УДК 372.8 ББК 74.26
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ПО ГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ШКОЛ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА (1ВО)
А.А. Лобжанидзе
Аннотация. В статье рассматривается процедура итоговой оценки знаний по географии в системе школ Международного Бакалавриата. Опыт оценивания в рамках этой системы представляет интерес в связи с переходом к новым стандартам образования в России. Сегодня важность решения данного вопроса обусловлена необходимостью разработки единых требований к подготовке школьников по географии и общих методических подходов к анализу полученных результатов, сравнимых с международными достижениями. Курс географии в DP 1Б интегрирует знания, как по физической, так и по социальной географии, и направлен на овладение учащимися элементами естественнонаучной и социально-экономической методологии. Цели географии, заявленные в программе DP1Б, дают студентам возможность: 1) развить понимание взаимосвязей между людьми, местами их проживания и окружающей средой; 2) выработать меры, направленные на благополучие человека и качества окружающей среды, понимание необходимости устойчивого развития; 3) оценки актуальности географии при анализе современных проблем и вызовов, развития глобальной точки зрения на происходящие изменения. Задания итоговой аттестации по географии в DP 1Б нацелены на проверку знания 145 терминов, понимания основных концепций, а также умений учащихся анализировать различные источники информации. Вторая часть экзамена - исследовательская работа по результатам полевых исследований. Формат итоговой аттестации в DP1Б по географии, состоящей из двух частей, делает ее гибкой, способной даже во время выпускной работы учитывать интересы, склонности ученика.
Ключевые слова: оценивание, стандарт по географии, организация Международного бакалавриата.
THE FINAL ASSESSMENT IN GEOGRAPHY IN IBO (INTERNATIONAL BACCALAUREATE ORGANIZATION) SYSTEM
A.A. Lobzhanidze
Abstract. The article deals with the procedure of the final assessment of geography knowledge in the system of International Baccalaureate schools.
Experience of assessment in the framework of this system is of interest in connection with the transition to the new education standards in Russia.
Today the importance of addressing this issue is caused by the need to develop uniform training requirements to students in geography and common methodological approaches to the analysis of the obtained results comparable with international achievements. The Geography course in the IB DP integrates knowledge both in physical and social geography, and is aimed at mastering the elements of natural science and social and economic methodologies. The geography goals declared in the IB DP program give students the opportunities to: 1) to develop an understanding of the interrelationships between people, their places of residence and the environment; 2) to develop measures on human well-being and environmental quality and understanding of the need for sustainable development; 3) to assess the relevance of geography in analyzing contemporary issues and challenges, develop a global perspective on the changes. The final assessment in geography IB DP is aimed at testing the knowledge of terms and understanding the basic concepts and skills of students to analyze various sources of information. The second part of the exam is the research in field works. The format of the final assessment in IB DP geography, consisting of two parts, makes it flexible, capable even during the final work to take into account the interests and inclinations of the student.
Keywords: assessment, standard in geography, International Baccalaureate Organization.
Вначале XXI века в России, как и во всем мире, наметились социальные тенденции, которые привели I46 к возрастанию актуальности проблем качества образования, поиску новых подходов к повышению эффективности управления образовательными системами. К числу таких тенденций, во-первых, следует отнести интенсивное реформирование, охватывающее практически все уровни образования и требующее систематического анализа тенденций в изменении качества образования. Качество образования, под которым понимается интегральная характеристика состояния образования, основанная на оценке достижений учащихся и обусловливающая его способность удовлетворять существующие и потенциальные потреб-
ности личности и общества, выражает экономический, интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал каждого гражданина Российской Федерации [1]. Во-вторых, это диверсификация образования, проявляющаяся в значительном расширении объема его содержания в условиях научно-технической революции начала ХХ века, введения новых методов обучения и информатизации на всех уровнях образования. Начавшийся во второй половине ХХ века переход от индустриального к постиндустриальному обществу «вызвал к жизни модернизацию образования, направленную на повышение его приоритетности, непрерывности, демократичности, гуманизацию и фундаментализацию содержания, повышение качества».
