Э. В. Наумова, