№ 2(21), 2010 г.
ПАВЛУШКИНА О. И., ЧЕРНАЯ А. Е.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АГРАРНОЙ СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗ
В данной статье представлена типологическая картина аграрной структуры Республики Калмыкия, рассмотрены тенденции развития различных категорий хозяйств с учетом их индивидуальностей, общих тенденций развития отрасли и факторов, их обусловливающих. В статье рассматриваются концептуальные направления государственной поддержки долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры республики, составлен прогноз ее развития.
В Республике Калмыкия, как и в стране в целом, происходят преобразовательные процессы институционального характера, формирующие соотношение различных категорий хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции.
Существующее в настоящее время социально-экономическое положение в аграрном секторе, его институциональная структура нуждаются в совершенствовании организационно-экономического механизма государственной поддержки.
В настоящее время агропромышленный комплекс Республики Калмыкия функционирует в условиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее Госпрограмма) [1]. Мероприятия Госпрограммы направлены на улучшение условий функционирования сельского хозяйства, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности агропромышленного комплекса, решение социальных задач.
За период с 2000 г. по 2008 г. в аграрной структуре Республики Калмыкия произошли существенные изменения (табл.1). На первое место по производству сельскохозяйственной продукции вышли личные подсобные хозяйства (ЛПХ), к 2009 г. их доля в общем объеме производства составляла более 45%. Крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) за этот период укрепили свое влияние на 16,5%. Сельскохозяйственные организации (СХО) уступили свои позиции малым формам хозяйствования на 24,5%.
Таблица 1
Динамика и структура валовой продукции в хозяйствах всех категорий Республики Калмыкия
Показатели 2000 2005 2007 2008
Удельный вес валовой продукции по категориям хозяйств - всего, % 100 100 100 100
в т.ч. СХО 54,6 31,5 29,7 30,1
К(Ф)Х 7,9 16,5 23,8 24,4
ЛПХ 37,5 52,0 46,5 45,5
Источник: рассчитано по данным [2, 3]
Животноводство в Республике Калмыкия является ведущей отраслью сельского хозяйства. За годы реформ в России наибольшие потери претерпело мясное скотоводство. Единственным субъектом, которому удалось эту отрасль максимально сохранить, является Республика Калмыкия.
Структура поголовья скота в 2008 г. выглядела следующим образом:
- в хозяйствах населения - 47,8% КРС, 76,9% свиней и 40,9 % овец и коз;
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 28,3% КРС, 8,2% свиней и 34,7% овец и коз.
- в сельхозорганизациях - 23,9% КРС, 14,9% свиней и 24,4% овец и коз.
Основными производителями животноводческой продукции являются ЛПХ, они являются ведущими структурами по реализации скота и птицы (74,8%), производству молока (58,7%) и яиц (97,1%).
В производстве растениеводческой продукции СХО по-прежнему являются основными производителями подсолнечника - 71,6% и зерна - 69,8%. Более 90% картофеля выращивается в ЛПХ, и они же поставляют больше половины овощей в республике.
Анализируя тенденции развития аграрной структуры республики, необходимо дать характеристику основным типам сельхозпроизводителей - СХО, К(Ф)Х и ЛПХ.
В Калмыкии к 2009 г. количество СХО насчитывало 103 хозяйства. В СХО существуют тенденции к уменьшению среднегодовой численности работников, уменьшению убыточных хозяйств, сокращению площадей их сельхозугодий.
65
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
За период с 2000 г. количество К(Ф)Х увеличилось в 1,5 раза и составило к 2009 г. 2721 хозяйства. Они занимают более 47% сельскохозяйственных угодий Калмыкии. Средний размер хозяйства за восемь лет увеличился в два раза с 340 га до 692,9 га. К(Ф)Х республики различны по степени товарности, энерговооруженности, количеству членов хозяйства и привлеченных работников.
В республике за годы работы ПНП и Госпрограммы происходит укрупнение ЛПХ. До 2008 г. количество хозяйств сокращалось, однако средний размер хозяйства вырос в 4 раза и составил 0,84 га.
Развитие системы различных видов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) влечёт за собой увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения путем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, кредитным ресурсам, переработке продукции и услугам. С этой целью разработана и утверждена республиканская целевая программа «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы» (Постановление Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2009 года № 40).
