УДК 792.5 ББК 85.327
Терентьева Наталья Алексеевна
соискатель кафедра культурологии и социологии Челябинская государственная академия культуры и искусств
г. Челябинск Terentieva Natalya Alekseevna Applicant for a Degree Chair of Culturology and Social Science Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk
Концептуализация понятия «хореографическая культура»: содержательно-субъектное поле балетного искусства “Choreographic Culture” Conceptualization: Informative and Subjective Domain of Ballet Art
В данной статье рассматривается авторская трактовка понятия «хореографическая культура», обобщаются особенности формирования и функционирования балетной труппы (субъектов) и репертуарной политики в области балета, осмысляются ключевые компоненты структуры хореографической культуры.
This article discusses the author's interpretation of "choreographic culture" concept; summarizes the features of forming and functioning of the ballet company (subjects) and the repertoire policy in domain of ballet; conceptualizes the key components of the choreographic culture structure.
Ключевые слова: балет, балетное искусство, хореографическая культура, репертуарная политика.
Key words: ballet, ballet art, choreography culture, repertoire policy.
Балет - тот вид искусства, в котором недосказанность имеет особый
смысл, ведь слова здесь отсутствуют вовсе. Однако было бы ошибочным сводить балет лишь к эмоционально-чувственному началу, свойственному традиционному музыкальному произведению, поскольку, благодаря пластике человеческого тела, балет выходит за рамки ощущений и становится особой формой коммуникативного послания, своеобразного «невербального рассказа», основанного на пластическом выражении мысли и чувств.
Вместе с тем анализ балета как коммуникативного послания в значительной мере затруднен в силу ряда факторов: не в полной мере, присущей зрителю, адекватностью восприятия балетного текста (проявляющейся в неравнозначной подготовке аудитории), многослойностью средств передачи балетного искусст-
ва (симфоническая музыка, танец, пантомима, декорации, литературный или мифологический текст-основа, преобразованный в либретто, индивидуальные особенности выражения роли конкретным артистом).
Однако эти же и иные особенности балета: синкретичность, зрелищность, универсально-национальный язык прочтения и восприятия, коммуникативная природа действия - наделяют его мощным потенциалом социокультурной востребованности, вневременной встроенности в художественную жизнь общества, а потому не могут и не должны игнорироваться исследователем-культурологом, погруженным в анализ значимых социокультурных феноменов и явлений.
В данной статье нам представляется необходимым рассмотреть социокультурные аспекты функционирования балета, процесс и результат его непосредственной включенности в художественную культуру города. На наш взгляд, социокультурные аспекты балета наиболее полно проявлены в содер-жателъно-субъектном поле функционирования балетного искусства, отраженном в понятии «хореографическая культура». Ведь что такое хореографический академический театр? Это, прежде всего, - классический и современный репертуар (содержательный уровень) и квалификационно-качественный и количественный состав труппы для его интерпретации (субъектный уровень). Т аким образом, понимание хореографической культуры в нашем прочтении будет связываться лишь с профессиональными аспектами развития балетного искусства.
Прежде чем говорить собственно о хореографической культуре, рассмотрим некоторые содержательно близкие категории, являющиеся смысловым основанием для выведения понятия «хореографическая культура» или выступающими производными по отношению к нему. К таковым могут быть отнесены следующие: духовная культура, эстетическая культура, художественная культура, музыкальная культура, театральная культура, культура восприятия балетного спектакля, культура балетного спектакля.
Так, наиболее общим по отношению к понятию искусство (в нашем случае - балетное искусство) выступает категория духовной культуры. Духовная культура трактуется большинством авторов как особое измерение социума, совокупность нематериальных элементов и продуктов духовной деятельности человека: «... область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека» [1; 280]. Традиционно в структуру духовной культуры включается и подсистема «искусство», а потому мы можем говорить о том, что, анализируемая нами хореографическая культура, является также ее составным элементом (не отрицая при этом, наличие и элементов материального характера, задействованных в ее непосредственном функционировании).
