_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Однако если портфолио проектной деятельности студента используется для формирования компетентностей, то речь идет об оценке именно этого результата образования. Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков, для формирования и оценки которых в российском образовании накоплен огромный арсенал традиционных методик. При проектной деятельности студенты проявляют информационную и коммуникативную компетентности, а также демонстрируют компетентность решения проблем.
Конечная цель внедрения «Портфолио воспитателя» видится в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно -познавательной деятельности. Следовательно, портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач: развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; поощрять активность и самостоятельность студентов; стимулировать и поддерживать учебную мотивацию; определять образовательные результаты, включая различные виды компетентности; определять динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности в усвоении учебного материала; способствовать организации познавательной деятельности студентов.
Таким образом, «Портфолио воспитателя» становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом, в первую очередь, речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой студента, осознающего собственную субъектную позицию. То есть происходит переориентация образовательного процесса в ВУЗе на подготовку специалиста, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, разумно, результативно действующего в современном меняющемся мире.
Список использованной литературы:
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2010.
2. Гладких З. И. Пути формирования музыкально-педагогической культуры педагогов в системе высшего педагогического образования. - Курск, 2007.
3. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. - М., 1984.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. - М., 1981.
5. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2013.
© Г.Н. Дубогрызова, 2015
УДК 378.147+004.588
Ильясова Фатиме Серверовна
к.пед.н., преподаватель
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования Республики Крым
«Крымский инженерно-педагогический университет»
fatime. ilyasova@gmail. com.
ПРИНЦИПЫ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Аннотация
В статье дисциплина «Технология разработки программного обеспечения» была представлена с точки
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
зрения модифицированной таксономий Блума, представлено применение проектного метода обучения, также проанализированы межпредметные связи для обучения будущих инженеров-программистов.
Ключевые слова
таксономия, технология, обучение, процесс, разработка, студент, программное обеспечение
Постановка проблемы. Постоянные изменения требований к программным продуктам порождают новые требования к технологиям и методам их разработки. Поэтому использование новых методов и принципов обучения будущих инженеров-программистов является актуальной задачей.
Анализ публикаций. Подготовке студентов разработке программного обеспечения посвящены работы известных учених в области программной инженерии, таких как: В. Хамфри [3], Д. Дайера[4]. Также в монограмфии З. С. Сейдаметовой [1] представлены современные подходы к обучению инжнеров-программистов. Образовательный стандарт серии Computing Curricula - Computer Science Curricula 2013 [2] - включены новые образовательные элементы для подготовки бакалавров в сфере разработки сложных программных систем.
Целью статьи является представление уровня сформированности у студентов знаний, умений, навыков с точки зрения модифицированной таксономии Блума, определение межпредметных связей в процессе обучения будущих инженеров-программистов.
Основной материал. Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у студентов знаний, умений, навыков всегда являлось одними из центральных моментов в практике обучения. Несомненно, в обучении инженеров-программистов главной целью является подготовить специалистов-практиков, способных конкурировать на IT-рынке труда.
В рамках учебной дисциплины «Технология разработки программного обеспечения» в Крымском инженерно-педагогическом университете студентам предлагается выполнить проекты: 1. «Сквозной» проект, предложенный преподавателем. Выполнение «сквозного» проекта предусматривает выполнение задачи на конкретном примере системы, разработанным и расписанными шагами самим преподавателем для выполнения студентами. В ходе проведения занятия преподаватель и студенты анализируют задачи, выполняют его (по предложенной преподавателем схеме), вносят свои коррективы (по необходимости). 2. Индивидуальный проект получает и выполняет по вариантам самостоятельно каждый студент.
Ознакомление с темой лабораторной работы отводится 10 минут, на выполнение первого задания отводится 40 минут, на выполнение второй задачи - 30 минут. Сценарий выполнения индивидуального проекта студентом представлен следующим образом: 1. Студент получает свое индивидуальное задание на 1-м лабораторном занятии. 2. Составляет глоссария проекта (должен иметь вид таблицы и храниться в отдельном файле): 1-е лабораторное занятие. 3. Создает модели вариантов использования: 1, 2-е лабораторное занятия. 4. Выполняет анализ вариантов использования: 3-е лабораторное занятие. 5. Выполняет проектирование системы: 4-6-е лабораторное занятия. 6. Выполняет реализацию (кодирование) системы: 7-9-e лабораторное занятия. 7. Презентует проект перед аудиторией: 10- е лабораторное занятия.
Другой подход принципов учебных целей для дисциплины «Технология разработки программного обеспечения», который можно представить с точки зрения модифицированной таксономии Блума (рис. 1).
Рисунок 1 - Таксономия Блума для обучения дисциплине «Технология разработки программного
обеспечения»
Подтверждено, что для изучения дисциплины «Технология разработки программного обеспечения» необходимы компетенции, сформированные дисциплинами, которые изучались на ранних курсах специальности «Прикладная информатика» в соответствии существующей программе (рис.2). В рамках формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-программистов модульная структура строится на основе обеспечения предметной в области разработки программного обеспечения в тесной связи с математическими и информатическими дисциплинами.
Рисунок 2 - Схема межпредметных связей дисциплины «Технология разработки программного
обеспечения»
Наглядная схема межпредметных связей включает: фундаментальную компоненту, компонента основ программирования, компонента системного программирования, компонента оформления проектов.
Выводы. При построении методики обучения технологий разработки программного обеспечения необходимо учитывать: различные типы и уровни сложности задач, применяемые технологии, формы, методы, которые будут направлены на овладение студентами соответствующими приемами мышления, а также компетентности, которые будут использовать будущие специалисты в дальнейшей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Сейдаметова З. С. Подготовка инженеров-программистов по специальности «Информатика» / З. С. Сейдаметова //. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2007 - 480 с.
2. Associating for Computing Machinery [Электронный ресурс] - Режим доступу: http://www.acm.org/education
3. Dyer J.L. Team research and team training: a state-of-the-art review. / Jean L. Dyer. // Human factor review. -Santa Monica, CA: Human factors and ergonomics society, 1984. - P. 285-323
4. Humphrey W.S. Discipline for Software Engineering / Watts S. Humphrey. - Readings, MA: Addition-Wesley Professional, 1995. - 816 p.
© Ф.С. Ильясова, 2015
УДК 37.012.85
Каргина Зоя Алексеевна
канд. пед. наук, профессор ГАОУ ВПО МИОО,
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(ОЦЕНКИ) ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация
Процессы реформирования системы образования в России актуализировали необходимость оценивания качества её различных компонентов - содержания, технологии, программно-методического обеспечения, инноваций и так далее.
В условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, содержательно и организационно не регламентируемых федеральными стандартами, экспертиза (оценка) качества программного обеспечения приобретает особую значимость.
Ключевые слова методология, профессионально-общественная экспертиза, оценка, образовательная программа, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей
Из всех компонентов единого процесса общего образования ребёнка внеурочная деятельность в целом и дополнительное образование как одна из её составляющих являются наименее нормативно регламентированными в содержательном и организационно-методических позициях. Это предопределяет значимость программно-методического обеспечения названных направлений и видов образования и, как