Научная статья на тему 'Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений'

Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1207
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE CONCEPT OF THE PEDAGOGICAL ACTIVITY / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / GIFTED CHILD / ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / A TUTOR'S POSITION OF A TEACHER / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / TUTOR'S SUPPORT OF A PUPIL / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INTEGRATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна

В статье предложена концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений, включающая в себя описание подходов, ведущих идей, основных функций, тьюторских ролей, педагогических технологий, ожидаемых результатов и подходов к их оценке. Автором показаны ведущие идеи построения предлагаемой концепции: создание единого образовательного пространства, основанного на интеграции и сетевом взаимодействии учреждений основного, дополнительного и профессионального образования; непрерывность развития одаренного обучающегося; исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья; создание гибких, вариативных моделей тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах личностного роста обучающегося. Раскрыты основные функции тьюторского сопровождения: аналитикорефлексивная, организационно-мотивационная, компенсаторная, функция профессионального определения, представлена совокупность педагогических технологий, обоснован комплекс результатов на уровне одаренного обучающегося и тьютора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Tutor’s Support of Development of the Gifted Child in Conditions of Interaction of Educational Institutions

In the article is offered the concept of tutor’s support of development of the gifted child in conditions of interaction of the educational institutions, including the description of approaches, leading ideas, the main functions, tutor’s roles, pedagogical technologies, expected results and approaches to their assessment. The author showed leading ideas of constructing the offered concept: creation of the uniform educational space based on integration and network interaction of establishments of general, further and professional education; continuity of development of the gifted pupil; exception of overloads of the gifted pupil, support of development at preservation of mental and physical health; creation of flexible, variable models of tutor’s support at different age stages of the pupil’s personal growth. The main functions of tutor’s support are revealed: analytical and reflexive, organizational and motivational, compensatory, a function of professional definition, a set of pedagogical technologies is presented, a complex of results in the level of the gifted pupil and a tutor is proved.

Текст научной работы на тему «Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений»

УДК 376.051

А. В. Золотарева

Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 13-06-00503

В статье предложена концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений, включающая в себя описание подходов, ведущих идей, основных функций, тьюторских ролей, педагогических технологий, ожидаемых результатов и подходов к их оценке. Автором показаны ведущие идеи построения предлагаемой концепции: создание единого образовательного пространства, основанного на интеграции и сетевом взаимодействии учреждений основного, дополнительного и профессионального образования; непрерывность развития одаренного обучающегося; исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья; создание гибких, вариативных моделей тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах личностного роста обучающегося. Раскрыты основные функции тьюторского сопровождения: аналитико-рефлексивная, организационно-мотивационная, компенсаторная, функция профессионального определения, представлена совокупность педагогических технологий, обоснован комплекс результатов на уровне одаренного обучающегося и тьютора.

Ключевые слова: концепция педагогической деятельности, одаренный ребенок, тьютор, тьюторская позиция педагога, тьюторское сопровождение обучающегося, интеграция образования, взаимодействие образовательных учреждений.

A. V. Zolotariova

Concept of Tutor's Support of Development of the Gifted Child in Conditions of Interaction

of Educational Institutions

In the article is offered the concept of tutor's support of development of the gifted child in conditions of interaction of the educational institutions, including the description of approaches, leading ideas, the main functions, tutor's roles, pedagogical technologies, expected results and approaches to their assessment. The author showed leading ideas of constructing the offered concept: creation of the uniform educational space based on integration and network interaction of establishments of general, further and professional education; continuity of development of the gifted pupil; exception of overloads of the gifted pupil, support of development at preservation of mental and physical health; creation of flexible, variable models of tutor's support at different age stages of the pupil's personal growth. The main functions of tutor's support are revealed: analytical and reflexive, organizational and motivational, compensatory, a function of professional definition, a set of pedagogical technologies is presented, a complex of results in the level of the gifted pupil and a tutor is proved.

Keywords: the concept of the pedagogical activity, a gifted child, a tutor, a tutor's position of a teacher, tutor's support of a pupil, education integration, interaction of educational institutions.

