АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ _СПОРТИВНОГО ПРАВА
Л.И. Захарова*
Охрана окружающей среды и здоровья человека в процессе развития спортивной деятельности (ч. 1)**
Аннотация. От античности до нашего времени развитие спортивной деятельности способствовало пониманию необходимости охраны окружающей среды и укреплению здорового образа жизни — важных составляющих устойчивого развития. На современном этапе свои усилия в этом направлении объединяют Олимпийское движение под руководством Международного олимпийского комитета (МОК), органы и специализированные учреждения ООН. В первой части статьи автор рассматривает основные положения и значение Повестки 21 Олимпийского движения, принятой МОК в ответ на призыв Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), прозвучавший на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. На основе Повестки 21 Олимпийского движения в 2006 г. было разработано Руководство МОК в области спорта и окружающей среды для управления процессом подготовки Олимпийских игр с учетом экологических требований — в первой части данной статьи содержится обзор его основных положений. С 2009 г. МОК также вручает премию «Спорт и окружающая среда» индивидам, группам и организациям, внесшим заметный вклад в дело защиты окружающей среды на локальном уровне.
Ключевые слова: спорт, окружающая среда, здоровье, устойчивое развитие, Олимпийское движение, МОК, ООН, ЮНЕП, Повестка 21 Олимпийского движения, Руководство МОК в области спорта и окружающей среды.
Уже в условиях античной Греции, в которой в 776 г. до н.э. зародились Олимпийские игры, люди начали задумываться над вопросом загрязнения окружающей среды. Даже в то время имелось понимание того, что отопление углем загрязняет атмосферу, а свинец, ртуть и другие токсичные материалы из рудников создают угрозу здоровью населения. Бытовые отходы вывозились на значительное расстояние от городских стен и впоследствии использовались в качестве удобрений при возделывании земли.
В религиозных верованиях античной Греции признавалось единство человека с природой. Греки не представляли себе святилище без деревьев. В ходе строительства Парфенона на скалистой вершине Акрополя были выкопаны углубления в горной породе и рядами высажены деревья, чтобы украсить храм. У каждого из богов древнегреческого пантеона имелось посвященное
ему растение. Так, сосна была посвящена Пану, бук — Гераклу, каменный дуб и мак — Марсу, мята — Плутону, мирт и розовый куст — Афродите. Священным деревом верховного бога Зевса считался дуб1. Именно с языческими культовыми обрядами в честь Зевса и его супруги Геры — богини плодородия было связано место проведения Олимпийских игр. В Олимпии находились храм Зевса и святилище Геры2.
Священные рощи у древних греков находились под охраной: в них запрещалось охотиться, пасти животных, рубить деревья. Было бы пре-
1 See: Karamichas J. The Olympic Games and the Environment. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmil-lan, 2013. P. 6.
2 См.: Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом.
Православный взгляд на физическую культуру. М., 2003.
С. 32.
© Захарова Лариса Ивановна
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
** Работа проводилась за счет средств гранта РГНФ по соглашению № 14-03-00732/14.
увеличением говорить о них как о национальных парках в современном понимании, однако не вызывает сомнений, что древнегреческое общество находилось в гармонии с природой. Золотой век Перикла ознаменовался тем, что в Афинах начали создавать первые публичные парки. Они стали знаменитым местом встреч философов и их последователей, которые вели продолжительные дискуссии, прогуливаясь по дорожкам, затененным платанами и акациями. Олимпийские игры в античности проводились без ущерба для окружающей среды, а атлеты выступали обнаженными, как настоящие дети природы.
У древних римлян отношение к природе изменилось вследствие более прагматических и утилитарных установок, которые позволяли эксплуатацию природных ресурсов. Современные Олимпийские игры унаследовали именно римский взгляд на вещи, и длительное время он сохранялся неизменным3.
Природоохранное движение стало заметно набирать силу только в 1960-70-х гг. В конце 1990-х гг. Международный олимпийский комитет (МОК) начал плодотворно сотрудничать с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), являющейся «ведущим глобальным природоохранным органом, определяющим глобальную экологическую повестку дня» (п. 2)4. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята Повестка дня на XXI в.5, и ЮНЕП призвала все универсальные, региональные и субрегиональные международные межправительственные и неправительственные организации разработать в своей сфере деятельности документы, аналогичные Повестке дня на XXI в.
