(N
%
О
(N
УДК 334.72:332.1 О.В. Чистякова
ББК 65.290.33(2)
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ
Анализируется опыт создания бизнес-инкубаторов в России, а также определены перспективы их развития. Рассматриваются современные разновидности бизнес-инкубаторов: классические, бесстеновые, виртуальные и целевые бизнес-инкубаторы, бизнес-инкубаторы на базе университетов и крупных предприятий. Обосновываются способы финансирования бизнес-инкубаторов.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, бизнес-инкуба-тор,технопарк.
O.V. Chistyakova PROSPECTIVE DIRECTIONS OF BUSINESS INCUBATORS DEVELOPMENT IN RUSSIA
ssi
KS г
g|l'
H5i
НА
Ой"
%<s ^ 1
5s 1
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£яц
МО I £И4
See
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
The author analyzes the experience of creating business incubators in Russia, and determines prospects of their development. The article observes the contemporary types of business incubators: classical, walls-free, virtual, and special ones, as well as business incubators based in universities and large enterprises. Way of financing business incubators are substantiated.
Keywords: innovational infrastructure, business incubator, technopark.
Вопросы активизации предпринимательства имеют важное значение при формировании региональной политики. Для развития предпринимательства необходимо создание региональных и городских бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, инновационных центров и т.п., которые могут предоставлять реальную консультативную, информационную, учебную, кадровую и другие виды поддержки субъектам предпринимательской деятельности.
Нужно отметить, что создание сети бизнес-инкубаторов в регионах является перспективным направлением развития предпринимательской среды, поскольку сегодня у подавляющего большинства начинающих предпринимателей отсутствуют теоретические знания и практический опыт. При этом, бизнес-инкубаторам отводится начальный этап развития малого предпринимательства.
Одна из наиболее привлекательных черт инкубаторов малого бизнеса в современных российских условиях заключается в том, что они содействуют развитию предпринимательства в регионах, созданию новых рабочих мест и снижению социальной напряженности, разукрупнению производств и созданию групп малых предприятий вокруг крупного производства в качестве субконтракторов, развитию определенных отраслей промышленности.
Бизнес-инкубирование является одним из наиболее действенных и эффективных способов поддержки предпринимательства. Процесс инкубирования бизнеса нацелен на то, чтобы подтолкнуть людей к организации собственного дела и поддержать начинающие компании в разработ-
© О.В. Чистякова, 2011
%
СО ке новаторских продуктов. Инкубирование означает создание условий,
способствующих и благоприятствующих развитию предпринимательства в начинающих компаниях.
Бизнес-инкубатор создает благоприятные условия для стартового ^ развития малых предприятий путем предоставления комплекса услуг
5^ и ресурсов. Бизнес-инкубатор обеспечивает предприятия помещениями
на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Предприниматель при этом сосредоточен на одной задаче — начать выпуск продукции или услуги и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес-инкубатора.
Бизнес-инкубаторы оказались настолько удачной формой поддержки нового предпринимательства, что за последние годы их число продолжает стремительно расти во многих странах. Всего в мире насчитывается уже более 5 тыс. самостоятельно действующих бизнес-инкубаторов.
Первые бизнес-инкубаторы появились в России в середине 1990-х гг. в рамках программ Морозовского проекта. В 1996 г. было создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ).
В 2000 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между НСБИ и Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, согласно которому, на первом этапе была сформирована система государственной политики, создана сеть базовых и специализированных инкубаторов. Второй этап, продолжительностью до 2005 г., предполагал организацию сквозных проектов для сети бизнес-инкубаторов, развитие сети во всех регионах России. Заключительный этап, к 2010 г., предусматривал создание в России порядка 170 бизнес-инкубаторов и их интеграцию с бизнес-инкубаторами развитых стран, создание франчайзинговых сетей с привлечением инкубируемых предприятий, §ЦЦ¥ а также предполагался выход системы бизнес-инкубаторов на режим само; финансирования и саморазвития. К сожалению, финансовый кризис внес
свои коррективы, и последний этап пока остается нереализованным. ой § Проанализируем опыт работы российских инкубаторов. Рассмотрим
^1 действующие инкубаторы по главным параметрам: льготы по аренде,
й* | требования к участникам, количество рабочих мест, срок размещения.
о
о^1 Нужно отметить, что условия и сроки участия в региональных инкубами торах примерно одинаковые: начинающий предприниматель занимает
| арендуемое помещение от одного до трех лет, при этом само предприятие
ьо в функционирует не более года и имеет четкий бизнес-план. По льготам
йо 1 на аренду инкубаторы отличаются: как правило, в первый год предприми! ниматель платит 40%, во второй — от 60 до 80%, а третий — 100% от
ставки арендной платы. Но есть примеры, где в первый год бизнесмен вообще освобождается от арендной платы. По количеству рабочих мест, предоставляемых инкубаторами, картина следующая: от 100 до 470 мест предоставляют действующие бизнес-инкубаторы. В среднем же бизнес-инкубатор оказывает поддержку 15-20 предприятиям средней численностью работающих 7-12 человек.
