Научная статья на тему 'Концептуальные направления развития инфраструктуры органов внутренних дел'

Концептуальные направления развития инфраструктуры органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / AN INFRASTRUCTURE / MODERNIZATION / OPTIMIZATION / LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Владимир Викторович

В статье рассмотрены концептуальные направления развития инфраструктуры органов внутренних дел в условиях реформирования МВД России. Определены задачи по трансформации имущественного комплекса, модернизации и техническому перевооружению, оптимизации управления инфраструктурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual directions of development of an infrastructure of law-enforcement bodies

In article conceptual directions of development of an infrastructure of law-enforcement bodies in the conditions of reforming of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. Problems on transformation of a property complex, modernisation and modernisation, optimisation of management by an infrastructure are defined.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления развития инфраструктуры органов внутренних дел»

Новиков В.В. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

12.3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Новиков Владимир Викторович, докторант по кафедре организации финансово-экономического и тылового обеспечения, Академия управления МВД России, кандидат экономических наук, доцент, полковник милиции Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные направления развития инфраструктуры органов внутренних дел в условиях реформирования МВД России. Определены задачи по трансформации имущественного комплекса, модернизации и техническому перевооружению, оптимизации управления инфраструктурой.

Ключевые слова: инфраструктура, модернизация, оптимизация, органы внутренних дел, техническое перевооружение

CONCEPTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AN INFRASTRUCTURE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Novikov Vladimir Viktorovich, Ph.D. candidate on chair of Financial and economic and combat service support management, Russian Ministry of Internal Affairs Administration Academy, Ph.D. in Economics, docent, Militia Colonel

Annotation: In article conceptual directions of development of an infrastructure of law-enforcement bodies in the conditions of reforming of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. Problems on transformation of a property complex, modernisation and modernisation, optimisation of management by an infrastructure are defined.

Keywords: an infrastructure, modernization,

optimization, law-enforcement bodies, modernization

Тыловое обеспечение органов внутренних дел рассматривается сегодня как неотъемлемая и органичная составная часть деятельности органов внутренних дел. В силу своего современного состояния и места в функциональной структуре системы МВД России оно должно быть в первую очередь нацелено на проведение всесторонней модернизации, создание условий для повышения эффективности оперативнослужебной деятельности российской милиции (полиции), улучшение работы всех взаимосвязанных звеньев системы МВД России и достижение в наиболее сжатые сроки значимых конкретных результатов. В этой связи необходимо ясное понимание реализации мер по управлению инфраструктурой органов внутренних дел с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «инфраструктура»: (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производст-

венную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуры.1

Термин «инфраструктура» используется широко в военном лексиконе, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады боеприпасов и других военных материалов, аэродромы, ракетные базы, полигоны, площадки для запуска ракет и т.п.).

Инфраструктура органов внутренних дел - это совокупность обеспечивающих систем, созданных для поддержания органов внутренних дел в состоянии, при котором они способны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также осуществлять противодействие преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.

Инфраструктуру органов внутренних дел можно условно разделить на три большие группы.

1. Объекты имущественного комплекса и движимое имущество органов внутренних дел, необходимых для выполнения органами внутренних дел оперативных задач.

По результатам инвентаризации 2009 года установлено, что в ведении подразделений МВД России находится 45 тыс. объектов недвижимости общей площадью 22 млн кв. м и 9,7 тыс. земельных участков общей площадью 157 тыс. га. К федеральной собственности относятся 26 тыс. зданий и сооружений общей площадью 13,8 млн кв. м и 7 тыс. земельных участков общей площадью 136 тыс. га. К собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных собственников относятся 19 тыс. объектов общей площадью 8 млн кв. м, а также 2,7 тыс. земельных участков общей площадью 20,7 тыс. га.2

2. Система ресурсного обеспечения и ее организационные структуры.

Важный этап исследования инфраструктуры - изучение ресурсного обеспечения деятельности органов внутренних дел. Под ресурсами понимаются средства, запасы, возможности, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей. В органах внутренних дел различают трудовые, финансовые, материально-технические и информационные ресурсы.