В 1994 г. МОК объявил окружающую среду третьим столпом Олимпийского движения, наряду со спортом и культурой. В 1995 г. в его составе была учреждена и начала активно действовать Комиссия МОК по спорту и окружающей среде. Роль Комиссии заключается в том, чтобы консультировать Исполнительный совет МОК по вопросам выработки политики Олимпийского движения в отношении защиты окружающей среды и устойчивого развития, а также через своих членов поддерживать программы и иные виды деятельности МОК в этой сфере. Комиссия МОК по спорту и окружающей сре-
де заседает один раз в год. МОК призывает национальные олимпийские комитеты создавать комиссии по спорту и окружающей среде на локальном уровне6.
В ответ на призыв, прозвучавший в Рио-де-Жанейро, усилиями учрежденной в 1994 г. Комиссии МОК по спорту и окружающей среде была выработана Повестка 21 Олимпийского движения. Она была принята на сессии МОК, состоявшейся в июне 1999 г. в Сеуле, и вступила в силу 23 октября 1999 г. Позднее эта Повестка была одобрена Олимпийским движением в целом на Третьей Всемирной конференции по спорту и окружающей среде, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в октябре 1999 г.7.
Повестка 21 Олимпийского движения получила широкую поддержку и одобрение как основа политики тесного сотрудничества между членами Олимпийского движения и ЮНЕП. Исполнительный директор ЮНЕП тогда отметил: «Повестка 21 Олимпийского движения должна служить полезным отсылочным инструментом для спортивного сообщества любого уровня в деле защиты окружающей среды и достижения устойчивого развития. Этот документ... содержит важные положения, касающиеся активного вовлечения спортивного сообщества в дело защиты и сохранения окружающей среды. Не следует недооценивать значение поддержки ведущих спортивных организаций и индустрии спорта в деле достижения этих целей. Они не только заинтересованы в поддержании качества окружающей среды, но и могут в своих странах влиять на умы и действия многих других»8.
По своей юридической силе Повестка 21 Олимпийского движения, подобно Повестке дня на XXI в., является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер9, однако некоторые видные ученые столь высоко оценивают его значение, что называют его экологической Хартией олимпийского спорта10. Как справедливо отмечалось в трудах отечественных юристов, нормы «мягкого» права, устанавливая правила поведения, могут стать отправным пунктом превращения таких
3 See: Elliot M., Thomas I. Environmental Impact Assessment in Australia: Theory and Practice. 5th ed. Sydney, 2009. P. 1. Cit. in: Karamichas J. Op. cit. P. 5-7.
4 Найробийская декларация о роли и мандате Программы ООН по окружающей среде. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/S - 19/5 от 04.03.1997 г. // Официальный сайт ООН. URL: <http://www.un.org/ru/ga/unep/ > (последнее посещение — 25 мая 2014 г.).
5 Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/rus-sian/conferen/wssd/agenda21.
6 See: Official website of the Olympic movement. URL: http:// www.olympic.org/sport-environment-commission?tab=mission.
7 См.: Копылов М.Н. Эколого-правовые аспекты организации и проведения спортивных мероприятий // Журнал российского права. 2005. № 6. С. 106-116.
8 Official website of the Olympic movement. URL: http:/www. olympic.org/common/ aspdownload_report.asp?file=en_re-port_300.pdf&id=300
9 См., напр.: Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2004. С. 627.
10 См., напр.: Копылов М.Н., Сучкова В.А. Экологическая Хартия олимпийского спорта // Международное право. № 4. 2002. С. 184-203. Текст см.: Повестка 21 от 23 октября 1999 г. // Там же. С. 204-221. См. также: Копылов М.Н. Эко-лого-правовые аспекты организации и проведения спортивных мероприятий. С. 106-116.
правил в договорные или обычные международно-правовые нормы. Более того, некоторым нормам «мягкого» права, не являющимся юридически обязательными, государства тем не менее придают «обязательную силу, которая носит политический и моральный характер»11.