Модернизация образования чрезвычайно актуальна и для современной России, которая осуществляет переход от индустриальной стадии развития в постиндустриальную, основой которой является «экономика знаний» (англ. «knowledge-base economy») [2]. В-третьих, к числу современных образовательных тенденций, актуализирующих разработку проблем качества образования, следует отнести индивидуализацию образовательного процесса. Новое толкование качества, обеспечивающее реализацию идеи развития и позволяющее раскрыть уникальный вклад географического образования в формирование культуры подрастающего поколения началось в 90-е гг. ХХ века. В-четвертых, следует выделить интернационализацию образования, вызванную политическим и экономическим сближением стран мира и требующую обеспечения общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России. Следствием интернационализации стало присоединение России к Болонской декларации, для реализации принципов которой потребовалось реформирование отечественного образования на различных уровнях.
Сегодня широко обсуждается вопрос о применении передового международного опыта в совершенствовании контрольно-оценочной деятельности по географии. Важность решения данного вопроса обусловлена необходимостью разработки единых требований к подготовке школьников по географии и общих методических подходов к анализу полученных результатов, без чего невозможно формирование единого образовательного пространства,
проведение международных соревнований и олимпиад, организация совместных исследований состояния географического образования учащихся разных стран.
В работе В.П. Максаковского на конкретных примерах описаны наиболее распространенные в мировой практике типы тестов по географии и рассматривается шестичленная иерархия целей тестирования [3]. Автор отмечает существование важной тенденции в использовании контрольно-измерительных материалов (в том числе, тестов) — их включения в содержание современных учебников по географии. Следует подчеркнуть, что многие из этих идей находят свое применение в отечественном географическом образовании, в частности, при создании тестов и проведении ЕГЭ.
В настоящее время одной из общепризнанных мировых образовательных систем является Международный Бакалавриат (1ВО) [4]. Сегодня она предоставлена более чем в 3500 школ в 147 странах ми- .... ра, в том числе в России. Диплом I4' 1ВО во многих государствах (как и в России) приравнен по статусу к аттестату о полном среднем образовании, а более чем 2000 университетов в 75 странах признают в качестве вступительных баллы, полученные по результатам экзаменов 1ВО.
Широкое признание в мире Диплома 1ВО обусловлено, прежде всего, объективностью процедуры оценивания. Оценки — это критерий результатов деятельности студентов, работающих в программе. Достижения студентов в рамках программы оцениваются на основе заранее заданных критериев по каждому предмету
148
учебного плана. Диапазон баллов, что студенты достигли, остается статистически стабильным, и университеты ценят строгость и последовательность дипломной программы в практике оценивания. Студенты в конце изучения программы сдают письменные экзаменационные работы, которые проверяют внешние 1В — экзаменаторы. Студенты также выполняют работы, которые изначально оцениваются в школе, а потом направляются непосредственно внешним экзаменаторам.
В рамках Дипломной программы (РР 1В), в которой обучаются учащиеся в возрасте 16-19 лет, предложено 6 групп предметов, в каждой из которых необходимо выбрать один для дальнейшего изучения. При этом, три предмета изучаются на стандартном уровне, три — на углубленном. География в РР 1В входит в группу общественных дисциплин, наряду с историей, философией, экономикой, психологией, курсами мировых религий и социальной и культурной антропологии.
Курс географии в РР 1В интегрирует знания как по физической, так и по социальной географии, и направлен на овладение учащимися элементами естественнонаучной и социально-экономической методологии. География, как предмет, в данной программе широко использует свое положение между естественными и общественными науками, чтобы изучать соответствующие идеи в самых разнообразных направлениях географических исследований, но при этом все они имеют выход на географию человеческой деятельности.
В курсе географии на различных примерах изучаются ключевые глобальные проблемы современности на различных уровнях: от локального до
регионального, от национального до международного. Во всех темах существует значительная гибкость в выборе примеров и тематики исследований, чтобы убедиться, что DP IB по географии представляет собой весьма эффективный способ удовлетворения потребностей всех учащихся, независимо от их географического положения и выбираемой профессии.
Цели курса географии, заявленные в программе DP IB, дают студентам возможность:
• развития понимания взаимосвязи между людьми, местами их проживания и окружающей средой;
• выработки мер, направленных на благополучие человека и качества окружающей среды, понимания необходимости устойчивого развития;
• оценки актуальности географии при анализе современных проблем и вызовов, развития глобальной точки зрения на происходящие изменения [3].
