УДК 340
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Е. В. Горбатенко Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Предпринята попытка исследования бизнес-инкубатора как субъекта хозяйственных отношений в аэрокосмической отрасли.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, аэрокосмическая отрасль, предпринимательство, инвестиции.
BUSINESS INCUBATOR AS A SUBJECT OF ECONOMIC RELATIONS IN THE AEROSPACE INDUSTRY
E. V. Gorbatenko Scientific Supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Attempt to research the business incubator as a subject of economic relations in the aerospace industry.
Keywords: business incubator, aerospace, business, investment.
Становление рыночной экономики должно сопровождаться формированием конкурентной среды, в том числе и среди предприятий аэрокосмической отрасли. Такая среда может быть образована путем развития института предпринимательства, создания благоприятных условий для развития разных направлений бизнеса. В настоящее время назрела необходимость изучения и систематизации накопленного в России опыта развития предпринимательства с использованием механизмов бизнес-инкубации в аэрокосмической отрасли, выявления и решения ряда теоретических, методических и организационных проблем.
Одна из наиболее привлекательных черт инкубаторов в современных российских условиях заключается в том, что они могут не только содействовать развитию предпринимательства в регионах, но также могут быть использованы как инструмент развития региональных производственных, интеллектуальных и других ресурсов аэрокосмической отрасли, которые на сегодняшний день не нашли достойного применения в складывающейся рыночной системе. А именно, бизнес-инкубаторы в аэрокосмической отрасли способны стать инструментом «конверсии» больших и неконкурентных производственных мощностей в сектор малой экономики.
Существуют различные определения бизнес-инкубаторов.
Бизнес-инкубаторы (БИ) - организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг» [1].
В маркетинге определение бизнес-инкубатору дается в ином ракурсе: бизнес-инкубатор (БИ) -благоприятная среда, внешняя оболочка, защищающая новичков, начинающих менеджеров, не имеющих исходной материальной базы для организации бизнеса. В БИ имеется все необходимое для приобщения к бизнесу и деловому сотрудничеству: производственные помещения; оборудование; вычислительная техника; средства телекоммуникаций; широкие возможности их льготной аренды.
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
В БИ молодым бизнесменам предлагается организовать хозрасчетное предприятие, чтобы в условиях экономической свободы действий, при финансовой поддержке БИ и содействии его квалифицированных кураторов освоить конкретное дело, стать менеджерами в уже действующих структурах.
Таким образом, налицо отличия в подходах к определению понятия бизнес-инкубатора. Если в первом определении бизнес-инкубатор охарактеризован непосредственно как конкретный субъект экономической деятельности, объект инфраструктуры поддержки предпринимательства, место размещения, то с точки зрения маркетинга это более абстрактное понятие, определяющее бизнес-инкубатор как среду, внешнюю оболочку.
В одном из источников термин «бизнес-инкубатор» определен как «субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса» [2]. Существует еще целый ряд определений рассматриваемого понятия.
В России бизнес-инкубатор в аэрокосмической отрасли позиционируется как организация, которая предоставляет начинающим предприятиям помещения в аренду на льготных условиях, необходимое оборудование, оргтехнику, средства связи. А так же инкубатор оказывает предприятиям аэрокосмической отрасли целый спектр услуг - консалтинговых, бухгалтерских, секретарских, юридических, в некоторых случаях содействует в получении оборудования в лизинг, кредита на развитие дела и выходу на местный рынок.
Все это позволяет сконцентрироваться главным образом на начале выпуска продукции (услуги) и выходе на рынок - прочие проблемы предприятию помогает решать команда инкубатора: администрация, эксперты, консультанты.
Бизнес-инкубатор в аэрокосмической отрасли создается под реализацию определенных задач. Чаще всего с целью создания новых рабочих мест, создания условий для развития определенного вида услуг или продукции.
Основной показатель эффективности бизнес-инкубатора в аэрокосмической отрасли - количество фирм, выпущенных за время существования и количество новых рабочих мест, созданных его фирмами-арендаторами.
Концепция инкубирования в аэрокосмической отрасли тесно связана со стратегией развития бизнеса в конкретном регионе. При этом преследуются разные цели создания бизнес-инкубатора в аэрокосмической отрасли:
- Содействие изменениям в регионе, способствующим обеспечению рабочих мест и формированию нового имиджа региона. Такая цель характерна для регионов, в которых преобладают традиционные и устаревающие отрасли промышленности.
- Создание развитой инфраструктуры.
- Обеспечение высокими технологиями и инновациями развития местной промышленности.
- Содействие укреплению связей между университетом (вузом или исследовательским центром) и местной промышленностью.
- Поощрение и обеспечение формирования и роста новых предприятий аэрокосмической отрасли, продвигающих новые технологии и коммерциализующих научные знания.
- Создание среды, способствующей взаимообмену ресурсами, людьми, идеями, оборудованием между наукой и промышленностью региона.
При всем разнообразии целей важно отметить исключительно обеспечивающий характер бизнес-инкубаторов в аэрокосмической отрасли.
Итак, цели создания бизнес-инкубатора могут отличаться, однако, суть остается неизменной. Бизнес-инкубатор в аэрокосмической отрасли выполняет «обеспечивающую функцию», помогает встать на ноги предприятиям.
В соответствии с Приказом средства федерального бюджета направляются на создание таких объектов, как центры кластерного развития, центры прототипирования, поддержки предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации технологий (центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры трансфера технологий и др.), центры координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства и другие объекты.
В заключение хочется отметить, что множественность целей создания таких структур как бизнес-инкубатор в аэрокосмической отрасли, а также многообразие их практической реализации объясняет отсутствие единой терминологии, несмотря на более чем пятнадцатилетний период их развития.
Также необходимо понимать, что процесс инкубирования в аэрокосмической отрасли - это в первую очередь долговременное стратегическое планирование. Если бизнес-инкубаторы в аэрокосмической отрасли успешно «выращивают» предприятия с этапа идеи, то со временем произойдет качественная перестройка аэрокосмической отрасли, создадутся новые рабочие места, сформируется инвестиционная привлекательность территории. Если же к планированию подойти формально, бизнес-инкубаторы в аэрокосмической отрасли станут коммерческими структурами. Это будут уже обыкновенные бизнес-центры. Бизнес-центры предоставляют в аренду предприятиям офисные, складские и производственные помещения высокого качества, что могут позволить себе только финансово устойчивые компании.
Библиографические ссылки
1. Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2015).
2. Щербаков М. Л. Бизнес-инкубирование // Сборник методических и аналитических материалов : науч.-метод. изд. М. 2012. 123 с.
© Горбатенко Е. В., 2015