Основной задачей исследования этой сферы управленческой деятельности является получение ответа на два главных вопроса:

а) достаточно ли имеющихся сил и средств для решения основных задач органов внутренних дел;

б) какова эффективность их использования.

В ходе анализа требуется определить:

насколько нормативная положенность имеющихся сил и средств соответствует реальной оперативной обстановке в том или ином регионе;

степень соответствия нормативной положенности сил и средств их фактическому состоянию (укомплектованность, техническое состояние, степень изношенности, реальное финансирование и т.д.);

эффективность использования имеющихся в распоряжении органа внутренних дел ресурсов.

1 Большой энциклопедический словарь. - М.: Астрель, 2008. 1248 с.

2 Чазов А.Г. Оформление объектов недвижимости и земельных

участков подразделениями органов внутренних дел // Экономиче-

ский вестник МВД России. 2009. № 10. С.8.

В качестве примера постоянного организационного развития инфраструктуры органов внутренних дел можно привести создание в системе МВД России Департамента информационных технологий, связи и защиты информации, Управления подразделениями специального назначения и авиации МВД России и

др.3

3. Объекты и организационные структуры социального характера.

Данная группа удовлетворяет различные потребности в области повышения профессиональной подготовки, уровня жизни сотрудников органов внутренних дел. Эти функции выполняют:

- учебные заведения и центры;

- службы коммунально-бытового обслуживания;

- службы здравоохранения;

- службы кадрового обеспечения и др.

Необходимость развития инфраструктуры органов

внутренних дел обусловлена задачами усиления правоохранительной деятельности. В условиях реформирования МВД России требуется концептуальное видение развития инфраструктуры органов внутренних дел. Среди основных направлений такого развития выделяются:

- трансформация имущественного комплекса в соответствии с проводимой реорганизацией;

- модернизация и техническое перевооружение;

- оптимизация управления инфраструктурой.

Необходимость трансформации имущественного

комплекса органов внутренних дел связана с реформированием системы МВД России. В соответствии со ст.48 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции»4 материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с действующим законодательством и требованиями Росимущества только после соответствующего учета и оформления имущественных прав можно в полной мере распоряжаться объектами инфраструктуры, в т.ч. осуществлять списание ветхих и аварийных зданий, сооружений, передавать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, направлять документы в Росимущество для решения вопросов об изъятии либо передаче в аренду неиспользуемых площадей.

В связи с этим трансформация имущественного комплекса предполагает проведение следующих мероприятий:

- учет объектов недвижимости и земельных участков органов внутренних дел;

3 Вопросы отдельных подразделений центрального аппарата МВД России // Приказ МВД РФ от 14 января 2011 г. № 13.

- О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 фев.

- завершение инвентаризации недвижимого имущества всех видов собственности, используемого подразделениями МВД России.

- проведение мероприятий, связанных с закреплением, приемом-передачей, выбытием зданий и сооружений.

Перечисленные мероприятия являются основными способами эффективного использования государственной собственности. Их выполнение позволяет экономить бюджетные средства, необходимые на содержание недвижимого имущества (оплату коммунальных услуг, проведение капитального и текущего ремонтов), а передача неиспользуемых федеральных площадей в аренду сторонним организациям обеспечит соответствующие поступления в доход федерального бюджета.

Модернизация и техническое перевооружение органов внутренних дел предполагают концентрацию усилий по техническому переоснащению органов внутренних дел на плановой основе. В номенклатуре закупаемой техники, вооружения, устройств и изделий должны преобладать современные, отвечающие запросам непосредственных потребителей виды продукции.

