Научная статья на тему 'Принципы учебных целей для обучения технологиям разработки программного обеспечения'

Принципы учебных целей для обучения технологиям разработки программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТАКСОНОМИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС / РАЗРАБОТКА / СТУДЕНТ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова Фатиме Серверовна

В статье дисциплина «Технология разработки программного обеспечения» была представлена с точки зрения модифицированной таксономий Блума, представлено применение проектного метода обучения, также проанализированы межпредметные связи для обучения будущих инженеров-программистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова Фатиме Серверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы учебных целей для обучения технологиям разработки программного обеспечения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Однако если портфолио проектной деятельности студента используется для формирования компетентностей, то речь идет об оценке именно этого результата образования. Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков, для формирования и оценки которых в российском образовании накоплен огромный арсенал традиционных методик. При проектной деятельности студенты проявляют информационную и коммуникативную компетентности, а также демонстрируют компетентность решения проблем.

Конечная цель внедрения «Портфолио воспитателя» видится в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно -познавательной деятельности. Следовательно, портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач: развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; поощрять активность и самостоятельность студентов; стимулировать и поддерживать учебную мотивацию; определять образовательные результаты, включая различные виды компетентности; определять динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности в усвоении учебного материала; способствовать организации познавательной деятельности студентов.

Таким образом, «Портфолио воспитателя» становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом, в первую очередь, речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой студента, осознающего собственную субъектную позицию. То есть происходит переориентация образовательного процесса в ВУЗе на подготовку специалиста, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, разумно, результативно действующего в современном меняющемся мире.

Список использованной литературы:

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2010.

2. Гладких З. И. Пути формирования музыкально-педагогической культуры педагогов в системе высшего педагогического образования. - Курск, 2007.

3. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. - М., 1984.

4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. - М., 1981.

5. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2013.

© Г.Н. Дубогрызова, 2015

УДК 378.147+004.588

Ильясова Фатиме Серверовна

к.пед.н., преподаватель

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет»

fatime. ilyasova@gmail. com.

ПРИНЦИПЫ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ РАЗРАБОТКИ

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация

В статье дисциплина «Технология разработки программного обеспечения» была представлена с точки

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

зрения модифицированной таксономий Блума, представлено применение проектного метода обучения, также проанализированы межпредметные связи для обучения будущих инженеров-программистов.

Ключевые слова

таксономия, технология, обучение, процесс, разработка, студент, программное обеспечение

Постановка проблемы. Постоянные изменения требований к программным продуктам порождают новые требования к технологиям и методам их разработки. Поэтому использование новых методов и принципов обучения будущих инженеров-программистов является актуальной задачей.

Анализ публикаций. Подготовке студентов разработке программного обеспечения посвящены работы известных учених в области программной инженерии, таких как: В. Хамфри [3], Д. Дайера[4]. Также в монограмфии З. С. Сейдаметовой [1] представлены современные подходы к обучению инжнеров-программистов. Образовательный стандарт серии Computing Curricula - Computer Science Curricula 2013 [2] - включены новые образовательные элементы для подготовки бакалавров в сфере разработки сложных программных систем.

Целью статьи является представление уровня сформированности у студентов знаний, умений, навыков с точки зрения модифицированной таксономии Блума, определение межпредметных связей в процессе обучения будущих инженеров-программистов.

Основной материал. Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у студентов знаний, умений, навыков всегда являлось одними из центральных моментов в практике обучения. Несомненно, в обучении инженеров-программистов главной целью является подготовить специалистов-практиков, способных конкурировать на IT-рынке труда.

В рамках учебной дисциплины «Технология разработки программного обеспечения» в Крымском инженерно-педагогическом университете студентам предлагается выполнить проекты: 1. «Сквозной» проект, предложенный преподавателем. Выполнение «сквозного» проекта предусматривает выполнение задачи на конкретном примере системы, разработанным и расписанными шагами самим преподавателем для выполнения студентами. В ходе проведения занятия преподаватель и студенты анализируют задачи, выполняют его (по предложенной преподавателем схеме), вносят свои коррективы (по необходимости). 2. Индивидуальный проект получает и выполняет по вариантам самостоятельно каждый студент.

