КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
И.А. ХРИТОШИН,
аспирант Российской таможенной академии Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. Контрабанда вооружения и военной техники рассматривается как угроза экономическим интересам России, угроза стабильности ее военно-политических позиций, фактор повышения вероятности дестабилизации ситуации в отдельных регионах мира. Предупреждение контрабанды, осуществляемое на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях, базируется на выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и перекрытием каналов поступления вооружения в нелегальный оборот.
Ключевые слова: вооружение, военная техника, таможенные процедуры, контрабанда, экономические интересы, военно-политические интересы, внешнеэкономическая деятельность.
CONCEPTUAL ASPECTS OF FIGHT AGAINST SMUGGLING OF ARMS AND MILITARY EQUIPMENT
I.A. HRITOSHIN,
graduate student of the Russian customs academy
Annotation. Contraband of armament and defense technology is considered as threat to economic interests of Russian Federation, threat to stability of political position, as factor of destabilization probability increasing in different region s in the world. Contraband prevention on the all-social and criminological levels is based on exposure of reasons and conditions abetting in illegal turnover of armament and defense technology and based on discontinuance of channels for illegal turnover of armament supplying.
Keywords: armament, defense technology, procedures of customs, smuggling, economic interest, military-political interest and position, foreign-economic activity.
В течение длительного периода Россия демонстрирует стабильный рост экспорта вооружений и военной техники, поставляя продукцию военного назначения более чем в 60 стран мира, что означает, с одной стороны, конкурентоспособность нашей страны на международном рынке высокотехнологичной продукции, и стабильное поступление значительных финансовых средств в экономику нашей страны, а с другой, — свидетельствует об укреплении военно-политических позиций РФ в мире [1, с. 57—59].
Российское государство заинтересовано в законодательно регулируемом перемещении вооружения и военной техники через границу и, безусловно, заинтересовано в соответствующей такому регулированию практической реализации процедуры экспорта вооружения и военной техники, поскольку осуществление перемещения продукции военного назначения через границу РФ в соответствии с требованиями законодательства соответствует как экономическим, так и военно-политическим интересам РФ, способствует укреплению экономической и военной безопасности
нашей страны, а также устраняет почву для получения преступных доходов от торговли вооружением и военной техники и снижает вероятность дестабилизации ситуации в отдельных регионах мира.
Контрабанда вооружения и военной техники рассматривается как угроза экономическим интересам России и как угроза стабильности ее военно-политических позиций. В связи с важностью целей экономической и военной безопасности страны, контрабанда вооружения и военной техники рассматривается как одна из основных внутренних угроз. Тенденция расширения объема внешнеторговых операций в сфере продукции военного назначения находится в симбат-ном режиме с увеличением общего объема контрабанды по всем товарным группам вооружения и военной техники, что свидетельствует об отсутствии адекватных мер противодействия контрабанде, осуществление которых должно базироваться на фундаментальных исследованиях и научной методике обнаружения, расследования и предотвращения случаев контрабанды вооружения и военной техники, повышении
эффективности законодательства и практики его применения в сфере борьбы с контрабандой вооружения и военной техники.
Анализ структуры таможенных преступлений показывает, что на долю контрабанды приходится 90% общего числа возбужденных уголовных дел [2, с. 65—69]. По итогам мероприятий, проведенных в 2011 г., было возбуждено 10 уголовных дел по ст. 226.1 УК РФ. Проблемы борьбы с контрабандой товаров и продукции, относимых к вооружению и военной техники, в определенной степени обусловлены спецификой криминалистической атрибуции данного вида преступных действий.
ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3] иначе трактует вопросы контрабанды товаров вообще и вооружения и военной техники в частности, нежели ранее действовавшее законодательство. Статья 188 «Контрабанда» в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» в предыдущей редакции УК РФ была упразднена как несоответствующая Конституции РФ. Одновременно в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ введена ст. 226.1, детализирующая два важных момента, касающихся контрабанды вооружения и военной техники: во-первых, расширен и детализирован перечень предметов и товаров, относимых к вооружению и военной технике, указанием на взрывчатые и радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие и его составные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, а также иное вооружение и иную военную технику, включая стратегически важные товары [4], ресурсы, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средства его доставки, при создании различного вида вооружений и военной техники; во-вторых, конкретизировано, что под таможенной границей в данном случае, в современном контексте законодательно закрепленной межгосударственной кооперации, понимается таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАЗЭС либо таможенная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в Рамках ЕврАзЭС.
