УДК 341
DOI: 10.17223/22253513/23/4
А.В. Кукушкина
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
В 1980-х гг. состоялись переговоры между государствами-членами ООН по экологическим вопросам, в том числе по конвенции об охране озонового слоя, и ряду других. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, была эпохальным событием. На ней было положено начало новому глобальному партнерству в интересах устойчивого развития - партнерству, основанному на осознании неделимости вопросов охраны окружающей среды и процесса развития. В документах, принятых на конференции, были рассмотрены насущные проблемы современности в этой области и задан ориентир - подготовить мир к задачам следующего столетия по достижению долгосрочных целей устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, международное право, экологические вопросы.
В первые десятилетия деятельности ООН экологические проблемы редко включались в повестку дня. Основное внимание Организация уделяла проблемам эксплуатации и использования природных ресурсов, но, несмотря на ряд принятых документов, в целом состояние окружающей среды продолжало ухудшаться, а такие проблемы, как изменение климата, истощение озонового слоя и загрязнение вод, усугублялись, и при этом возрастали темпы уничтожения природных ресурсов.
В 1980-х гг. состоялись переговоры между государствами-членами ООН по экологическим вопросам, в том числе по конвенции об охране озонового слоя, и ряду других. В 1983 г. ГА ООН была учреждена Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, которая привнесла новое понимание и ощущение актуальной необходимости в новом типе развития, обеспечивающем экологическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие. В докладе Комиссии Генеральной Ассамблее в 1987 г. была выдвинута новая концепция устойчивого развития как альтернатива развитию, основанному на неограниченном экономическом росте.
Был подготовлен доклад, который назывался «Наше общее будущее», рассмотрев который, ГА ООН предложила провести Конференцию Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию - Встречу на высшем уровне «Планета Земля».
Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, была эпохальным событием. На ней было положено начало новому глобальному партнерству в интересах устойчивого развития - партнерству, основанному на осознании неделимости вопросов охраны окружающей среды и процесса развития. В Повестке дня на ХХ1 в., при-
нятой на конференции, были рассмотрены насущные проблемы современности в области окружающей среды и развития и задан ориентир - подготовить мир к задачам следующего столетия по достижению долгосрочных целей устойчивого развития [1. С. 5].
Для реализации этих целей в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС в 1992 г. была создана Комиссия по устойчивому развитию. Она выполняла свои функции в координации с другими вспомогательными органами и разрабатывала рекомендации в рамках своего мандата, в том числе являясь функциональной комиссией ЭКОСОС в составе 53 членов, контролировала и докладывала о ходе выполнения документов, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 г.
Меры по устойчивому развитию могут включать вклад:
1) научных кругов и научно-исследовательских учреждений для обеспечения понимания взаимодействия между антропогенной деятельностью и природными экосистемами и механизмов устойчивого управления глобальными системами;
2) женщин, детей и молодежи, коренного населения и его общин, неправительственных организаций, местных органов власти, трудящихся, а также профсоюзов и фермеров в разработку, поощрение и совместное использование эффективных стратегий, политики и практики и процессов поощрения устойчивого развития;
3) деловых и промышленных групп в реализацию практической деятельности в области устойчивого развития, а также их содействие обеспечению корпоративной ответственности и отчетности.
Необходимо разрабатывать политику, предусматривающую комплексный учет социально-экономических и экологических аспектов устойчивого развития.
Социально-экономический аспект требований к модели устойчивого развития предопределяет реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на борьбу с нищетой, изменение структуры потребления, регулирование роста населения, сохранение здоровья человека, содействие устойчивому развитию регионов, международное сотрудничество в области окружающей среды, учет экологических требований при принятии социальных и экономических решений [2. С. 117].
Экологический аспект устойчивого развития предполагает широкий круг мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов, сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биоразнообразия, охрану и рациональное использование водных ресурсов, экологически безопасное использование биотехнологий, повышение безопасности использования токсичных химических веществ, решение проблемы отходов.
