During operation of this function, keys silently fall a few millimeters, implying that the pianist should press them. The Disklavier adapts to the pianist's playing speed. Of course, the Disklavier can't teach to sight read music notes or play by ear, but this function can raise interest on the first stage of learning to play piano.
There are technical functions. As reported in the instruction, the tone generator function "produces the subtle nuances heard in brass, saxophone, and string sections" [5]. The calibration function
Библиографический список
helps to support electronic elements of the instrument in working condition. There are also the entertainment functions such as karaoke and DisklavierRadio.
Summarizing all the information in the article, the Disklavier is a unique music instrument, its functions contain a huge potential for music education. A detailed analysis of each function separately may reveal additional possibilities of using the Disklavier in music education that may be the subject of further research.
1. Зимин П.Н. История фортепиано и его предшественников. Москва: Музыка, 1968.
2. Панкевич РВ. Инновационные методы применения информационных технологий в музыкальном образовании. Педагогическое образование в России. 2015; 7: 147 - 151.
3. Bhatara Anjali, Tirovolas Anna K., Duan Lilu Marie, Levy Bianca, and Levitin Daniel. J. Perception of Emotional Expression in Musical Performance. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2011; Vol. 37. No. 3: 921 - 934.
4. Riley K. Understanding piano playing through MIDI: Students' perspectives on performance analysis and learning. American Music Teacher. 2005: 33 - 37.
5. Disklavier TM. Grand and Upright Pianos. Built to Perform. Available at: http://download.yamaha.com/api/asset/filePasset_ id=45402&language=ru&site=ru.yamaha.com
6. Ингарден Р. Исследования по эстетике. Перевод с польского А. Ермилова и Б. Федорова. Москва: Издательство иностранной литературы, 1962.
7. Старчеус М.С. Слух музыканта. Москва: Моск. гос. консерватория имени П.И. Чайковского, 2003.
8. Старчеус М.С. Личность музыканта. Москва: Моск. гос. консерватория имени П.И. Чайковского, 2012.
9. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва: Просвещение, 1984.
10. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва: Академический проект; Трикста, 2008.
11. Швейцер А. Жизнь и мысли. Сост., пер. с нем., послесл., примеч. А.Л. Чернявского. Москва: Республика, 1996.
12. Корноухов М.Д. Интерпретация музыкального произведения - от теории к практике. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016; 3: 81 - 96.
13. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Ленинградское отделение «Музыка», 1974.
14. Yamaha disklavier education network. Available at: http://yamahaden.com/
15. Disklavier. VIDEO WALL. Available at: http://www.mashpedia.com/Disklavier
References
1. Zimin P.N. Istoriya fortepiano i ego predshestvennikov. Moskva: Muzyka, 1968.
2. Pankevich R.V. Innovacionnye metody primeneniya informacionnyh tehnologij v muzykal'nom obrazovanii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; 7: 147 - 151.
3. Bhatara Anjali, Tirovolas Anna K., Duan Lilu Marie, Levy Bianca, and Levitin Daniel. J. Perception of Emotional Expression in Musical Performance. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2011; Vol. 37. No. 3: 921 - 934.
4. Riley K. Understanding piano playing through MlDl: Students' perspectives on performance analysis and learning. American Music Teacher. 2005: 33 - 37.
5. Disklavier TM. Grand and Upright Pianos. Built to Perform. Available at: http://download.yamaha.com/api/asset/filePasset_ id=45402&language=ru&site=ru.yamaha.com
6. Ingarden R. Issledovaniya po 'estetike. Perevod s pol'skogo A. Ermilova i B. Fedorova. Moskva: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1962.
7. Starcheus M.S. Sluh muzykanta. Moskva: Mosk. gos. konservatoriya imeni P.I. Chajkovskogo, 2003.
8. Starcheus M.S. Lichnost'muzykanta. Moskva: Mosk. gos. konservatoriya imeni P.I. Chajkovskogo, 2012.
9. Cypin G.M. Obuchenie igre na fortepiano. Moskva: Prosveschenie, 1984.
10. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. Moskva: Akademicheskij proekt; Triksta, 2008.
11. Shvejcer A. Zhizn'imysli. Sost., per. s nem., poslesl., primech. A.L. Chernyavskogo. Moskva: Respublika, 1996.
12. Kornouhov M.D. Interpretaciya muzykal'nogo proizvedeniya - ot teorii k praktike. Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2016; 3: 81 - 96.
