Контрольно-ревизионная составляющая
управления инфраструктурой органов внутренних дел в области материально-технического обеспечения
Новиков В.В.*
In article priority directions of perfection of management are considered by an infrastructure of law-enforcement bodies. The control is presented as the basic function of management. Offers on increase of efficiency ofkontrolno-auditing work in the field of material support of law-enforcement bodies are given.
Для обеспечивающих структур органов внутренних дел всегда остается актуальным тезис, что «основные усилия необходимо сосредоточить на рациональном и строго целевом использовании денежных средств, поиске «внутренних резервов», максимальном использовании финансовых и материальных возможностей регионов, жестком режиме экономии и совершенствовании управления»1.
Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, следует с научной точки зрения подойти к реорганизации органов внутренних дел, уделив особое внимание развитию их инфраструктуры. На решение задач в этой области направлен Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» 2.
К приоритетным направлениям развития инфраструктуры органов внутренних дел можно отнести: > совершенствование стратегических основ тылового обеспечения, таких как: научная организация труда; долговременное планирование с учетом технического прогресса; изыскание на основе глубокого анализа повседневной деятельности скрытых резервов, позволяющих увеличивать ресурс имеющихся в эксплуатации материально-технических средств, и т.д.;
> совершенствование контроля в области управления инфраструктурой, направленного на минимизацию издержек и затрат на ее обслуживание;
> реализацию мероприятий по совершенствованию мер социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и повышению их образовательного уровня;
> наращивание усилий по обновлению и модернизации используемых ресурсов органов внутренних дел;
> совершенствование нормативно-правового обеспечения управления инфраструктурой.
В то же время «предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики»3, в том числе в области развития инфраструктуры органов внутренних дел.
Совершенствование форм и методов экономической деятельности тыловых подразделений МВД России нуждается в развитии государственно-частного партнерства, например, по таким направлениям, как аутсорсинг и организация ремонта автотранспорта и обеспечения горючесмазочных материалов через сторонние организации.
При этом в целях совершенствования логистики целесообразно:
> доставлять материальные средства транспортом сторонних компаний;
> применять смешанные схемы транс -портировки материальных средств внутри страны и за рубежом с использованием различных видов транспорта.
Докторант по кафедре организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, кандидат экономических наук, доцент.
О
О
CJ •
о о о
Q. С[ со Ш s
I-
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s
2
0
1
о *
о
2 ф Ч
я *
< s
I H
о ф
со
ISSN 1997-1001
О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
Оптимизации требуют движимое и недвижимое имущество органов внутренних дел. Здесь можно отметить следующие направления:
> передача излишествующих складов, помещений в муниципальную собственность;
> сдача в аренду неиспользуемых складских помещений;
> реализация избыточных технических средств и др.
Уменьшение численности персонала предполагает:
> определение состава и структуры органов управления;
> объединение разрозненных служб и создание новых органов управления;
> перевод должностей на гражданские. Такое направление, как автоматизация учетных операций, позволит:
1) сократить на 20 % численность персонала;
2) повысить до 99 % точность учета и его прозрачность;
3) на 80 % увеличить пропускную способность логических цепочек;
4) обеспечить в режиме реального времени достоверность информации о наличии материальных ценностей и проведение всех видов ведомственного контроля и инвентаризации;
5) отслеживать качественное (техническое) состояние материальных ценностей, окончание их годности (эксплуатации);
6) сократить время приема и отгрузки материальных ценностей;
7) оптимизировать загрузку складских помещений и размещение материальных ценностей.
Обеспечение в режиме реального времени достоверной информацией о наличии материальных средств и проведении всех видов ведомственного контроля и инвентаризации способствует:
> исключению умышленного искажения учетных данных;
> качественному анализу данных о соответствии поставляемых материальных ценностей условиям государственных контрактов, а также о законности операций по их движению;
> автоматическому отслеживанию технического состояния материальных ценностей, окончания их годности (эксплуатации);
> сокращению времени приема и отгрузки материальных ценностей;
> оптимизации загрузки складских помещений.
Поставка технических средств нового поколения позволяет обеспечить мобильность, защищенность, многофункциональность, ремонтопригодность, что соответствует стратегии модернизации МВД России.
Оптимизация запасов материально -технических средств способствует:
> накоплению запасов всей номенклатуры до полной потребности подразделений МВД России;
> освобождению от избыточных запасов;
> созданию автоматизированной системы управления запасами. Современное техническое обновление
способствует:
> переоснащению новыми образцами техники на единой базе;
> унификации технических средств;
> утилизации устаревших технических средств.
Важное место в управлении инфраструктурой органов внутренних дел отводится ведомственному контролю, основными инструментами которого можно считать ревизии и проверки.