Реализация всех этих требований должна обеспечить динамическое равновесие в развитии, которое позволило бы снять определенные противоречия между потребностями общества в природных ресурсах и возможностями их удовлетворения при сохранении природно-ресурсного потенциала.
Здесь необходим поиск оптимального компромисса между вечно противоречивыми интересами субъектов рыночной экономики и требованиями экологической безопасности, между интересами нынешнего и будущих поколений. Проблема состоит в том, что если современное производство в полной мере подчинить необходимым для экологического благополучия ограничениям, то это затормозит экономическое развитие, что, в свою очередь, снизит возможности решения экологических проблем, т.е. нельзя тормозить экономическое развитие только по экологическим соображениям. Закрепление в нормах права и создание механизма реализации строгих экологических требований следует осуществлять сбалансированно, поэтапно, с учетом социально-экономических возможностей в различных регионах планеты.
Международная комиссия по окружающей среде и развитию определяет устойчивое развитие как развитие, при котором сегодняшние проблемы решаются без нанесения ущерба интересам будущих поколений. Также применяется термин «устойчивое использование» [4. С. 19] по отношению к использованию возобновляемых ресурсов. Он означает использование в таком объеме, при котором сохраняется запас для самовосстановления. Результатом устойчивого развития является устойчивая экономика, которая не разрушает основные природные ресурсы, развивается путем приспособления к окружающей среде, использует новейшие научные разработки и технические усовершенствования.
Государства должны применять такие меры, при которых бизнес, промышленность и торговля учитывали бы задачи сохранения Земли. Необходима разработка таких технологических процессов, которые снизили бы до минимума потребление сырья и энергии, сократили расходы и предотвратили бы загрязнение окружающей среды.
В сентябре 2002 г. в Иоханнесбурге состоялась встреча Рио+10. Десятилетний обзор обеспечил хорошую возможность для того, чтобы оценить, что сделано для достижения намеченных конференцией в Рио целей. Международное сообщество использовало это мероприятие для активизации глобального партнерства, которое требуется для достижения целей устойчивого развития. В докладе Генерального секретаря ООН 55-й сессии ГА ООН от 30 августа 2000 г. подчеркивается, что достижение главной цели устойчивого развития призвано обеспечить решение двуединой задачи: удовлетворить экономические потребности нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности, и одновременно обеспечить защиту окружающей среды. В Декларации тысячелетия отмечается, что в основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков. Здесь же отмечается твердое намерение придерживаться во всей экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе и заявляется о решимости:
- активизировать усилия по сохранению всех типов лесов и устойчивому ведению лесного хозяйства;
- добиваться полного осуществления Конвенции о биологическом разнообразии и Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке (разработано 5-е приложение для России и стран ЦВЕ);
- остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов;
- активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф.
Непосредственно обращенным к вопросам окружающей среды было ещё одно послание Генерального секретаря ООН «В поддержку нашего будущего» (Sustaining our future). В нем отмечается, что при создании ООН в 1945 г. задумывались только об обеспечении двух видов свобод - от нужды и страха. Сейчас появилась задача обеспечить свободу будущим поколениям поддерживать их жизнь на планете. Природная среда предоставляет, причем бесплатно, основные услуги, без которых наш биологический вид не сможет выжить - озоновый слой предохраняет от опасных ультрафиолетовых лучей, а экосистемы помогают очищать воздух и воду. Они превращают отходы в ресурсы и поглощают атмосферный углерод, способствующий потеплению климата планеты. Биоразнообразие является обильным источником продуктов питания и лекарств, а также поддерживает устойчивость видов к сельскохозяйственным вредителям и болезням. Экологическая устойчивость касается каждого - всех, кто живет в развитых и развивающихся странах.
