туации, ставить свои образовательно-познавательные задачи на основе инициативности и индивидуального творческого мышления.
В этом отношении президент РАО, академик Н. Д. Ни-кандров пишет, что социализацию будем рассматривать как наиболее широкое понятие, включающее не только образование (с его составными частями - воспитанием и обучением), но и влияние жизни во всей полноте сознательно учитываемых и случайно возникающих факторов. Школа жизни сильнее собственно школы и образования. И если их влияния не скоординированы, то возникает целая система рисков для человека и общества [5, с. 198].
Таким образом, идея организации педагогической ярмарки «Сельская школа» в Республике Саха (Якутия) стала одной из эффективных форм инновационного движения в условиях модернизации российского образования. Благодаря усилиям массового коллективного творчества учителей республики, рождались из года в год новые педагогические идеи, системы и технологии, обеспечива-
ющие высокий качественный уровень учебно-воспитательного процесса на основе требований государственных образовательных стандартов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цирульников А. М. Система образования в этно-региональном и социокультурном измерениях. СПб., 2007. 288 с.
2. Николаева А. Д. Управление инновационными процессами в образовании. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2009. 142 с.
3. Макаренко А. С. Собр. соч. в 5 т. М.: Правда, 1971. Т.1. С.565-570.
4. Кулаковский А. Е. Якутской интеллигенции. Якутск: Якут. книж. изд-во, 1992. 77 с.
5. Никандров Н. Д. Социализация молодежи и качество образования // Науч. основы развития образования в XXI в. СПб.: СПбГУП, 2011. 672 с.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN THE INFORMATIONAL EDUCATION
П. В. Суханов, Н. В. Морозова
В статье рассмотрены вопросы модернизации системы образования в контексте самообразовательной деятельности студентов и глобальной информатизации общества. Изложены основные положения разработанной концепции развития самообразовательной деятельности в условиях информатизации образования. Введено понятие инновационной самообразовательной среды вуза и обоснована ее роль в развитии самообразовательной деятельности.
P. V. Sukhanov, N. V. Morozova
The paper deals with the modernization of the educational system in the context of the self-education of the students and the global information society. It sets out the main provisions of the concept of self-education activity in the information education. The concept of innovation and self-educational environment of high school is introduced and its role in the development of self-educational activities is justified.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, информационные технологии, информационная образовательная среда, инновационная самообразовательная среда, концепция развития самообразовательной деятельности в условиях информатизации образования.
Keywords: self-education, self-education activities, information technology, information educational environment, the innovative self-educational environment, the concept of self-education activity in the informational education.
Результатом прогрессирующего процесса информатизации, охватывающей все сферы деятельности человека, является создание информационного общества, в котором доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства и образования
становится сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации.
Очевидно, что при таком стечении обстоятельств в пользу увеличения объема обмена информацией в мире существенная роль в становлении и развитии информа-
ционного общества отводится его сфере образования. С одной стороны, информатизация общества не может обойти стороной эту одну из главнейших сфер деятельности человека, влияя на нее и заставляя развиваться. С другой стороны, именно в сфере образования осуществляется подготовка и воспитание членов информационного общества - людей, способных жить и работать в условиях массового распространения информационных и телекоммуникационных технологий, при котором информация становится стратегическим ресурсом человеческой деятельности. Этот фактор также является существенным с точки зрения необходимости информатизации образования [1].
Важно понимать, что существует глубокая зависимость современной цивилизации от способностей и качеств личности, полученных в результате ее обучения, а учитывая скорость обновления информации - в результате самообразования. Образование является составной частью социальной сферы общества. В связи с этим основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования совпадают с общими положениями информатизации общества в целом [2].
Именно поэтому перед системой образования сегодня встает новая глобальная проблема - подготовка членов общества к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, научить их самостоятельно действовать, эффективно использовать возможности информационного пространства и защищаться от возникающих при этом негативных последствий, самостоятельно планировать пути дальнейшего своего образования.
Развитие самообразовательной деятельности студентов при таком подходе является актуальной и сложной педагогической проблемой. Ее сложно решить посредством простого увеличения количества часов, отводимых на самостоятельную работу. Для того чтобы повысить качество этого вида деятельности, необходим системный подход к решению данной проблемы.
В интересах решения поставленной задачи нами была разработана и реализована в образовательном процессе концепция развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования, которая представляет собой систему взглядов на целенаправленное и комплексное формирование специализированной среды вуза, охватывающей все направления его деятельности - инновационной самообразовательной среды. Данная концепция предполагает преодоление узкой дисциплинарности, замкнутости учебных дисциплин, слабой практико-прикладной направленности профессиональной подготовки.
Инновационная самообразовательная среда вуза понимается нами как система, аккумулирующая не только программно-методические, организационные и технические ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов, при этом управляющими элементами данной системы являются целевые установки общества, обучаемых и педагогов.
Генеральной целью педагогического процесса в рамках концепции является обеспечение условий для развития личности, следовательно, основная группа противоречий, на решение которых направлена концепция, - это противоречие между стремлением развивающейся личности к самостоятельности и самосовершенствованию и недостатком социального опыта; противоречие между новыми требованиями к самообразованию и сложившимися ранее способами репродуктивного мышления.
Источниками концепции выступают: теория развития самообразовательной деятельности; исследования в области самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования; исследования в области методологии применения мотивационно-деятельност-ного подхода в интересах развития самообразовательной деятельности; основы теории и методики обучения в условиях инновационной самообразовательной среды.