Доля Республики Калмыкия в общих объемах финансирования, выплаченных из Федерального и Регионального бюджетов в виде краткосрочных и инвестиционных кредитов, составила в 2008 г. - 1,40%, в 2009 г. - 1,34%. Выплаты из Федерального бюджета увеличились на 91%, из Регионального - уменьшились на 83,9% (табл.2).
Таблица 2
Финансирование из бюджетов Российской Федерации краткосрочных и инвестиционных кредитов в Республике Калмыкия в 2008-2009 гг., тыс. руб.
Наименование показателя 2008 г. 2009 г.
выплачено из ФБ выплачено из РБ выплачено из ФБ выплачено из РБ
Краткосрочные кредиты 11710,7 2793,7 39570,8 1043,5
Инвестиционные кредиты 29181,8 9267,2 38537,7 900,0
Всего общий объем финансирования кредитов 40892,5 12060,9 78108,5 1943,5
Доля республики в общем объеме финансирования кредитов, % 1,40 1,34
Источник: рассчитано по данным [4, 5]
Анализ выполнения целевых показателей Государственной программы в республике по приобретению сельскохозяйственной техники СХО, К(Ф)Х, включая индивидуальных предпринимателей, показал снижение данного показателя по тракторам на 50,9%, зерноуборочным комбайнам - на 32,8%.
В республике в 2008 и 2009 гг. под организационно-методическим руководством Всероссийского института аграрных проблем и информатики, Институтом комплексных исследований аридных территорий и Всероссийским НИИ экономики и нормативов Россельхозакадемии осуществлялся мониторинг реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008-2012 годах (далее - Мониторинг). Опросы проводились по всем направлениям Госпрограммы. Авторы настоящей статьи принимали участие в сборе и обработке данных по Мониторингу.
В ходе Мониторинга были опрошены руководители и главные специалисты сельскохозяйственных организаций (около 50 чел.), члены фермерских хозяйств (120 чел.), владельцы личных подсобных хозяйств (более 200 чел.), участвующие и не участвующие в мероприятиях Госпрограммы.
В данной работе представлены некоторые результаты Мониторинга по основным направлениям Госпрограммы, непосредственно влияющие на устойчивое развитие аграрной структуры.
В мероприятиях Госпрограммы в 2009 г., как и в 2008 г., участвовали экономически крепкие хозяйства с устойчивым финансовым состоянием, имеющие более высокий уровень обеспечения земельными ресурсами.
Направление «Устойчивоеразвитие сельских территорий». Мероприятия по улучшению жилищных условий жителей села, в том числе молодых семей и специалистов, осуществляются в республике в недостаточном объеме. Об этом свидетельствует опрос респондентов из СХО, К(Ф)Х и сельского населения. Из всех хозяйств, участвующих в опросе, лишь 5 СХО и 1 К(Ф)Х участвуют в этом направлении
66
№ 2(21), 2010 г.
(в 2008 г. в этом направлении участвовало одно СХО и два К(Ф)Х). При этом руководители К(Ф)Х, а это 72% опрошенных, ответили, что нет в этом потребности. Большинство руководителей СХО ответили, что молодежь не проявляет инициативу из-за отсутствия средств. Нет средств для участия в данном направлении у 37% СХО. Участники программы - физические лица, всего 29%, получили информацию о возможности участия в улучшении жилищных условий в рамках Госпрограммы в местной администрации.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилось время от начала оформления документов до получения улучшенного жилья более, чем на месяц.
Наиболее предпочтительным способом улучшения жилищных условий у респондентов является строительство дома. Основным источником средств, израсходованных респондентами на приобретение (строительство) жилья, являются субсидии.
По-прежнему основными трудностями при оформлении документов для получения жилья на льготных условиях сельское население называет процесс оформления документов. Неучастников останавливает отсутствие денег на выплату своей доли в строительстве.
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства. Данное направление не столь актуально для республики, поэтому в нем участвует небольшой процент СХО - немногим более 30%, однако это в 3 раза больше, чем в 2008 г. 12% К(Ф)Х участвовали в этом направлении. Все сельхозпроизводители подавали на компенсацию, и почти все ее получили.
