УДК 005:338
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ СИСТЕМАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ
С.А. Измалкова, Т.А. Головина, А.И. Закиров
Современное развитие экономики определяет стратегическую ориентацию развития предпринимательских структур. Однако разработка стратегии, определяющей выбор оптимальных целей и средств к их достижению, - это сложная задача для всех уровней управления промышленными системами. Процессы формирования и обоснованной оценки корпоративной стратегии связаны со значительными затратами, а также требуют большого объема информации и профессиональных навыков при формировании организационно-экономического механизма взаимодействия в системе стратегического управления промышленным предприятием.
Обосновано применение системного подхода к модели стратегического управления промышленными системами.
Ключевые слова: стратегическое управление, промышленные системы, концепция, модель.
Стратегическое управление обладает всеми основными признаками большой системы:
- целостность (единство цели),
- сложность структуры,
- сложность поведения.
Основополагающим принципом реализации системного подхода к объекту являются комплексность, непрерывность и научная обоснованность.
Принцип комплексности функционирования и развития организационно-экономического механизма управления промышленными системами означает единство управляющих воздействий всех органов корпоративного управления как в пространстве, так и во времени. Функционирование структуры корпоративного управления во времени обеспечивается реализацией принципа непрерывности.
Непрерывность управления обеспечивается использованием информации обратной связи, содержащей данные о результатах реализации целей, на основании которой принимаются решения об их корректировке.
Таким образом, функционирование организационно-экономического механизма управления промышленными системами превращается в интерактивный процесс, в ходе которого органы корпоративного управления поочередно меняются ролями. При радикальной смене стратегических целей формы взаимодействия и структура органов корпоративного управления могут приобретать другие качественные характеристики, значит, происходит развитие механизма корпоративного управления.
Научная обоснованность процессов функционирования и развития организационно-экономического механизма корпоративного управления предполагает, что формы, структуры, методы и средства управления, определяющие состав и внутреннее строение механизма корпоративного управления, должны быть теоретически обоснованы и проверены на практике. Это достигается путем непрерывного сбора, обработки, анализа и теоретического обобщения отечественной и зарубежной практики корпоративного управления.
Преимущества предложенного представления модели функционирования и развития организационно-экономического механизма корпоративного управления можно реализовать в полном объеме лишь при условии точного определения понятий: цель, задача, функция применительно к каждому из органов корпоративного управления (общее собрание, наблюдательный совет, правление, ревизионная комиссия).
Цели, генерируемые общим высшим органом управления, отображают наиболее общие проблемы жизнедеятельности промышленных систем.
Второй уровень целеобразования базируется на исследовании тех экономических преимуществ, на которые должен опираться менеджмент предприятия при реализации целей первого уровня и реагировании на возникающие контраргументы конкурентов.
Таким образом, основой классификации целей на втором уровне выступает термин (признак) «конкуренция». Как показывает теория и практика современного управления, основными особенностями конкуренции являются: цена, качество, возможности и новизна выпускаемых товаров, используемых технологий и обслуживаемых рынков [1, 2, 3, 4].
На третьем уровне корпоративного управления, решается проблема закрепления определенной цели за конкретными звеньями управления. Методически это осуществляется путем закрепления конкурентных целей за определенными организационными структурами по линии «маркетинг -снабжение - сбыт, НИОКР».
Таким образом, конкретные цели трансформируются в функциональные и становятся основой деятельности центрального аппарата управления предприятия.
Реализация функциональных целей в стратегическом плане предполагает формирование стратегического потенциала предприятия, обусловленного, прежде всего, объемом наличных ресурсов.
Контроль за приобретением, хранением и эффективным использованием всех видов ресурсов осуществляет ревизионная комиссия. При этом последовательно анализируется соответствие ресурсного обеспечения функциональным целям, функциональных целей - конкурентным, конкурентных - общим. По результатам такого анализа принимаются управленческие решения, обеспечивающие процесс установления связи между существующим и желаемым состоянием предприятия, определяемым целями корпоративного управления.