Еще одной общей (в большей мере философской, чем культурологической) категорией, выступающей необходимым условием осмысления искусства, является эстетическая культура, определяемая чаще всего как способность особого переживания и содержательно-ценностного выражения многообразия этих отношений. Причем, если духовная культура понимается, скорее, через морфологию культурного пространства (деление культуры на материальную, духовную, социальную), то эстетическая - относима к формам взаимодействия человека с миром, то есть, выражается не в обще-социальном, а в специфиче-ски-личностном восприятии действительности: «Эстетическая культура - это и умение расшифровывать эстетический опыт, без чего невозможно правильно увидеть и оценить общую перспективу своего пребывания в мире, определить тенденции общего процесса взаимодействия с ним, адекватно корректируя промежуточные результаты» [2; 402-403]. Итогом развития эстетической культуры личности становится сформированный (или не сформированный) эстетический вкус, способность к осознанию и переживанию чувства прекрасного. Таким образом, хореографическая культура, на наш взгляд, связана с эстетической культурой (насколько, в принципе, танец ориентирован на воплощение
образов прекрасного), а также может переплетаться с ней в отдельных своих элементах (как результат содержательно-стилевого художественного решения балетных спектаклей), но выступает, скорее, итогом индивидуального восприятия искусства субъектом (который, в равной мере, может находить в спектакле и элементы этической, нравственной и иных культур).
Место балетного искусства в системе художественной культуры может анализироваться через последовательное рассмотрение всех подсистем, определяющих внутренние и внешние связи балетной труппы (как ключевого компонента балетного искусства). Художественная культура есть социальное бытие искусства или система его производства, хранения, распространения (трансляции) и потребления в обществе. На наш взгляд, хореографическая культура включена в художественную культуру, но лишь в блоке «создание» (в широком смысле, включая само произведение искусства, его создателей и интерпретаторов, институциональный аспект) так как относится, как уже отмечалось нами ранее, к профессиональным аспектам развития балетного искусства.
Аналогичным понятию художественная культура у большинства авторов определяется и музыкальная культура (лишь с уточнением специфической -музыкальной составляющей), понимаемая как: «.сложная система, в которую входят: музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе; все виды деятельности по созданию, хранению, восприятию, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; все субъекты такого рода деятельности.все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность» [4; 62].
Как можно убедиться, в данном определении, равно как и в определениях художественной культуры, акцентируется внимание на социальных аспектах бытования музыкальной культуры. Вместе с тем, прочтение музыкальной культуры может быть связано и с личностной категорией развитости музыкального вкуса, осведомленности, способностей освоения музыкального материала конкретным человеком: «Музыкальная культура как продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-
практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания» [5;16].
Тем не менее, такой подход к определению музыкальной культуры не является особенно распространенным, мы можем говорить, что подобное прочтение вписывается в блок «потребление»/«восприятие» музыки, вводимый при выстраивании структуры музыкальной культуры в единстве всех ее компонентов. Хотя, безусловно, стоит отметить то, что при непосредственном анализе музыкальной культуры, как правило, основной акцент делается именно на изучении особенностей потребления: «Изучить музыкальную культуру современного города - значит, выявить музыкальные потребности и интересы различных социально-демографических групп, составляющих его население, определить степень их участия в производстве ценностей музыкального искусства, а также проанализировать воздействие ряда объективных факторов на развитие и формирование музыкальных потребностей массового слушателя» [6;195].
Аналогичная направленность (на потребление) осуществляется и при изучении театральной культуры. Так, С. С. Соковиков, обобщающий сущностные особенности театральной культуры, рассматривает ее как целостную систему представленности театрального искусства в социальном организме, однако подчеркивает: «.важнейшим, на наш взгляд, предстает, в конечном счете, даже не состояние собственно театрального организма города, а спектр запросов горожан в адрес театра, интенсивность этих запросов, уровень их осознанности, разнообразия, динамики» [3; 99].
Таким образом, мы можем говорить о том, что музыкальная и театральная культуры трактуются по аналогии с художественной культурой, лишь акцентируя в содержании понятия специфичность преломления конкретного вида искусства (музыка, театр) в общей схеме функционирования в жизни общества. А, соответственно, как уже отмечалось нами при анализе художественной культуры, хореографическая культура относится к категориям музыкальной и театральной культуры как производная (балет как синтез театра и музыки), но лишь в блоках создания/трансляции. Блок потребления/восприятия, таким образом,
не относится напрямую к хореографической культуре, но является непосредственно связанным с ней как взаимодействующая подсистема, выраженная в категории «культура восприятия балетного спектакля».