В республике существует сеть информационно-консультационных служб (ИКС), представленная Государственным учреждением «Калмыцкий центр информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Республики Калмыкия» (ГУ «КЦ ИКС АПК РК») и 13 филиалов представительств региональной ИКС в районах республики.
По сравнению с 2008 г. в 2009 г. количество услуг, представленных ИКС всем пользователям, увеличилось почти на 13% в основном за счет обращения за ними ЛПХ (доля ЛПХ увеличилась на 20%), увеличилась также и тематика запросов в 2 раза. Плохое и нерегулярное финансирование в значительной степени тормозит работу ИКС.
Причины недостатков в работе ИКС: недостаток у них информации, интересующей сельхозтоваропроизводителей, отсутствие регулярного финансирования.
Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Животноводство, растениеводство. Различными программами поддержки животноводства, на которые сельхозпроизводители получали субсидии в 2010 г., пользовались от 2% до 59% СХО и от 1% до 68% К(Ф)Х - участников Госпрограммы. Наибольшее количество участников было в программе по субсидированию маточного поголовья овец и коз. 79% К(Ф)Х получили субсидии. Программами поддержки растениеводства респонденты практически не пользовались.
Росагролизинг. Услугами Росагролизинга в 2009 г. пользовались 25% СХО и 7% К(Ф)Х. Основные причины, по которым сельхозпроизводители не обращались в структуры Росагролизинга, - не устраивают условия лизинга и нет потребности. Условия лизинга не устраивают из-за высоких цен (около 100% опрошенных) и больших ежегодных платежей (более 50% респондентов). Услуги Росагролизинга выгодны для 50% пользующихся ими СХО и 100% К(Ф)Х.
В ближайшие два года собираются сотрудничать с Росагролизингом 39% СХО и 15% К(Ф)Х по технике и оборудованию, по племенному скоту - 34% СХО и 18% К(Ф)Х. Основными недостатками в программах поддержки отраслей являются: очень узкий перечень программ, поддерживаемых из федерального центра; часто меняющиеся условия и размеры поддержки; ограничения в программе, препятствующие получению субсидий.
По сравнению с 2008 г. произошло изменение мест пунктов списка недостатков по значимости, относящихся к этой программе, например, такой недостаток как «процедура оформления» у представителей СХО и К(Ф)Х с третьего места переместился на пятое.
Достижение финансовой устойчивости хозяйств. Инвестиционным субсидированным кредитом в республике на срок свыше 2 лет в 2009г. воспользовались 46% ЛПХ, участвующих в мониторинге. Отмечается снижение активности СХО и К(Ф)Х относительно предыдущих лет в получении льготных субсидированных кредитов в связи с исчерпанием залоговой базы, которая уже была задействована ранее под кредиты, взятые в рамках ПНП «Развитие АПК». Субсидии на кредит, взятый в 2009г., получили 90% ЛПХ и чуть более четверти СХО и К(Ф)Х, на кредит, взятый в 2004-2008гг., - более 70% СХО и К(Ф)Х. Основным видом обеспечения для получения кредитов ЛПХ являются поручители, которых трудно найти на селе, а для СХО и К(Ф)Х - залог имущества. Хозяйствующие субъекты брали кредиты в основном в Россельхозбанке под годовую ставку в диапазоне от 12% до 18%. В 2009 г., как и в 2008 г., подавляющее
67
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
большинство респондентов были уверены, что вернут инвестиционный субсидированный кредит. Условия кредитного договора в основном все группы участников мониторинга считают выгодными. Кредиты в основном были израсходованы на покупку племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники, оборудования.
За субсидированным инвестиционным кредитом в 2010г. собираются обратиться более половины ЛПХ, а более 30% СХО и 70% К(Ф)Х не планируют. Большинство респондентов считают, что кредиты доступны, но под очень высокий процент.
Краткосрочный субсидированный кредит в 2009 г. больше брали СХО и ЛПХ, воспользовавшись услугами Россельхозбанка. Компенсацию затрат в основном все получили. В 2010 г. планировали обратиться за кредитом подавляющее большинство СХО и ЛПХ, большинство К(Ф)Х не собирались использовать кредит.