Контроль, как и другие функции управления, определяется природой и назначением управления. Если управление как особая функция возникает «из самой природы общественного процесса труда „.и входит в состав последнего»4, то возникновение функций управления — результат и специализация труда в этой сфере. Функции управления — это, во-первых, часть управленческой деятельности, во-вторых, — это обособившаяся часть управленческой деятельности, в-третьих, к возникновению функций управления приводит такое разделение труда, при котором специализируется, выделяется относительно самостоятельный участок.
Контроль отражает конкретный вид деятельности. Это подтверждается тем, что в системах управления он выделен в обособленную сферу деятельности и, следовательно, проявляется как непрерывный процесс управления. В условиях, когда требуется раскрытие всех резервов работников, контроль выступает в качестве инструмента управления и мотиватора высокой производительности труда. В хорошо отлаженном трудовом механизме процедура по контролю насыщается действиями исполнителей по самоконтролю.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке соответствия нормативным правовым актам совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, обоснованности и правильности их отражения в бухгалтерском, налоговом учете, а также действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном
направлении деятельности проверяемой организации5.
Содержание контрольной деятельности заключается в сборе информации о состоянии управляемой системы, определении возникающих нарушений и их причин, выборе мер по устранению недостатков и отслеживании процесса их претворения в жизнь6.
В управлении инфраструктурой органов внутренних дел важное место отводится контрольно-ревизионной деятельности. Ее совершенствование должно строиться на базе концептуального видения проблем тылового обеспечения. Поэтому целесообразно:
> уточнить задачи тылового обеспечения на основании всестороннего анализа реорганизационных мероприятий МВД России;
> научно обосновать предложения по реорганизации системы тылового обеспечения министерства;
> уделить особое внимание совершенствованию контрольно-аналитической и координационной деятельности за счет развития системы зонального контроля и автоматизации информационного обмена по направлениям тыловой деятельности;
> своевременно проводить разработку (переработку) нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы тылового обеспечения органов внутренних дел согласно оперативной обстановке и изменяющимся социально-экономическим условиям. Контрольно-ревизионная составляющая управления инфраструктурой органов внутренних должна быть направлена на повышение эффективности деятельности как сотрудников тыловых подразделений, так и ведомства в целом, что способствует предотвращению и полному устранению негативных явлений. При этом контроль направлен в меньшей степени в прошлое и главным образом в будущее. Практическая реализация такого подхода может найти выражение в проведении мероприятий, которые бы в основном имели профилактический, превентивный характер и были бы связаны не только с непосредственным предупреждением наруше-
ний с материальными и денежными средствами, но и с повышением действенности и эффективности работы самого контрольно-ревизионного аппарата.
В целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в области материально-технического обеспечения представляется своевременным решение следующих задач.
1. Шире использовать практику проведения ревизий и проверок в области материально-технического обеспечения с целью своевременного предупреждения нарушений и совершенствования управления инфраструктурой органов внутренних дел.
2. Организовать работу по повышению эффективности формирования государственного оборонного заказа МВД России по закупкам вооружения, военной и специальной техники для органов внутренних дел, а также особое внимание уделять при организации и проведении торгов качеству продукции.
3. Создать многоступенчатую систему контроля качества материально-технических средств, предусматривающую проверку продукции на соответствие нормативно-технической документации при приемке на базах, складах, в подразделениях МВД России — начиная с УМТС МВД России и заканчивая начальником склада (кладовщиком) подразделения МВД России.
4. С целью проведения единой политики в области технического и тылового обеспечения и повышения управленческой роли УМТС МВД России активизировать работу по оказанию методической и практической помощи снабжаемым подразделениям, направленной на упреждение возможных нарушений и недостатков в области материально-технического обеспечения.
5. Повышению эффективности контрольно-ревизионной работы может способствовать реорганизация Контрольно-ревизионного управления Организационно-инспекторского департамента МВД России в самостоятельное подразделение центрального аппарата с непосредственным подчинением министру внутренних дел.
Литература и примечания
1. Методические рекомендации по деятельности тыловых служб в системе МВД России / под общ. ред. М.А. Игнатьева. М., 2002. С. 24.
2. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Российская газета. 28 декабря 2009 г.
3. О бюджетной политике в 2011—2013 гг.: Бюджетное послание Президента РФ от 29 июня 2010 г. // Российская газета. 29 июня 2010 г. (http://www.rg.ru).
4. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. С. 343.
5. Горин Е.В. Особенности финансового контроля в системе МВД России: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2005. С. 24.
6. Опальский А.П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России: авто-реф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 1996. С. 5.
О О
сч
о о о о.
с[ со Ш
5
I-О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со