1^ В современных условиях в России можно выделить следующие виды
бизнес-инкубаторов: классические; бесстеновые; предоставляющие услуги посредством электронной связи с предприятиями; виртуальные; целевые.
Н Особенностью классических бизнес-инкубаторов является то, что на-
ряду с бизнес-услугами основной их функцией является предоставление
н
о
О
<М
«К1
2нё ЯЧ г
МнЗ|
нйе
н5і
ОЙ"
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§| ь Е
« V I
8Н! й§ о
ЕнО а
£мі|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
предприятиям офисных и производственных площадей по ценам значительно ниже рыночных. Классический бизнес-инкубатор объединяет под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской.
Бесстеновые бизнес-инкубаторы осуществляют консультационное сопровождение бизнеса без предоставления услуги по аренде помещения. Недостатком такого способа предоставления услуг является отсутствие общения между предприятиями.
Основной недостатком бизнес-инкубаторов, предоставляющих услуги посредством электронной связи с предприятиями, является малое количество прямых контактов с предприятиями.
Виртуальные бизнес-инкубаторы оказывают помощь в открытии бизнеса на расстоянии. Представляет интерес идея создания национальной сети бизнес-инкубаторов с использованием информационных технологий «Инфопарт». Система «Инфопарт» предназначена для объектов инфраструктуры поддержки малого и инновационного предпринимательства, в первую очередь для вновь создаваемых, а также и для действующих бизнес-инкубаторов. Предлагаемые комплексные программно-аппаратные решения позволяют на базе современных компьютерных систем, средств связи и коммуникаций осуществлять комплексное управление бизнес-процессами предприятий посредством организации интегрированных служб бизнес-инкубаторов.
Целевые бизнес-инкубаторы сосредоточенны на поддержке конкретных направлений бизнеса, например фирм, специализирующихся на разработке компьютерных программ или на биотехнологиях и т.д. Кроме того, создаются бизнес-инкубаторы, ориентированные на социальную адаптацию незащищенных слоев населения. В этом случае предпочтение при приеме в инкубатор отдается фирмам, сотрудники которых представляют, например, этнические меньшинства, или сельских жителей, или женщин.
Концепция бизнес-инкубатора, первоначально представлявшая собой создание микросреды обитания для поддержки бизнеса на его ранних стадиях, сегодня трансформируется в сторону создания целевых, в том числе инновационных, а также виртуальных бизнес-инкубаторов, а также гибридов, состоящих из центров по развитию предприятий и бизнес-инкубаторов.
Представляют интерес бизнес-инкубаторы, создаваемые на базе ведущих университетов страны. Они создают условия для развития наукоемких технологий, сотрудничества науки и предпринимательства.
Следует остановиться на особенностях создания бизнес-инкубаторов на базе крупных предприятий. Такое партнерство крупного и мелкого бизнеса существуют во многих странах. В качестве примера можно привести шведский опыт так называемого «внутреннего» инкубатора, который создается крупной компанией для стимулирования новых идей и проектов. В этом случае часть проектов может отпочковываться от главной компании, и выполняться в инкубаторе, особенно в тех случаях, когда эти проекты не связаны с основным направлением деятельности компании. Данное направление также получило развитие в России. Примером может служить бизнес-инкубатор, созданный на площадях Московского станкостроительного завода им. С. Орджоникидзе.
Бизнес-инкубаторы в основном создаются как самостоятельные организации с правами юридического лица, несущие полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Они пользуются поддержкой в рамках государственных бюджетных и внебюджетных программ
%
СО и поэтому сочетают коммерческие и некоммерческие начала в своей де-
ятельности. Каждая из малых фирм, добровольно входящих в бизнес-инкубатор, строит свои отношения с администрацией бизнес-инкубаторов на коммерческой основе, но, как правило, по льготным ценам.
^ Одной из наиболее сложных проблем отечественных бизнес-инкуба-
5^ торов является вопрос финансирования. Основными средствами финан-
сирования отечественных бизнес-инкубаторов являются средства международных фондов, программ грантов и кредитов; заинтересованных министерств, местных администраций, союзов и ассоциаций; участников бизнес-инкубаторов; спонсоров и инвесторов; средства промышленных корпораций, учебных заведений, коммерческих структур и частных лиц, заинтересованных в работе бизнес-инкубаторов. Кроме того, бизнес-инкубаторы существуют на средства от арендной платы предпринимателей, а также за счет отчислений от прибыли вышедших из инкубатора и успешно функционирующих малых предприятий.
