УДК 005:338
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ СИСТЕМАМИ С УЧЕТОМ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
С.А. Измалкова, Т.А. Головина
Рассмотрен организационно-экономический механизм корпоративного управления промышленными предприятиями на основе системного подхода и принципов стратегического менеджмента в целях обеспечения устойчивости деятельности организаций в условиях высокого уровня внешних и внутренних рисков.
Ключевые слова: корпоративное управление, промышленные системы, современная экономика.
Функционирование организационно-экономического механизма управления промышленными системами является интерактивным процессом, в ходе которого органы корпоративного управления поочередно меняются ролями. При радикальной смене стратегических целей формы взаимодействия и структура органов корпоративного управления могут приобретать другие качественные характеристики, значит, происходит развитие механизма корпоративного управления.
Экономические процессы в современных неординарных российских условиях отражают заметные изменения в структурировании и факторах развития промышленных систем, связанного с переходом:
- от предсказуемых условий благоприятной внешней конъюнктуры к развитию в условиях турбулентности и возросшей изменчивости на рынках;
- повышением роли региональных факторов экономического роста;
- постепенным движением от инновационной экономической модели к модели, основанной на знаниях [7].
Научная обоснованность процессов функционирования и развития организационно-экономического механизма корпоративного управления в современных условиях предполагает, что формы, структуры, методы и средства управления, определяющие состав и внутреннее строение механизма корпоративного управления, должны быть теоретически обоснованы и проверены на практике. Это достигается путем непрерывного сбора, обработки, анализа и теоретического обобщения отечественной и зарубежной практики корпоративного управления.
Преимущества предложенного представления модели функционирования и развития организационно-экономического механизма корпоративного управления можно реализовать в полном объеме лишь при усло-
вии точного определения понятий: цель, задача, функция применительно к каждому из органов корпоративного управления (общее собрание, наблюдательный совет, правление, ревизионная комиссия).
Цели, генерируемые общим высшим органом управления, отображают наиболее общие проблемы жизнедеятельности промышленных систем.
Второй уровень целеобразования базируется на исследовании тех экономических преимуществ, на которые должен опираться менеджмент предприятия при реализации целей первого уровня и реагировании на возникающие контраргументы конкурентов.
Таким образом, основой классификации целей на втором уровне выступает признак «конкуренция». Как показывает теория и практика современного управления, основными особенностями конкуренции являются: цена, качество, возможности и новизна выпускаемых товаров, используемых технологий и обслуживаемых рынков [1- 4].
На третьем уровне корпоративного управления, решается проблема закрепления определенной цели за конкретными звеньями управления. Методически это осуществляется путем закрепления конкурентных целей за определенными организационными структурами по линии «маркетинг -снабжение - сбыт, НИОКР».
Таким образом, конкретные цели трансформируются в функциональные и становятся основой деятельности центрального аппарата управления предприятия.
Реализация функциональных целей в стратегическом плане предполагает формирование стратегического потенциала предприятия, обусловленного, прежде всего, объемом наличных ресурсов.
Контроль за приобретением, хранением и эффективным использованием всех видов ресурсов осуществляет ревизионная комиссия. При этом последовательно анализируется соответствие ресурсного обеспечения функциональным целям, функциональных целей - конкурентным, конкурентных - общим. По результатам такого анализа принимаются управленческие решения, обеспечивающие процесс установления связи между существующим и желаемым состоянием предприятия, определяемым целями корпоративного управления.
Исходя из системных представлений, необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние обозначается термином «задача». Формулировка каждой задачи должна содержать количественную характеристику конечного результата и критерии его достижения («в минимальные сроки», «с минимальными затратами»), что обеспечивает возможность ее оптимизации. Завершающим этапом реализации целевого подхода является построение графической модели формирования стратегий, построенной в рамках задач.
Предлагаемый подход позволяет раскрыть суть корпоративного управления как процесса. Его содержанием становится не просто выработ-
ка фрагментарных, одномоментных управленческих и организационных решений, а системное конструирование самого процесса нахождения связей между существующим и желаемым состоянием предприятия, что изображается в виде четырехуровневого дерева целей (общих, конкурентных, функциональных и ресурсных), каждой из которых соответствует определенная стратегия ее достижения.
Другими словами, речь идет о формировании набора стратегий, которые, будучи сформулированы в рамках задач, обеспечивают поэтапное (поуровневое) достижение поставленных целей. При этом, с одной стороны, задачи ресурсного обеспечения подчинены функциональным, функциональные - конкурентным, а конкурентные - общим. С другой стороны, реальный ресурсный потенциал обладает возможностями встречного влияния (в сторону ограничения либо расширения) на процессы формирования функциональных целей, а те, в свою очередь,- конкурентных и так далее по всей цепочке. В результате процесс корпоративного управления, исследуемый с точки зрения организационной структуры, представляется в виде сложной системы целей и стратегий их достижения с прямыми и обратными связями, включающей подсистемы разных классов, которые формируются на определенных уровнях управления и описываются в терминах задач с учетом специфики их функционирования и развития.