13. Barenbojm L.A. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo. Leningradskoe otdelenie «Muzyka», 1974.
14. Yamaha disklavier education network. Available at: http://yamahaden.com/
15. Disklavier. VIDEO WALL. Available at: http://www.mashpedia.com/Disklavier
Статья поступила в редакцию 22.12.17
УДК 374.1
Medvedev I.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chelyabinsk State Institute of Communications (Chelyabinsk,
Russia), E-mail: [email protected]
PROVIDING QUASIPROFESSIONAL ORIENTATION OF A STUDENT'S SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN TECHNICAL UNIVERSITIES. The article solves a problem of overcoming the differentiation of higher education in terms of training students through the development of their self-educational activity, which is interpreted as the autonomization of the acquisition of general cultural and professional competences. The formation of appropriate levels of autonomization of self-educational competence is provided by the updating and the valorisation of self-educational activities. The article gives details of didactic means of creating these conditions: diversification ZUN, their generalization and accommodation in the professional field, motivation and feedback from graduates.
Key words: self-educational activity, self-educational competence, actualization and valorization of self-educational ac-
И.Ф. Медведев, канд. пед. наук, доц. Челябинский институт путей сообщения, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье решается проблема преодоления дифференциации высшего образования по уровню подготовки студентов через развитие их самообразовательной деятельности, которое трактуется как автономизация приобретения общекультурных и профессиональных компетенций. Формирование соответствующих уровней автономизации самообразовательной компетенции обеспечивается актуализацией и валоризацией самообразовательной деятельности. В статье детализированы дидакти-
ческие средства создания названных условий: диверсификация ЗУН, их генерализация и аккомодация в профессиональной сфере, мотивация и обратная связь с выпускниками.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, самообразовательная компетенция, актуализация и валоризация самообразовательной деятельности.
В современной системе отечественного образования наблюдается тенденция к дифференциации кадровой, бюджетной и материальной обеспеченности учебных заведений. В высшей школе стратификация вузов проявляется наиболее ярко, поскольку здесь речь идет не только о перераспределении средств, но и о качественном подборе контингента студентов. Так, средний балл ЕГЭ студентов, поступивших в университеты, которые заняли первые пять мест в рейтинге вузов на 2017 год, колеблется в пределах от 88 до 93, тогда как вузы, занимающие последние места рейтинга, довольствуются студентами с 50 -60 баллами ЕГЭ. Это разделение коррелирует с условиями для получения качественного образования, уровнем научно-исследовательской деятельности, объемами бюджета НИОКР и финансовых средств на одного студента. В итоге на лицо распадение высшего образования на элитарное и эгалитарное.
Отмеченная особенность развития образовательной сферы входит в институциональный конфликт с запросами общества на массовое формирование специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом, способных принимать нестандартные решения. Не случайно документы ЮНЕСКО в сфере образования ориентируют на подготовку молодого поколения к постоянно меняющейся технологической ситуации, лавинообразному информационному потоку и как следствие ускорению социальных изменений. В рекомендациях II Международного конгресса ЮНЕСКО (г. Сеул, 1999 г.) подчё[живеется, что «юл е-дует приветствовать новаторские подходык построетюю гибкой системы получения технического образования и профессиональной подготовки» [1, с. 20].
Возможность преодоления возрастающего «оеиального «ос-слоения в образовательной сфере мы видим в фортчртоании самообразовательной компетенции, которая оОеспечит ю«чтг направленную и своевременную адаптацию выпускника вуза к технологическим инновациям на производстее. Ют« ттомвежно, чтобы самообразовательная деятельност^ч^с^г^^^^г^« спецеале-ста была сориентирована на повышение егепроф«с«ионацеатго уровня и профессиональной мобильности.
Вопросам самообразования студентов в вузе посвящены ряд научных исследований, которые занимают дао раоличны« позиции. Первая группа исследователей [Т;3;4;5]п ридержееа-ется «знаниевой» парадигмы овладения предметныдсодсе>еа-нием изучаемой дисциплины, вторая груп па«ч«оою[6;«;0;9;10] связывают самообразование с компетентностной парадигмой освоения совокупностей общекультурных а фофессеончсапак компетенций. В обоих случаях авторы ориентиоовелиао чт господствующую методологию, преобладавшую в образовательной сфере и поддерживаемую научно-педагогичеалн« сообществом. Таким образом, при декларировании самостоятельности в приобретении основ профессиональногoбaеотестюa, темне менее, признается подчиненность самое04тмовaтeлдюн« «е«о
тельности преподаванию, ее сопровождение учебного процесса, исключая какую бы то ни было автономность.