Анализ показал, что в 2005 году новые образцы составляли всего лишь 7 % от общего объема закупок вооружения, военной и специальной техники, в 2006 году - 10 %, в 2007 - 15%, в 2008 и 2009 годах - около 30 %, то в 2010 году объем новых образцов составил более 32%. Расширилась и номенклатура приобретения новых видов вооружения. Так, если в 2005 году их закупалось всего 17 видов, а в 2008 и 2009 годах около 60, то в 2010 году - 67.5

Для нужд подразделений и, соответственно, в интересах граждан должны разрабатываться и приниматься в эксплуатацию новейшие образцы специальной техники и систем безопасности. При этом важно, чтобы закупаемое оборудование в основном производилось российскими предприятиями и выпускалось именно для подразделений органов внутренних дел с учетом специфики служб и выполняемых задач. Это является ключевым моментом проводимой в МВД России модернизации. На повестке дня стоят также вопросы полного введения ЕИТКС, создания электронных УВД и др.

Доведение обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами до расчетного уровня - основная задача тыловых подразделений. Объем государственного оборонного заказа на 2010 год был утвержден в объеме 39,87 млрд рублей, из них на закупку вооружения, военной и специальной техники - 20,2 млрд рублей, имущества тылового блока - 19,67 млрд рублей. Дополнительно к бюджетным ассигнованиям на закупку автомобильной техники, производимой в России, распоряжением Правительства РФ выделено 5,2 млрд рублей. Значительные объемы от этих закупок получили подразделения милиции общественной безопасности и внутренних войск МВД России.

С учетом выделенных денежных средств, а также имущества, подлежащего списанию, удалось сохранить оснащенность вооружением, военной и специальной техникой, обеспечивающей выполнение подразделениями МВД России оперативно-служебных задач, на уровне 2009 г. Планируемая потребность МВД России в бюджетных ассигнованиях на техническое

5 Деловой разговор с начальником Департамента тыла МВД России В.В. Лукьяновым // Вопросы тылового обеспечения. 2011. № 1. С.8.

Новиков В.В. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

оснащение в связи с переводом финансирования подразделений полиции с местного на федеральный бюджет в период 2012-2020 годов в рамках государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа составит 238,4 млрд. рублей.6

Доведение обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами до расчетного уровня предполагает использование методов прогнозирования, включая математическое моделирование (корреляционнорегрессионный анализ, метод экстраполяции и др.), которые применяются при изучении социальноправовых, экономических процессов и процессов управления.

Оптимизация управления инфраструктурой органов внутренних дел направлена на повышение эффективности деятельности обеспечивающих структур и должна оцениваться по конечному результату. При этом управление инфраструктурой - это воздействие на нее с целью эффективной реализации функций по обеспечению нормального осуществления в социально-экономической системе процессов, предусмотренных содержанием деятельности и условиями функционирования этой системы. Причем среди всей совокупности этих процессов, приоритетным, определяющим все остальные принимается основной процесс.

Содержание управления инфраструктурой органов внутренних дел заключается в создании и поддержании всех составляющих ее элементов в рамках целостной системы в таком состоянии, при котором обеспечивается реализация всех процессов в органах внутренних дел.

При реализации концептуальных направлений развития инфраструктуры органов внутренних дел среди существующих подходов к выбору критериев эффективности управления этими процессами наиболее актуальными являются следующие:

- минимизация издержек на функционирование инфраструктуры при обеспечении заданного уровня осуществления процессов;

- максимизация уровня надежности инфраструктурного обеспечения процессов при заданном уровне используемых при этом инфраструктурных ресурсов.

Одновременно к инфраструктуре предъявляются требования, определяемые современной средой. Они предполагают высокую мобильность инфраструктурных звеньев, разработку и реализацию более совершенной системы учета инфраструктурных издержек, что достигается путем поэтапного решения комплекса следующих задач:

- приведение организационной структуры финансового и тылового обеспечения органов внутренних дел в соответствие с новыми задачами и требованиями;

- создание единой системы материально-технического снабжения для силовых структур;

- совершенствование государственных закупок для нужд органов внутренних дел;

- использование методов распределительной и информационной логистики в ресурсном обеспечении органов внутренних дел;

- оптимизация системы учета, отчетности и контроля в области управления инфраструктурой;

- использование программно-целевого подхода в развитии инфраструктуры органов внутренних дел;

- Омельчук С.И. Пути оптимизации материально-технического обеспечения в процессе реформирования органов внутренних дел // Вопросы тылового обеспечения. 2011. № 1. С.14.