Подобно Повестке дня на XXI в., Повестка 21 содержит четыре основных раздела. В первых двух разделах сформулированы основные принципы и цели принятия Повестки 21, выступающей в качестве программы действий Олимпийского движения в области охраны окружающей среды. В третьем разделе рассматриваются три ключевые проблемы — необходимость улучшения социально-экономических условий (разд. 3.1), сохранение природных ресурсов и управление ими для устойчивого развития (разд. 3.2), усиление роли основных групп (разд. 3.3) и пути достижения этой цели; четвертый раздел содержит заявление Третьей Всемирной конференции по спорту и окружающей среде (Rio Statement on Sport and Sustainable Development), состоявшейся в Рио-де-Жанейро в октябре 1999 г. — в нем обозначены имплемента-ционные механизмы для претворения Повестки 21 в жизнь.
Внимательное прочтение Повестки 21 позволяет заключить, что разработчики этого документа стремились выделить из перечня вопросов, содержащихся в Повестке дня на XXI в., те области и проблемы, в которых Олимпийское движение, ЮНЕП и иные международные межправительственные и неправительственные объединения способны в силу глобального характера своей деятельности оказать наибольшую помощь делу достижения устойчивого развития — развития, безопасного для экологии.
В разд. 1 Повестка 21 в самом общем виде определяет понятие «устойчивое развитие» (четкого его определения нет и в Повестки дня на XXI в.) как развитие, которое «удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не подвергая риску возможность будущих поколений удовлетворять свои» (п. 1.1). Тем самым Олимпийское движение подтверждает свою приверженность формирующемуся принципу солидарности между нынешним и будущими поколениями.
В разд. 2 раскрыты цели принятия Повестки 21. Она направлена на поощрение активной роли членов Олимпийского движения в устойчивом развитии. Повестка 21 устанавливает основные концепции и обозначает, какие усилия необходимы для достижения данных целей, предлагает руководящим органам области, в которых устойчивое развитие может быть интегрировано в их политику, указывает на то, каким образом индивиды могут действовать так, чтобы их
занятия спортом и в целом жизнь обеспечивали устойчивое развитие12.
Разд. 3 построен вокруг трех ключевых проблем, стоящих перед Олимпийским движением в области охраны окружающей среды. В п. 3.1.1— 3.1.7 Повестки 21 перечислены цели, к которым Олимпийское движение стремится для улучшения социально-экономических условий:
- усиление проектов международного сотрудничества, направленных на устойчивое развитие (к участию в международных действиях по защите окружающей среды должны быть привлечены международные спортивные федерации, а на региональном уровне МОК и национальные олимпийские комитеты должны заключать соглашения с политическими организациями и определять совместные действия, которые позволили бы спортсменам участвовать в региональных выгодах, получаемых от устойчивого развития);
- оказание содействия неблагополучным социальным группам (в частности, международные федерации по олимпийским видам спорта призваны содействовать занятию спортом в неблагополучных социальных группах);
- оказание содействия новому характеру потребления (только установление более ответственного и социально обусловленного варианта потребления может уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, сделать более экономичным использование невозобновимых ресурсов и удовлетворить основные нужды малоимущего населения; по этой причине планируется изменить характер потребления, путем поощрения использования спортивного инвентаря, произведенного из экологически чистого или переработанного материала, экономии энергии и сырья, а также использования традиционных местных ресурсов для изготовления спортивного оборудования, что в конечном счете должно привести к экономии затрат энергии на организацию и проведение главных спортивных мероприятий);
- еще более активная роль в деле защиты здоровья человека (руководящие органы Олимпийского движения должны активизировать свои усилия в борьбе с допингом, который не дает возможности заниматься спортом и угрожает здоровью спортсменов; важнейшую часть в воспитании спортсменов должно составлять медицинское образование; все спортивные организации должны учредить институциональные структуры для обеспечения учета экологических проблем в процессе принятия ими решений, следуя примеру Ко-
11 Международное право / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Куз- 12 См. подробнее.: Official website of the Olympic movement.
нецов. 2-е изд. М., 1998. С. 23. URL: http.//multimedia.olympic.org /pcf7en_report_300.pdf.
миссии МОК по спорту и окружающей среде, аналогичных комиссий некоторых международных федераций и национальных олимпийских комитетов);
- содействие развитию спортивной инфраструктуры, в наибольшей степени адаптированной к социальным нуждам;
- дальнейшее интегрирование концепции устойчивого развития в политику в области спорта.