Эффективность бизнес-инкубатора оценивается по количеству фирм, функционирующих на рынке, через определенное время после прохождения программы инкубации. Его эффективность напрямую зависит от квалификации людей, которые занимаются становлением бизнес-инкубатора — администрации, экспертов, консультантов. От того, насколько грамотно и правильно распорядится администрация бизнес-инкубатора предоставленными площадями и ресурсами, как быстро будут созданы оптимальные финансовые потоки, как доходные, так и расходные, будет зависеть, когда бизнес-инкубатор достигнет точки безубыточности и сможет существовать без внешней спонсорской помощи.
Компетентность предпринимателей, зрелость и качество проектов, представляемых ими на размещение в бизнес-инкубаторе, тоже являются одной из главных составляющих успешной деятельности бизнес-инкубатора.
Важным аспектом деятельности бизнес-инкубатора является обуче-; ние предпринимателей и помощь в кадровом обеспечении малых пред-
приятий. Нужно отметить, что процесс кадрового обеспечения предприми § нимательства специфичен. Малые предприятия в начальный период
^ ^ | деятельности не могут позволить себе приобретение «дорогих» кадров на
^ | рынке труда. Поэтому встает вопрос о дообучении и повышении квали-
1 фикации менеджеров, бухгалтеров, сбытовиков, маркетологов и других
в ^ | специалистов. Более половины бизнес-инкубаторов имеют в своем пакете
| услуг краткосрочные курсы по таким дисциплинам, как основы предпри-
в нимательской деятельности, пользование персональным компьютером,
йо 1 бизнес-планирование, различные аспекты менеджмента, маркетинг.
к®Э Бизнес-инкубаторы могут существовать в двух видах: действовать
как самостоятельные организации или же выступать в качестве ядра технопарков.
23 В первом случае бизнес-инкубаторы являются автономными и со-
здаются, как правило, для поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Во втором случае инкубаторы, находятся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий.
со Можно выделить следующие различия между бизнес-инкубаторами
Ни технопарками:
- бизнес-инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
СО
%
О
со
SS1
2нё ЯЧ г
MhSI
HSS
н5і
ОЙ"
%<s ^ 1
5к 1
«Л* ё§| h Е
« V I
8s! Й§ о
ЕнО а
£мц
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
- политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках;
- бизнес-инкубаторы поддерживают малый бизнес самого широко спектра деятельности, так называемый нетехнологический бизнес;
- инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, не занимаются такой деятельностью, как сдача в аренду участков и помещений.
Что же касается набора услуг, функций и целей, то здесь отличия бизнес-инкубаторов и технопарков не столь уж значительны, если рассматривать зрелые формы технопарков и инкубаторов.
В современной российской практике, чтобы быть прибыльным, бизнес-инкубатору необходимо наличие разрастающегося вокруг него технопарка. Организации-выпускники бизнес-инкубатора обычно не хотят терять налаженные связи, определенный набор услуг, а также ту атмосферу, которая сложилась на данной территории, и поэтому предпочитают оставаться в технопарке, где созданы определенные условия для их деятельности. Однако аренда площадей и другие услуги бизнес-инкубатора предоставляются в технопарке уже не на льготных условиях. Таким образом, включается механизм возврата средств, вложенных в фирмы, вышедшие из бизнес-инкубатора.
Среди представителей государственных и научных кругов существует довольно стойкое мнение, что при создании инновационной инфраструктуры не стоит распылять усилия и средства. Вместо того чтобы создавать бизнес-инкубаторы, необходимо сосредоточить усилия на развитии научных и технологических парков. Это более масштабное и надежное дело, открывающее возможности инновационного развития страны. Такое противопоставление двух взаимосвязанных элементов инновационной инфраструктуры — инкубаторов и технопарков, на наш взгляд, не оправдано. По нашему мнению, бизнес-инкубаторы целесообразно создавать как для поддержки инновационного предпринимательства, и в этом случае инновационный бизнес-инкубатор будет входить в состав технопарка, так и для поддержки малых предприятий в традиционных отраслях. Для этого необходимы автономные бизнес-инкубаторы.
Таким образом, бизнес-инкубатор представляет собой наиболее эффективную форму организационной поддержки малого бизнеса на начальной стадии развития. При этом, отличительной особенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Бизнес-инкубатор, будучи многопрофильным учреждением, имеет своей целью помочь опекаемым им юридическим и физическим лицам начать собственное дело, выйти на рынок, закрепиться на нем, защищаться от недобросовестных и некомпетентных действий контрагентов, органов власти и т.д.
Информация об авторе
Чистякова Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Chistyakova Olga Vladimirovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].