Консолидированная законодательная инициатива не нарушает установленных Конституцией РФ принципов государственного устройства. Такая форма законодательной инициативы направлена на воздействие на первый этап законодательного процесса. Она позволяет объединить законодательные ресурсы нескольких субъектов Федерации для создания более согласованного законопроекта.
Если считать, что законотворчество начинается с возникновения необходимости законодательного регулирования каких-либо общественных отношений, то формирование консолидированной законодательной инициативы следует начинать с этого момента. Другими словами, прежде чем приступать к разработке законопроекта следует оценить, сможет ли он стать консолидированной законодательной инициативой, ведется ли работа по созданию похожих законопроектов другими субъектами РФ и следует ли совместно осуществлять деятельность по разработке такого законопроекта.
Деятельность по осуществлению консолидированной законодательной инициативы включается в более широкое понятие — законотворчество. Его особенностью можно считать тесное взаимодействие федерального парламента и законодательных органов субъектов Федерации. Вместе с тем, консолидированная законодательная инициатива объединяет деятельность нескольких органов законодательной власти субъектов Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются участниками федерального законодательного процесса. Система законодательных органов государственной власти в РФ построена на принципе их взаимодействия; региональные органы законодательной власти не подчинены федеральному парламенту, а действуют на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Консолидированная законодательная инициатива позволяет решить ряд возникающих при осуществлении законотворчества проблем, к которым относятся: большой поток законопроектов, зачастую схожих по содержанию, обеспечение взаимодействия законодателя субъекта РФ с федеральным, сближение правовых систем Федерации и ее субъектов, снижение вероятности возникновения законодательных коллизий.
Итак, консолидированная законодательная инициатива — это форма взаимодействия Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по совместной разработке и внесению в нижнюю палату федерального парламента законопроектов в порядке законодательной инициативы.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТРАБАНДЫ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
И.А. Хритошин,
аспирант Российской таможенной академии Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: [email protected]
Аннотация. Обоснованный выбор мест потенциального обнаружения материальных следов контрабанды вооружения и военной техники - предпосылка грамотного выявления материальных следов контрабанды. Формирование общей стратегии выявления мест обнаружения материальных следов, свидетельствующих о совершении контрабанды вооружения и военной техники, должно осуществляться, на основе анализа основных стадий осуществления контрабанды
Ключевые слова: вооружение, военная техника, контрабанда, таможенная процедура, материальные следы, следы-предметы, следы-отображения, следы-вещества.
MATERIAL TRACES AS ELEMENT OF THE CRIMINALISTIC CHARACTERISTIC OF SMUGGLING OF ARMS AND MILITARY EQUIPMENT
I.A. Hritoshin,
graduate student of the Russian customs academy Annotation. Reasonable selection of material tracks probable detection places in the cases of armament and defense technology contraband is prerequisites for competent exposure of contraband material track. General strategy of exposure of material tracks detection places testified to armament and defense technology contraband have to be based on analysis of all contraband stages.
Keywords: armament, defense technology, contraband, procedure of customs, material tracks, track-object, track-reflection, track-substance.
Контрабанда вооружения и военной техники рассматривается как одна из основных внутренних угроз, пренебрежение которой ведет к ослаблению стабильности военно-политических позиций РФ, а также противоречит ее экономическим интересам. Проблемы борьбы с контрабандой товаров и продукции, относимых к вооружению и военной техники в определенной степени обусловлены спецификой криминалистической атрибуции данного вида преступных деяний. Осуществление необходимых адекватных мер противодействия контрабанде должно базироваться на фундаментальных исследованиях и научной методике обнаружения, расследования и предотвращения случаев контрабанды вооружения и военной техники, повышении эффективности законодательства и практики его применения в сфере борьбы с контрабандой вооружения и военной техники.
Несмотря на отсутствие в теории криминалистики единой позиции по вопросу границ преступного деяния в виде контрабанды вооружения и военной техники и структуры способа осуществления преступления, общим мнением исследователей является целесообразность представления способа деяния в виде комплекса действий, подразделяемых на: подготовительные действия, действия по совершению, посткриминальные действия, действия по сокрытию.
Подготовительные действия к совершению контрабанды вооружения и военной техники включают в себя две основные группы действий: 1) сбор информации; 2) подготовка материальных средств совершения контрабанды. Действия по сокрытию контрабанды направлены на введение сотрудников таможенных органов в заблуждение относительно вида товара, его количества, путей и способов перемещения товара, на минимизацию внимания сотрудников таможенных органов на перемещаемые предметы и на лиц, участвующих в совершении контрабанды.