Мы полагаем, что самообразовательная деятельность может стать реальным механизмом сближения учебной и профессиональной деятельности, связующим звеном между системой образования и сферой производства (рис. 1). Прямой переход от усвоения получаемой информации к производственной проблематике обычно редуцирует приобретенные в вузе компетенции, обесценивает навыки учебного труда, элиминирует перспективу профессионального роста. И наоборот, ориентация на самообразовательную деятельность в учебном и профессиональном труде стимулирует их взаимодополняющее сближение.
При этом учебную и профессиональную деятельность мож-
Учение как усвоение -^ Учение как самообразование - Научная и профессиональная
получаемой информации - -1—" деятельность
->
Рис. 1. Пути преобразования учебной деятельности в научную и профессиональную
но рассматривать с различных сторон: как приобретение зна-ний.уменийинавыков; как освоениеспособовдеятельности; как последовательное прохождение фаз учения. Выявленные атриб^ывзаиоодействуютдруоодругомообуславливйюв друг дауга. Каждая йсслсдующза сОизт еозраедсяка одредосзнный способ деятельности. Нельзя говорить об освоенных способах дедстлсвозтиТвкокзвоетотвующсу он анид, умппийи навояов, да сотдрысони еркадео;пpoчнед иглубокзо усвевопа одемен-лаона^нывзндар0 кeоувмзжнебeр лпоусмкoгу вклюаоодя их в итpyковеоквуеeлзнocти,имeющсЗcзoювдпуввлe нуоусд,о пера-ционный состав и логику развития.
Тем нeмeнee,oбщмуотьуaсдмaтсовзймеlв ивудвдеятель-носос по стнучает их тождесена.Тесвсеиооыков чооготовка и рвлост от туoркчддоуло язляютляквопнимиcпocобaлм фор-мзртвснияспециалиста. Отличия учебной и производственной деятельности в степени самостоятельности, продуктивности, си-сувмнсовв,досзвaч1в1днyомocву;
Пеувое зтличие ооocкузтиуувмьнрй деятельсодоз оз учеб-нып л ес пpaзткднукоlсиыктзтипулой накдевленнссдо на созда-ниеновогв пpoмдзтacуaч1нсудo сдругомичлоосми трудового коллектива и в соответствии с технологией производства.
Вторде свлзчыс- п звотвмзмпpeдмeтeпpофессиональ-ной деятельности, где знания требуется применить на практике, адаптировать их к условиям производства.
Лзуоьeoттмчиe-виупoлукoвaниимe «пыкaпкзaro»; д интегрированного знания, которое базируется на модельном пред-cувкзl ониитдолеcопоппpoфутьконуилнolКдeвтeльнocзи, а так-жeопзофптоcквlJ|йзлиcое.
Таблица 1
Самообразовательнаядеятельностьввузеинапроизводстве
№ Фактор Самообразовательная деятельностьввузе Самообразовательная деятельностьна производстве
1 Цель Формирование знаний иумений Улучшение качества производимой продукции
2 Объект Учебный материалввидеучебников, лабораторногооборудованияидр. Отраслеваянаукаи техническая оснащённость предприятия
3 Содержание Регуляция учебно-познавательной деятельности Выбор цели, моделирования, программирования, оценивания,коррекции
4 Используемые знания Элементынаучныхзнаний,отобранныеи систематизированные педагогом Системанаучных знанийи практическийопыт
5 Применяемые умения Отдельные учебные умения Система профессиональных умений (включающая учебные умения)
6 Мотивы Усвоение информации, предусмотренной учебной программой Наиболее эффективное выполнение производственного задания
Четвертое отличие - в необходимости поиска новаторских решений для реализации производственных заданий.
Дидактическая задача обеспечения квазипрофессиональной направленности самообразовательной деятельности состоит в сближении учебной и производственной деятельности по этим показателям. Процесс их сближения должен быть двухсторонним, предусматривать преемственность всех этапов.