Страхованием урожая в республике сельхозпроизводители занимаются неактивно в силу животноводческой специализации. Страхуют не более 30% посевных площадей, доля возмещения затрат составляет около 50%. Желания страховать свой урожай в 2010 г. нет, как и в предыдущие годы, у подавляющего числа респондентов.
Сельскохозяйственная потребительская кооперация в республике, не смотря на принятые программы, не развивается. Ликвидируются уже созданные кооперативы, многие из которых не вели никакой деятельности. Причин данной ситуации много, в том числе отсутствие потребности в кооперации в связи с разбросанностью ЛПХ и К(Ф)Х по территории республики. Среди ЛПХ очень слабый охват сельскохозяйственной потребительской кооперацией, всего 6% участвующих в мониторинге. Основные проблемы, с которыми сталкиваются СПоК: недостаточно средств; низкие цены на сельскохозяйственное сырье (для СПоК); отсутствие (слабая помощь) со стороны областной (районной) администрации и недостаток квалифицированных кадров.
Перспективы участия в Госпрограмме. Влияние реализации Госпрограммы на развитие сельского хозяйства в своих районах более 70% респондентов оценили, как существенное, более оптимистичны участники Госпрограммы, что характерно и для опроса 2008 г. Более половины представителей СХО, оценивая действие программы положительно, предлагают ряд мер дополнить и скорректировать. Большинство респондентов собираются в ближайшие годы расширить свое хозяйство.
Опираясь на ответы респондентов о недостатках реализации направлений Госпрограммы, авторы считают, что необходимо принятие следующих мер:
1. Для привлечения жителей села, молодых семей и сельхозтоваропроизводителей к участию в программе по улучшению жилищных условий: проводить разъяснительную работу на селе; расширять возможность для повышения доходов жителей села; упростить процедуры оформления документов, постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилья; расширять объемы строительства ведомственного жилья.
2. Для совершенствования программы субсидирования применения минеральных удобрений: гарантировать выплаты не ниже установленных ставок, упростить процедуру оформления субсидий, увеличить размер ставок.
3. Для повышения эффективности деятельности ИКС государство должно принять закон об ИКС, увеличить их финансирование, ускорить процедуру доведения бюджетных средств до ИКС, активизировать работу по подготовке и повышению квалификации кадров ИКС, а также способствовать развитию ИКС на районном уровне.
4. Для совершенствования программ поддержки отраслей: расширить перечень программ, поддерживаемых федеральным центром; уменьшить ограничения, препятствующие получению субсидий; повысить суммы субсидий; доводить своевременно информацию до хозяйствующих субъектов.
5. Для развития кооперативов: упростить правила предоставления кредитов и субсидий по ним; увеличить суммы субсидий, выделяемых на развитие кредитования; расширить направления, по которым субсидируются кредиты; предоставлять субсидии на создание материально-технической базы кооперативов; предоставлять субсидии фонду финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов; создавать гарантийные залоговые фонды; усилить разъяснительную работу и консультационную помощь в оформлении документов на получение кредитов и субсидий.
6. Для развития малых форм хозяйствования - ЛПХ и К(Ф)Х: расширить возможности и улучшить условия сбыта продукции; упростить правила кредитования, субсидирования; увеличить субсидии и дотации на сельскохозяйственную продукцию; увеличить суммы субсидий, выделяемых районам на развитие сельского хозяйства.
Реализация мероприятий Госпрограммы будет способствовать дальнейшему развитию сельского хозяйства Республики Калмыкия. Поддержка развития всех категорий хозяйств на всех уровнях обеспечит
68
№ 2(21), 2010 г.
рациональное использование земельных, производственных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов республики, будет способствовать улучшению качества жизни населения, обеспечению продовольственной безопасности, развитию всех отраслей сельскохозяйственного производства.
Важным вопросом для достижения положительных результатов в социально- экономическом развитии сельского хозяйства и всего АПК является применение научно-обоснованного прогнозирования институциональных структурных изменений. Разработка научно-обоснованных прогнозов на перспективу необходима для комплексного изучения имеющихся возможностей государства, принятия оптимального решения и дополнительных мер, так как с изменением количественных и качественных параметров факторов, влияющих на структурные соотношения, изменяется производство тех или иных продуктов, на которых специализируются агроструктуры.
