Научная статья на тему 'Роль государственного оборонного заказа в развитии инфраструктуры органов внутренних дел'

Роль государственного оборонного заказа в развитии инфраструктуры органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / STATE DEFENSIVE ORDER / INFRASTRUCTURE / LAW-ENFORCEMENT BODIES / REAR MAINTENANCE / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Владимир Викторович

В статье рассматриваются актуальные организационно-экономические проблемы создания современной инфраструктуры органов внутренних дел. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственному оборонному заказу. Даны предложения по совершенствованию порядка формирования и реализации государственного оборонного заказа через централизованную систему материально-технического снабжения подразделений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the state defensive order in development of an infrastructure of law-enforcement bodies

In article actual organizational-economic problems of creation of a modern infrastructure of law-enforcement bodies are considered. The essential role in this process belongs to the state defensive order. Offers on perfection of an order of formation and realization of the state defensive order through the centralized system of logistics of divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given.

Текст научной работы на тему «Роль государственного оборонного заказа в развитии инфраструктуры органов внутренних дел»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Экономика, финансы, менеджмент

7. СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.

8. СЗ РФ.2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.

9. Старияов, Ю. Н. Административное право: В 2 ч. — 4.1: История. Наука. Предмет. Нормы.

- Воронеж, 1998.

10. Чимарова, О. Н. Правовой режим финансирования органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2006.

Literature

1. Avrutin, Y. E. MIA of Russia 1991 — 2001. SPb., 2003.

2. Avrutin, Y. E. Modernization of Russian Militia: conception, content, political, legal and social determinations // Actual problems of administrative and administrative-procedural Law: Materials of annual all Russian theoretical and practical conference devoted to the memory of Doctor of Law, professor, distinguished person of science of Russian Federation V.D. Sorokin (5th of March 2010: In 2 parts. — P. 2. — SPb., 2010.

3. Statement of Chairman of Government of Russian Federation VVPutin at joined session of boards of Minfin and Mineconomrazvitie of Russia (14th May 2010). http://www.minfin.ru/ru/budget.

4. Maksimova, O.Y. Questions of financial provision of bodies of internal affairs// Economic bulletin of MIA of Russia. — 2010. — № 7.

5. Matuzov, Y. I., Malko, A. V. Legal routine: questions of theory and practice // Jurisprudence. — 2002.

— № 1. P. 16-29.

6. Perova, S.N. Interview with the Head of Financial-Economic Department of MIA of Russia, Lieutenant General of Militia S.N. Perova / / Economic bulletin of MIA of Russia. — 2010. — № 1.

7. NW RF. 2010. No19. p.2291.

8. NW RF 2009. No52 (Part1) p.6536.

9. Starilov, Y. N. Administrative Law: In 2 parts. — P. 1: History, Science, Subject. Norms. — Voronezh,

1998.

10. Chimarova, O. N. Legal routine of financing the bodies of internal affairs. Dissertation of Science Candidate (Law). — Saratov, 2006

1 См.: Перова С.Н. Интервью с начальником Финансово-экономического департамента МВД России, генерал-лейтенантом милиции С.Н. Перовой // Экономический вестник МВД России. 2010. № 1. С. 7.

2 СЗ РФ.2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.

3 СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.

4 Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России (14 мая 2010 г.) / / [Электронный документ]. Официальный сайт Министерства финансов России. Режим доступа: http://www.mmfm.ru/ru/budget.

5 См.: Чимарова О.Н. Правовой режим финансирования органов внутренних дел : дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

6 См.: Матузов, Н. И., Малько, А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 2002. № 1. С. 16-29.

7 Аврутин Ю.Е. Модернизация российской милиции: понятие, содержание, политико-правовые и социальные детерминанты / / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (5 марта 2010 года). В 2 ч.: Ч. 2. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. 2010. С. 6.