Кроме указанных отличий существуют особенности в целях, объекте и содержании самообразования, в используемых знаниях и умениях, в мотивации учебной и профессиональной деятельности. Самообразовательная деятельность, будучи разновидностью учебной деятельности и необходимым компонентом профессиональной деятельности, характеризуется той же проблематикой, объясняется в тех же категориях, обладает теми же свойствами (табл. 1).
По нашему мнению, главная задача в развитии самообразовательной деятельности студентов состоит в нивелировании ее модусных различий, которыми она обладает в образовательной и производственной сферах. Тем самым речь идет о включении самообразовательной компетенции как продукта самообразовательной деятельности в состав общепрофессиональных компетенций специалистов. Полноценная самообразовательная компетенция означает способность и готовность осуществлять независимую профессион ально-ори ентированную деятельность, которая имееосос<итвенныс мртивтцию, целувыедстаеов-ки, механизмы еенуизации скотриля.НМэтойточ-сиреиия вышеизложенные исследовательские позиции ряда авторов ведут к формированнаюсамооСсазовнтеФонойтомпетенфснтнльсо ос первом ее уровне. Второй уровень самообразовательной компетенции предполагартсамостоятеоьнои онладениепрофеооно-нальными знаниями и умениями путем их избирательного применения в решенииьчебни-п ознавательаыхзаснч.ТретнНннсве нь связан с преобразованием накопленных знаний и умений в приложении к професснеасльноИ ефере.нпрве ртый уровень от-
ражает создание нового профессионально-значимого знания и характеризует нацеленность на постоянное профессиональное совершенствование.
Необходимым условием совершенствования самообразовательной деятельности с целью повышения уровня самообразовательной компетенции студентов является её актуализация, т. е. воспроизведение в новых условиях. Этому должны способствовать диверсифицированные знания и умения. Их перенос в профессиональную сферу мы связываем с проектированием сквозных учебных программ, профилизацией учебного материала отдельных дисциплин, составлением в рамках УМК общенаучных дисциплин глоссария профессиональных терминов, разработкой справочников физико-математических величин, иллюстрированных конкретными производственными ситуациями их оценки. Эти задачи решаются наиболее рационально путем предварительной генерализации ЗУН, когда учебный материал предварительно обобщен и систематизирован до оптимального объема. Методическое сопровождение самообразовательной деятельности студентов, имеющее целью её аккомодацию в профессиональной сфере, включает занятия по корпоративной, а затем и самостоятельной организации своей учебной работы, индивидуализированные семестровые и курсовые задания межпредметного характера, спецкурсы углубленного изучения профессионально-значимых разделов дисциплин и научно-прак-тиче скыесонфьренцьи.
Немсопеьажнрф роль в уазистии саособрззовательной де-иьелнтеиннигиаеи вёралоринация, пьиразрневающая возрастание ее личностной значимости в образовательном процессе. При ьсом мосииационннюсосаааляющоосимонЗуосовательной деятельности следует связать с определенной учебной дисциплиной илициклсмпыабныx дисциплин,двитaясавфсухнаправлениях: от предметных действий к мотивационной сфере и от внешне-ro-/юуффaевкс^цчeниюнгь в сиситвениую дсонельность. Другим фактором, способствующим осознанию ценности самообразовательных знаний и умений, является установление обратной
Рис.2. Виды научных и научно-технических проблем, способыихрешения
связи с выпускниками вуза. Эта связь может быть реализована посредством взаимодействия с руководителями предприятий для организационного сопровождения стажеров и выпускников, создание учебно-методической литературы для продолжения самообразования после окончания учебы в вузе, оснащение молодых специалистов автодидактическими средствами самообразования, такими как алгоритмические предписания решения производственных задач, поиска информации, планирования и самоконтроля, рекомендации по воспитанию самодисциплины, совершенствованию работы с учебником и методики чтения, а также по написанию плана, выписок, тезисов, конспекта, реферата, доклада, освещающих содержание предмета профессионального изучения.
Особую ценность для профессионального развития самообразовательной деятельности студентов представляет полипрофессиональная подготовка, предпосылками которой служат: поэтапное распространение самообразовательной деятельности на профессиональную сферу, начиная с устранения отсутствующих звеньев в пропедевтике самообразования и заканчивая дидактическим сопровождением овладения компетенциями смежных профессий; использование полипрофессиональных связей гомогенного и гетерогенного характера, выражающих, соответственно, расширение сферы профессиональной деятельности и квалификационный уровень ее субъектов; сформированная способность к изменению вида профессиональной деятельности; сквозная профилизация учебного материала, наиболее оптимальным вариантом которой может стать его трансформация в цепочку задач, связанных с основными видами научных и научно-технических проблем (рис. 2).