Прогноз носит вероятностный характер, но так как он строится на основе аргументированных научных представлений о состоянии и развитии объекта, то имеет достаточно достоверный характер.
При участии авторов проведены экспериментальные прогнозные расчеты развития аграрной структуры до 2012 года. Прогнозные расчеты базируются на механизмах Госпрограммы и существующих тенденциях. Расчеты проводились с использованием авторского программного продукта «Прогноз институциональных структурных изменений в сельском хозяйстве» (AgrlnStFor), свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2008612563 от 23 мая 2008 г. В программе используется аналитическое выравнивание трендовых рядов.
К 2012 году в республике прогнозируется усиление позиций ЛПХ и К(Ф)Х, где их доля в производстве сельскохозяйственной продукции достигнет 55% и 30,1% соответственно (рис. 1). Тенденции изменения в структуре производства сельхозпродукции иные, чем в целом по Южному федеральному округу и РФ в целом, что обусловлено рядом факторов: спецификой территориального географического положения, природно-климатическими условиями, национальными традициями, навыками и другими объективными и субъективными причинами.
РФ ЮФО Республика Калмыкия
□ СХО □ К(Ф)Х □ ЛПХ
Рис. 1. Прогноз структуры производства сельскохозяйственной продукции
на 2012 г. по категориям хозяйств, %
В таблице 3 представлены прогнозные расчеты, определяющие доли агроструктур в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции в Калмыкии на 2012 год.
Таблица 3
Прогнозные параметры
производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в Республике Калмыкия на 2012 г., тыс. т
Наименование с.-х. продукции СХО К(Ф)Х ЛПХ
Зерно 229,7 105,7 0,4
Подсолнечник 7,5 6,6 0,1
Овощи 1,2 10,5 13,0
Скот и птица (в убойном весе) 4,2 19,6 63,8
Молоко 0,3 92,2 116,1
Источник: авторские расчеты
69
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Как показывают результаты экспериментальных прогнозных расчетов по республике, большая часть сельскохозяйственной продукции будет производиться в секторе малых форм хозяйствования, кроме зерна и подсолнечника. Особенно высока доля производства продукции животноводства в ЛПХ, которая в 2012 г. прогнозируется более 72% в производстве скота и птицы (в убойном весе) и 55,7% в производстве молока. В связи с этим для данной территории наиболее значимы вопросы создания эффективной институциональной среды для К(Ф)Х и ЛПХ.
Анализируя прогнозные параметры, можно констатировать на ближайшие 10 лет следующие характерные тенденции развития аграрной структуры республики:
- усиление позиций ЛПХ и К(Ф)Х в развитии аграрной структуры, при этом наибольшие среднегодовые индексы производства сельскохозяйственной продукции прогнозируются в К(Ф)Х;
- продолжение тенденций развития ЛПХ не смотря на уже достаточно высокие показатели в структуре производства сельхозпродукции, предполагается дальнейший рост удельного веса ЛПХ;
- на фоне развития и увеличения доли СХО в структуре производимой сельхозпродукции в целом по РФ и ЮФО в республике возможно дальнейшее снижение роли данной категории хозяйств в производстве сельхозпродукции.
Малые формы хозяйствования в аграрной экономике - это не только типы сельхозпроизводителей, но это формы социальной организации в сельской местности. С их сохранением и развитием связана стратегическая задача государства по устойчивому развитию сельских территорий.
Новая архитектура структурного развития отечественного сельского хозяйства в среднесрочной перспективе во многом будет зависеть от политической воли государства, от государственной селективной политики. Ситуация в долгосрочной перспективе должна быть изменена в результате реализации государством организационно-экономического механизма поддержки развития устойчивой аграрной структуры, создания высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлекающую инвестиции в АПК.
Целью государственной политики долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры страны является создание аграрной структуры, способной обеспечивать продовольственную безопасность страны; благоприятствовать развитию сельских территорий; содействовать рациональному ведению сельского хозяйства и земельных отношений; обеспечивать эффективность выполнения социальноэкономических функций всеми категориями хозяйств; наиболее полно использовать местные природноэкономические условия, традиции и интересы сельского населения; повышать уровень занятости, доходности и качества жизни сельских жителей; учитывать реалии рыночных отношений.