Предлагается сделать акцент на следующих проблемах:
1. Изменение климата. Здесь необходимо сократить выбросы углекислого газа в атмосферу путем сокращения использования ископаемого топлива в производстве энергии, использования нетрадиционной энергетики, энергосбережения, важным является использование механизма экологически чистого развития (clean development mechanism), который дает возможности развитым странам получать дополнительный зачет квот, разрешаемых выбросов в случае осуществления частных инвестиций в энергосберегающую деятельность в развивающихся странах с целью снижения в них выбросов парниковых газов ниже изначально установленного уровня отсчета. Кроме того, в развивающихся странах создаются службы мониторинга выбросов парниковых газов.
2. Кризис дефицита пресной воды. Сейчас примерно треть населения планеты проживает в районах с дефицитом воды (в них потребление воды на 10% превышает водоснабжение). Если данная тенденция водопотребления будет сохраняться, то к 2025 г. это соотношение станет равно 2/3. Более 1 млрд человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Половина населения планеты живет в условиях отсутствия должной санитарии. В сельском хозяйстве нужна «голубая революция» - рост урожайности в расчете на единицу использованной воды вместе с планами по управлению водопользованием.
3. Охрана почв. Расположение плодородных почв и благоприятные условия выращивания сельскохозяйственных культур часто не совпадают с расселением населения. Деградация земель еще более усложняет проблему снаб-
жения населения продовольствием. Более 2 млрд га земель деградировало из-за неэффективной деятельности человека, что вынуждает около 1 млрд людей жить в условиях риска нехватки продуктов питания. В ближайшие 30 лет ожидается удвоение потребления продовольствия в развивающихся странах. Новые сельскохозяйственные биотехнологии могут помочь развивающимся странам. Однако экологические последствия применения биотехнологий пока слабо изучены и неопределенны. Генеральный секретарь ООН собирается создать на высоком уровне сеть специалистов для обсуждения рисков и выгод использования биотехнологий и биоинженерии.
4. Сохранение лесов, рыбных запасов и биоразноообразия. Сейчас наблюдается непомерный спрос на лесопродукты. Около 65 млн га потеряны в развивающихся странах из-за чрезмерной вырубки, лесных пожаров, болезней и превращения земель, занятых лесами, в с/х земли. Однако потребности в лесной и бумажной продукции могут быть удовлетворены путем вторичной переработки бумаги и перехода на публикации в электронном виде. Новые посадки леса могут помочь в удовлетворении потребностей в древесине, одновременно способствуя укреплению почв, поглощению углекислого газа и смягчению проблемы изменения климата. Сохранение сельскохозяйственного биоразноообразия важно для производства продуктов питания и продовольственной безопасности. Лекарствами на основе растений пользуются более 3 млрд человек. И эти лекарства приносят доход в несколько миллиардов долларов ежегодно. За последние 50 лет удвоился вылов рыбы в морях и океанах. Во всем мире наблюдается большой перелов рыбы и морепродуктов. Почти 70% местообитаний рыбы полностью использованы или чрезмерно эксплуатируются. Необходима разработка более устойчивого и равноправного режима морского рыболовства.
5. Формирование новой этики заботы о природе. Экологические кризисы преследуют человека постоянно и имеют различные причины возникновения. Так, в 1972 г. в Стокгольме на конференции по окружающей человека среде не рассматривались вопросы изменения климата или истощения озонового слоя Земли. В 1970-х гг. никто не предполагал, что затраты на преодоление природных стихийных бедствий возрастут в 9 раз с 1960-х по 1990-е гг. Разумеется, новые технологии могут помочь в решении экологических проблем, но нельзя полагаться только на них и ничего не менять в стереотипах поведения людей.
Предполагалось, что для реализации положений Повестки дня на ХХ1 в. будет разработана более крупная программа в рамках системы ООН, помимо ЮНЕП. Но решения Конференции, а затем 47-й сессии ГА ООН не содержали таких указаний и не предусматривали выделение новых дополнительных финансовых ресурсов, поскольку Повестка дня должна реализовываться в основном государствами и финансироваться за счет государственного и частного секторов самих стран при поддержке, по необходимости, со стороны ООН. В связи с этим представляется целесообразным преобразовать Совет по опеке, который практически выполнил возложенные на него функции, в постоянный орган, который занимался бы не только вопросами охраны окружающей среды, но и устойчивого развития.