Отдельно следует уточнить понятие «культура балетного спектакля», используемое, на наш взгляд, скорее как оценочная характеристика качества подготовленности балетного действия, оценки уровня мастерства выражения хореографических образов на сцене.
Итак, на основании понятийного анализа рядоположенных категорий, мы можем предложить собственное определение хореографической культуры.
Хореографическая культура - это часть художественной (музыкальнотеатральной) культуры, обособленная системой создания и трансляции художественных ценностей и представляющая специфику формирования и функционирования субъектно-содержательных компонентов балетного искусства. К ключевым субъектно-содержательным компонентам хореографической культуры относятся:
- художественно-репертуарная политика (насыщенность и обновляемость репертуара, соотношение в нем классического и современного наследия);
- профессиональный уровень развития балетной труппы (первый субъектный уровень);
- профессиональный уровень развития музыкально-постановочной инфраструктуры (второй субъектный уровень);
- система воспроизводства профессиональной подготовки, уровень развития и организации репетиционного процесса;
- содержательно-стилевая специфика художественного решения балетных спектаклей;
- событийно-творческая презентация художественных достижений балетной труппы (наличие фестивалей, творческих событий, конкурсов);
- система многоаспектной и интенсивно функционирующей художественной коммуникации (гастрольная деятельность, возможности приглашения «звезд»).
Таким образом, теоретико-методологическими основаниями концептуализации понятия «хореографическая культура» становятся системный (единство различных элементов, нацеленных на единый результат) и структурнофункциональный (выявление ключевых функций-предназначений каждого элемента системы) подходы, потенциал применения которых к анализу балетного искусства и представляется нам наиболее эвристичным. Хореографическая культура есть категория, распространяемая на профессиональное, субъектно-содержательное поле балета; ее формирование и функционирование обеспечивается рассмотренными нами ключевыми компонентами балетного искусства, а критерии и характеристики выраженности фиксируются через показатели развития, интенсивности функционирования, содержательной насыщенности и присутствия всех необходимых компонентов.
Библиографический список
1. Кармин, А. С. Культурология. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Издательство «Лань», 2003. - 928 с.
2. Культурология. ХХ век. Энцикопедия. Т.2. - СПб. : Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.
3. Соковиков, С. С. Театр и город [Текст] / С. С. Соковиков // Город и культура : коллект. монография / отв. ред. В. С. Цукерман. - Челябинск : ЧГИИК, 1993. - С. 98-113.
4. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура [Текст] /А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. / сост. Ю. Капустин. - М. : Сов. композитор, 1980. - Ч. 1. - С. 10-136.
5. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура: личностный подход [Текст] /Р. А. Тельчарова. - М. : Знание, 1986. - 64 с.
6. Цукерман, В. С. Музыка и слушатель: опыт социологического
исследования [Текст]/ В. С. Цукерман - М. : Музыка, 1972. - 204 с.
Bibliography
1. Culturology. ХХ Century. Encyclopedia. V.2 [Text]. - SPb, 1998. - 447 p.
2. Karmin, A. S. Culturology. Second Edition [Text]. - SPb., 2003. -928 p.
3. Sokovikov, S. S. Theatre and the City [Text] / S. S. Sokovikov // City and Culture: Multi-Author Monograph / Executive Editor V. S. Zukerman. - Chelyabinsk, 1993. - P. 98-113.
Sokhor, A. N. Sociology and Music Culture [Text] / A. N. Sokhor // Questions of Sociology and Aesthetics of Music: Collection of Articles / Comp. by Yu. Kapustin. - M., 1980. - V. 1. - P. 10-136.
Telcharova, R. A. Music and Culture: Personal Approach [Text] / R. A. Telcharova. - M., 1986. - 64 p.
Tsukerman, V. S. Music and Listener: Experience in Social Research [Text] / V.
S. Tsukerman - M., 1972. -204 p.