УДК 314.68
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА*
А. П. БАГИРОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления E-mail: [email protected]
О. М. ШУБАТ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством продукции E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
В условиях продолжающегося демографического кризиса актуализируется поиск механизмов повышения качества существующих и будущих человеческих ресурсов. В статье рассматриваются подходы к оценке качества родительского труда, предлагаются статистические показатели его эффективности. Их совокупность позволяет заложить основы формирования системы оплаты этого труда, повышения его статуса.
Ключевые слова: родительский труд, качество, показатель, стимулирование.
В условиях продолжающегося демографического кризиса актуализируется проблема поиска механизмов стимулирования роста численности
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России» на 2009-2013 гг., ГК № 14.740.11.0224.
российского населения. Действия органов законодательной и исполнительной властей в этом направлении в последние годы указывают на то, что приоритетным способом решения этой проблемы выступает рост рождаемости. Однако механизмы достижения такого результата по-прежнему остаются малопонятными (чему способствуют незначительность числа примеров успешной в этом отношении политики в других странах, отсутствие универсальных рецептов, противоречивость результатов социологических исследований).
Одним из возможных инструментов роста активности населения, направленной на получение в будущем высокоценного человеческого капитала в необходимом стране объеме, выступает признание деятельности по рождению, уходу, воспитанию детей в семье в качестве родительского труда, с затратами соответствующих ресурсов и получением конкретных, оплачиваемых его результатов. Данный вид труда по своему содержанию является сложнодифференцированным и многообразным, сочетает в себе умственные и физические элементы
(преобладание тех или других зависит от стадии его реализации), творческую и рутинную составляющие. Родительский труд в идеале — эмоционально позитивно окрашенный труд, наполненный чувствами родительской любви, альтруистическими настроениями, желанием заботы. Наконец, это сложный содержательный труд, требующий для своей качественной реализации наличия у субъекта этого труда совокупности знаний и навыков.
Отнесение деятельности человека, направленной на собственное воспроизводство посредством рождения здорового потомства, его дальнейшее воспитание и формирование будущего человеческого капитала к трудовой основывается на том, что она соответствует всем критериям, отличающим трудовую деятельность от нетрудовой, а именно:
- связана с созиданием благ, в частности с созданием и наращиванием материальных и духовных благ. Деятельность, противоположная созидательной, является потреблением благ, что вряд ли характеризует деятельность родителей;
- осознанна — еще до ее начала человек прямо или опосредованно предвидит, формирует образ ее результатов;
- целенаправленна и имеет своей целью формирование высокоценного человеческого капитала. Можно говорить об общественном и личностном уровнях этого целеполагания (с одной стороны, формирование совокупного человеческого капитала, с другой — достижение определенных статусных позиций детьми и родителями);
- легитимна;
- энергозатратность действий. Осуществляющие ее субъекты затрачивают определенную физическую, нервную, интеллектуальную энергию;
- востребована, т. е. относится к общественно полезной.
Таким образом, с экономической точки зрения родительский труд можно рассматривать как процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они формируют количественные и качественные характеристики человеческого капитала, удовлетворяя в процессе этого труда как общественные, так и личные потребности. Это — особый вид трудовой деятельности, выполняемый родителями и ближайшими родственниками на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов — начиная от рождения ребенка до завершения процесса формирования его личности. Специфика родительского труда заключается в соединении в нем функциональных
обязанностей педагогов, психологов, социологов, педиатров, экономистов, юристов. При этом системообразующей функцией и стержнем данного вида трудовой деятельности является функция родительской любви к детям.
Однако признание приоритетности экономических аспектов в содержании родительского труда еще не привело к использованию данной категории в процессах измерения экономической деятельности на уровне национальной экономики. Современная концепция системы национальных счетов (СНС) для измерения экономической деятельности предлагает использовать показатель валового внутреннего продукта. Но ВВП — это мера преимущественно рыночного производства. Собственное же производство товаров и услуг домашними хозяйствами (по сути, основными институтами, обеспечивающими воспроизводство человеческого потенциала, ресурсов), в СНС или основывается на условно начисленных оценках (в случае производства товаров) или вообще не учитывается (в случае с услугами)1. Следовательно, такие виды деятельности, как уборка, приготовление пищи, уход за детьми, воспитание и прочие, опущены в СНС по определению.