8 См.: Аврутин Ю.Е. МВД России. 1991-2001. СПб.: Фонд «Университет». 2003. С. 195

9 См.: Аврутин Ю.Е. Модернизация российской милиции. С. 12.

10 Максимова О.Ю. Вопросы финансового обеспечения органов внутренних дел / / Экономический вестник МВД России. 2010. № 7. С. 40.

11 См.: Старилов Ю.Н. Административное право. В 2 ч. Ч.1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. С. 161-162.

12 Перова С.Н. Указ. Соч. С. 9.

УДК 336 В.В. Новиков*

Роль государственного оборонного заказа в развитии инфраструктуры органов внутренних дел

В статье рассматриваются актуальные организационно-экономические проблемы создания современной инфраструктуры органов внутренних дел. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственному оборонному заказу. Даны предложения по совершенствованию порядка формирования и реализации государственного оборонного заказа через централизованную систему материально-технического снабжения подразделений МВД России.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, инфраструктура, органы внутренних дел, тыловое обеспечение, финансовые ресурсы.

* Новиков, Владимир Викторович, докторант, Академия управления МВД России, кандидат экономических наук, доцент, полковник милиции. Почтовый адрес: 125171, Москва, ул. 3. и А. Космодемьянских, 8. Контакты: (916) 6969848; vvnovikov(g)jist.ru.

* Novikov, Vladimir Viktorovich, the post-graduate student, Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of economic sciences, the senior lecturer, the colonel of militia. The post address: 125171, Moscow, street Z. and A. Kosmodemjanskih, 8. Contacts: (916) 6969848; [email protected].

Статья поступила в редакцию 18 июня 2010 года.

V.V. Novikov*. Role of the state defensive order in development of an infrastructure of law-enforcement bodies.

In article actual organizational-economic problems of creation of a modern infrastructure of law-enforcement bodies are considered. The essential role in this process belongs to the state defensive order. Offers on perfection of an order of formation and realization of the state defensive order through the centralized system of logistics of divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given.

Keywords: state defensive order, infrastructure, law-enforcement bodies, rear maintenance, financial resources.

В настоящее время наблюдается отсутствие единого подхода в понимании сущности инфраструктуры. Это привело к существованию двух подходов к толкованию ее как экономической категории: расширительного и ограничительного (узкого).

При расширительном толковании понятия «инфраструктура» к ней относят все отрасли непроизводственной сферы или комплекс отраслей, основной функцией которых является обеспечение услуг по развитию профилирующих структур экономики. Здесь необходимо отметить, во-первых, условность деления на производственную и непроизводственную сферы. Как правило, к непроизводственной сфере относят сферу услуг, хотя услуги бывают как производственные, так и непроизводственные. Во-вторых, и в самой сфере услуг есть отрасли и подотрасли, создающие общие условия развития этой сферы.

Узкое толкование сферы услуг позволяет более четко осмыслить, определить экономическую сущность инфраструктуры. При таком подходе инфраструктура — это организационно-экономическая система, обеспечивающая движение различного вида потоков (товарных, сырьевых, финансовых, трудовых, информационных), на основе которой возможно результативное функционирование системы в целом, а также выполнение функций саморегулирования и самонастройки. Такое толкование позволяет четко выразить экономическую сущность инфраструктуры, выделить основной критерий, по которому можно подходить к определению структурных подразделений инфраструктуры. Данный подход можно принять за основу для определения инфраструктуры органов внутренних дел.