Материальные следы, возникающие на всех стадиях контрабанды вооружения и военной техники - при подготовке контрабанды, ее совершении и скрытии, - рассматриваются как крайне важные элементы криминалистической характеристики рассматриваемой категории противоправных действий.
Обнаружение материальных следов контрабанды предметов и товаров, относимых к вооружению и военной технике в соответствии со ст. 226.1 УК РФ, позволяет в ходе дальнейшего их анализа в совокупности с другими сведениями, полученными в ходе расследовании контрабанды, воссоздать обстоятельства совершения конкретного преступления, в связи с чем научно-обоснованному выбору мест, где могут быть обнаружены материальные следы контрабанды, и грамотному выявлению непосредственно самих материальных следов контрабанды вооружения и военной техники придается большое значение [1].
Материальные следы контрабанды вооружения и военной техники могут быть классифицированы по: месту их обнаружения, информационному назначению, характеру происхождения, их биохимической и физико-химической природе. Материальные следы могут быть также дифференцированы по целям дальнейшего расследования случаев контрабанды вооружения и военной техники:
• обнаружение предмета контрабанды;
• установление способа совершения контрабанды;
• выяснение способа перемещения контрабанды через таможенную границу;
• обнаружение каналов контрабанды;
• установление направления контрабанды;
• выяснение цели контрабанды;
• установление покупателя товаров и предметов относимых к вооружению и военной технике и выяснение степени его причастности или непричастности к факту осуществления контрабанды, наличие или отсутствие информированности покупателя о контрабандном характере перемещения приобретаемого вооружения через таможенную границу, наличие или отсутствие у покупателя умысла в приобретении контрабандного вооружения и военной техники, а также предметов и товаров, относимых к вооружению и военной технике;
• установление личности или личностей, участвовавших в осуществлении контрабанды, а также причастных к ней;
• выяснение происхождения предмета контрабанды (произведены ли предметы, относимые к вооружению и военной технике в заводских условиях или
кустарным способом, а также место производства, где и у кого были приобретены предметы контрабанды);
• выяснение вопроса о том, было ли использовано вооружение по своему прямому назначению до момента его незаконного перемещения через таможенную границу и при каких обстоятельствах.
Формирование общей стратегии выявления мест обнаружения материальных следов, свидетельствующих о совершении контрабанды вооружения и военной техники, должно осуществляться, исходя из понимания того факта, что возникновение материальных следов при совершении преступных деяний имеет в своей основе принципы взаимодействия и отражения, что, по сути, означает следующее: с одной стороны, действия лица или лиц, осуществляющих контрабанду, оказывают воздействие на материальные объекты, создавая то, что называют отражением в материальной среде, и, с другой стороны, объекты материальной среды, соприкасаясь, т.е. взаимодействуя, с лицом или лицами, осуществляющими контрабанду, отражаются на их телах и одежде. Таким образом, происходит своеобразный обмен материальными следами между лицом, или лицами, осуществляющими контрабанду, и материальными объектами, задействованными в процессе подготовки, совершения и сокрытия контрабанды. Например, при контакте кожи человека с огнестрельным оружием, на поверхности оружия остаются отпечатки пальцев конкретного человека, а на коже (и, возможно, на одежде) человека, остаются следы смазочного масла или, в случае оружия, бывшего в употреблении, и пороха [2, 3]. Вместе с тем, целесообразно заметить, что и объекты материальной среды, взаимодействующие друг с другом в ходе тех или иных действий лиц, совершающих контрабанду, также обмениваются материальными следами.
Материальные следы контрабанды предметов, относимых к вооружению и военной технике, дифференцируются исследователями на следующие обобщенные группы:
1) следы-предметы - включают в себя непосредственно предмет контрабанды, т.е. товары и предметы, относимые к вооружению и военной технике, средства их транспортирования, погрузки, хранения, упаковочные средства, документы, используемые для осуществления контрабанды;
2) следы-отображения - представляют собой:
• отображения биологических и физиологических свойств лица, участвующего в контрабанде (отпечатки пальцев, следы ног, рук, зубов, почерк, ДНК и другие), несут информацию о лице, совершившем то или иное противоправное действие в процессе контрабанды [4];
• отображение физических, химических, физи-
ко-химических, биологических свойств объектов материального мира, вовлеченных в сферу преступной деятельности (следы обуви, обрывки одежды, следы протекторов автотранспортных средств, царапины и прочие дефекты вследствие применения различных столярных, слесарных, пломбировочных и иных инструментов, загрязнения и следы устранения загрязнений и др.), несут информацию о способах совершения контрабанды [5];
3) следы-вещества - жидкие и газообразные вещества, являющиеся как предметом контрабанды (например, взрывчатое вещество тринитроглице-рин, отравляющее вещество фосген), так и признаком совершения противоправных действий (например, разливы жидкостей, жидкости в парообразном состоянии, газообразные вещества, запах) [6].