Содержание основных тем в программе по географии для стандартного (SL) и углубленного (HL) уровня представлено следующими темами (табл.). В течении двух лет общий объем времени на изучение для стандартного (SL) уровня — 180 часов, для углубленного (HL) — 240 часов.
Итоговая часть экзамена после двух лет обучения представляет собой набор контрольно-измерительных материалов, задания для которых ежегодно разрабатываются ведущими специалистами по географии из Oxford University. В пакет КИМов внешнего контроля входят задания по каждой из 4 обязательных тем блока 1, задания по всем темам из блока 2, из которых нужно выбрать только те темы, которые изучались в данном
учебном заведении и для учащихся углубленного уровня — несколько тем из блока 3. Задания внешнего контроля нацелены на проверку знаний по географии, понимание основных терминов и понятий, сформированности понимания основных географических концепций, а также умений учащихся анализировать различные источники информации (карта, график, таблица, возрастно-половая пирамида, текст из СМИ), используя современные методы, умение приводить аргументы в поддержку или для опровержения тех или иных утверждений; творческое решение проблем в развитии природной или социальной среды.
Программы по
Выполненные задания сразу после окончания экзамена отсылаются в Центр тестирования, который обеспечивает их оценивание независимыми экспертами из разных стран мира. По всем предметам используется около 5000 Ш-экспертов во всем мире, которые гарантируют, что работы будут оценены справедливо и полно, что обеспечивает широкое признание результатов во многих ведущих университетах. Многие 1В-экзаменаторы — это опытные учителя, работающие в программе, а также преподаватели университетов. Эксперты получают подробные инструкции о том, какие критерии в
Таблица
>графии SL и ^
Блок 1 Обязательные темы для SL и ^ Блок 2 Темы на выбор для SL (2) и ^ (3) Блок 2 Обязательные темы для ^
Цель изучения состоит в том, чтобы познакомиться с программами ООН в достижение Целей Развития тысячелетия (ЦРТ), по сокращению бедности, гендерного неравенства, различий в уровне здравоохранения и образования, преобразований, направленных на устойчивое развитие. Цель изучения - знакомство с основными направлениями исследований в современной науке на основе конструктивной географии. Возможность выбора студентом 2 тем для Б1_ и трех - для И1_ дает возможность профилизации в широком поле географических специальностей Цель изучения - знакомство с глобальными проблемами, оценки актуальности географии при анализе современных глобальных проблем и вызовов, развития собственной точки зрения на происходящие изменения на различных уровнях: от глобального до локального
1. Изменения в населении мира. 2. Неравенство в благосостоянии и развитии. 3. Качество окружающей среды и устойчивое развитие. 4. Структура потребления ресурсов. A. Пресная вода: проблемы и конфликты. B. Океаны и прибрежные территории. C. Экстремальные природные явления. Э. Стихийные бедствия и катастрофы: оценки риска и меры предотвращения. Е. Отдых, спорт и туризм. Р. География пищевых ресурсов и здоровье человека. в. Городская среда. 1. Способы измерение глобальных взаимодействий. 2. Изменения в географическом пространстве. 3. Экономическое взаимодействие. 4. Изменения окружающей среды. 5. Социально-культурные обмены. 6. Геополитические системы. 7. Глобальное взаимодействие на локальном уровне.
149
150
отправленной им работы необходимо учитывать при проверке. После оценки работ эксперты отправляют их в Центр тестирования, где они выборочно проверяются старшим экспертом на предмет соответствие требованиям к основным критериям проверяемой работы. Оценки за письменный экзамен составляют 2030% итоговой оценки.
Помимо внешнего контроля итоговая оценка складывается из элементов внутреннего контроля. На протяжении двух лет обучения в ходе изучения отдельных тем учащиеся оцениваются по различным видам работ: эссе, развернутые и короткие ответы на вопросы, презентации, анализ и интерпретация данных, реже всего используются вопросы со множественным выбором ответа, то есть широко используемые у нас тесты. Эта часть портфолио не оценивается внешними экспертами, но обязательно входит в состав отчетных материалов.