Исходя из системных представлений, необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние обозначается термином «задача». Формулировка каждой задачи должна содержать количественную характеристику конечного результата и критерии его достижения («в минимальные сроки», «с минимальными затратами»), что обеспечивает возможность ее оптимизации. Завершающим этапом реализации целевого подхода является построение графической модели формирования стратегий, построенной в рамках задач.
Предлагаемый подход позволяет раскрыть суть корпоративного управления как процесса. Его содержанием становится не просто выработка фрагментарных, одномоментных управленческих и организационных решений, а системное конструирование самого процесса нахождения связей между существующим и желаемым состоянием предприятия, что изображается в виде четырехуровневого дерева целей (общих, конкурентных, функциональных и ресурсных), каждой из которых соответствует определенная стратегия ее достижения.
Другими словами, речь идет о формировании набора стратегий, которые, будучи сформулированы в рамках задач, обеспечивают поэтапное (поуровневое) достижение поставленных целей. При этом, с одной стороны, задачи ресурсного обеспечения подчинены функциональным, функциональные - конкурентным, а конкурентные - общим. С другой стороны, реальный ресурсный потенциал обладает возможностями встречного влияния (в сторону ограничения либо расширения) на процессы формирования функциональных целей, а те, в свою очередь,- конкурентных и так далее по всей цепочке. В результате процесс корпоративного управления, исследуемый с точки зрения организационной структуры, представляется в виде сложной системы целей и стратегий их достижения с прямыми и обратными связями, включающей подсистемы разных классов, которые формируются на определенных уровнях управления и описываются в терминах задач с учетом специфики их функционирования и развития.
Непрерывность развития организационно-экономического механизма корпоративного управления требует изучения характера модели его функционирования во времени. По мере уменьшения периода управления следует детализировать модель, уточнять и конкретизировать отдельные параметры и характеристики функций.
Проведенные исследования показали, что совокупность функций ор-ганизацинно-экономического механизма корпоративного управления необходимо представлять и использовать с позиций их влияния на внешнюю и внутреннюю среду. В этом плане функции распределяются на внешние, согласно которым механизм корпоративного управления является целостным (внутренне не структурированным) объектом, и внутренние, в соответствии с которыми он есть совокупность составляющих, обеспечивающих его стабильное функционирование и развитие как самостоятельной системы.
Внешнее функционирование осуществляется механизмом корпоративного управления как элементом системы более высокого уровня, имеющим необходимые правомочия по осуществлению управленческих функций. По своей роли для механизма управления внешние функции принято разделять на главную и второстепенные. Под главной функцией в современных условиях целесообразно понимать способность предприятия к саморазвитию или адаптации как адекватной реакции на динамические процессы изменения внешней среды за счет формирования возможных вариантов поведения и выбора наилучшего, обеспечивающего достижение поставленных целей. Второстепенные функции обеспечивают выполнение главной соответствующим уровнем результативности и эффективности. Результативность должна гарантировать реализацию выбранной стратегии хозяйствования, то есть выпуск продукции и предоставление услуг в заданном количестве, в установленные сроки и с желательными для потребителей характеристиками; эффективность - обеспечивать превышение доходов над расходами.
Внутреннее функционирование механизма корпоративного управления, как взаимодействие органов его составляющих, имеет место с момента принятия управленческого решения о выборе главной цели предприятия (целеполагания) до момента корректировки поставленной цели по результатам мониторинга (целеосуществления). Внутренние функции обеспечивают выполнение внешних и в соответствии с уровнем детализации могут быть представлены совокупностью основных, вспомогательных, обслуживающих и конкретных функций управления [5].
Считаем необходимым выделить следующие десять основных функций управления: анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, контроль, учет, стимулирование и мотивация.
Вспомогательные функции создают условия для реализации основных. Реализация каждой основной функции осуществляется поэтапно в такой последовательности: подготовительный этап, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, этап внедрения.
Обслуживающие функции создают условия для реализации вспомогательных. Они включают правила приема, хранения, передачи и предоставления информации, необходимой для осуществления каждой вспомогательной функции.