Какие бы изменения ни происходили в сфере образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса является педагог. Но сегодня на первый план выдвигаются его коммуникативные и организационные компетенции, что связано с необходимостью построения субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Обновляются названия педагогических позиций: «эксперт», «наставник», «тренер», «фасилитатор», «консультант», «инструктор», «тьютор». В последнее время в деятельности образовательных учрежде-

ний появилась должность тьютор, ведется речь о тьюторской позиции педагога.

Чем глубже осуществляется проникновение идеей тьюторства в педагогике, тем более возникает разрыв между позициями учителя (педагога в традиционном понимании) и тьютора (педагога с тьюторской позицией). Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует и мотивирует учащегося на приобретение знаний, умений и навыков, организует условия для складывания и реализации его индивидуальной образовательной траектории. Первостепенные

© Золотарева А. В., 2014

задачи тьютора, которые он должен решать, -быстро уяснить, как помочь наверстать упущенное, понять, правильно ли ребенок развивается, где отстает. Под тьюторским сопровождением понимается метод,

обеспечивающий создание условий для принятия обучающимся оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора. В отличие от учителя тьютор помогает сориентироваться в предметной культуре. Он больше практик, чем теоретик, обладающий определенными методиками, технологиями. Тьютор может научить ребенка учиться, определить его траекторию развития с целью применения в жизни, научить определять свое место в разных жизненных обстоятельствах. Обучающийся учится самостоятельно, тьютор при этом оказывает ему помощь и поддержку. Больше всего в такой поддержке нуждаются одаренные дети [6].

В основе концепции, предложенной в данной статье, лежит объединенный анализ группы исследований, посвященных: 1) проблемам социально-педагогического сопровождения одаренных детей (Д.Б.Богоявленская, Н.Ю.Синягина, Е.И. Щебланова, Н.Б. Шумакова, Н.В. Зайцева, Т.Н.Тихомирова, В.В. Камышин, А.Ю.Буров, О.С.Парц, Л.В.Трубайчук, С.В.Лезина, О.А.Клюева, Е.В. Емельянова и др.), 2) проблемам интеграции образования и взаимодействия образовательных учреждений (Г.И.Батурин, Б.С.Гершунский, Э.Н.Гусинский, А.В.Золотарева, Л.Б.Соколова, Г.Ф.Федорец, Н.К.Чапаев, И.П.Яковлев и др.), 3) проблемам развития тью-торской позиции в педагогической деятельности (П.Г.Щедровицкий, Т.М.Ковалева,

М.С.Бернштейн, Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина, А.Г.Рыбалкина, Н.В.Чернявская, Л.В. Бендова, С.В. Дудчик и др.). Концепция тьюторского сопровождения представлена через следующие компоненты: подходы, ведущие идеи, основные функции, тьюторские роли, педагогические технологии, ожидаемые результаты и подходы к их оценке.

В работе с одаренными детьми целесообразно выделить особый подход к образовательному процессу, позволяющий формировать личностные ценности и профессиональные компетенции педагогов, сопровождающих одаренного ребенка: признание одаренности ребенка, сохранение уникальности его таланта, самобытности его личности; предоставление ребенку возможности самовыражения, свободы

выбора, формирования собственной

образовательной траектории; оказание психолого-педагогической помощи в создании собственного социально значимого продукта или собственной социальной значимости;

социализация одаренного ребенка через ближайшее окружение; сохранение физического и эмоционального здоровья ребенка. К методологическим подходам тьюторской деятельности современные авторы относят следующие подходы: индивидуальный, интегративно-вариативный, рефлексивно-

деятельностный, культурологический [5].