В п. 3.2.1—3.2.10 Повестка 21 определяет, какие усилия необходимы для сохранения природных ресурсов и управления ими в целях устойчивого развития. Уже в течение ряда лет Олимпийское движение рассматривает окружающую среду в качестве третьего краеугольного камня, наряду со спортом и культурой. Как результат, оно разработало действенную политику защиты окружающей среды, которая нашла свое выражение в совместных действиях с ЮНЕП, в «озеленении» Олимпийских игр и в проведении всемирных и региональных международных конференций по проблемам спорта и окружающей среды.
Осознавая важность сохранения биосферы и необходимость поддержания биоразнообразия, Олимпийское движение выступает против любой деятельности и особенно любой спортивной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В качестве основных угроз окружающей среде при осуществлении спортивной деятельности Повестка 21 указывает на необоснованное или необратимое загрязнение воздуха, почвы и воды; угрозу биологическому разнообразию или создание опасности для растений и животных; обезлесение и воспрепятствование консервации земель.
Повестка 21 формулирует меры по защите окружающей среды Олимпийского движения в более широком контексте устойчивого развития. Любые действия в рамках Олимпийского движения должны предприниматься с должным уважением к окружающей среде и в духе устойчивого развития. При изменении спортивных правил всякий раз должны приниматься во внимание экологические последствия таких изменений.
Повестка 21 требует такой организации занятий спортом, спортивных сооружений и спортивных мероприятий, при которой обеспечивалась бы защита охраняемых районов, сельской местности, культурного наследия и природных ресурсов в целом. Использование мест проведения соревнований должно осуществляться параллельно с природозащитными мероприятиями. На случай причинения необратимых изменений должна быть предусмотрена компенсация.
Строительство и размещение новых сооружений должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалось их гармоничное сочетание с местными условиями, созданными как природой,
так и человеком, и в соответствии с генеральным планированием землепользования. Инфраструктура должна обеспечивать использование долговременных и безопасных конструкций, экономичное использование водных и энергетических ресурсов и эффективную переработку отходов. Приоритетным должно стать использование возобновимых ресурсов и источников энергии. Любые строительные работы или работы по реконструкции уже имеющихся сооружений должны осуществляться с учетом принципов охраны окружающей среды и в идеале должны являться объектом оценки воздействия на окружающую среду. Персонал, обслуживающий сооружения, должен пройти экологическую подготовку в области ресурсосбережения. По мере развития знаний и технологий все материалы, представляющие собой опасность для окружающей среды и здоровья, должны быть заменены.
Повестка 21 Олимпийского движения указывает, что в сфере транспорта политика Олимпийского движения в ближайшей перспективе будет сводиться к поощрению таких средств передвижения, которые приводятся в действие мускульной силой и которые ассоциируются с занятием спортом (ходьба и езда на велосипеде). В сфере водопользования члены Олимпийского движения должны избегать любых действий, несущих в себе риск загрязнения подземных или поверхностных вод; обеспечивать, чтобы вода, используемая в спортивных соревнованиях, затем подвергалась должной обработке; не подвергать риску общие запасы воды в конкретном регионе путем проведения тех или иных спортивных мероприятий. Основные задачи, сформулированные в этом разделе, можно суммировать как содействие использованию новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, инвентаря, оборудования и практики, которые поощряют использование новых возобновимых и экологически чистых видов источников энергии, а также сокращение использования веществ, признанных опасными или токсичными для здоровья людей или вызывающими загрязнение окружающей среды, причем в числе загрязнителей названо и шумовое загрязнение.
В том, что касается усиления роли основных групп, Повестка 21, подобно Повестке дня на XXI в., в п. 3.3.1—3.3.3 указывает на женщин, молодежь и коренные народы.
В отношении женского населения основными целями Олимпийского движения являются:
- содействие развитию женского спорта;
- недискриминационное отношение к традиционно женским спортивным дисциплинам;
- содействие повышению образовательного уровня среди спортсменок;
- расширение сети детских дошкольных учреждений;
- поощрение продвижения женщин в руководящие спортивные органы и организации;
- сотрудничество с другими международными организациями.