Применительно к экономическим отношениям, структуру целесообразно дифференцировать по основному виду деятельности. В одной части она представляет собой внутреннее строение, функции, порядок и генезис базовых элементов в составе системы, связей, функций, отношений, складывающихся непосредственно в основной сфере, без которых создание какого-либо продукта или услуг невозможно. В этой части структуры осуществляется соединение эндогенных факторов производства конкретного конечного продукта. В другой части структура описывает организацию вспомогательных элементов, связей, функций, обеспечивающих основную деятельность через ее агентов, являющихся производными или дополняющими по отношению к основным субъектам и единицам разной степени сложности. В этом случае структура системы выступает как ее инфраструктура, в которой взаимодействуют экзогенные для основного производства факторы. Для анализа обеих частей используются такие критерии, как субъекты, объекты, масштабы и параметры основных и вспомогательных экономических единиц, уровни, сферы, сектора, сегменты, отрасли и т.д.1 На протяжении последних лет в России происходит процесс переосмысления содержания, смысла деятельности по управлению инфраструктурой какой-либо социально-экономической системы (государства, региона, предприятия, организации и т.д.). И одновременно с изменениями места и роли этой деятельности менялись и требования к специалистам, которые занимаются ею2. С началом рыночных реформ и в нашей стране стала осознаваться необходимость соответствующих времени и обстоятельствам изменений в работе управленцев в данной сфере. Сегодня это тем более актуально, т.к. в России идет процесс совершенствования государственного управления, который сказывается и на деятельности менеджеров по инфраструктуре, особенно в бюджетной сфере.

В то же время в этой области имеются определенные проблемы. Вот одна из них. Президент РФ отметил в своем ежегодном послании: «Много предлагается идей по увеличению инвестиций в инфраструктуру. И, в общем, это понятно. Инфраструктура у нас недофинансирована»3.

Итак инфраструктура — обязательный компонент любой целостной системы. Инфраструктура органов внутренних дел — это совокупность их объектов и субъектов тылового, кадрового, финансовоэкономического, социального и научного обеспечения. Другими словами, к основным инфраструктурным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся:

— тыловое обеспечение;

— организация госзакупок;

— финансово-экономическая деятельность;

— строительство;

— внедрение единой информационно-телекоммуникационной системы и др.

Необходимость развития инфраструктуры органов внутренних дел обусловлена задачами

усиления правоохранительной деятельности, обеспечения правопорядка и борьбы с терроризмом путем рационального использования финансовых и материальных ресурсов, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении органов внутренних дел. На это и направлено планирование объемов финансирования МВД России на ближайшие годы.

Важная роль в укреплении инфраструктуры органов внутренних дел принадлежит государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ).

Несмотря на экономический кризис, объем государственного оборонного заказа в 2010 г. не только сохранен, но и увеличен на 1,2%. На прежнем уровне остается финансирование научно-

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Экономика, финансы, менеджмент

исследовательских и опытно-конструкторских работ по оборонной тематике, а также поставок вооружений и военной техники. Это позволяет в полном объеме продолжить программы качественного развития военной организации России.

Правительство РФ выделило ключевые направления, на которых будут сконцентрированы ресурсы. Это: поддержание и развитие стратегического ядерного потенциала, средств ракетнокосмической обороны; оснащение войск современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи; укрепление военной инфраструктуры на ключевых стратегических направлениях.

Теперь о ГОЗ применительно к МВД России. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о ГОЗ на 2009-2011 годы, в 2009 г. по отношению к 2008 г. планировалось увеличить финансирование ГОЗ на закупки, ремонты вооружения, военной и специальной техники (далее — ВВСТ) и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР) на 16,5%. В 2008 г. по отношению к 2007 г. увеличение финансирования на соответствующие цели составило 20,4%. В результате принимаемых мер ежегодно происходит значительное увеличение объемов закупок новых видов вооружения, военной и специальной техники для органов внутренних дел. Если в 2005 г. в процентном соотношении количество приобретаемых новых видов и образцов вооружения, военной и специальной техники составляло 7,6% от общего объема закупок, в 2006 г. — 10,0% , в 2007 г. — 27,9%, то в период 2008-2010 гг. на указанные цели предусмотрено направлять до 31% объемов бюджетных ассигнований ежегодно. Однако в соответствии с федеральным законом № 76-ФЗ от 28 апреля 2009 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»4 лимиты бюджетных обязательств МВД России по линии ГОЗ на 2009 г. были сокращены приблизительно на 15%. МВД России было вынуждено внести изменения в распределение финансирования по направлениям расходов в рамках ГОЗ на 2009 г.5

В условиях недостаточного финансирования обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России необходима максимальная концентрация выделенных финансовых средств на приоритетных направлениях закупки современных систем вооружения и специальных технических средств.