Задачи будут различаться также характером самообразовательной деятельности при их решении. К примеру, самообразовательная деятельность студентов, подготавливаемых по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», при решении профессиональной задачи производственно-технологического характера сориентирована на разработку технологических процессов строительства,
Библиографический список
ремонта, реконструкции и эксплуатации железнодорожного пути, мостов, транспортных тоннелей и метрополитенов; при решении задачи организационно-управленческого характера - на контроль за соблюдением действующих технических регламентов, качеством работ по строительству, ремонту и реконструкции железнодорожного пути, объектов путевого хозяйства, других искусственных сооружений на транспорте; при решении задачи проектно-изыскательского и проектно-конструкторского характера - на реализацию инженерных изысканий трассы железнодорожного пути транспортных сооружений, включая геодезические, гидрометрические и инженерно-геологические работы; при решении задачи научно-исследовательского характера - на исследования в области создания новых или совершенствования существующих конструкций и материалов верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений и анализа эффективности их работы.
Модернизация методики преподавания общенаучных дисциплин в соответствии с перечисленными особенностями организации самообразовательной деятельности студентов, обучаемых железнодорожным специальностям, привела к существенному повышению их интереса к избранной профессии, позволила приобрести опыт самостоятельного овладения учебным материалом, создала предпосылки систематизации и обобщения накопленных ЗУН, формирования самообразовательной компетенции на более высоких уровнях ее автономи-зации. Одной из косвенных характеристик эффективности обновленной методики стало повышение на 30% количественной и на 20% качественной успеваемости студентов. На этом основании можно сделать вывод о перспективности дальнейших исследований, связанных с разработкой научно-практического сопровождения самообразовательной деятельности студентов, принадлежащих разнопрофильным вузам, включая содержательную составляющую самообразовательной деятельности, нормативно-правовые и материально-технические аспекты ее организации, издание соответствующей учебной и методической литературы.
1. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2004.
2. Сериков Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 1988.
3. Акманова С.В. Развитие навыков самообучения у студентов университета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2004.
4. Инкина О.Н. Формирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения как условие повышения качества их подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2003.
5. Опарин Ю.Г. Организационно-педагогические условия самообразования студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2002.
6. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2009.
7. Корвяков В.А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2008.
8. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2011.
9. Баликаева М.Б. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации комптентностного подхода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2007.
10. Кочеров Ю.Н. Формирование готовности сотрудника внутренних дел к самообразовательной деятельности (на материале профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД РФ). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2015.
References
1. YuNESKO ob informacionnom obschestve: osnovnye dokumenty imaterialy. Sankt-Peterburg: Rossijskaya nacional'naya biblioteka, 2004.
2. Serikov G. N. Pedagogicheskie osnovy sovershenstvovaniya upravleniya samoobrazovaniem studentov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1988.
3. Akmanova S.V. Razvitie navykovsamoobucheniya ustudentovuniversiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2004.
4. Inkina O.N. Formirovanie samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov vuza v processe obucheniya kak uslovie povysheniya kachestva ih podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2003.
5. Oparin Yu.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya samoobrazovaniya studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2002.
6. Karpova O.L. Pedagogicheskaya koncepciya sodejstviya razvitiyu samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov vuza. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.
7. Korvyakov V.A. Nauchno-prakticheskie osnovy formirovaniya samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studenta v usloviyah mnogourovnevogo vysshego obrazovaniya: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2008.
8. Minyaeva N.M. Aktualizaciya resursa samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studenta. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2011.
9. Balikaeva M.B. Razvitie samoobrazovaniya studentov vuza v usloviyah realizacii komptentnostnogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2007.
10. Kocherov Yu.N. Formirovanie gotovnosti sotrudnika vnutrennih del k samoobrazovatel'noj deyatel'nosti (na materiale professional'nogo obucheniya lic, vpervye prinimaemyh na sluzhbu v OVD RF). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2015.
Статья поступила в редакцию 15.01.18