Наблюдаемые негативные процессы свидетельствуют об отсутствии адекватных мер противодействия контрабанде, осуществление которых должно базироваться на фундаментальных исследованиях и
научной методике обнаружения, расследования и предотвращения случаев контрабанды вооружения и военной техники, повышении эффективности законодательства и практики его применения в сфере борьбы с контрабандой вооружения и военной техники. В настоящее время противодействие контрабанде вооружения и военной техники затруднено отсутствием криминалистической методики расследования контрабанды с учетом особенностей самого объект потенциальной контрабанды — продукции военного назначения — из-за несоответствия существующего и необходимого уровня развития научно-методических положений по вопросам производства расследования контрабанды, в частности доказывания факта контрабанды вооружения и военной техники.
Указанные проблемы находятся в поле зрения международных организаций, в том числе ООН, которые, по сути, также признают недостаточность современного методического уровня борьбы с контрабандой вооружения. В дополнении к Конвенции ООН был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов. Подписавшие Программу 156 государств приняли на себя обязательства по созданию профильных комитетов по борьбе с контрабандой стрелкового оружия, а вслед за этим пересмотреть законодательство по вопросам оборота вооружения. В соответствии со ст. 7 и 11 Протокола государства-участники должны обеспечить не менее, чем десятилетний срок хранения информации, необходимой для отслеживания и идентификации вооружения, находящегося в незаконном обороте. Данный документ также определяет общие требования к системам транзитных лицензий и разрешений [5, с. 96—103].
Отправной точкой разработки методических подходов к совершенствованию мероприятий по обнаружению, расследованию и предотвращению случаев контрабанды вооружения и военной техники является безусловный запрет выхода оборота вооружения из-под контроля государства, и эта позиция отражена в Конституции РФ и ФЗ РФ «Об оружии», которая напрямую говорит о том, что определение порядка оборота вооружения является компетенцией Российской Федерации. В понятие оборота вооружения, наряду с торговлей, передачей, хранением, ношением и другими действиями, входит и ввоз вооружения на территорию страны, а также вывоз вооружения за границы РФ. Таким образом, контрабанда вооружения и воен-
ной техники квалифицируется как преступление, связанное с их незаконным оборотом.
Проблемы борьбы с контрабандой товаров и продукции, относимых к вооружению и военной технике в определенной степени обусловлены спецификой криминалистической атрибуции данного вида преступных действий. В связи с тем, что каждый объект вооружения, вследствие сложности своего технического воплощения, конструктивных особенностей, вариативности назначения, сочетает в себе несколько классификационных признаков, существуют несколько вариантов классификаций вооружения, каждый из которых базируется на одном из признаков оружия, рассматриваемых в рамках конкретной классификации в качестве основного. В качестве основного классификационного признака обычно выбирают следующие: назначение, принцип поражающего действия, уровень мобильности, род войск, вид носителей, т.е. способ доставки средства поражения к цели; возможны классификации и по иным основным классификационным признакам, выбранным, исходя из целей классификации. Для целей внешнеэкономической деятельности, существующие в настоящее время классификации вооружения и военной техники, используются лишь частично и лишь в той степени, насколько это соответствует требованиям гармонизированной системы описания и кодирования товаров [6, с. 29—47; 7, с. 193—198]. Отнесение различных видов вооружения и военной техники, их компонентов и составных частей к различным группам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности вследствие преобладания нормативной классификации для целей таможенного оформления над классификационными признаками вооружения и военной техники как технических средств и устройств, предназначенных для выполнения боевой задачи, возможность свободного толкования основных правил интерпретации ТН ВЭД создают условия для преступной деятельности в виде незаконного перемещения предметов вооружения и военной техники через границу РФ.
Криминалистическая характеристика преступлений, в основе которых лежит контрабанда вооружения, включает в себя следующие компоненты: способ совершения незаконного перемещения вооружения и военной техники через границу РФ, способ сокрытия сведений и материальных объектов, свидетельствующих о совершении незаконного перемещения вооружения и военной техники через границу РФ, а также обстоятельств, при которых данное преступление было
совершено, обстоятельств, при которых осуществлялось приготовление к данному преступлению, механизм следообразования и особенности оставляемых следов при осуществлении действий преступного характера, личности преступников, сведения о закономерных связях данного преступного деяния с другими преступлениями, в том числе аналогичного характера. Способ совершения контрабанды и способ ее сокрытия являются центральными звеньями криминалистической характеристики преступлений в виде контрабанды вооружения. Как показывает анализ практики выявленных преступлений такого рода, способы контрабанды вооружения и военной техники разрабатываются с учетом имеющихся обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Совокупность действующих в настоящее время законодательных актов, в особенности с учетом того факта, что воззрения представителей законотворческого сообщества претерпели определенные изменения в связи с акцентуацией внимания общества на фактах, совершенных и потенциально возможных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, делают необходимым углубление и детализацию научно-теоретической базы расследования преступлений по делам о контрабанде вооружения и военной техники, повышению эффективности таможенного и уголовного законодательства с точки зрения гармонизации и дальнейшей практики их применения в сфере борьбы с контрабандой.