Завершающим этапом разработки функциональной модели стратегического управления является формирование конкретных функций управления, которые можно определить как постоянно действующие операторы органов корпоративного управления по поддержанию объекта управления в стабильном состоянии или переводу его из одного состояния (существующего) в другое (заданное).
В качестве таких операторов выступают организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные средства управления; положения об органах управления, должностные инструкции, нор-
мы, инструкции, приказы, распоряжения, алгоритмы, программы, процедуры утверждения планов и отчетов об их выполнении и т. п.
С ростом изменений в экономической среде меняются и ключевые принципы системы управления. Требуют замены применяемые на российских предприятиях централизованные формы организации на демократический стиль управления, основанный на коммерческих расчетах и стимулирующий развитие самодисциплины, личной заинтересованности в успехе деятельности организации.
Долгое время российский принцип управления существенно отличался от действующих зарубежных принципов. Выход на рынок конкурентоспособной продукции стимулирует руководителей промышленных предприятий применять новые управленческие технологии. Одним из таких подходов является организация системы стратегического управления.
Внедрение стратегического управления сопряжено с определенными трудностями, вследствие чего этот процесс осуществляется очень медленно. В большинстве случаев это объясняется наличием недостаточного внимания со стороны руководства предприятий к вопросам уменьшения затрат на производство, себестоимость изделий, возрастания инвестиционной привлекательности.
Однако в современных условиях хозяйствования объективным становится признание необходимости предвидеть и регулировать изменения внешней среды, умение к ним приспосабливаться. Инструментом управления, обладающим высокой степенью эффективности в современных условиях становится стратегическое управление, суть которого заключается в том, чтобы экономически эффективными способами осуществлять достижение долгосрочных целей предприятия на основе удержания конкурентных позиций и адекватно реагировать на внешние изменения. Для этого необходимо существование грамотно организованного комплексного стратегического планирования и структуры управления организацией, которая должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить генерирование долгосрочной стратегии.
Появившиеся в последнее время модели по организации ведения бизнеса требуют действия по переосмыслению научных взглядов как на стратегию организации производства и на стратегию по управлению персоналом. Такие действия обусловливают создание новых технологий стратегического управления.
Реализация стратегии - это работа администрации, которая ориентирована на выработку конкурентных преимуществ компании, позволяет проверить способность высшего руководства осуществлять организационные изменения, повышать мотивацию персонала и достичь намеченных целей. «Управление выполнением стратегии - это больше искусство, чем наука», - считают крупные американские ученые в области стратегического менеджмента А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд [6].
Вышеназванные авторы в своих трудах обозначают следующие задачи по реализации стратегии:
- создать структуру, способную реализовать стратегию;
- пересмотреть бюджеты с целью направления достаточного количества ресурсов в виды деятельности, определяющие стратегический успех;
- установить составляющие стратегии управленческие процедуры с целью обеспечения постоянного их развития и совершенствования;
- установить обеспечивающие подсистемы, создающие возможность успешного осуществления стратегической цели;
- увязать систему вознаграждения и стимулирования с выполнением стратегии;
- создать корпоративную культуру, поддерживающую стратегию.
Обозначенные задачи управления реализацией стратегии актуальны
до сегодняшнего дня, но их необходимо уточнить с учетом условий и особенностей функционирования отечественных промышленных организаций.
Как правило, на практике планами реализации стратегии владеет лишь высшее звено руководства или стратегия сформулирована так, что персонал не понимает свою роль при реализации стратегии. Координацию деятельности специалистов и направление усилий на достижение поставленных целей обеспечивает процесс распределения ответственности за достижение поставленных задач по стратегическим уровням (корпоративный, деловой, операционный), а также процесс разделения и доведения до всех уровней видения стратегии организации [7].
Для достижения успеха в деятельности промышленного предприятия необходимо получить кратковременный результат - повышение финансовых показателей или взять курс на достижение стратегической цели, которая связана с долгосрочным улучшением положения организации. Для выполнения целей, их необходимо соизмерить в количественных показателях и обозначить предельные ограничения. Количественные критерии способствуют переводу стратегических задач и концепций на язык, который понятен для всех уровней управления предприятия. При реализации таких условий все действия на уровне оперативного управления позволят привести стратегию к воплощению.
