мотивации обусловлены складывающейся деградирующей экономической ситуацией в АПК, малоконструктивными изменениями в законодательстве, региональными особенностями (развитие мегаполиса).
3. Не подтверждается предположение о существовании зависимости стратегического эффекта от размера хозяйствующего субъекта, (подтверждаются связи этого эффекта с выходом товарной продукции с единицы сельскохозяйственных угодий и платежеспособностью товаропроизводителя).
4. Сохраняется весьма низкий уровень инвестиционной привлекательности сельского хозяйства в регионе в целом отдельных зон, и отраслевых предприятий, в частности. Следует отметить, что пока не будет преодолена эта ситуация, выравнивание социально-экономических условий по районам Ленинградской области и формирование соответствующего территориально-отраслевого потенциала, обеспечивающего устойчивое стратегическое развитие, не представляется возможным. Решение проблемы в дифференцированном подходе к оценке и возможностям стратегического развития территорий.
Выводы. Разработанная и апробированная на примере Ленинградской области методика комплексной оценки территориально-отраслевого потенциала позволяет подойти к
формированию сбалансированных стратегий развития территорий с позиции единой системы, увязанной с потенциальными возможностями не только локальных комплексов АПК, но и конкретного муниципального образования (района) и даже их совокупности в целом. Разработку стратегических вариантов и альтернатив в данном случае целесообразно осуществлять по выделенным зонам (кластерам), что позволяет унифицировать инструменты и методы стратегического управления, ориентироваться на нормативные для каждой зоны критерии. Отсутствие дифференцированного подхода к оценке территориально-отраслевого потенциала отрасли как методологической и методической основе стратегического планирования, все еще не позволяет объективно определять влияние всех локальных факторов и особенно социально значимых и для хозяйствующих субъектов и для муниципальных образований как таковых. Включение в факторную оценку таких составляющих, как трудовой и социально-психологический, а также конкурентный потенциалы дает возможность формировать своеобразные зоны с определенными границами параметров. Кроме того, оценка территориально-отраслевых комплексов по предложенному, достаточно широкому, спектру экономических и социальных параметров позволяет вполне обосновано подойти к реализации инвестиционного механизма, поскольку рассчитанный уровень потенциала позволяет более взвешенно определять инвестиционные риски и приоритетные направления инвестиционных потоков (производственный сектор, социальная сфера, маркетинг, рыночные сегменты и т.д.)
Проведенная комплексная оценка и группировка региональных условий развития сельскохозяйственного производства позволяют выделить в пределах территории области три относительно устойчивые зоны, имеющие (на данном временном отрезке) фиксированные экономические и социальные границы. Представленные зоны можно также определять как кластеры, поскольку они объединяют не только хозяйствующие субъекты и муниципальные образования, но и рыночные инфраструктурные составляющие.
Литература
1. Гусаков В.Г., Ильина З.М., Попков A.A. Стратегия устойчивого развития АПК -продовольственная безопасность. - СПб.: Наука, 2008. - 516 с.
2. Матвеев A.M. Особенности формирования ресурсного потенциала аграрной сферы депрессивного региона // Экономика с.-х и перераб. предприятий. - 2007. - №6. - С. 22-24.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс: Компания XXI век, 2007 - 452 с.
4. Попов Е.В. Рыночной потенциал предприятия. - М.: ЗАО Изд-во экономика, 2002.
5. Тихомиров Е.И. Комплексный подход к оценке устойчивости экономического роста и конкурентоспособности регионов РФ // Вопросы статистики. - 2006. - №2. - С. 9-18.
Literatura
1. Gusakov V.G., Il'ina Z.M., Popkov A.A. Strategiya ustoychivogo razvitiya APK -prodovol'stvennaya bezopasnost'. - SPb: Nauka, 2008. - 516 s.
2. Matveyev A.M. Osobennosti formirovaniya resursnogo potentsiala agrarnoy sfery depressivnogo regiona // Ekonomika s.-kh i pererab. predpriyatiy. - 2007. - №6. - S. 22-24.
3. Porter M. Konkurentnaya strategiya: metodika analiza otrasley i konkurentov - 3-ye izd. - M.: Al'pina Biznes Buks: Kompaniya XXI vek, 2007 - 452 s.
4. Popov E.V. Rynochnoy potentsial predpriyatiya. - M.: ZAO Izd-vo ekonomika, 2002.
5. Tikhomirov E.I. Kompleksnyy podkhod k otsenke ustoychivosti ekonomicheskogo rosta i konkurentosposobnosti regionov RF // Voprosy statistiki. - 2006. - №2. - S. 9-18.