В основе предлагаемой концепции тьюторского сопровождения одаренного ребенка лежат следующие ведущие идеи:

1. Создание единого образовательного пространства, которое невозможно без интеграции учреждений основного, дополнительного и профессионального образования, сетевого взаимодействия, определения точек сотрудничества. В системе образования активно развиваются интеграционные процессы, способствующие созданию единого образовательного пространства детства. Интеграция позволяет создавать новые условия для выявления и развития одаренных детей. Чтобы развиваться, одаренному ребенку необходимо выходить за рамки учреждения основного образования, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе, регионе [7]. Организация тьюторского сопровождения одаренного обучающегося поможет раскрыть возможности не только учреждения основного образования, но и целой сети других образовательных учреждений посредством предоставления одаренным детям возможности выбора видов деятельности для апробирования и развития своих интересов и возможностей. Тьютор, как носитель информации о спектре образовательных услуг, поможет сориентировать во всем многообразии представляемых услуг дополнительного, профессионального образования. При необходимости он может организовать взаимодействие с вузами и научно-исследовательскими учреждениями. Единство образовательного пространства обеспечит использование кадровых ресурсов профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях.

2. Непрерывность развития одаренного обучающегося. Эта идея основана на анализе

работ таких ученых, как П.Г. Щедровицкий, П. М. Новиков, В.М. Зуев, А.П. Владиславлев. Непрерывность означает преемственность в развитии одаренного ребенка между всеми ступенями обучения: «дошкольное образование -начальная школа - средняя школа - вуз» на уровне идей, целей, содержания и методик работы. Особую актуальность приобретает проблема соблюдения преемственности программ основного и дополнительного, основного и профессионального,

дополнительного и профессионального образования. Важна преемственность в планировании индивидуального

образовательного маршрута одаренного ребенка и сопровождении его индивидуальной образовательной траектории. Проблемой является сопровождение одаренного ребенка одним тьютором на протяжении сменяющихся периодов развития ребенка. Тьютор должен поддерживать ребенка до тех пор, пока он не станет компетентным и самостоятельным. Тьюторское сопровождение обеспечит непрерывность развития одаренного ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).

3. Исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья. В образовательном учреждении одаренный ребенок часто сталкивается с проблемой загруженности. Это происходит в связи с тем, что одаренный обучающийся привлекает к себе и своим способностям внимание всех, кто с ним работает. Педагоги активно используют его потенциал для проведения праздников, концертов, приглашают к участию в олимпиадах, конкурсах и других массовых мероприятиях, готовят с ним проекты, исследования, выступления на конференции, семинары, круглые столы. Результаты исследований показали, что одаренный ребенок может оказаться участником довольно большого количества олимпиад по разным областям знаний, при подготовке к которым не учитываются желания и свободное время

ребенка. Следовательно, происходит перегрузка его психических и физических сил. Педагог-тьютор должен помочь так организовать образовательное пространство подопечного, чтобы сохранить баланс сил и времени, увидеть главное, научить отказываться в пользу своего здоровья.

4. Создание гибких, вариативных моделей тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах, направленных на поддержку личностного роста обучающегося. Личностное развитие человека, в том числе и одаренного, зависит от его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе сопровождения. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Знание анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей поможет тьютору эффективно взаимодействовать с одаренным обучающимся [4]. Исходя из возрастных особенностей одаренного ребенка, необходимо создавать модели его сопровождения. Но так как одаренный обучающийся - это и общее правило, и исключение из правил, то возможен выбор гибкой модели, сообразной опережающему возрастному развитию, при сохранении общих принципов и подходов.

Таким образом, тьютор должен встраиваться в целостный педагогический процесс, объединяющий разные возрастные этапы развития одаренного ребенка с целью создания такой образовательной среды, которая поможет ему находиться в зоне ближайшего развития при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего [5].

Содержание деятельности часто определяется через ее основные функции. Анализ работ Т.М. Ковалевой, Л.В. Бендовой, С.В. Дудчик, Е.А. Сухановой, Н.А. Гангус, Т.А. Ратт и др. позволяет констатировать, что в настоящее время вопрос о функциях тьютора широко обсуждается, но пока не является решенным до конца.

