УДК 332. 133. 6:005.591.6
УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ИЗМЕНЕНИЙ
С.А. Измалкова
Обосновано, что глобальные вызовы, стоящие перед региональной экономикой открывают потенциальные возможности для повышения качества управления стратегическим развитием экономики регионов, но на основе внедрения новых подходов и принципов к государственному управлению на региональном уровне в условиях ресурсных и технологических изменений.
Ключевые слова: глобальные вызовы, потенциальные возможности, экономика региона, стратегическое развитие, новые подходы к повышению качества государственного управления, ресурсные и технологические изменения.
Современный период развития России в XXI веке в полной мере зависит от множества глобальных вызовов, стоящих перед национальной экономикой и ее регионами, которые могут стать или реальной угрозой, или открыть потенциальные возможности для стратегического развития экономики нового типа, построенной с учетом таких факторов, как [1]:
1) влияние современных мегатенденций развития глобального пространства, основанного на конкуренции и сотрудничестве в условиях ресурсных и технологических изменений;
2) использование передовых производственных технологий, включающих в себя: цифровое проектирование, моделирование и сертификацию, аддитивные технологии, использование принципов промышленной роботизации, кросс-отраслевой трансфер передовых инновационных технологий, внедрение технологий блокчейна и разработку маркетплейса для консультационных и образовательных услуг;
3) системная интеграция инновационных проектов, развитие инновационных сетей и кластеров в рамках реализации стратегий научно-технологического развития в интересах глобальной экономики, национальной экономики и ее регионов [5].
Однако исследование состояния и перспектив развития нового типа региональной экономики, позволяют обосновано утверждать, что глобальные вызовы, стоящие перед региональной экономикой могут и должны открыть принципиально новые возможности для повышения качества управления стратегическим развитием экономики регионов на основе внедрения новых подходов и принципов к государственному управлению на региональном уровне в условиях ресурсных и технологических изменений.
Правомерно утверждать, что в современных условиях формирования экономики нового типа, наибольшая результативность и эффективность управления стратегическим развитием территорий может быть достигнута посредством реализации таких приоритетных направлений, как:
1) повышение качества государственного управления на региональном и муниципальном уровнях в системе стратегического развития;
2) создание необходимых условий для развития человеческого капитала в контексте использования передовых технологий, определяющих качество жизни, сбалансированность инвестиций, прежде всего, в человека, а значит в развитие социальной сферы;
3) формирование и реализация стратегических проектов и программ, направленных на технологическое обновление региональной экономики.
Новые глобальные вызовы, безусловно, должны привести к появлению новых подходов к управлению изменениями в процессе стратегического развития региональной социально -экономической системы. Так, реализация такого приоритетного направления территориального развития, как повышение качества государственного управления на региональном и муниципальном уровнях потребует изменений как структуры, так и методов управления промышленностью, сельским хозяйством, потребительским сектором, инфраструктурой, образованием, здравоохранением.
Управление изменениями в вышеперечисленных секторах региональной экономики направлено, прежде всего, на достижение целей резкой активизации инвестиционной активности именно частного капитала, построенной на основе повышения его доходности как мотивирующего фактора и для отечественного, и иностранного инвестора.
Необходимо отметить, что стратегической целью повышения качества государственного управления является все же привлечение инвестиций именно в инновационное развитие национальной экономики и ее регионов на основе стимулов и гарантий частному инвестору со стороны государства. Для этого следует и далее развивать и внедрять лучшие региональные практики использования таких инвестиционных инструментов, которые объединяют интересы государства и бизнеса, и к которым целесообразно отнести:
- государственно-частное партнерство;
- особые экономические зоны;
- территории социально-экономического опережающего развития;
- индустриальные парки;
- инновационные кластеры и т.п.