В Повестке дня на ХХ1 в. говорится, что устойчивое развитие - это способ борьбы с бедностью и разрушением окружающей среды.
Можно отметить, что в настоящее время мы оцениваем успех по количеству денег, которые он приносит. Однако системы учета национальных богатств должны также принимать в расчет полную стоимость природных ресурсов и полную стоимость ухудшения состояния окружающей среды. Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести расходы по ликвидации загрязнения. Для уменьшения риска нанесения вреда оценка состояния окружающей среды должна проводиться до начала осуществления проектов, которые могут иметь нежелательные последствия [5. С. 8]. И здесь важным инструментом устойчивого развития являются оценки экологических последствий. В соответствии с принципом 17 Декларации принципов Рио-де-Жанейро на основании решения компетентных национальных властей проводится оценка экологических последствий предполагаемой деятельности, которая может иметь существенные неблагоприятные последствия для окружающей среды, и в необходимых случаях полученные результаты сообщаются на начальном этапе проектного цикла.
Одним из основных направлений работы в области устойчивого развития является искоренение нищеты, особенно в развивающихся странах, так как проблема нищеты может вызвать социальную напряженность, подорвать экономическое развитие, нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу для политической стабильности [6. Р. 10]. Одним из важнейших факторов решения этой проблемы является расширение прав и возможностей женщин, в частности, посредством устранения законодательных, политических или административных факторов и традиций, препятствующих обеспечению женщинам равного права на доступ к производственным ресурсам и услугам, включая предоставление им доступа к земле и другим видам собственности, а также обеспечение доступа к кредитам, к передаваемому по наследству имуществу, образованию, информации, услугам в области здравоохранения. В этой связи важное значение имеет осуществление Пекинской платформы действий [7. С. 224].
В Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на ХХ1 в. отмечается, что ПРООН необходимо укреплять программы в области устойчивого развития и осуществления Повестки дня на ХХ1 в. на всех уровнях, в том числе посредством своей программы «Потенциал ХХ1» [8. С. 2], где основное внимание уделено созданию потенциала по разработке стратегий устойчивого развития и в этом контексте оказывается помощь развивающимся странам по разработке, осуществлению и оценке программ и проектов [9. Р. 47].
Также Программа развития ООН участвует в осуществлении нескольких программ в области рационального использования и охраны окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы [10. Р. 10]. Так, например, в рамках программы сбережения энергии и борьбы с загрязнением воздуха ПРООН финансирует проекты, направленные на создание учреждений и компаний, которые обеспечивают рациональное использование окружающей среды. А программа обработки и удаления опасных отходов и обращения с токсичными химическими веществами направлена на создание националь-
ных и международных информационных систем для решения проблем, с которыми сталкиваются промышленные предприятия и местные органы самоуправления.
Помимо этого, ПРООН содействует структурной перестройке угольной промышленности стран Центральной и Восточной Европы для повышения рентабельности и экологической безопасности предприятий.
Под эгидой ВТО, ЮНЕП и ЮНКТАД создана межправительственная группа по окружающей среде, торговле и развитию, которая проводит скоординированную работу в данной области и поощряет интеграцию торговли, окружающей среды и развития [11. Р. 50].
Ожидается, что большая часть ресурсов для устойчивого развития будет поступать через торговлю и доступ к рынкам сбыта, а также благодаря наличию ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Следует отметить, что устойчивое развитие требует не только экономического роста, но и его качественных изменений, чтобы он был менее мате-риало- и энергоемким и более справедливым для всех. Такой экономический рост позволил бы принимать во внимание права будущих поколений, сократить потребление сырья и энергии в странах Севера, не снижая там уровня жизни, и дать возможность странам Юга получать больший доступ к товарам, которыми пользуются развитые страны.
