Научная статья на тему 'Концептуальные направления долгосрочного развития аграрной структуры российской Федерации'

Концептуальные направления долгосрочного развития аграрной структуры российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления долгосрочного развития аграрной структуры российской Федерации»

Источник: * Расчеты авторов.

Рисунок 3. Прогноз уровня технологического развития свиноводства Российской Федерации

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СТРУКТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.И. Павлушкина, зав. сектором, Е.В. Лысенко, науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

Рост долговременных системных вызовов в условиях нынешней фазы экономического цикла делает проблему создания устойчивой российской аграрной структуры одной из актуальных направлений научных исследований социально-экономического прогнозирования. Необходимо определить контуры и параметры аграрной структуры, способной удовлетворять растущий внутренний спрос на продовольствие и улучшение его качества, стимулировать повышение уровня жизни сельского населения, способствовать улучшению продуктивности сельскохозяйственных земель и других природных ресурсов.

Проведенные исследования институционального развития различных типов российских сельхозтоваропроизводителей, разработанный прогноз на перспективу позволили определить тенденции развития и определить концептуальные направления формирования организационно-экономического механизма поддержки долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры.

1. В современном аграрном секторе России сложились три основных типа производителей сельскохозяйственной продукции - сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства,

личные подсобные хозяйства. Существующие категории хозяйств занимают свой сектор в аграрной экономике страны и составляют единую систему, и изменения в одних организационно-хозяйственных структурах обязательно ведут к изменениям в других.

СХО остаются основными поставщиками товарной продукции и сырья для перерабатывающей промышленности. В составе малых форм хозяйствования снижается роль ЛПХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции и повышается удельный вес К(Ф)Х, причем последние имеют наибольшие индексы роста.

В стране происходят преобразовательные процессы институционального характера, формирующие соотношение различных категорий хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции. С одной стороны, осуществляется государственная поддержка малых форм хозяйствования и развития сельхозкооперации, с другой стороны, происходит нерегулируемое государством становление крупных агропромышленных формирований - агрохолдингов, аграрных кластеров и т.д. Не ликвидирована правовая размытость статусных определений ЛПХ, К(Ф)Х и ряда интегрированных структур.

В современных условиях уровень поддержки сельского хозяйства не связан с объемами и эффективностью производства, а определяется возможностями бюджета. Национальный проект «Развитие АПК» и Гос-программа не принесли ожидаемых результатов для роста продукции в малых формах хозяйствования и улучшения условий их функционирования.

Существующее в настоящее время социальноэкономическое положение в аграрном секторе, его институциональная структура нуждаются в совершенствовании организационно-экономического механизма государственной поддержки.

2. Многообразие форм собственности и хозяйствования, их величина и структурные пропорции обусловлены рядом факторов, влияющих на них с разной степенью интенсивности, учет которых необходим при разработке направлений организационнохозяйственного механизма государственной поддержки развития аграрной структуры. Исследование факторов на протяжении ряда лет (2007-2009 гг.) позволили на основе эконометрических методов определить наиболее важные из них: государственная селективная структурная поддержка; вступление и участие России в международных торговых и экономических организациях; социально-демографическая ситуация; землеобеспеченность сельского населения; влияние природно-климатических условий; региональные особенности и задачи развития территории; взаимодействия различных форм хозяйствования; развитие инфраструктуры; организация рынков сбыта; неформальные институты.

3. Новая архитектура структурного развития отечественного сельского хозяйства в среднесрочной перспективе во многом будет зависеть от политической воли государства, от государственной селективной политики. Ситуация в долгосрочной перспективе должна быть изменена в результате разработки и реализации государством организационно-экономического механизма поддержки развития устойчивой аграрной структуры. Государственные органы управления должны стремиться создавать высококонкурентную институциональную среду, стимулирующую предпринимательскую активность и привлекающую инвестиции в АПК.

Целью государственной политики долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры стра-

ны является создание аграрной структуры способной: обеспечивать продовольственную безопасность страны; благоприятствовать развитию сельских территорий; содействовать рациональному ведению сельского хозяйства и земельных отношений; обеспечивать эффективность выполнения социально-экономических функций всеми категориями хозяйств; наиболее полно использовать местные природно-экономические условия, традиции и интересы сельского населения; повышать уровень занятости, доходности и качества жизни сельских жителей; учитывать реалии рыночных отношений.

Накопленные проблемы в аграрной экономике позволяют достичь поставленную цель при условии поэтапного ее выполнения. Первый мобилизационный этап (до 2012 г.) создаст необходимую институциональную среду для устойчивого развития различных категорий хозяйств, в том числе отработку опыта и механизмов их государственной поддержки. На втором инновационном этапе проводится оптимизация типов сельхозпроизводителей, увеличение производства высоко конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

4. Формирование организационно-экономического механизма государственной поддержки долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры должно строиться с соблюдением ряда принципов: системности и комплексности решения вопросов развития аграрной структуры; равноправного отношения ко всем товаропроизводителям; своевременного реагирования на изменения влияния внутренних и внешних факторов в текущий период; учета региональных особенностей, в том числе традиций, навыков и т.д.; программного регулирования; протекционизма по отношению к отечественным сельхозтоваропроизводителям; доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; государственной финансовой поддержка и др.