В табл.1 представлена характеристика и явные преимущества использования государственных инвестиционных инструментов по состоянию на 1 января 2017 года
Таблица 1
Характеристика государственных инвестиционных инструментов по состоянию на 1 января 2017 года
Название инвестиционного инструмента Количество проектов Объем инвестиций (фактически осуществленных)
Государственно-частное партнерство 1,8 тыс. проектов 126 млрд рублей
Проектное финансирование (государственная гарантия) 41 проект 350 млрд рублей
Особые экономические зоны 26 проектов 218 млрд рублей
Территории социально- экономического опережающего развития 34 проекта 615 млрд рублей (объем ожидаемых инвестиций)
В табл.2 представлены параметры, характеризующие деятельность такого государственного инвестиционного инструмента, как территории опережающего развития (далее - ТОР) Дальневосточного федерального округа.
К основным управленческим инструментам повышения качества государства на уровне регионов, конечно, следует отнести целесообразность внедрения новых эффективных технологий на принципах проектного менеджмента при реализации государственных программ и крупных инвестиционных проектов [3]. Тем более, что Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве РФ и функциональная структура системы управления проектной деятельностью [2].
В соответствии с этим Положением «проектная деятельность - это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ). При этом под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений [4], а под программой - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости» [2].
Правомерно утверждать, что внедрение методологии проектной деятельности для формирования и реализации приоритетных направлений стратегического развития экономики регионов, которые впоследствии должны быть переформатированы в проекты и программы, позволит:
1) создать механизм быстрой адаптации к изменяющейся внешней ситуации и чёткой обратной связи от объекта изменений;
2) сформировать управленческий механизм, который будет способствовать эффективному внедрению изменений при реализации проекта;
Таблица 2
Планируемый вид экономической деятельности, объем частных инвестиций и количество рабочих мест в создаваемых ТОР в ДФО
Название территории социально-экономического опережающего развития Планируемый вид экономической деятельности инвестора на ТОР Ожидаемый объем частных инвестиций в ТОР Планируемое количество рабочих мест
Хабаровск Транспортно-логистическая, металлургия 30 млрд рублей. 3 тыс. рабочих мест.
Комсомольск Авиастроение, производство комплектующих для авиастроения 15 млрд рублей 3 тыс. рабочих мест
Надеждинская Транспортно-логистические услуги, перерабатывающая промышленность и др. 6,7 млрд рублей 1,6 тыс. рабочих мест.
Приамурская Переработке цементного клинкера 130 млрд рублей 1,5 тыс. рабочих мест
Белогорск Сельское хозяйство 1.45млрд рублей 700 тыс. рабочих мест
Индустриальный парк «Кангалассы» Строительные, энергетические и промышленные материалы из местного сырья 11,11 млрд рублей 350 рабочих мест
Беринговская Горнодобывающая промышленность 8 млрд рублей 450 рабочих мест
Михайловская Сельское хозяйство 39 млрд рублей 2,4 тыс. рабочих мест
Камчатка Туристско-рекреационный кластер, промышленно-производственные комплексы, транзитный контейнерный порт 28,1млрд рублей 3 тыс.рабочих мест
Большой камень Судостроение 140 млрд рублей 5,5 тыс. рабочих мест
Южная Крупные животноводческие комплексы и бройлерные производства 6,3 млрд рублей 400 рабочих мест
Горный воздух Туристско-рекреационная специализация 6,1 млрд рублей 725 рабочих мест
3) обеспечить детализацию и прозрачность деятельности, в управлении госпрограммами, крупными инвестиционными проектами;
4) повысить качества получаемых результатов, сократить сроки их достижения;
5) внедрить новые принципы и подходы к управлению изменениями на основе отказа от управленческих вертикалей и повышения степени горизонтального взаимодействия структурных подразделений региональных органов власти.
Положение об организации проектной деятельности это новый формат работы федеральных, региональных органов власти и общественных и других организаций, который определяет содержание, систему органов и ролевую структуру проектной деятельности, а также дает регламентное описание таких процессов, как:
- инициирование приоритетных проектов и программ;
- формирование портфеля проектов и программ;
- подготовка приоритетного проекта или программы;
- реализация проекта или программ с использованием принципов управления изменениями;
- завершение приоритетного проекта или программы;
- мониторинг реализации приоритетных проектов или программ;
- оценка и иные контрольные мероприятия реализации приоритетных проектов или программ [2].