Как показывает анализ правоприменительной практики, основными способами контрабанды вооружения и военной техники и иных ее элементов являются следующие:
♦ ввоз и вывоз, помимо таможенного контроля, т.е. перемещение через таможенную границу предметов и товаров вне мест, определяемых таможенными органами (таможенный контроль, таможенные посты), или вне установленного времени производства таможенной процедуры должностными лицами таможенных органов РФ, или путем широкого круга произвольных действий, в том числе пронос в ручной клади, провоз в грузах, пересылка в международных отправлениях, посредством трубопроводного транспорта, а также переброска через заграждения, протаскивание через или под ограждения с нарушенной сплошностью, сплавление по течению рек и иные аналогичные действия;
♦ ввоз и вывоз с сокрытием от таможенного контроля, т.е. путем использования любого возможного и
технически доступного способа утаивания товаров и предметов от таможенного досмотра, в том числе помещением товаров в специально подготовленные тайники, специальные хранилища и места, доступ к которым в ходе таможенного досмотра затруднен или невозможен без специальных технических средств нераз-рушающего контроля, камуфлированием подлинности;
♦ ввоз и вывоз путем использования недостоверных таможенных документов, обманного использования документов, предназначенных исключительно для таможенных целей (в том числе таможенных деклараций, банковских справок и иных документов, предусмотренных законодательством), путем внесения изменений в текст, ранее подготовленный на подлинных бланках (подчистка и изменение цифр, букв, слов), внесения фиктивных сведений в подлинные бланки (указанные идентификационных сведений о несуществующих документах, поддельных документов или просроченных документах), подделки бланков и иных неправомерных действий. Существует позиция, согласно которой наличие или отсутствие признаков контрабанды находится в зависимости от того, какого рода документы фальсифицированы, используются ли они для целей таможенных процедур или для других целей, предъявляются ли они таможенным органам или иным органам;
♦ обманное использование средств таможенной идентификации, т.е. использование поддельных (фальсифицированных) печатей, буквенных и цифровых маркировок, описаний товара, чертежей изделий, масштабных изображений единицы товара, пломб, идентификационных знаков образцов и проб товаров и иной товаросопроводительной документации, или использование указанных средств таможенной идентификации, дающих искаженную и заведомо ложную информацию о товаре путем предоставления вследствие предоставления средств таможенной идентификации, относящихся к другим товарам;
♦ недекларирование, т.е. полное отсутствие в таможенной декларации сведений о товарах, пересекающих таможенную границу;
♦ недостоверное декларирование, т.е. частичное перечисление предметов (как правило, уменьшение их количества по сравнению с фактическим), изменение наименования, внесение записи о предметах, отсутствующих в наличии;
♦ пересечение таможенной границы путем ее прорыва;
♦ перемещение вооружения и военной техники через таможенную границу в частично модифицированном виде, т.е. под видом продукции общегражданского назначения, не подпадающей под специальный государственный контроль;
♦ перемещение чрез таможенную границу боевой военной техники под видом техники, подвергнутой демилитаризации (демилитаризованной техники);
♦ перемещение предметов вооружения и военной техники в партии обычных товаров.
Вышеупомянутые способы и методы совершения контрабанды вооружения составляют практическую основу концептуальных подходов к организации системы мероприятий, имеющих целью противодействие контрабанде вооружения и военной техники. Концептуальную основу борьбы с контрабандой вооружения и военной техники составляет перекрытие каналов поступления вооружения в нелегальный оборот и предупреждение контрабанды вооружения и военной техники, осуществляемое на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях и основывающееся на выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
Литература
1. Зубович А. С. Экспорт российской продукции военного назначения: объемы растут // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 1.
2. Курбанова Е.М. Некоторые современные проблемы, возникающие при обнаружении признаков таможенных преступлений // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 2.
3. ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 (в ред. ФЗ от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ, от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ, от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 №Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ».
5. Дирютин И.В. Проблемы с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Вестник Удмуртского университета. 2010. Вып. 4.
6. Корф Д.В. Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров в системе источников международного таможенного права // Реформы и право. 2010. № 3.
7. Борисовская К.А. Инфраструктурное обеспечение международной торговли в целях формирования ГАТТ-ВТО // Экономические науки. 2013. № 100.