5. Разработанные концептуальные направления формирования организационно-экономического механизма государственной поддержки долгосрочного развития аграрной структуры корреспондируются с поставленными задачами, целями и направлениями в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г.: нормативно-правовое регулирование; государственная финансовая поддержка; инновационное развитие; развитие рынков сбыта аграрной продукции; взаимодействие различных форм хозяйствования.

6. Россия, как крупная по размерам территории страна с многонациональным населением, будет вынуждена иметь многоукладное сельское хозяйство. Результаты прогноза долгосрочного (до 2020 г.) развития аграрной структуры позволяют сделать следующие выводы:

- в долгосрочной перспективе сохранится многоукладность в сельском хозяйстве - крупные и средние СХО и крупнотоварные К(Ф)Х будут обеспечивать продовольственную безопасность страны и активную внешнеторговую политику. Роль небольших К(Ф)Х и личных подсобных хозяйств будет заключаться в сохранении сельского уклада, территорий, производство продукции для удовлетворения потребностей, в аграрной структуре они «страховочный» институт в периоды кризисов.

- по регионам России на развитие и изменения аграрной структуры в перспективе будут оказывать существенное влияния такие факторы как природноклиматические условия территории, плотность насе-

ления, землеобеспеченность и неформальные институты (сложившиеся традиции общности, трудовые навыки, обычаи и т.д.). Поэтому большая вероятность сохранения тенденций развития аграрной структуры в сторону роста сектора ЛПХ и К(Ф)Х в отдельных регионах, например, в республиках Северного Кавказа. Волевые государственные механизмы по реорганизации этих хозяйств очень сложны с социальной точки зрения, решение данного вопроса требует длительного периода времени.

Разработанные концептуальные подходы раскрывают возможности и перспективы развития различных типов российских сельхозпроизводителей, предлагают основные направления формирования организационно- экономического механизма государственной поддержки долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры, способной выполнять свои функции с учетом новых ситуаций и задач.

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИИ

А.Е. Черная, ст. науч. сотр., Н.Л. Алейникова, науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

Обеспечение национальных интересов в глобализирующем мире определяет необходимость разработки научно-обоснованного ведения вероятного развития структурных изменений в аграрном секторе России. На основании многолетних расчетов при участии авторов составлен прогноз долгосрочного развития аграрной структуры России для двух этапов развития.

Первый этап до 2012 г. (мобилизационный) -прогнозные расчеты базируются на механизмах Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 гг. и существующих тенденциях. Расчеты проводились с использованием авторского программного продукта «Прогноз институциональных структурных изменений в сельском хозяйстве» (Адг!г^Рог), в программе используется аналитическое выравнивание трендовых рядов.

По федеральным округам России удельный вес агроструктур в производстве сельскохозяйственной продукции находится в диапазоне: СХО - от 25% (ДФО) до 65% (ЦФО); К(Ф)Х - от 2% (СЗФО) до 17% (ДФО); ЛПХ - от 29% (ЦФО) до 58% (ДФО).

Расчеты показали, что основными производителями зерна и подсолнечника в 2009-2012гг. остаются СХО, увеличивается роль К(Ф)Х. Личные подсобные хозяйства прогнозируются лидерами в производстве овощей и картофеля (рис. 1).

Прогноз по животноводческой продукции следующий: производство скота и птицы - увеличение доли СХО и К(Ф)Х и сокращение в секторе ЛПХ; производство молока - увеличение роли К(Ф)Х, сокращение в СХО и несущественный рост (1%) у ЛПХ.

Урожайность зерновых культур прогнозируется выше в СХО и составит более 19 ц/га, для сравнения в К(Ф)Х чуть более 16 ц/га. Аналогичная тенденция и по другим видам растениеводческой продукции. Возможно, на прогноз урожайности влияет не достоверная входная статистическая информация по малым формам хозяйствования.

В СХО и К(Ф)Х отраслевой сдвиг прогнозируется в сторону растениеводческой продукции, у ЛПХ к концу 2012 г. - пропорциональная специализация.

Анализируя прогнозные параметры, можно констатировать следующие характерные тенденции развития аграрной структуры мобилизационного этапа:

- количественное сокращение СХО и К(Ф)Х и незначительный рост ЛПХ;

- по всем категориям хозяйств увеличивается землеобеспеченность. СХО по прогнозу будут занимать 76,5% всех сельхозугодий, К(Ф)Х - 17,5%, лПх - 6%;

- усиление позиций СХО и К(Ф)Х в развитии аграрной структуры, при этом наибольшие среднегодовые индексы производства сельскохозяйственной продукции прогнозируются в К(Ф)Х;

Рисунок 1. Прогноз структуры производства по основным видам продукции на 2012 г., %

- снижение тенденций развития ЛПХ - снижение удельного веса в производстве сельскохозяйственной продукции, в том числе по отраслям и ряду продуктов.

Для дальнейшего развития аграрной структуры необходимо: проведение ежегодной корректировки Государственной программы развития сель-

ского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 20082012 гг. в плане анализа и принятия, необходимых мер на основе программно-целевого подхода. Такой вариант прогноза формирует платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов средне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.