Следует отметить, что инициировать проекты должны только заинтересованные органы власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, научные и другие организации Функциональная структура системы управления проектной деятельностью на уровне региона должны включать в себя постоянные органы управления проектной деятельностью, к которым следует отнести:
- президиум Совета при губернаторе области по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
- региональный проектный офис (Департамент проектной деятельности);
- координационный орган исполнительной власти региона (ведомственный координационный орган;
- проектные офисы региональных органов исполнительной власти (ведомственный проектный офис).
Также функциональная структура системы управления проектной деятельностью на уровне региона должна включать в себя и временные органы, а также обеспечивающие и вспомогательные.
Для достижения целей в области повышения качества государственного управления стратегическим развитием региональной экономики необходим поиск рационального баланса между администрированием и академической свободой, которая в настоящее время реализуется создан-
ными региональными опорными университетами. В этой связи представляется последовательным и обоснованным использование концепции распределенного управления экономикой региона как ключевого принципа повышения качества государства на уровне региона посредством делегирования части его управленческих функций университету для достижения целей стратегического развития территории (табл.3).
Таблица 3
Достижение целей стратегического развития экономики региона посредством реализации концепции распределенного управления между органами власти и опорным университетом
Характеристика требуемых изменений для опорного университета Цель и результат настоящих изменений
Отказаться от иерархической организационно-управленческой структуры Использование принципиально нового механизма управления, построенного на оригинальном методе анализа многомерных пространственных структур в реальном масштабе времени
Сформировать действенный механизм перехода к организационной структуре, в которой реализуют новые принципы организации образовательного процесса Формирование институтов, центров управления проектами, центров проектного обучения, экспертных советов и проектных команд
Обеспечить внедрение нового механизма конструирования междисциплинарных компетенций на базе гибких модульных программ и механизма индивидуального формирования образовательных траекторий обучающихся Подготовка проектных команд, состоящих из специалистов, обладающих уникальными междисциплинарными компетенциями и способных успешно решать технологические, управленческие и другие задачи развития существующих и будущих рынков
Обеспечить переход к использованию технологий открытого обучения Ориентация на проведение меж- и муль-тидисциплинарных научных исследований, выполняемых на базе современных достижений науки и передовых технологий в интересах регионального развития.
Сформировать с позиций си-нергетического подхода сильные партнерские отношения с ведущими научными центрами и крупными компаниями Осуществление профессиональной подготовки и реализации научных исследований в сотрудничестве с ведущими предприятиями региона.
В табл.3 представлена характеристика требуемых изменений, которые необходимо реализовать опорному университету в рамках своей деятельности, чтобы стать стратегическим партнером региональным органам власти в процессе переформатирования утвержденных на федеральном уровне пилотных программ в приоритетные проекты стратегического развития региональной экономики, к которым отнесены: здравоохранение, образование, транспортная система, доступная городская среда и ЖКХ, сельское хозяйство.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.
2. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"http: //www.consultant.ru/law/review/2883108. html.
3. Бахтина, С.С. Развитие принципов проектного управления инновационным развитием хозяйственных систем в условиях экономики знаний / С.С. Бахтина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. №4-1. С. 186-193.
4. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Характеристика и особенности формирования концепции стратегического управления производственными затратами предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-1. С. 413-424.
5. Хлынин Э.В., Хорошилова Е.И. Формирование концепции интегральной оценки эффективности инвестиционных проектов на основе использования кластерного подхода // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 47. С. 22-31.
Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, профессор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
MANAGING THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY IN THE CONTEXT OF RESOURCE AND TECHNOLOGICAL CHANGES
S.A. Izmalkova
It is proved that the global challenges facing the regional economies offer potential opportunities to improve the quality of management of strategic development of economy of regions, but based on the introduction of new approaches to governance at the regional level in the context of resource and technological changes.
Key words: global challenges, potential opportunities, regional economy, strategic development, new approaches to improving the quality of public administration, resource and technological changes.
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economic science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tulsky State University