В отношении молодежи, которая составляет основную часть занимающихся спортом, Олимпийское движение, чувствуя особую ответственность за передачу ей важности и срочности знаний о действиях, представляющих собой опасность для окружающей среды, ставит перед собой следующие цели:
- поощрять доступ к образованию и внедрение полученных знаний в повседневную жизнь молодых спортсменов;
- обеспечить участие молодежи в принятии касающихся ее решений спортивными организациями;
- бороться с нарушениями прав молодежи;
- развивать сотрудничество со специализированными международными организациями. Признавая особую связь коренных народов с
окружающей средой и их роль в ее сохранении, Повестка 21 предлагает:
- поощрять развитие традиционных для коренных народов видов спорта;
- содействовать использованию их практических знаний и ноу-хау в области управления окружающей средой во время проведения спортивных мероприятий в местах их традиционного проживания;
- поощрять доступ таких народов к участию в спортивных мероприятиях. Международная неправительственная при-
родозащитная организация «Гринпис» также откликнулась на призыв конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и подготовила собственное Руководство по окружающей среде. Этот документ был обнародован в 1992 г. сразу после избрания Сиднея (Австралия) местом проведения летних Олимпийских игр 2000 г. Руководство содержит 34 руководящих принципа экологической направленности. «Гринпис» принял во внимание степень учета организаторами летней Олимпиады в Афинах положений Повестки 21 Олимпийского движения и Руководства по окружающей среде 1992 г. и весьма критично оценил их природозащитную деятельность13. В итоге было сформулировано множество замечаний, в числе которых было указано на значительное количество автомашин, работающих на дизельном топливе; строительство спортивных объектов на территориях с особым природоохранным статусом; невнимание к требованиям Повестки 21 и Руководства по окружающей среде 1992 г. со стороны строительных компаний, выигравших
тендер на строительство самой «зеленой» за все время проведения Олимпийских игр олимпийской деревни.
Вплоть до конца ХХ в. в истории Олимпийского движения был известен лишь единичный случай, когда жители штата Колорадо после проведения референдума отказались финансировать зимние Олимпийские игры 1976 г. в Денвере, которые могли, по их мнению, нанести непоправимый ущерб природе региона14, в итоге зимние Олимпийские игры 1976 г. были проведены в Гренобле (Франция). В 1994 г. были внесены изменения в Олимпийскую хартию, направленные на «озеленение» Игр. С тех пор п. 13 правила 2 «Роль МОК» Олимпийской хартии содержит прямое указание на то, что в своей деятельности Олимпийское движение, среди прочего, опирается на идеи устойчивого развития: роль МОК состоит в том, чтобы «поощрять и поддерживать ответственный подход к проблемам охраны окружающей среды, способствовать экологически устойчивому развитию спорта и требовать, чтобы Олимпийские игры проводились в соответствии с этими принципами».
Начиная с Олимпиады 2000 г. в Сиднее экологические критерии при оценке успешности Олимпийских игр стали применяться повсеместно. Эти критерии продолжают совершенствоваться. В феврале 2003 г. Совет управляющих ЮНЕП утвердил программу «Спорт и окружающая среда», которая нацелена на дальнейшее укрепление взаимосвязи между спортом и охраной окружающей среды в общественном сознании, в частности среди молодежи, а также на повышение экологической грамотности населения, благодаря проведению спортивных мероприятий15.
В 2006 г. на основе Повестки 21 Олимпийского движения в 2006 г. было разработано детальное Руководство МОК в области спорта и окружающей среды (IOC Manuel on Sport and the Environment) для управления процессом подготовки Олимпийских игр с учетом экологических требований, в первую очередь — с учетом принципа устойчивого развития.
Руководство МОК в области спорта и окружающей среды 2006 г. состоит из трех глав. В гл. 1 сформулированы определения основных понятий (кратковременное и долговременное воздействие на окружающую среду, прямое и косвенное воздействие) и обозначены ключевые концепции (сохранение биоразнообразия; защита экосистем — естественных, модифицированных, культивированных, сконструирован-
13 См.: Копылов М.Н. Эколого-правовые аспекты организации и проведения спортивных мероприятий. С. 106-116.
14 See: Lenskyj H. Inside the Olympic Industry: Power, Politics and Activism. Albany, NY, 2000. P. 157. Cit. in: Karamichas J. Op. cit. P. 95.