Ознакомление с темой лабораторной работы отводится 10 минут, на выполнение первого задания отводится 40 минут, на выполнение второй задачи - 30 минут. Сценарий выполнения индивидуального проекта студентом представлен следующим образом: 1. Студент получает свое индивидуальное задание на 1-м лабораторном занятии. 2. Составляет глоссария проекта (должен иметь вид таблицы и храниться в отдельном файле): 1-е лабораторное занятие. 3. Создает модели вариантов использования: 1, 2-е лабораторное занятия. 4. Выполняет анализ вариантов использования: 3-е лабораторное занятие. 5. Выполняет проектирование системы: 4-6-е лабораторное занятия. 6. Выполняет реализацию (кодирование) системы: 7-9-e лабораторное занятия. 7. Презентует проект перед аудиторией: 10- е лабораторное занятия.

Другой подход принципов учебных целей для дисциплины «Технология разработки программного обеспечения», который можно представить с точки зрения модифицированной таксономии Блума (рис. 1).

Рисунок 1 - Таксономия Блума для обучения дисциплине «Технология разработки программного

обеспечения»

Подтверждено, что для изучения дисциплины «Технология разработки программного обеспечения» необходимы компетенции, сформированные дисциплинами, которые изучались на ранних курсах специальности «Прикладная информатика» в соответствии существующей программе (рис.2). В рамках формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-программистов модульная структура строится на основе обеспечения предметной в области разработки программного обеспечения в тесной связи с математическими и информатическими дисциплинами.

Рисунок 2 - Схема межпредметных связей дисциплины «Технология разработки программного

обеспечения»

Наглядная схема межпредметных связей включает: фундаментальную компоненту, компонента основ программирования, компонента системного программирования, компонента оформления проектов.

Выводы. При построении методики обучения технологий разработки программного обеспечения необходимо учитывать: различные типы и уровни сложности задач, применяемые технологии, формы, методы, которые будут направлены на овладение студентами соответствующими приемами мышления, а также компетентности, которые будут использовать будущие специалисты в дальнейшей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Сейдаметова З. С. Подготовка инженеров-программистов по специальности «Информатика» / З. С. Сейдаметова //. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2007 - 480 с.

2. Associating for Computing Machinery [Электронный ресурс] - Режим доступу: http://www.acm.org/education

3. Dyer J.L. Team research and team training: a state-of-the-art review. / Jean L. Dyer. // Human factor review. -Santa Monica, CA: Human factors and ergonomics society, 1984. - P. 285-323

4. Humphrey W.S. Discipline for Software Engineering / Watts S. Humphrey. - Readings, MA: Addition-Wesley Professional, 1995. - 816 p.

© Ф.С. Ильясова, 2015

УДК 37.012.85

Каргина Зоя Алексеевна

канд. пед. наук, профессор ГАОУ ВПО МИОО,

г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

(ОЦЕНКИ) ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация

Процессы реформирования системы образования в России актуализировали необходимость оценивания качества её различных компонентов - содержания, технологии, программно-методического обеспечения, инноваций и так далее.

В условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, содержательно и организационно не регламентируемых федеральными стандартами, экспертиза (оценка) качества программного обеспечения приобретает особую значимость.

Ключевые слова методология, профессионально-общественная экспертиза, оценка, образовательная программа, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей

Из всех компонентов единого процесса общего образования ребёнка внеурочная деятельность в целом и дополнительное образование как одна из её составляющих являются наименее нормативно регламентированными в содержательном и организационно-методических позициях. Это предопределяет значимость программно-методического обеспечения названных направлений и видов образования и, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.