К функциям тьюторского сопровождения одаренных детей за рубежом относят контрольно-диагностическую, проектную, мотивацион-ную, информационно-содержательную, органи-зационно-деятельностную, технологическую, консультационную, рефлексивную. В практике

отечественного тьюторского сопровождения сложились следующие функции тьютора:

- аналитико-рефлексивная функция, предполагающая развитие мыслительных и рефлексивных способностей подопечного, направленное на анализ и осмысление своей деятельности, ее результатов, проблем;

- организационно-мотивационная функция, заключающаяся в последовательной реализации разнообразных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности одаренного обучающегося, в создании организационно-педагогических условий для выявления его задатков и развития интересов, индивидуальных способностей, а также организации и обеспечения необходимого взаимодействия образовательного учреждения и социума;

- компенсаторная функция, в процессе которой в ряде случаев происходит обеспечение тьютором условий, способствующих изменению отношения одаренных детей к учебной деятельности, восстановлению нарушенных ими связей с педагогами, родителями;

- функция профессионального определения, предполагающая целенаправленные действия тьютора на понимание сути различных профессий, содержание трудового процесса, требований к работникам, статуса профессии и механизма получения образования в рамках определенной трудовой деятельности и профессиональное самоопределение ребенка.

В зависимости от многообразия тьюторских функций, определилось множество ролей тьютора: научный руководитель, консультант, социальный продюсер, тьютор профессионального самоопределения, тьютор-куратор и др. Согласно концепции Л.В. Бендовой, ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор) [1]. Т.М. Ковалева считает, что тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную (ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль означает, что тьютор поможет ученику понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и пр.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое [3].

Сопровождая конкретного обучающегося, решая поставленные задачи и реализуя свои роли, тьютор может использовать разнообразные формы, методы, технологии организации деятельности. Возможности взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования позволяют индивидуализировать взаимодействие наставников-консультантов и обучающихся, использовать активные формы такого взаимодействия. Тьютором может быть использована совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого образования: технология тьюторского сопровождения исследовательской или проектной деятельности, технология тьюторского сопровождения деловой игры, технология организации тьютором образовательных экспедиций, технология консультирования, тренинговая технология, технология организации образовательного события, тьюториал, технология профильных и профессиональных проб, технология портфолио и др.

Существующая система образования построена как поле достижений, как пространство предъявления учебных результатов учеником учителю, который, оценивая их отметкой, проявляет власть и тем самым отчуждает ученика от его действия. Это происходит потому, что в поле достижений невозможно развернуть критерии оценки того, что сделано учеником, предметно. Такое развертывание оснований, по которым происходит оценивание, возможно лишь в пространстве опробования, где учащийся, делая нечто, опробует это на глазах других. В такой позиции «включенного» другого и работает тьютор, он нужен для рефлексии процесса действий и понимания подопечным результатов своего продвижения. Показателем результативности в таком типе работы будет изменение во взаимодействии человека с другими людьми и с нормой. Задача тьютора - построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача [2]. Осмысленное отношение подопечного к себе и своим возможностям и есть цель и результат тьюторской работы.

Отражение результата тьюторской работы в отметке невозможно. Это могут быть такие новые «культурные» формы поведения, как новый выбор, сдвижка точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возмож-

ностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения. Вариативность деятельности и отсутствие стандартов, с которыми можно соотносить уровень достижений тьютора и обучающегося, им сопровождаемого, существенно осложняет определение результативности. Сложность связана с индивидуальным характером взаимодействия, при котором необходимо разрабатывать свою программу, план, пакет диагностических методик, отражающих цели и задачи сопровождения.

Тьюторское сопровождение предполагает необходимость достижения комплексного результата, который является продуктом реализации процесса тьюторской деятельности.

К комплексу результатов, наблюдаемым у обучающегося в процессе взаимодействия с тьютором, можно отнести:

- внешнюю или внутреннюю мотивацию к познанию, обучению и развитию;

- способность ставить цели (далекие и близкие);

- умение планировать деятельность;

- способность работать с информацией -переработка текущей информации, оперативный образ, моделирование, реализация, контроль и коррекция плана действия, оценка.

- внутреннее знание себя, чувство внутренней правоты;

- умение выделить главное для себя, правильно использовать свои возможности, возможности мира для развития;

- компетенции в выбранной предметной области, позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс;

- повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

- а также внешний итоговый результат обучающегося: индивидуальный образовательный маршрут, выбор профессии, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.), собственный творческий продукт (проект, портфолио) и др.