Только для экзамена по географии существует еще один вид внутреннего контроля — полевые исследования. На проведение полевых исследований отводится 20 часов учебного времени для студентов SL и НЬ уровней. Полевые работы проходят на местном (краеведческом) уровне и включают в себя сбор и обработку первичной информации. Исследование в выбранном районе может относиться к любой из тем блоков 1-3, причем как основных, так и тем по выбору, или касаться вопросов глобального взаимодействия на локальном уровне. Темой исследования могут стать как вопросы физико-географической, так и социально-географической проблема-
тики, или они могут быть интегрированы в одну тему, возможно также объединение двух или нескольких разделов или тем. Географическая составляющая такого комплексного исследования может касаться общих географических закономерностей, вопросов регионоведения, так и проблем своего края.
Итоговая работа представляет собой письменный отчет из 2500 слов, который должен продемонстрировать развитие у выпускников навыков критического мышления и навыков рефлексивной оценки анализируемых географических процессов и явлений, показать развитие исследовательских умений и навыков, а также продемонстрировать развитие навыков к самостоятельному обучению. Текстовая часть работы сопровождается достаточно развернутым приложением, включающим в себя карты, графики, таблицы, демонстрирующие умение представлять собранную информацию в различных видах. Следует отметить, что учителем оцениваются все стадии исследовательской работы ученика (выбор темы, постановка проблемы, выбор адекватных методов исследования, определение необходимых ресурсов и т.д.). Все это, наряду с результатами исследования и их презентацией, учитывается при итоговой оценке проекта.
Формат итоговой аттестации в РР 1В по географии, состоящей из двух частей, делает ее гибкой, способной даже во время выпускной работы учитывать интересы, склонности ученика, ориентировать его в будущей профессиональной деятельности или корректировать профессиональный выбор. Если во
внешней части экзамена контролируется качество географического образования, то в полевом исследовании выпускнику предоставляется возможность продемонстрировать общенаучные умения: сформулировать гипотезу, высказать предположение, предъявить собственную позицию в решении той или иной географической проблемы, выдвинуть собственные оценочные суждения, проявить свои ценностные ориентации. Исследовательские по своему характеру полевые работы, имеют, как правило, комплексный характер и позволяют реализовывать в обучении внутрипредметные и межпредметные связи. Необходимо также отметить значимость краеведческого подхода в полевых исследованиях, позволяющего реализовать основной принцип в географическом образовании «мыслить глобально — действовать локально».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основу итоговой аттестации должны составлять задания, направленные, не только на проверку географических знаний, но и на формирование предметных и метапредметных умений, навыков и способов деятельности. В практике преподавания географии в российской школе следует уделять большее внимание внимания работе с различными источниками географической
информации, особенно тем видам деятельности, которые связаны с умениями интегрировать и интерпретировать информацию из разных источников. Только тогда география как учебный предмет станет отвечать девизу: «География для жизни!».
список источников и литературы
1. Хлебосолова, О.А. Оценка качества школьного географического образования в условиях управления качеством образовательного процесса [Текст] / О.А. Хлебосолова. - М., 2008.
2. Максаковский, В.П. Года к суровой прозе клонят [Текст] / В.П. Максаковский. - М., 2011.
3. Максаковский, В.П. Преподавание географии в зарубежной школе [Текст] / В.П. Максаковский. - М., 2001.
4. Программа международного бакалавриата [Электронный ресурс]. - URL: www. ibo.org (дата обращения: 02.04.2014).
references
1. Khlebosolova O.A., Otsenka kachestva shkolnogo geograficheskogo obrazovaniya v usloviyakh upravleniya kachestvom obrazo-vatelnogoprotsessa, Moscow, 2008. (in Rus- ICI sian) 151
2. Maksakovskii V.P., Goda k surovoi proze kl-onyat, Moscow, 2011. (in Russian)
3. Maksakovskii V.P., Prepodavanie geografii v zarubezhnoi shkole, Moscow, 2001. (in Russian)
4. Programma Mezhdunarodnogo Bakalavria-ta, available at: www.ibo.org. (accessed: 02.04.2014) (in Russian)
Лобжанидзе Александр Александрович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной и экономической географии, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Lobzhanidze A.A., ScD in Pedagogy, Associate Professor, Chairperson, Social and Economic Geography Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]