Факторами, определяющими создание концепции, наряду с тенденциями развития современного общества (глобализации, информатизации) выступают интеграционные процессы в науке и образовании, открытость образования, необходимость становления нового типа личности. Особенности концепции связаны с ее сложной структурой, с ориентацией на открытость образования, на профессиональную подготовку бакалавров и магистров в условиях инновационной самообразовательной среды вуза.
К теоретическим основам концепции развития самообразовательной деятельности мы относим:
• ведущую идею (сложный динамический характер процесса развития самообразовательной деятельности; системность в профессиональной подготовке бакалавра и магистра);
• понятийное пространство концепции (самообразовательная деятельность как педагогическая система; инновационная самообразовательная среда вуза; самообразовательная деятельность студентов в условиях информатизации образования; типы образовательных ресурсов; структура самообразовательной деятельности в условиях информатизации образования; содержательно-дидактические единицы; цикличность и нелинейность процесса развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования; отражение результатов развития в модели и инновационной программе);
• закономерности и вытекающие из них основополагающие принципы (группы принципов).
В данной концепции процесс развития самообразовательной деятельности в условиях информатизации образования рассматривается с позиций субъектов образовательного процесса: преподаватель - студент. С этой целью разработаны основные концептуальные положения.
Понятие «концептуальные положения» нами употребляется для освещения ведущего замысла, руководящей идеи, для разработки сущности и содержания самообразовательной деятельности студентов.
Цель составления данных концептуальных положений заключалась в том, чтобы вычленить главные звенья сущ-
ностной характеристики теоретических основ самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования, ее логической структуры и содержания для определения их эффективного использования в современных условиях формирования нового мышления в самообразовании и непрерывном образовании личности.
В теоретической дидактике ведутся определенные научные поиски по проблеме развития самообразовательной деятельности, в том числе и в условиях информатизации образования: методика «поэтапного формирования умственных действий» П. Я. Гальперина, система развивающего обучения Л. В. Занкова, обучение на основе теории учебной деятельности В. В. Давыдова, технология профессионального обучения, связанная с методом организаци-онно-деятельностных игр Г. П. Щедровицкого, «авторские» педагогические системы В. Ф. Шаталова, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, применение информационных технологий в образовании Е. И. Машбиц, Е. С. Полата, И. В. Роберт [3-5].
Мы убеждены, что побудительной причиной, поводом к какому-нибудь действию служит мотив. С понятием стремления к самообразованию в большей степени связывают устойчивость, силу мотивов самообразования. Известно, что основными мотивами любой деятельности являются потребности и интересы. Для того чтобы у студентов было желание заниматься самообразованием, они должны ощущать потребность в знаниях и интерес к ним.
Стимулами для появления мотивов, как правило, выступают внешние действия или причины. Можно выделить следующие группы мотивов [6]:
1. Мотивы непосредственно побуждающие (любовь к преподавателю, интересное ведение им занятий, новые наглядные пособия и др.).
2. Мотивы перспективно побуждающие (желание заниматься каким-то предметом; интерес к определенной деятельности, желание заслужить одобрение коллектива). Могут быть и отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим преподавателем, нежелание иметь плохие оценки и др.
3. Мотивы интеллектуального побуждения (стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности и др.).
4. Мотивы социальные (сознание долга ответственности, стремление выработать мировоззрение и др.).
Иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает решающее воздействие и пробуждает познавательную активность учащегося.
Мотивы определяются, прежде всего, необходимостью постоянно самосовершенствоваться, расширять и углублять знания. Иными словами, для нас приоритетом становятся два ключевых понятия - «деятельность» и «мотив», лежащий в основе этой деятельности.
Именно поэтому разработанная концепция развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования базируется на основе мотивационно-деятельностно подхода. Как показал этап апробации концептуальных положений, именно он при-
нял основную роль регулятива самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования. В частности, данный подход позволяет раскрыть полиструктурную природу изучаемого процесса, дает возможность рассмотреть логику и особенности взаимосвязи и генезиса различных форм педагогического знания, раскрыть соотношения и воспроизвести логику и механизмы взаимосвязи внутренних (научных) и внешних (социокультурных) причин в ходе реального процесса развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования, помогает выявить трудности и обосновать пути исследования процесса формирования личности.
Информационные технологии в этом случае выступают не просто инструментом в организации и самоорганизации образовательной деятельности студентов, но и предоставляют возможность самостоятельного планирования последовательности образовательной траектории с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, самостоятельного формирования основных практических умений и навыков, определяющих личностный рост, профессиональную успешность и востребованность будущего специалиста.
Основными положениями мотивационно-деятель-ностной концепции развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования являются следующие:
• инновационная самообразовательная среда как основа самообразовательной деятельности позволяет сформировать у студентов устойчивую, адекватную самооценку, положительную мотивацию;
• самообразовательная деятельность зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса;
• развитые умения совмещать процедуры нахождения, отбора и преобразования информации на основе электронных образовательных ресурсов расширяют возможности самообразовательной деятельности;
• информационные технологии позволяют провести индивидуализацию образовательного процесса, обеспечивают взаимообусловленность всех его структурных компонентов, формируют устойчивую мотивацию к непрерывному самообразованию, позволяют развивать творческий подход и исследовательские навыки;
• движущей силой процесса развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования выступает их мотивированность, проявляющаяся в стремлении к личностному и профессиональному становлению, самореализации.
На всех этапах развития самообразовательной деятельности студентов функционируют механизмы оценки, выбора, проекции (цели), действия, обеспечивающие выбор средств и стратегии достижения самообразовательных планов, отбор умений и способов самопознания, осознанный поиск информации по учебным и жизненным проблемам, понимание последовательности реализации умений самообразовательной деятельности.