Наиболее многочисленную группу, в силу специфического характера функционирования таможенной службы, обусловленного необходимостью сопровождения таможенных процедур большим количеством документации, составляют следы-предметы. Документы переходят в категорию следов-предметов, т.е. становятся материальными следами контрабанды вооружения и военной техники, в случае, если они выступают в качестве средства совершения преступления, например, при выявлении недостоверных таможенных документов, их фальсификации, обманного использования документов, предназначенных исключительно для таможенных целей.
В случае, когда в категорию следов-предметов переходит изъятое в результате выявления контрабанды вооружение, производится тщательный осмотр вооружения и предметов, относимых к вооружению и военной технике, на предмет выявления повреждений, мест окисления и коррозии (ржавчины), дефектов, спилов и насечек на металлических и деревянных частях, индивидуальных особенностей, наличия отпечатков пальцев и ладоней, каких-либо веществ и микрочастиц материалов и их локализации, установления характера поверхности канала ствола, наличия смазочного материала, продуктов выстрела, обнаружения маркировки и заводского номера [7]. Отсутствие заводского номера в случае, если наличие такого номера предусмотрено технической документацией также должно быть выявлено при осмотре следа-предмета в виде вооружения и военной техники. При наличии содержимого в канале ствола вооружения или в иных полостях, в случае свободного его изъятия из ствола или полости, такое содержимое должно быть собрано и упаковано для дальнейшего анализа. При экспертном определении вопроса отнесения обнаруженного предмета контрабанды к вооружению целесообразно первоначально дифференцировать оружие по источнику его производства (по
производственному происхождению) на вооружение заводского производства и вооружение самодельного (кустарного) изготовления. В случае, если осмотр следа-предмета указывает на кустарный, а не заводской характер производства оружия и предметов, относимых к вооружению и военной технике, следует, помимо прочего, произвести замеры их габаритных размеров, а также длину ствола (глубина канала ствола), определить способ заряжения оружия.
Вышеизложенная классификация следов, в целом, вполне оправдана, однако не свободна от некоторых недостатков. Например, не вполне очевидным является в рамках традиционной классификации вопрос отнесения порошкообразных веществ или пыли, обнаруженных на одежде лица, совершившего противоправное деяние, и требующих идентификации с химической точки зрения, и аналогичных порошкообразного вещества и пыли, обнаруженных вокруг предметов, задействованных в совершении противоправных действий, и являющихся фоном для очертания контура предмета или следа - относится ли порошкообразное вещество и пыль к группе следов-веществ или следов-отображений. Дифференциация указанных материальных следов в виде порошка или пыли, по всей вероятности, в большей степени будет определяться ситуативным контекстом их обнаружения и тем смысловым значением в контексте расследования, которое будет придаваться данным следам с точки зрения лица, осуществляющего следственные действия, что влечет за собой определенную субъективность. Так же не очевидно отнесение к той или иной группе следов волокон и нитей текстильных материалов, в частности, следов одежды, поскольку микрочастицы волокон (в отличие, например, от порошкообразного вещества) могут рассматриваться и как отдельные предметы, и как вещество (например, полиэтилентерефталат), и как материал (например, хлопок). Представляется более обоснованным и целесообразным конкретизировать обобщенные группы следов таким образом: в группу следов-отображений включать следы, возникшие в результате физического - чаще всего механического - взаимодействия материальных объектов, а группу, называемую следы-вещества именовать «следы-материалы»; при этом указывать атрибуцию отнесения следа к группе по контексту обнаружения, анализа и дальнейшей экспертизы данного следа. Указываемая атрибуция может быть сформулирована следующим образом: микрочастицы, вещество, материал, контуры материального объекта, загрязнение и прочие обоснованные и обусловленные обстоятельствами слова и словосочетания.