В связи с тем, что оперативная обстановка и характер совершаемых преступлений с применением новых видов техники требуют адекватных мер по оснащению подразделений МВД России более совершенной техникой, при реализации ГОЗ в ближайшие годы особое внимание должно уделяться закупке современных систем и образцов ВВСТ. В первую очередь, это закупки современных видов стрелкового оружия и специальных технических средств, авиационной и автобронетанковой техники, средств связи, вычислительной и специальной техники, новых видов средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны.

В первоочередном порядке следует обеспечивать подразделения специального и особого назначения МВД России (ОМОН, ОМСН), осуществляющих борьбу с терроризмом, а также подразделения, обеспечивающие правопорядок в регионах со сложной криминогенной обстановкой, в т.ч. на территории Северо-Кавказского региона.

Одновременно с закупкой ВВСТ в МВД России проводятся научно-исследовательские и опытноконструкторские работы, направленные на создание новых видов вооружения и специальной техники. Разрабатываются следующие направления:

— средства и системы связи;

— защита информации;

— вооружение и специальные средства;

— средства индивидуальной бронезащиты и экипировки;

— специальные средства получения информации;

— специальные технические средства для оперативно-технических мероприятий;

— специальная поисковая техника;

— специальная автомобильная техника;

— криминалистическая техника;

— информационные системы и технические средств охраны.

Представляется, что для повышения эффективности деятельности обеспечивающих структур органов внутренних дел необходимо внести изменения в порядок формирования государственного оборонного заказа для нужд МВД России.

С 2004 г. существовала схема распределения финансовых ресурсов, выделяемых по ГОЗ на закупки ВВСТ, через департаменты МВД России и подразделения, непосредственно подчиненные МВД России. Предполагалось тем самым усилить роль центральных подразделений Министерства в обеспечении подразделений МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ необходимой техникой. Однако данная схема привела к дублированию функций снабжения, неравномерности уровня обеспечения подразделений на местах, значительным трудностям в проведении единой технической политики. Кроме того, она противоречит приказу МВД России от 3 июля 2000 г. № 720 «Об утверждении Инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России»6 .

Теперь формирование ГОЗ на 2010-2012 гг. будет производиться по новой схеме. Значительная часть финансирования будет распределяться на закупки ВВСТ непосредственно для ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в ЗАТО, учебным заведениям. Предусмотрена новая форма обоснования закупок материальнотехнических средств, по которой должна осуществляться заявка ВВСТ через довольствующее УМТС МВД России. В заявке должны быть отражены данные о положенности и наличии вооружения и

техники, а также планируемые закупки в соответствии с распределением финансирования. При этом начальникам подразделений МВД России предоставляется право при необходимости направлять в УМТС МВД России предложения по уточнению объемов финансирования по отдельным направлениям ГОЗ в пределах доведенных ассигнований с представлением соответствующих расчетов и обоснований.

Итак, порядок формирования государственного оборонного заказа по закупкам вооружения, военной и специальной техники для органов внутренних дел требует совершенствования.

Должно быть закреплено законодательно распределение планируемых к выделению в плановом периоде бюджетных ассигнований по приоритетным направлениям закупок современных видов ВВСТ для органов внутренних дел в рамках ГОЗ, а также распределение объемов финансирования по подразделениям МВД России. Департаменты МВД России и подразделения, непосредственно подчиненные МВД России, в определенные сроки представляют в Департамент тыла МВД России расчет-обоснования закупок материально-технических средств по ГОЗ на плановый период по приобретению ВВСТ в установленных объемах и разнарядки на отгрузку ВВСТ, приобретаемых в их интересах. Подразделения МВД России представляют в соответствующее УМТС МВД России расчет-обоснования закупок материальнотехнических средств по ГОЗ на плановый период по приобретению ВВСТ в установленных объемах.