15 See: Official website of the Olympic movement. URL: http:// www.olympic.org/sport-environment-commission?tab=advocacy
ных; использование земельных ресурсов и изменение пейзажа как естественной обстановки; предотвращение загрязнения воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы; управление ресурсами и отходами; здравоохранение и обеспечение безопасности; угрозы качеству жизни групп людей, фауне, экосистемам; защита культурного наследия).
Во гл. 2 содержится перечень экологических рекомендаций, которые должны быть учтены Олимпийским движением в его природоохранной деятельности. В разд. 2.1, названном «Общая ответственность», перечислены международно-правовые акты, обеспечивающие нормативную основу международной защиты окружающей среды: Стокгольмская декларация и План действий 1972 г., результатом принятии которых стало учреждение комиссии Брундтланда (по имени ее председателя — премьер-министра Норвегии Г.Х. Брундтланда), Повестка дня на XXI в. 1992 г., Конвенция об изменении климата 1992 г. и Киотский протокол к ней 1997 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция о биоразнообразии 1992 г., Конвенция по морскому праву 1982 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС) и др. В разделе 2.2 указано на важность национально-правовых, локальных и региональных международно-правовых актов в области защиты окружающей среды.
Разд. 2.3 гл. 2 называется «Индивидуальная и коллективная ответственность» — он посвящен ответственности, которую несут в природоохранной сфере Олимпийское движение с выработанной им в 1999 г. Повесткой 21, спортсмены, тренеры менеджеры, зрители, организаторы соревнований и т.д. В разд. 2.3.2 сформулированы основные принципы экологически чистой деятельности в различных сферах:
- предотвращение загрязнения,
- сокращение отходов,
- рациональное использование воды, энергии, других ресурсов,
- разумное управление природными ресурсами,
- уважительное отношение к фауне и естественной среде ее обитания (habitat),
- сохранение, защита и уважение к всемирному природному, культурному, историческому наследию, а также сохранение исконной среды обитания коренных народов,
- образование и подготовка в области охраны окружающей среды посредством спорта,
- поддержка деятельности на локальном уровне и участие местного населения в природоохранных мероприятиях,
- распространение практик, методов и технологий, сокращающих негативное воздействие
на окружающую среду.
В этом же разделе предлагается концепция «зеленого офиса» (Green Office), нацеленная на минимизацию вредного воздействия на природу офисными работниками. Концепция предполагает необходимость экономии электроэнергии и бумаги, предпочтительное использование возобновимых материалов и продуктов, отвечающих национальным экологическим стандартам, отказ от излишней упаковки, управление отходами.
Разд. 2.3.3. содержит краткий план действий, которые могут быть предприняты Олимпийским движением для просвещения в экологической сфере и сообщения экологически значимой информации широким кругам общественности. В разд. 2.4, названном «Партнерство и достижение консенсуса», перечислены субъекты, призванные взаимодействовать в сфере охраны окружающей среды: органы государственной власти, экологические организации, бизнес-сообщество, научная общественность, профессиональные экологи, лоббистские группы и др. В роли координирующего центра должна выступать группа экологов, курирующих подготовку и проведение конкретного спортивного мероприятия.
В разд. 2.5 «Управление крупномасштабными экологически чистыми мероприятиями» в качестве мероприятий, на которые распространяются вышеперечисленные требования, названы Олимпийские игры, всемирные кубки и чемпионаты, национальные, локальные, региональные спортивные соревнования, состязания в школах и университетах, мероприятия, связанные с профессиональным спортом и физкультурной деятельностью. В этом же разделе сформулированы понятие и методология оценки воздействия на окружающую среду (Environmental Impact Assessments), осуществляемой группой экспертов-экологов. Готовящееся спортивное мероприятие должно соответствовать ряду требований к выбору места его проведения, к используемой в различных видах спорта инфраструктуре на стадиях ее планирования, строительства и использования, спортивному оборудованию и оснащению, транспорту, потреблению энергии, организации проживания и обслуживанию спортсменов, тренеров, организаторов, журналистов, спонсоров, зрителей и т.д., управлению водными ресурсами и отходами.
В разд. 2.5.4 даны специфические рекомендации для организации и проведения крупномасштабных спортивных мероприятий, касающиеся спортивной инфраструктуры, спортивного оборудования, транспортировки, сохранения качества воздуха, использования энергии, управления отходами, информирования общественности о необходимости охраны окружающей среды, финансирования.