Проведенные исследования институционального развития различных типов сельхозтоваропроизводителей как в целом по России, так и по отдельным регионам страны позволили определить направления формирования организационно-экономического механизма государственной поддержки долгосрочного развития аграрной структуры: 1 - государственная нормативно-правовая поддержка; 2 - государственная финансово-кредитная поддержка; 3 - государственная поддержка развития рынков сбыта аграрной продукции; 4 - поддержка инновационного развития; 5 - поддержка взаимодействия различных форм хозяйствования.
Первое направление создаст нормативно-правовую базу для эффективного функционирования различных категорий хозяйств.
По степени влияния второе направление является в настоящее время наиболее значимым и дискуссионным. Наибольшее влияние этого направления государственной поддержки сказывается на роли СХО в агроструктуре.
Третье направление. Государственная поддержка развития рынков сбыта для различных категорий хозяйств может осуществляться при помощи механизмов экономического, организационного и административного характера. В этих механизмах задействованы все уровни власти, начиная от муниципального.
Четвертое направление. Государственная система поддержки инновационного развития аграрной структуры на уровнях страны, регионов и хозяйствующих субъектов имеет свои особенности и механизмы. На федеральном уровне - это нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности, кадровая и финансовая, материально-техническое обеспечение аграрной науки. На уровне регионов, наряду с указанными выше видами поддержки, возрастает роль инфраструктурной и организационно-экономической поддержки инновационного развития, устоявшейся институциональной структуры аграрного сектора.
70
№ 2(21), 2010 г.
Использование государственных финансовых средств на поддержку инвестиционного развития субъектов аграрной структуры в условиях ограничения бюджета целесообразно в большей мере ориентировать на поддержку сельхозпроизводителей, наиболее восприимчивых к инновациям, т.е. определять потенциал сельскохозяйственной структуры для оказания помощи.
Пятое направление. Формирование организационно-экономического механизма государственной поддержки развития процесса взаимодействия различных форм хозяйствования в АПК в условиях сокращения бюджетной поддержки базируется на создании благоприятных институциональных условий для всех участников этих процессов.
Малые формы сельскохозяйственных производителей весьма зависимы от крупного агропромышленного бизнеса, что создает основу для различного рода их взаимодействия. Для них проблема дальнейшего развития решается двумя путями: первый - через систему сельскохозяйственной кооперации, второй - через систему договорных форм интеграции: контрактные отношения, франчайзинг, аутсорсинг и др.
Механизм государственной поддержки создания и функционирования интегрированных структур (холдинги, ФПГ, кластеры и др.) имеет направленность на создание благоприятных условий для активизации частных инвестиций при ограничении государством своей функции непосредственного инвестора. Для эффективной работы по привлечению в сельское хозяйство частных инвестиций и нивелирования негативных тенденций необходимо задействовать механизм поддержки законодательного характера в сфере статусных актов, земельных и имущественных отношений. Региональным органам власти необходимо расширять социальную составляющую в системе договоров государственно-частного партнерства.
Формирование организационно-экономического механизма государственной поддержки долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры должно строиться с соблюдением ряда принципов: системности и комплексности решения вопросов развития аграрной структуры; равноправного отношения ко всем товаропроизводителям; своевременного реагирования на изменения влияния внутренних и внешних факторов в текущий период; учета региональных особенностей, в т. ч. традиций, навыков и т.д.; программного регулирования; протекционизма по отношению к отечественным сельхозтоваропроизводителям; доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; государственной финансовой поддержки и др.
Представленные в данной статье результаты научных исследований по проблемам формирования и развития аграрной структуры раскрывают возможности и перспективы существования различных типов сельхозпроизводителей, предлагают направления формирования организационно-экономического механизма государственной поддержки долгосрочного развития устойчивой аграрной структуры, способной выполнять свои функции с учетом новых ситуаций и задач.
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4080.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 . Стат. сб. / Росстат. - М., 2008.
- 972 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.
- 990 с.