Вместе с тем, как показывают зарубежные исследования [4, с. 38], неоплачиваемая домашняя работа в большинстве случаев требует от членов домохозяйств гораздо больших временных затрат, чем оплачиваемая. Для женщин эта разница составляет от 1,3 раза в домохозяйствах США до 2,5 раза в домохозяйствах Италии.
В нашей стране трудовые затраты родителей частично изучались в рамках обследования бюджетов времени домашних хозяйств [1, 2, 7], активно проводимых в 1970-1980-х гг. В советском обществе было четкое понимание того, что домашний труд — разновидность общественно полезного труда — в современных условиях объективно необходим, имеет большое экономическое и социальное значение в жизни общества [1, с. 127]. Однако признание большой социальной роли домашнего труда не мешало перед исследованиями бюджетов времени неизменно ставить задачи поиска резервов его сокращения: «В семье рождаются и воспитываются дети. Первый долг родителей, а также главная цель домашнего труда состоят в осуществлении этой функции. Именно в данной области домашний труд оказывается совершенно незаменимым. Од-
1 Исключение составляют услуги, предоставляемые в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах, т. е. условно исчисленная, или вмененная, рента.
нако домашний труд малопроизводителен, носит в основном кустарный характер и нуждается в сокращении» [1, с. 127]. Неслучайно в проводимых эмпирических исследованиях время, затрачиваемое на труд, связанный с детьми, учитывалось одной строкой под названием «уход за детьми» [1, с. 134] или «уход и воспитание детей» [7, с. 106].
В настоящее время отечественная статистика после длительного перерыва возобновляет исследования временных затрат на ведение домашнего хозяйства. Так, в декабре 2008 г. Росстатом было проведено пилотное обследование бюджета времени домохозяйств. Обследованием были охвачены Республика Коми и Республика Саха (Якутия), Нижегородская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская области и г. Москва. Как следует из представленных Росстатом результатов, в общем объеме временных затрат на ведение домашнего хозяйства уход за детьми занимает у женщины в среднем 11,3 % времени (для женщин в возрасте 25-29 лет — 37,1 %). Впрочем, действительные временные затраты родительского труда могут быть существенно выше, если принять во внимание те виды деятельности, которые опосредованно также являются разновидностью ухода за детьми. Так, организация питания женщинами составляет 40,2 % их временных затрат на ведение домашнего хозяйства, уход за одеждой, бельем, обувью — 12,2 %, уборка жилого помещения — 9,1 %. Итоговая величина временных затрат на реализацию родительского труда окажется еще выше, если принять в расчет категорию свободного времени, которое в значительной степени посвящено организации досуга детей [6].
Очевидно, что в условиях современной комплексной экономики нужна разработка более точных методов оценки экономической деятельности, особенно в социальной, домашней сферах. Представляется актуальным смещение акцента современной измерительной экономико-статистической системы с обследования производства на оценку деятельности домашних хозяйств. Услуги, оказываемые в данном секторе, в современных условиях уже не могут трактоваться как абсолютно не рыночные. Действительно, в функционировании домашних хозяйств многих развитых и развивающихся стран произошли значительные изменения. В частности, многие услуги, получаемые раньше в рамках домашнего хозяйства (семьи), теперь покупаются на рынке. Таковыми являются, например, услуги по воспитанию, обучению, социализации детей, часто реализуемые в учреждениях социаль-
ной репродукции — детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования и т. п. Смена статуса таких услуг с нерыночного на рыночный автоматически приводит к соответствующему отражению в национальных счетах. Однако очевидно, что величина выпуска в рамках СНС не должна зависеть от сдвига между рыночным и нерыночным производством. К тому же полезность, создаваемая домашними хозяйствами в процессе оказания таких услуг, часто оказывается выше рыночного эквивалента их стоимости.