В настоящее время в международном сообществе усиливается учет экологических факторов в торговле и влияние международно-правовых соглашений на торговлю, что имеет важное значение для России. Это связано с воздействием на устойчивое развитие преимущественного экспорта природных ресурсов (81% в 1994 г.), а также иногда неконтролируемого импорта токсичных, опасных и радиоактивных отходов. Также, подписав на Конференции конвенцию по биоразнообразию и рамочную конвенцию об изменении климата, Россия нуждается в оценке их воздействия на торговлю и промышленное производство, так как возникают проблемы с выполнением сроков закрытия производства озоноразрушающих веществ и экспортом продукции, в производстве которой они применяются.
Несмотря на то, что сейчас «экологическая» составляющая в расходной части российского бюджета мала, учитывая ее доминирующее положение в доходной части бюджета, а также тот факт, что экспорт практически полностью остается природоемким, интерес, проявленный в России при обсуждении перехода страны на модель устойчивого развития, позволяет рассчитывать на возрастание учета экологических факторов как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
В этой связи в России, как и во многих других странах, вовлеченных в реализацию положений документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию и Плана действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, неизбежно будут совершенствоваться и укрепляться экономические механизмы природопользования, методы экономической оценки экологических и природных ресурсов, принцип платности за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды, добровольное принятие бизнесом мер по природоохране.
Таким образом, можно отметить, что достижение определенного уровня экономического развития в соответствии с концепцией устойчивого развития рассматривается не как самоцель, а как средство достижения необходимого уровня социального развития и экологической безопасности российского общества.
Основными требованиями перехода к модели устойчивого развития в России на ближайший период являются: оживление экономического развития с приданием ему нового качества, обеспечивающего сохранение природно-ресурсного потенциала; удовлетворение основных потребностей населения в продуктах питания, чистой воде и энергии, а также трудоустройстве и социальной защищенности. При этом важным направлением деятельности по обеспечению устойчивого развития является экологизация экономики. Здесь важен не только постоянный учет экологического фактора при принятии конкретных решений, но и понимание того, что развитие экономики должно осуществляться в масштабах и темпами, которые позволили бы удовлетворить разумные потребности человека при обеспечении производства возобновимых и экономии невозобновимых природных ресурсов. При этом необходимо пересмотреть роль платежей за загрязнение окружающей среды. В сфере промышленного производства должен действовать принцип «загрязнитель платит».
Функции мер поддержки может выполнять государственный заказ на производство специализированного природоохранного оборудования с контрактным финансированием поставок продукции, а наполнение иностранных кредитных линий - экологически ориентированными проектами, принятие решений об экологическом перепрофилировании некоторых производств, привлечение специализированных банковских и инвестиционно-финансовых структур для финансирования мероприятий по рационализации природопользования и специализированной природоохранной деятельности, принятие решений об учете экологического фактора при приватизации предприятий, содействие в привлечении иностранных капиталов для финансирования затрат на охрану окружающей среды, мероприятий по созданию новых рабочих мест. Также должен учитываться экологический фактор при привлечении в Россию иностранных инвестиций, особенно в целях освоения природных ресурсов. Необходимо создать экономические стимулы, способствующие направлению иностранных инвестиций на решение экологических и социальных проблем регионов, а также разработать меры административно -правового регулирования деятельности предприятий с участием иностранных инвестиций, содержащих социальные и экологические требования, обязательные для учета в договорах о создании таких предприятий.
Можно было бы предложить создать единый для всей страны экологический комплекс, который бы включал осуществление научных, производственных, управленческих и других функций. Необходимо также создать экологический банк как государственно-коммерческое учреждение. Во многих странах такие банки уже созданы и выполняют не только финансовые операции, но и осуществляют координацию деятельности экологических учреждений, общественных организаций. Такой банк мог бы финансировать как внутригосударственные, так и международные программы [12. С. 160].