На рис. 1 представлены основные стадии осуществления контрабанды при выявлении места об-
наружения материальных следов и основные виды материальных следов при контрабанде вооружения и военной техники.
В общей совокупности материальных следов, обнаруженных при расследовании контрабанды вооружения и военной техники, следует также дифференцировать следы, указывающие на пути и направления, которые были использованы лицами, совершившими противоправные действия, для того, чтобы покинуть место осуществления контрабанды, поскольку обнаружение материальных следов, свидетельствующих о направлении и способах отхода преступников с места осуществления контрабанды и их дальнейшего движения позволяет своевременно осуществить поисковые и заградительные мероприятия.
Обнаруженные материальные следы и механизмы следообразования в дальнейшем подлежат изучению и анализу с последующим их соотнесением с совокупностью элементов криминалистической характеристики контрабанды, которая содержит сведения о каналах незаконного перемещения вооружения и военной техники через таможенную границу, сведения о типичной обстановке обнаружения преступных действий, информацию о возможных связях данного, конкретного преступления с другими противоправными действиями и преступлениями, о каналах взаимодействия исполнителя контрабанды с другими преступлениями.
Таким образом, современная стратегия обнаружения материальных следов, свидетельствующих о совершении контрабанды вооружения и военной техники, должна содержать три основные взаимоувязываемые в ходе расследования компонента, а именно: анализ основных стадий осуществления контрабанды, на основе которого делается обоснованный выбор мест потенциального, наиболее вероятного обнаружения материальных следов контрабанды вооружения и военной техники, а затем обнаруженные материальные следы дифференцируются в соответствии с ситуативным контекстом их обнаружения и смысловым значением в контексте расследования, которое должно придаваться данным следам с точки зрения причинно-следственной связи отдельных элементов и действий, составляющих в совокупности преступное деяние в виде контрабанды вооружения и военной техники. При этом классификационная атрибуция материальных следов как элементов криминалистической характеристики контрабанды вооружения и военной техники должна формироваться с учетом контекста их обнаружения, анализа и экспертизы и включать в себя как дифференциацию по стандартным группам (микрочастицы, вещество, материал, контуры материального объекта, загрязнение), так и по обусловленным обстоятельствами специфическим группам.
Следы- Следы-отражения
отражения на на теле и одежде
предметах лиц, участвующих
вооружения и в контрабанде
военной техники
Следы-вещества и следы-материалы
Я
S I §
Д (U (U н ^ 5S
^ о
ft и
¡2 w § g
m
Л У
<u
Я S л
К ч
<и cS К
Я m
К о ю
(U ft tS
К S ft
CS н
ft ts к
X § о W
о
Л У
Л
I CS
s ю н ts ft ft о н
и
о к
CS ft н
Л У
<и S к <и К
ч о и 3 И
И
и <u
* И
° о
1 & н
Л У
D 1>
О К
к
о w
CS СО (U
я
Я К
1)
О
к к
(U
*
о
CS
н
Л У
Следы-предметы: Средства перемещения
Тайники
Следы-предметы: Документы
Таможенные атрибуты
Следы-предметы: Средства упаковки
Следы-предметы: Предметы вооружения и военной техники
Рис. 1. Основные стадии осуществления контрабанды и анализ выявлении места обнаружения материальных следов; основные виды материальных следов при контрабанде вооружения и военной техники.
Литература
1. Бертовский Л. Работа следователей с объектами на месте их обнаружения // Законность. 2007. № 5. С. 26-30.
2. Аханов В.С. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения. Волгоград, 1979. 284 с.
3. Криминалистическое исследование огнестрельного оружия: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. М.: ВНИИ Судебных экспертиз, 1987. 86 с.
4. Ивашков В.А., Слепнева Л.И. Предварительные исследования материальных объектов на месте происшествия: Методические рекомендации. М.: ЭКЦ МВД России, 1992. 76 с.
5. Смотров С.А. Экспертное исследование следов обуви в целях определения их пригодности для идентификации // Эксперт-криминалист. 2006. № 2. С. 23-25.
6. Кореневский Ю. Экспертиза запаховых следов в следственной и судебной практике // Российская юстиция. 2000. № 8. С. 29-31.
7. Хастинов Э.М. Уголовное преследование по делам о контрабанде вооружения и военной техники (по материалам таможенных органов РФ). Автореф. Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2009.