Сложная демографическая ситуация, складывающаяся в последние десятилетия в нашей стране, требует от органов власти и управления адекватных сложившимся обстоятельствам мер стимулирования и регулирования родительского труда. Однако реализация таких мер невозможна без качественного информационно-аналитического обеспечения управленческих решений. Поэтому важнейшей исследовательской задачей в рамках современной экономики труда является конструирование системы показателей, отражающих различные стороны проявления родительской активности, оценивающих качество и эффективность родительского труда.
Такое конструирование, по мнению авторов, может быть основано на ряде методологических положений.
Во-первых, реализация родительского труда имеет свои специфические особенности на каждой стадии процесса воспроизводства человеческого капитала: перинатальной, младенческой, дошкольной, ранней школьной, школьной подростковой, стадии профессиональной подготовки, инкорпо-ративной [5, с. 70]. Уникальность каждой стадии труда должна отражаться в составе замеряющих его индикаторов, их числе, соотношении количественных и качественных показателей. Оценка качества родительского труда должна основываться на разработке системы показателей отдельно для каждого этапа (стадии) с последующим расчетом интегрального показателя.
Во-вторых, результаты родительского труда обнаруживаются в различных сферах общественной жизни — экономической, социальной, духовно-нравственной. Поэтому при формировании набора индикаторов качества родительского труда следует придерживаться междисциплинарного подхода, аккумулируя необходимую информацию из таких областей, как демография, медицина, социальная педагогика, психология, юриспруденция и др.
Безусловно, такая работа представляется довольно трудоемкой. В настоящее время государс-
твенные информационные ресурсы хранятся в 50 ведомственных системах, которые имеют различные модели данных и формат их представления. Однако Федеральная служба государственной статистики в рамках федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах» осуществляет комплекс работ по созданию Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), основная задача которой состоит в интеграции информационно-статистических ресурсов. Создание такой системы, безусловно, окажет позитивное влияние на качество информационно-аналитического обеспечения принимаемых управленческих решений в области регулирования родительского труда. Пока ЕМИСС работает в тестовом режиме.
В-третьих, при конструировании системы показателей-индикаторов качества родительского труда целесообразно использовать не только сведения, полученные из действующих форм статистической отчетности, но и результаты выборочных обследований населения, экспертные оценки. Последние могут быть полезны также и для определения системы весовых коэффициентов при расчете интегрального показателя качества родительского труда.
Ориентируясь на принятые методологические положения, можно показать принципиальную возможность конструирования системы показателей-индикаторов качества родительского труда на его первых стадиях. Авторами предлагается ряд наиболее информативных индикаторов.
Это, во-первых, данные медицинской статистики, характеризующие негативные изменения здоровья новорожденного, связанные с ненадлежащим выполнением родительских обязанностей на перинатальной стадии. Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), к таким показателям могут быть отнесены:
- поражения плода и новорожденного, обусловленные потреблением табака матерью (код Р 04.2 МКБ);
- поражения плода и новорожденного, обусловленные потреблением алкоголя матерью (код Р 04.3 МКБ);
- поражения плода и новорожденного, обусловленные употреблением матерью наркотических средств (код Р 04.4 МКБ).
В качестве обобщающего показателя качества родительского труда здесь может быть использован коэффициент перинатальной жизненности Кп ж: К = 1 - К / 1 000,
п. ж п. с ' '
где Кп с — коэффициент перинатальной смертности (на 1 000 родившихся живыми и мертвыми). Аналогичные коэффициенты могут быть определены и по следующим стадиям репродуктивного труда.
Коэффициент младенческой жизненности К :
м. ж
к = 1 — к / 1 000,
м. ж м. с
где Км с — умершие в возрасте до 1 года на 1 000 родившихся живыми.
С помощью этого коэффициента можно оценить качество репродуктивного (в том числе и родительского) труда в сферах домашней и социальной репродукции на младенческой стадии его реализации.
Коэффициент жизненности в первые пять лет жизни К :
ж 0—5
Кж 0—5 = 1 — Рс 0—5,
где Рс 0—5 — вероятность смерти от момента рождения до 5 лет.