Непрерывность развития системы корпоративного управления требует изучения характера модели его функционирования во времени. По мере уменьшения периода управления следует детализировать модель, уточнять и конкретизировать отдельные параметры и характеристики функций.
Проведенные исследования показали, что совокупность функций корпоративного управления необходимо представлять и использовать с позиций их влияния на внешнюю и внутреннюю среду. В этом плане функции распределяются на внешние, согласно которым механизм корпоративного управления является целостным (внутренне не структурированным) объектом, и внутренние, в соответствии с которыми он есть совокупность составляющих, обеспечивающих его стабильное функционирование и развитие как самостоятельной системы.
Внешнее функционирование осуществляется механизмом корпоративного управления как элементом системы более высокого уровня, имеющим необходимые правомочия по осуществлению управленческих функций. По своей роли для механизма управления внешние функции принято разделять на главную и второстепенные. Под главной функцией в современных условиях целесообразно понимать способность предприятия к саморазвитию или адаптации как адекватной реакции на динамические процессы изменения внешней среды за счет формирования возможных вариантов поведения и выбора наилучшего, обеспечивающего достижение поставленных целей. Второстепенные функции обеспечивают выполнение главной соответствующим уровнем результативности и эффективности.
Результативность должна гарантировать реализацию выбранной стратегии хозяйствования, то есть выпуск продукции и предоставление услуг в заданном количестве, в установленные сроки и с желательными для потребителей характеристиками; эффективность - обеспечивать превышение доходов над расходами.
Внутреннее функционирование механизма корпоративного управления, как взаимодействие органов его составляющих, имеет место с момента принятия управленческого решения о выборе главной цели предприятия (целеполагания) до момента корректировки поставленной цели по результатам мониторинга (целеосуществления). Внутренние функции обеспечивают выполнение внешних и в соответствии с уровнем детализации могут быть представлены совокупностью основных, вспомогательных, обслуживающих и конкретных функций управления, перечень и содержание которых раскрыты в работе [5].
Целесообразно выделить следующие функции корпоративного управления: анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, контроль, учет, стимулирование и мотивация.
Вспомогательные функции создают условия для реализации основных. Реализация каждой основной функции осуществляется поэтапно в такой последовательности: подготовительный этап, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, этап внедрения.
Обслуживающие функции создают условия для реализации вспомогательных. Они включают правила приема, хранения, передачи и предоставления информации, необходимой для осуществления каждой вспомогательной функции.
Заметим, что корпоративное управление предполагает работу менеджеров, особенно высшего звена, на качественно новом, более высоком интеллектуально-творческом уровне, чем при традиционном подходе. Этот новый уровень связан с пониманием предприятия как сложной динамической системы, функционирующей в условиях непрерывных изменений как внешней, так и внутренней среды.
Завершающим этапом разработки функциональной модели корпоративного управления является формирование конкретных функций, которые можно определить как постоянно действующие операторы органов корпоративного управления по поддержанию объекта управления в стабильном состоянии или переводу его из одного состояния (существующего) в другое (заданное).
В качестве таких операторов выступают организационно -стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные средства управления; положения об органах управления, должностные инструкции, нормы, инструкции, приказы, распоряжения, алгоритмы, программы, процедуры утверждения планов и отчетов об их выполнении и т. п.
Система принципов, целей, задач, функций дает целостную картину
процессов функционирования и развития организационно-экономического механизма корпоративного управления. Приведенная интерпретация теоретических основ построения и деятельности механизма корпоративного управления предприятием позволяет не только описывать уже существующие, но и синтезировать новые формы, структуры, методы и средства управления, то есть наряду с объяснительной обладает еще и прогностической функцией.
Используя разработанные теоретические основы на практике, органы корпоративного управления смогут единообразно сформулировать цели, задачи, выбрать действенные методы, инструменты и приемы управления, то есть осуществлять эффективное управление предприятием в конкретных условиях хозяйствования.
С ростом изменений в экономической среде меняются и ключевые принципы системы управления. Требуют замены применяемые на российских предприятиях централизованные формы организации на демократический стиль управления, основанный на коммерческих расчетах и стимулирующий развитие самодисциплины, личной заинтересованности в успехе деятельности организации.
В современных условиях хозяйствования объективным становится признание необходимости предвидеть и регулировать изменения внешней среды, умение к ним приспосабливаться. Инструментом управления, обладающим высокой степенью эффективности в современных условиях становится корпоративное управление, суть которого заключается в том, чтобы экономически эффективными способами осуществлять достижение долгосрочных целей предприятия на основе удержания конкурентных позиций и адекватно реагировать на внешние изменения. Для этого необходимо существование грамотно организованного комплексного стратегического планирования и структуры управления организацией, которая должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить генерирование долгосрочной стратегии.
Реализация стратегии - это работа администрации, которая ориентирована на выработку конкурентных преимуществ компании, позволяет проверить способность высшего руководства осуществлять организационные изменения, повышать мотивацию персонала и достичь намеченных целей. «Управление выполнением стратегии - это больше искусство, чем наука», - считают крупные американские ученые в области стратегического менеджмента А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд [6].