При определении номенклатуры и объемов ВВСТ должны быть учтены новые виды огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящие на вооружении органов внутренних дел, утвержденные Правительством РФ, новые виды специальной техники, принятой на снабжение органов внутренних дел. В первоочередном порядке должна быть учтена потребность специальных и оперативных подразделений МВД России. Основное внимание следует уделять продукции отечественного производства. При внесении предложений по закупке техники импортного производства в каждом конкретном случае необходимо прикладывать обоснование с резолюцией руководства МВД России о необходимости ее приобретения и отсутствии отечественных аналогов.

После поступления от подразделений МВД России расчет-обоснований закупок ВВСТ, УМТС МВД России проверяют заявки подразделений на соответствие требованиям Распоряжения МВД России и в установленные сроки обеспечивают представление в ДТ МВД России сводных расчет-обоснований закупок материально-технических средств по ГОЗ на плановый период.

УОМТО ДТ МВД России обобщает предложения Департаментов и других подразделений МВД России, готовит сводные расчеты и обоснования потребности Министерства по объемам и номенклатуре ГОЗ по формам, установленным ВПК при Правительстве РФ и формирует проект ГОЗ на плановый период. Полученные расчеты направляются в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ, Минпромторг, Федеральную службу по тарифам, Рособоронзаказ для согласования и дальнейшего включения в проект постановления Правительства РФ о ГОЗ и проект Федерального закона о федеральном бюджете на плановый период.

Таким образом, формирование государственного оборонного заказа лежит в основе деятельности тыловых подразделений МВД России. Это важное направление, которое позволяет идти по пути создания современной инфраструктуры органов внутренних дел. Формирование и реализация ГОЗ через централизованную систему материально-технического снабжения подразделений МВД России позволяет в условиях ограниченного финансирования обеспечить получение подразделениями Министерства минимально необходимого для выполнения служебных задач объема продукции, упорядочить бюджетные расходы, обеспечить их оптимальное распределение и рациональное использование.

Список литературы

1. Балуев, В. М. Методика формирования государственного оборонного заказа // Экономический вестник МВД России. — 2009. — № 10. — С. 11-14.

2. Иншаков, О. В., Русскова, Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования / / Вестник СПбГУ. — 2005. — Вып. 2. — С. 29-35.

3. Коттс, А. Управление инфраструктурой организации / пер. с англ. — М: Новости, 2001. —

597 с.

Literature

1. Baluev, V. M. Methodic of formation of the state defensive order // Economic bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2009. — № 10. — P. 11-14.

2. Inshakov, O. V., Russkova, E. G. Infrastructure of a market economy: ordering researches // St.-Petersburg State University Bulletin. — 2005. — Es.2. — P. 29-35.

3. Kotts, D. Management of organization’s infrastructure: the Lane with Enslish. — Moscow, 2001. - 597 p.

1 См.: Иншаков О.В., Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования / / Вестник СПбГУ. 2005. Вып. 2. С. 30.

2 См.: Коттс Д. Управление инфраструктурой организации / Пер. с англ. — М: Новости, 2001. — С. 9.

3 Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 ноября.

4 О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011

годов»: Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ / / Российская газета. 2009. 6 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Балуев В.М. Методика формирования государственного оборонного заказа / / Экономический вестник МВД России. 2009. № 10. С. 11.

6 См.: Об утверждении инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 3 июля 2000 г. № 720 (с изм. и доп. от 22 июня, 10 сентября 2002 г.) / / Бюллетень текущего законодательства. 2000. № 3.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.