Данный коэффициент позволяет оценить качество репродуктивного труда (в том числе и родительского) на его дошкольной стадии.
Во-вторых, данные, аккумулируемые Мин-здравсоцразвития России о продолжительности грудного вскармливания детей первого года жизни. Положительная динамика этого показателя может свидетельствовать о становлении более ответственного, осознанного материнства, что в свою очередь будет означать повышение качества родительского труда на перинатальной стадии. Так, в нашей стране численность детей, находившихся на грудном вскармливании в возрасте от шести месяцев до года, увеличивается с 2000 г. (см. таблицу).
В-третьих, данные медицинских карт ребенка, в частности, информация из обходных листов патронажных медсестер, регулярно посещающих семьи с новорожденными. Сведения о социальном анамнезе
Численность детей первого года жизни, находившихся на грудном вскармливании, в 2000—2009 гг. [3]
Показатель 2000 2005 2007 2008 2009
Дети в возрасте от 3 464,8 544,7 558,8 612 635
до 6 мес., тыс. чел.
Дети в возрасте от 3 42,3 40,1 40,3 40,8 40
до 6 мес. от числа детей,
достигших в отчетном
году 1 года, %
Дети в возрасте от 6 мес. 324 487,5 537,5 589,6 634,2
до 1 года, тыс. чел.
Дети в возрасте от 6 мес. 29,5 35,9 38,7 39,3 40
до 1 года от числа детей,
достигших в отчетном
году 1 года, %
(благополучный или неблагополучный), о жилищных условиях (чистота помещения, проветривание, влажная уборка), о личной гигиене ребенка, фиксируемые патронажными медсестрами во время обхода, могут также использоваться для оценки качества родительского труда на перинатальной стадии.
Для оценки эффективности родительского труда на более поздних стадиях можно использовать данные правовой статистики, в частности динамику случаев лишения родительских прав, случаев насилия над детьми и т. п. Социальная педагогика и психология также располагают данными, которые могут оценивать качество труда родителей. Показательным в этом плане может быть диагностика распространенности среди детей дошкольного возраста педагогической запущенности — отклонения поведения ребенка от нормы, которое возникает в результате неправильного воспитания в семье (избыток и недостаток родительского внимания, конфликты между родителями, отсутствие полезного общения, депривация). Оценка качества родительского труда на школьной стадии может осуществляться с использованием информации о степени включенности родителей в образова-
Список литературы
тельный процесс. Такого рода данные могут предоставляться образовательными учреждениями. Это может быть информация о посещаемости родительских собраний, об участии родителей во внеклассных мероприятиях и т. п.
Безусловно, что проблема оценки качества родительского труда еще только ждет своего решения, а предложенные показатели требуют дальнейшего расширения. Однако разработка и внедрение системы таких показателей не только поможет создать информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений в столь актуальной сейчас демографической проблеме. Не менее важно здесь то, что результаты оценки качества родительского труда наряду с его количественными характеристиками должны лечь в основу системы оплаты родительского труда (еще один, пока слабо реализованный, признак трудовой деятельности). Реализация принципа взаимосвязи качества и количества родительского труда и его последующей оплаты наряду с повышением статуса этого вида труда создадут основу для улучшения качества и достижения необходимого количества будущих человеческих ресурсов нашей страны.
1. Артемов В. А., Балыкова Н. А., Калугина З. И. Время населения города: планирование и использование. Новосибирск: Наука, 1982.
2. Бюджет времени городского населения / под ред. Б. Т. Колпакова, В. Д. Патрушева. М.: Статистика, 1971.
3. Грудное вскармливание детей первого года жизни. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/zdrav/zdr3-3.xls.
4. Доклад Комиссии по оценке экономических результатов и социального прогресса // Вопросы статистики. 2010. № 12.
5. Илышев А. М, Багирова А. П. Введение в репродуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека. М.: Финансы и статистика, 2010.
6. Итоги пилотного выборочного обследования использования (бюджета) времени населением. URL: http://www.gks.ru/doc_2010/bul_dr/btime10.doc.
7. Патрушев В. Д. Жизнь горожанина (1965—1998). М.: Academia, 2001.