УДК 340
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ КАК ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Е. В. Горбатенко Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
В настоящей статье исследуется механизм образования и функционирования института международного космического права, наделенного специальной правосубъектностью, институт бизнес-инкубаторов.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, международное космическое право, бизнес.
THE CONCEPTUAL BASIS FOR THE CREATION OF BUSINESS INCUBATORS
E. V. Gorbatenko Scientific Supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In this paper, we investigate the mechanism of formation and functioning of the Institute of international space law, endowed with a special personality, Institute of business incubators.
Keywords: business incubator, international space law, business.
Международное космическое право - одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства.
Международное космическое право - это отрасль международного права, регулирующая отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела, а также регулирующих права и обязанности участников космической деятельности. Эти права и обязанности вытекают как из общих принципов и норм международного права, регулирующих все области международных отношений, так и из специальных принципов и норм, отражающих особенности космического пространства и космической деятельности.
Институт права - это объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм. Институтом международного космического права, с учетом общих положений международного права, являются однородные нормы международного космического права, регулирующие определенные правоотношения. Среди институтов международного космического права выделяют ак субъекты - государства и образованные ими международные межгосударственные организации, так и объекты - правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями [1].
Вместе с тем, в космической деятельности участвуют также физические и юридические лица. Так, например, специальной правосубъектностью наделен такой институт как бизнес-инкубатор.
Ядром структурных изменений как в технологически развитых странах, так и бурно развивающихся (Катай, Индия, Бразилия) является государственная инновационная стратегия и активная
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
научно-техническая политика предприятий и регионов, направленная на создание и развитие прорывных технологий в космической отрасли.
Критическими проблемами инновационного развития сегодня является создание мотивации для инновационного поведения всех субъектов экономики и их кооперация с сектором научно-исследовательских разработок, с опорой на созданную инновационную инфраструктуру в космической сфере.
По словам Д. А. Медведева «сектор научных разработок и их эффективная коммерциализация -это основа конкурентоспособного промышленного производства. И в развитых странах развитая же инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования - всё это находится в одном большом кластере. Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы».
Эффективная инновационная инфраструктура, обеспечивает переход результатов научных разработок на рынок продуктов и услуг. Ведущее место в этом процессе занимают инновационные бизнес-инкубаторы, главной задачей которых является создание и содействие успешному развитию начинающим инновационным предприятиям, с тем, чтобы, пройдя через программы поддержки, они обрели финансовую и организационную жизнеспособность.[2]
Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение особенно после 1983 года инкубаторы бизнеса получили в США. За последние десять лет в США их число выросло с нескольких десятков до 600, а в мире их насчитывается уже более 4000, лидерами являются Китай, США и Евросоюз. Основные причины, которые способствовали их быстрому распространению в мире:
- проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов. Инкубаторы, создаваемые в рамках этой схемы, открывались на свободных производственных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для офисных или офисно-производственных помещений. Эти инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и были связаны, в основном, с нетехнологичным бизнесом;
- поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства;
- инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - «бизнес-ангелам». Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они, таким образом, могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.
Мировой опыт показывает, что бизнес-инкубирование является одним из наиболее эффективных способов поддержки малого предпринимательства. Исследование, проведенное Управлением экономического развития при Министерстве торговли США в 2009 году, показало, что на каждые вложенные $ 10 000 инкубаторы создали по 45 рабочих мест. Строительство дорог создавало за те же деньги лишь пять рабочих мест.
Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций (ООН), а именно Рабочая группа по развитию промышленности и предпринимательства, рекомендует правительствам те практические меры, которые наиболее эффективно с точки зрения затрат стимулировали бы формирование условий, благоприятствующих предпринимательской деятельности. Бизнес-инкубаторы, прежде всего, рассматриваются как элемент инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, и одновременно инструментом экономической, социальной, структурной и инновационной политики.
В настоящее время в нашей стране бизнес-инкубирование, как форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (экономический кризис, пробелы в законодательстве и т. д.). Роль бизнес-инкубатора в создании новых малых предприятий состоит не только в непосредственной инкубации «start-up» компании, но и в том, что за счет профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях, органы региональной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку тем предприятиям, деятельность (от англ. start-up - запускать) - компания с короткой историей операционной деятельности которых соответствует приоритетам развития территории.
В Российской практике различные аспекты бизнес-инкубирования освещены в работах О. В. Айгистовой, Н. В. Гапоненко, В. Л. Горбунова, В. А. Демидова, В. Ш. Каганова, В. Ы. Котель-никова, С. А. Коробова, Т. В. Ломоносовой, В. С. Мартеллера, М. В. Рыбина, А. Б. Семисотова, Е.А. Сошниковой, Т. В. Цихана и др. [3].
Существующая на сегодня в России нормативно-правовая база не дает четкого определения понятия «бизнес-инкубатор». В литературе существует множество определений термина «бизнес-инкубатор». Часто при описании бизнес-инкубатора используются термины-синонимы, такие как, технологический центр, центр пуска новых компаний, центр технологий и начинающих компаний, центр инноваций и начинающих компаний, научный парк, технологический парк, парк коммерции и торговли. Тем не менее, во всем многообразии определений прослеживаются общие черты, которые и формируют это понятие. Анализ существующих определений представляет возможным выделить несколько различных подходов к видению сущности бизнес-инкубатора [4].
Библиографические ссылки
1. Инновационный менеджмент : справ. пособие. / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЦИСН, 1998. 568 с.
2. Стейнер К. 10 лучших технологических инкубаторов мира. Где они находятся и чем знамениты // Forbes. 2010. № 5. С. 15-18.
3. Оптимальная практика работы бизнес-инкубаторов / пер. с англ. // Европ. экон. комиссия ООН (ЕЭК ООН). 2-е изд. Женева (Швейцария) : Изд. ООН, 2001. 298 с.
4. Сафронов В. В. Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Сиб. гос. аэрокос-мич. ун-т. Красноярск, 2010. 104 с.
© Горбатенко Е. В., 2016