Основными условиями реализации стратегии на промышленном предприятии должны стать:
- концентрация ресурсов на стратегически важных направлениях;
- формирование системы управления производством, которая достаточно жизнеспособна в современных конкурентных условиях;
- стратегические ориентиры, цели и критерии управления достигаются за счет распределения ответственности по уровням управления.
Таким образом, четкое определение задач на всех уровнях управления промышленного предприятия, формирование организационной структуры из специалистов, профессионально знающих, каким способом
нужно обеспечить выполнение стратегических задач с учетом внешних условий и созданием внутренних возможностей реализации стратегических задач составляют сущность эффективного стратегического управления предприятия. Системная модель управления реализацией стратегией развития промышленных систем приведена на рисунке 1.
Постановка, задачи
Распределение ответственности за решаемые задачи по уровнял стратегии (оперативная деловая: функциональная н др.)
Возможности реализации
стратегии —V Обозначить основные и альтернативные стратегии
развития
*
Этапы выполнения
Мотивация проведения мониторинга
Создание условии, а также ресурсных: технологических, экономических возможностей
Контроль исполнения
Разработка системы мотивации персонала с установлением поощрении и наказании (через систему оплаты труд а н имущественные поощрения)
* Разработка подсистемы оперативного управления реализацией стратегии на основе экспресс-диагностики
Оценка результатов по оперативному и стратегическому регулированию выполнения стратегии —к
—* Выделение в системе управления отдельной подсистемы исполнения решений на основе проведенного мониторинга
\
Управление тактическими и стратегическими изменениями (корректировка)
Системная модель управления реализацией стратегии развития
промышленных систем
При совершенствовании системы управления на промышленных предприятиях главное внимание необходимо направлять на соблюдение основных принципов: адаптивности, рациональности, управляемости, экономичности и строго соблюдения организационного и функционального единства. Таких поставленных задач можно добиться за счет высокой квалификации персонала, внедрения новых информационных технологий, внутренних связей на предприятии, высокой мотивации действий.
Список литературы
1. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов; под общ.ред. С.А. Панова. М.: ОАО Изд. «Экономика», 1997. 288 с.
2. О. Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: Пер. с англ./ Под ред. Д.О. Ямпольской. СПб: Питер, 2002. 864 с.
3. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учеб.пособ. для вузов. М.: ПРИОР, 2000. 288 с.
4. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учеб. практ.пособ. 2-е изд., испр. И доп. М.: «Тандем»; «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. 384 с.
5. Пономаренко В.С. Механизм управления предприятием: стратегический аспект / В.С. Пономаренко, Е.Н. Ястремская, В.М. Луцковский. Харьков: ХГЭУ, 2002, 252 с. С. 39-42.
6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998г.
7. Измалкова С.А. Формирование института профессиональных топ-менеджеров в области корпоративного управления // Экономический анализ. 2009. №8 (112). С. 48-56.
Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, профессор, [email protected], Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»,
Головина Татьяна Александровна, д-р экон. наук, профессор, [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»,
Закиров Ахнаф Исрафилович, д-р экон. наук, профессор, [email protected], Россия, Брянск, ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
THE CONCEPT OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL SYSTEMS IN MODERN CONDITIONS OF ECONOMY
S.A. Izmalkova, T.A. Golovina, A.I. Zakirov
Modern development of economy defines strategic orientation of development of enterprise structures. However development of the strategy defining a choice of the optimum purposes and means to their achievement is a complex challenge for all levels of management of industrial systems. Processes of formation and a reasonable assessment of corporate strategy are connected with considerable expenses, and also demand large volume of information and professional skills when forming the organizational and economic mechanism of interaction in system of strategic management of the industrial enterprise.
In article application of system approach to model of strategic management of industrial systems is proved.
Keywords: strategic management, industrial systems, concept, model
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, [email protected], Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"
Golovina Tatiana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, [email protected], Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"
Zakirov Ahnaf Israfilovich, Doctor of Economics, Professor, [email protected], Russia, Bryansk, VPO Bryansk State Univers-wall Academician IG Petrovsky