Вышеназванные авторы в своих трудах обозначают следующие задачи по реализации стратегии:
- создать структуру, способную реализовать стратегию;
- пересмотреть бюджеты с целью направления достаточного количества ресурсов в виды деятельности, определяющие стратегический успех;
- установить составляющие стратегии управленческие процедуры с
целью обеспечения постоянного их развития и совершенствования;
- установить обеспечивающие подсистемы, создающие возможность успешного осуществления стратегической цели;
- увязать систему вознаграждения и стимулирования с выполнением стратегии;
- создать корпоративную культуру, поддерживающую стратегию.
Обозначенные задачи управления реализацией стратегии актуальны
до сегодняшнего дня, но их необходимо уточнить с учетом условий и особенностей функционирования отечественных промышленных организаций.
Как правило, на практике планами реализации стратегии владеет лишь высшее звено руководства или стратегия сформулирована так, что персонал не понимает свою роль при реализации стратегии. Координацию деятельности специалистов и направление усилий на достижение поставленных целей обеспечивает процесс распределения ответственности за достижение поставленных задач по стратегическим уровням (корпоративный, деловой, операционный), а также процесс разделения и доведения до всех уровней видения стратегии организации [8].
Для достижения успеха в деятельности промышленного предприятия необходимо получить кратковременный результат - повышение финансовых показателей или взять курс на достижение стратегической цели, которая связана с долгосрочным улучшением положения организации. Для выполнения целей, их необходимо соизмерить в количественных показателях и обозначить предельные ограничения. Количественные критерии способствуют переводу стратегических задач и концепций на язык, который понятен для всех уровней управления предприятия. При реализации таких условий все действия на уровне оперативного управления позволят привести стратегию к воплощению.
При совершенствовании системы корпоративного управления на промышленных предприятиях главное внимание необходимо направлять на соблюдение основных принципов: адаптивности, рациональности, управляемости, экономичности и строго соблюдения организационного и функционального единства.
Таких поставленных задач можно добиться за счет высокой квалификации персонала, внедрения новых информационных технологий, внутренних связей на предприятии, высокой мотивации действий.
Стртаегическое управление - это более высокий уровень корпоративной культуры предприятия, это система обеспечения ее жизнедеятельности в стратегическом аспекте. Все виды стратегий тесно связаны с активной творческой деятельностью менеджеров, поиском новых идей, перспективными технологиями поиска и обработки информации, высокоинтеллектуальным моделированием различного рода процессов. В результате чего формируется база опорных, базовых решений по всем принципиальным сферам деятельности предприятия.
Взаимосвязь стратегических целей развития по отдельным микроподсистемам промышленного предприятия приведена на рисунке.
Взаимосвязь стратегических целей и микроподсистем подразделений
промышленного предприятия
Таким образом, при внедрении системы стратегического управления на промышленных предприятиях возникает необходимость учитывать тот факт, что в организациях присутствует вертикальные связи управления-подчинения, достаточно низкая маневренность при реализации стратегии, а так же то, что на российских промышленных предприятиях наибольший объем в управленческой деятельности отводится решению задач оперативного характера, так как они достаточно легко определяются.
Список литературы
1. Авдеева И.Л. Новые формы функционирования и развития экономических систем в условиях глобализации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 32 (335). С. 38-44.
2. Измалкова С.А. Формирование института профессиональных топ-менеджеров в области корпоративного управления // Экономический анализ. 2009. №8 (112). С. 48-56.
3. Измалкова С.А., Тронина И.А. Инновационное развитие предприятия реального сектора экономики на основе стратегической интеграции. Монография. Орел. Изд-во "Гос. ун-т - учеб.-науч.-произв. комплекс", 2011. 150 с.
4. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность; под общ.ред. С.А. Панова. М.: ОАО Изд. «Экономика», 1997. 288 с.
5. О. Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: Пер. с англ./ под ред. Д.О. Ямпольской. СПб: Питер, 2002. 864 с.
6. Пономаренко В.С., Ястремская Е.Н., Луцковский В.М. Механизм управления предприятием: стратегический аспект / . Харьков: ХГЭУ, 2002. С. 39-42.
7. Тронина И.А. Особенности исследования сложных промыш-ленно-экономических систем // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 3. Ч.1. С. 109119.
8. Тронина И.А., Морозова И.В. Механизм стратегического контроля в системе менеджмента предприятия // Экономические и гуманитарные науки. 2009. № 2 (208). С. 178-184.
Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,
Головина Татьяна Александровна, д-р экон. наук, доц., проф. кафедры, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM CORPORATE MANAGEMENT INDUSTRIAL SYSTEMS TAKING INTO ACCOUNT KEY FACTORS MODERN ECONOMY
S.A. Izmalkova, T.A. Golovina
In article the organizational and economic mechanism of corporate management by the industrial enterprises on the basis of system approach and the principles of strategic management for ensuring stability of activity of the organizations in the conditions of the high level of external and internal risks is considered.
Key words: corporate management, industrial systems, modern economy.
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economicsciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Orel, Orlovksky State University I.S. Tur-geneva,
Golovina Tat'jana Aleksandrovna, doktor of economic sciences, professor at the department, [email protected], Russia, Orel, Orlovksky State University I.S. Turgeneva