- совершенствование нормативной правовой базы управления инфраструктурой органов внутренних дел.

- организация многоуровневой системы подготовки и переподготовки менеджеров по управлению инфраструктурой;

Таким образом, необходимость развития инфраструктуры органов внутренних дел обусловлена задачами усиления правоохранительной деятельности. В условиях реформирования МВД России особое значение приобретает концептуальное видение решения проблем в данной сфере, направленное на трансформацию имущественного комплекса, модернизацию, техническое перевооружение и оптимизацию управления в данной сфере.

Список литературы:

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 фев.

Вопросы отдельных подразделений центрального аппарата МВД России // Приказ МВД РФ от 14 января 2011 г. № 13.

Большой энциклопедический словарь. - М.: Астрель, 2008.

Деловой разговор с начальником Департамента тыла МВД России В.В. Лукьяновым // Вопросы тылового обеспечения. 2011. № 1.

Омельчук С.И. Пути оптимизации материальнотехнического обеспечения в процессе реформирования органов внутренних дел // Вопросы тылового обеспечения. 2011. № 1.

Чазов А.Г. Оформление объектов недвижимости и земельных участков подразделениями органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2009. № 10.

References:

1. About police: the Federal law from February, 7th, 2011 № 3-FZ // The Russian newspaper. 2011. On February, 8th.

Questions of separate divisions of central office of the Ministry of Internal Affairs of Russia// the Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from January, 14th, 2011, № 13.

The big encyclopaedic dictionary. - М: Astrel, 2008.

Business conversation with the chief of Department of back of the Ministry of Internal Affairs of Russia V.V. Lukjanovym // Questions of rear maintenance. 2011. № 1.

Omelchuk S.I. Way of optimisation of material support in the course of reforming of law-enforcement bodies // Questions of rear maintenance. 2011. № 1.

Chazov A.G. Registration of objects of real estate and the ground areas divisions of law-enforcement bodies // the Economic bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 10

РЕЦЕНЗИЯ

На статью В.В. Новикова «Концептуальные направления развития инфраструктуры органов внутренних дел»

Статья В.В. Новикова написана на актуальную тему. Автор правильно акцентирует внимание на том, что тыловое обеспечение органов внутренних дел рассматривается сегодня как неотъемлемая и органичная составная часть их деятельности. В силу своего современного состояния и места в функциональной структуре системы МВД России оно должно быть в первую очередь нацелено на проведение всесторонней модернизации, создание условий для повышения эффективности оперативно-служебной деятельности российской милиции (полиции), улучшение работы всех взаимосвязанных звеньев системы МВД России и достижение в наиболее сжатые сроки значимых конкретных результатов. В этой связи необходимо ясное понимание реализации мер по управ-

лению инфраструктурой органов внутренних дел с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

Следует согласиться с автором, что мероприятия по определению, уточнению и закреплению имущественных прав органов внутренних дел направлены на повышение эффективности использования государственной собственности. Их выполнение позволит экономить бюджетные средства, необходимые на содержание недвижимого имущества (оплату коммунальных услуг, проведение капитального и текущего ремонтов), а передача неиспользуемых федеральных площадей в аренду сторонним организациям обеспечит соответствующие поступления в доход федерального бюджета.

Как отмечено в статье, модернизация и техническое перевооружение органов внутренних дел предполагают концентрацию усилий по техническому переоснащению органов внутренних дел на плановой основе. Действительно, это важное направление. В номенклатуре закупаемой техники, вооружения, устройств и изделий должны преобладать современные, отвечающие запросам непосредственных потребителей виды продукции, и доля их должна постоянно возрастать.

В качестве пожелания можно порекомендовать автору показать свое отношение к разрабатываемой в настоящее время концепции развития системы тылового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2011-2015 годы.

В целом статья В.В. Новикова заслуживает положительной оценки и может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кафедра организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, профессор,

д.э.н. В.Ф. Гапоненко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.