Экономические отношения России и международного сообщества должны строиться на справедливой основе, для чего необходимо осуществить ряд мер, в частности, провести совершенствование существующей системы природоохранного законодательства, а также системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования с целью их адаптации к рыночным условиям и провести последовательный переход на международные стандарты качества окружающей среды, обеспечить их экологическую сертификацию, являющуюся «мягким» рыночным инструментом контроля.
Для обеспечения устойчивого развития в будущем принципиально важное значение будут иметь меры по энергосбережению и борьбе с загрязнением окружающей среды.
В заключение можно отметить, что переход к модели устойчивого развития - процесс весьма длительный и обеспечить развитие в рамках этой модели можно лишь при учете интересов нынешнего и будущих поколений. Процесс перехода к модели устойчивого развития является перманентным, так как по мере развития общества будут меняться не только эти интересы, но и само представление об устойчивости развития, а действия, связанные с переходом к модели устойчивого развития, - на реализацию концепции устойчивого развития, принятую в апреле 1996 г. [13. C. 160].
В ней отмечается, что:
- возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека;
- устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы;
- переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды;
- коренное улучшение состояния окружающей среды должно достигаться за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, становления новой модели хозяйствования и широкого распространения экологически ориентированных методов управления;
- введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем должно обеспечиваться на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
Представляется целесообразным уже в настоящее время решить вопрос о создании постоянно действующего органа по устойчивому развитию, аналогично созданному при Президенте США Совету по устойчивому развитию. Он мог бы работать в постоянном взаимодействии со всеми парламентскими, правительственными и президентскими структурами, занимающимися различными аспектами социально-экономического развития России.
Литература
1. Doc. UN A/S - 19/29, 27 June 1997. P. 37.
2. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития // Экологическая безопасность России. М.: Юрид. лит., 1996. Вып. 2.
3. Колбасов О.С. Международное экологическое право на пороге ХХ1 века. 28 с. (выступление на заседании Российской ассоциации международного права в 1998 году).
4. Второй проект Всемирной стратегии охраны природы. Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования. Гланд, Швейцария, 1991. 195 с.
5. Программа действий / составитель Майкл Китинг. Женева, 1993. 205 с.
6. Doc. UN A/S - 19/14, Е/1997/60, 27 May 1997. P. 55.
7. Доклад четвертой конференции ООН по положению женщин. Пекин, 4-15 сентября 1995 г. (A/CONF. 177/20; Add 1). 224 с.
8. Doc .UN A/S - 19/14 E/1997/60, 27 May 1997. P. 78.
9. Doc. UN A/S - 19/29, 27 June 1997. P. 94.
10. Doc. UN ENWA/R 64/ Rev. 1, 31 July 1992. P. 88.
11. Doc. UN A/Res./S - 19/2, 19 September 1997. P. 97.
12. Кукушкина А.В. Вопросы международного сотрудничества в реализации экологической функции государств // Построение правового государства: вопросы теории и практики: тез. докладов областной науч.-практ. конф. 28 ноября 1990 г. Ярославль, 1990. 320 с.
13. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Экологическое право: сб. нормативных актов. М., 1998.
Kukushkina Anna V. Moscow State Institute of International Relations of Ministry of Foreign affairs (Moscow, Russian Federation)
THE CONCEPT OF STEADY DEVELOPMENT (INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS)
Key words: steady development, international law, ecological issues.
The negotiations between the UN member states on ecological issues including the Convention for the Protection of the Ozone Layer etc. were held in 1980s. The UN Conference on environment and development in Rio de Janeiro, 1992 was an epoch-making event. It marked the beginning of a new global partnership in the interests of steady development based on the consciousness of indivisibility of the issues of environmental protection and development process. The documents of the conference considered the essential modern problems in this area and set the goal for the world to be ready for the tasks of the coming century i.e. to achieve the long-term goals of steady development.