4. Национальный доклад «О ходе и реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 20082012 годы» - М., МСХ РФ, 2009.
5. Национальный доклад «О ходе и реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 20082012 годы» - М., МСХ РФ, 2010.
71
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
МАНДЖИЕВА ТВ., БАЛИНОВА ТА., КАРУЕВ Б.Т
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБМЕНА СРЕДСТВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Любая сельскохозяйственная деятельность базируется на использовании трех основных видов ресурсов - земли, труда и капитала. Слабо аргументированная аграрная реформа привела к тому, что практически все виды ресурсов стали жестко лимитированными. Если количество земли не уменьшилось, то ее плодородие сильно истощилось. Поэтому сейчас нужны неординарные меры для его восстановления и создания условий для дальнейшего повышения.
Количество трудовых ресурсов уменьшилось как в количественном отношении, так и в качественном. Последствия проявляются в быстром «старении» работников и уходе наиболее квалифицированных специалистов в другие отрасли. Молодые представители сельского населения в силу своей мобильности из года в год пополняют число горожан. На сегодняшний день средний возраст немногочисленных оставшихся трактористов, по данным Госкомстата Республики Калмыкия составляет 58 лет [1].
При этом резервы квалифицированных молодых специалистов имеются. «Отодвигая» время призыва в армию, молодые люди стараются поступить в различные учебные заведения, в том числе в Башантинский агроколледж в г. Городовиковске, где приобретают специальность тракториста-машиниста. Целесообразнее было бы продлить эту «бронь» на 1-2 года после обучения. Также кадры инженеров-механиков готовятся в Калмыцком государственном университете.
В последние три года появилось так называемое распределение выпускников в сельскохозяйственные предприятия республики на соответствующие должности на добровольной основе. Но многие выпускники не проявили интереса к этой работе. Причина этого кроется в отсутствии на новом месте жилья, низкой заработной плате, а также в малочисленном устаревшем машинно-тракторном парке и развалившейся социальной инфраструктуре села. Иногда в сельских населенных пунктах отсутствуют детские сады, школы, пункты здравоохранения, клубы.
Особенно сложно обстоят дела с финансовыми ресурсами. Резкое сокращение капитала отрицательно сказалось практически на всех стадиях деятельности сельскохозяйственного производства. Так, по этой причине резко снизились фондо- и энерговооруженность сельского хозяйства.
Воспроизводство основных фондов играет исключительно важную роль, так как именно оно определяет количественное и качественное их состояние.
Закон воспроизводства выражается в том, что в нормальных экономических условиях стоимость основных фондов полностью восстанавливается, обеспечивая возможность постоянного их технического обновления. При простом воспроизводстве за счет средств амортизационного фонда создаются новые основные фонды, равные по стоимости изношенным. Для расширенного воспроизводства требуются дополнительные капитальные вложения, привлекаемые из прибыли, кредита, взносов учредителей и др.
В условиях высоких темпов научно-технического прогресса амортизация может служить источником расширенного воспроизводства основных фондов. В процессе воспроизводства основных фондов разграничение их простого возобновления и расширения носит условный характер.
Воспроизводство основных фондов - это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, модернизации и капитального ремонта действующих фондов. В процессе воспроизводства решаются следующие задачи: возмещение выбывающих по различным причинам основных фондов; увеличение количества основных фондов с целью расширения объемов производства; совершенствование структуры основных фондов.
Для повышения эффективности использования производственных фондов требуются разработка и реализация целевых программ по интенсификации сельского хозяйства, развитию научно-технического прогресса, восстановлению и развитию сельскохозяйственного машиностроения. Имеющаяся техника по всем основным параметрам очень низкого качества и нуждается в модернизации. Специалисты считают, что в настоящее время российская техника отстала от лучших зарубежных образцов на два поколения (при продолжительности смены одного поколения другим 10-12 лет).
Приобретение, формирование парка техники, других основных фондов в рыночных условиях проводятся отдельными товаропроизводителями по критериям экономической выгоды, в первую очередь по прибыльности. Новые средства должны позволять не только увеличивать производство продукции, сохранять окружающую среду, облегчать труд, но и обеспечивать рост рентабельности. Поэтому со стороны
72