К комплексу результатов, наблюдаемых на уровне тьютора, сопровождающего одаренного ребенка, можно отнести:

- наличие многообразия и вариативности образовательных предложений;

- умение реализовывать образовательные предложения в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы, устанавливать позитивные отношения с обучающимися.

- способность управлять деятельностью обучающегося;

- способность мотивировать обучающегося на образовательную деятельность;

- способность организовывать события и активизировать обучающихся;

- знание основ интеграции и сетевого взаимодействия;

- способность аккумулировать ресурсы необходимые для решения поставленных задач обучающихся;

- способность решать нестандартные задачи;

- способность программировать, проектировать, проводить исследования;

- обладание коммуникативной культурой;

- а также внешний итоговый результат тьютора: индивидуальный образовательный маршрут ребенка, план реализации маршрута, набор диагностик, продукты творчества, проекты, тьюторский портфолио и др.

Главный результат деятельности тьютора -самостоятельность обучающегося в процессе образования.

Таким образом, предложенная нами концепция позволила выявить и обосновать особенные подходы, функции, технологии тьюторского сопровождения одаренных детей, а также выстроить вариативные модели сопровождения одаренных младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов. Важно то, что сделан акцент на возможностях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, что позволяет расширить образовательное пространство развития одаренного ребенка и увидеть новые возможности для педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования [Текст] / Л.В. Бендова: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2006.- 251 с.

2. Кашеварова, А. Роли Учителя: тьютор или фа-силитатор [Текст] / А. Кашеварова. // Школ. психолог: прил. к газ. «Первое сент.». - 2007. - 1-15 янв. (№ 1). -С. 42-43.

3. Ковалева, Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] / Т.М. Ковалева. - Режим доступа: http://www.mioo.ru/.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. - Изд. 6-е стереотипное. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

5. Пикина А. Л. Модель тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования. [Текст] // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. -№4. - Том II - С. 111.

6. Пикина А.Л. Опыт тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] // Теоретико-методичш проблеми виховання дггей та учшвсько1 молодо зб. наук. праць.

- Юровоград: 1мекс-ЛТД, 2013. - Вип. 17, кн. 2. - С. 161-170.

7. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. - 291 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bendova L.V. Pedagogicheskaya deyatel'nost' t'yutora v seti otkrytogo distantsionnogo profes-sional'nogo obrazovaniya [Tekst] / L.V. Bendova: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - Moskva, 2006.- 251 s.

2. Kashevarova, А. Roli Uchitelya: t'yutor ili fa-silitator [Tekst] / А. Kashevarova. // SHkol. psikholog: pril. k gaz. «Pervoe sent.». - 2007. - 1-15 yanv. (№ 1). - S. 42-43.

3. Kovaleva, T.M. Vvedenie v t'yutorstvo [EHlek-tronnyj resurs] / T.M. Kovaleva. - Rezhim dostupa: http://www.mioo.ru/.

4. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenome-nologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Tekst]: ucheb-nik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij. - Izd. 6-e stereotipnoe. - M.: Akademiya, 2000. - 456 s.

5. Pikina A.L. Model' t'yutorskogo soprovozhde-niya razvitiya odarennogo rebenka v usloviyakh vzaimo-dejstviya obshhego, dopolnitel'nogo i professional'-nogo obrazovaniya. [Tekst] // YAroslavskij pedagogiche-skij vestnik. Psikhologo-pedagogicheskie nauki: na-uchnyj zhurnal. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2013. - №4. -Tom II - S. 111.

6. Pikina A.L. Opyt t'yutorskogo soprovozhdeniya razvitiya odarennogo rebenka v usloviyakh vzaimodej-stviya obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovaniya [Tekst] // Teoretiko-metodichni problemi vikhovannya ditej ta uchnivs'koï molodi: zb. nauk. prats'.

- Kirovograd: Imeks-LTD, 2013. - Vip. 17, kn. 2. - S. 161-170.

7. Soprovozhdenie odarennogo rebenka v regio-nal'nom obrazovatel'nom prostranstve [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. M.V. Gruzde-va, A.V. Zolotarevoj. - YAroslavl': Departament obra-zovaniya YAroslavskoj oblasti, 2011. - 291 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.