A social economic aspect of requirements to the steady development model predetermines a wide scale realization of the set of norms aimed at poverty alleviation, changes in the structure of consumption, regulation of population growth, health maintenance, facilitation the steady development of regions, international development in the sphere of environment, taking ecological requirements into account when making social and economic decisions.
The ecological aspect of steady development implies a wide range of measures aimed at environmental protection and rational use of natural resources: protection of the atmosphere, rational use of land resources, preservation of the woods, fight against desertification and drought, preservation of a biodiversity, protection and rational use of water resources, ecologically safe use of biotechnologies, increase in safety of use of toxic chemicals, solution of the problem of wastes.
Implementation of all these requirements has to provide dynamic balance in development which would allow to eliminate certain contradictions between the needs of society for natural resources and their satisfiability under the preservation of natural and resource potential.
We need an optimum compromise between eternally contradictory interests of the subjects of market economy and requirements of ecological safety, between the interests of living and future generations. The problem is that if we fully subject modern production to the restrictions, necessary for ecological wellbeing, it will slow down economic development that in turn will lower possibilities of the solution of environmental problems, i.e. it is impossible to slow down economic development only for ecological reasons. Entrenchment in the rules of law and creation of the mechanism of implementation of strict ecological requirements should be carried out step by step in a balanced way, taking into account social and economic possibilities in various regions of the planet.
References
1. UNO. (1997a) Doc. UNA/S -19/29. 27th June.
2. Interdepartmental Commission for Environmental Safety. (1996) Kontseptsiya perekhoda RF na model' ustoychivogo razvitiya. Ekologicheskaya bezopasnost' Rossii [The concept of the transition of the Russian Federation to the model of sustainable development. Ecological Security of Russia]. Issue 2. Moscow: Yuridicheskaya literatura.
3. Kolbasov, O.S. (1998) Mezhdunarodnoe ekologicheskoe pravo naporoge XXI veka (vystuple-nie na zasedanii Rossiyskoy assotsiatsii mezhdunarodnogo prava v 1998 godu) [International environmental law on the threshold of the 21st century (Speech at the meeting of the Russian Association of International Law in 1998)].
4. IUCN/UNEP/WWF. (1991) Vtoroy proekt Vsemirnoy strategii okhrany prirody. Zabota o Zemle. Strategiya ustoychivogo sushchestvovaniya [Gland, Switzerland]. Switzerland: Gland.
5. Keating, M. (1993) Programma deystviy [Program of Action]. Geneva: [s.n.].
6. UNO. (1997b) Doc. UN A/S -19/14, E/1997/60. 27th May.
7. UNO. (1995) Doklad chetvertoy konferentsii OONpo polozheniyu zhenshchin [Report of the Fourth UN Conference on Women]. Beijing, September 4-15, 1995, (A / CONF. 177/20; Add. 1).
8. UNO. (1997c) Doc .UN A/S -19/14 E/1997/60. 2th May. pp.78.
9. UNO. (1997d) Doc. UN A/S -19/29. 27th June. pp. 94.
10. UNO. (1992) Doc. UNENWA/R 64/Rev.1. 31st July. pp. 88.
11. UNO. (1997e) Doc. UNA/Res./S - 19/2. 19th September. pp. 97.
12. Kukushkina, A.V. (1990) [Problems of international cooperation in the implementation of the environmental function of states]. Postroeniepravovogo gosudarstva: voprosy teorii ipraktiki [Building a legal state: Theory and practice]. Proc. of the Regional Conference. November 28, 1990. Yaroslavl. (In Russian).
13. Russian Federation. (1998) Kontseptsiya perekhoda Rossiyskoy Federatsii k ustoychivomu razvitiyu [The concept of the transition of the Russian Federation to sustainable development]. In: Ekologicheskoepravo [Environmental law]. Moscow: [s.n.].