Гл. 3 «Политика в области охраны окружающей среды и план действий» включает в себя два раздела. В первом из них обозначены меры, которые могут быть реализованы Олимпийским движением по трем направлениям в целях просвещения и повышения осведомленности в экологической сфере (распространение информации, организация конференций, проведение региональных семинаров по экологической проблематике). Здесь же перечислены примеры удачных экологических инициатив в рамках Олимпийского движения: высадка деревьев из различных стран мира в Олимпийском парке на Играх XX Олимпиады в Мюнхене в 1972 г. — тогда же родился лозунг «certatio sana in natura sana» — «здоровое соревнование в благоприятной окружающей среде» (по аналогии с известным «mens sana in corpom sano»); призыв к международным спортивным федерациям и национальным олимпийским комитетам подписать «Обет планете Земля» («Earth Pledge») после XXV летних Олимпийских игр в Барселоне в 1992 г.; подписание соглашения о сотрудничестве между МОК и ЮНЕП после XVTI зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере в 1994 г.; обсуждение темы взаимодействия спорта и окружающей среды на Олимпийском конгрессе, созванном в 1994 г. в Париже в честь 100-летия возрождения Олимпийских игр, после которого были внесены соответствующие изменения в Олимпийскую хартию.
Во втором разделе данной главы кратко сформулированы специфические экологические требования к Олимпийским играм, которые воз-
Библиография:
никают, как на стадии выдвижения заявки на их проведение, так и в ходе их подготовки и организации.
После принятия Руководства в области спорта и окружающей среды 2006 г. МОК все шире стал заявлять о своей социальной ответственности в области защиты окружающей среды и даже устанавливать стандарты в этой сфере. С 2009 г. заметную роль в формировании стандартов играет учрежденная МОК премия «Спорт и окружающая среда» (The IOC Sport and Environment Award), целью которой является признание заслуг индивидов, групп и организаций, которые проявили инициативу и предприняли действия, нацеленные на защиту окружающей среды на локальном уровне. Премия вручается номинанту от каждого из пяти континентов (Африка, Северная и Южная Америка, Азия, Европа и Океания) по решению жюри, в которое входят члены Комиссии МОК по спорту и окружающей среде. Номинантов выдвигают национальные олимпийские комитеты, международные федерации по олимпийским видам спорта и континентальные ассоциации (лиги). Премия вручается один раз в два года во время проведения Всемирных конференций МОК по спорту и окружающей среде. Последнее вручение наград за достижения и инициативы в природоохранной сфере состоялось на 10-й Всемирной конференции по спорту и окружающей среде, которая проводилась в преддверии XXII зимних Олимпийских игр с 30 октября по 1 ноября 2013 г. в Сочи16.
Продолжение следует
1. 2.
4.
5.
6.
Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2004. 670 с.
Копылов М.Н. Эколого-правовые аспекты организации и проведения спортивных мероприятий // Журнал российского права. 2005. № 6. С. 106—116.
Копылов М.Н., Сучкова В.А. Экологическая Хартия олимпийского спорта // Международное право. 2002. № 4. С.184—203.
Международное право: учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. 2-е изд. М., 1998. 624 с. Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. М., 2003. 303 с. Karamichas J. The Olympic Games and the Environment. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, 2013. 242 р.
References (transliteration):
1. 2.
4.
5.
Brinchuk M.M. Ekologicheskoe pravo. M., 2004. 670 s.
Kopylov M.N. Ekologo-pravovye aspekty organizatsii i provedeniya sportivnykh meropriyatii // Zhurnal rossiiskogo prava. 2005. № 6. S. 106-116.
Kopylov M.N., Suchkova V.A. Ekologicheskaya Khartiya olimpiiskogo sporta // Mezhdunarodnoe pravo. 2002. №4. S.184-203.
Mezhdunarodnoe pravo: ucheb. / otv. red. Yu.M. Kolosov, V.I. Kuznetsov. 2-e izd. M., 1998. 624 s. Nikiforov Yu.B. Bud' krepok dukhom i telom. Pravoslavnyi vzglyad na fizicheskuyu kul'turu. M., 2003. 303 s.
Материал поступил в редакцию 4 июня 2014 г.
16 Official web site ofthe Olympic movement. URL: http://www. olympic.org/sport-environment-commission?tab=advocacy.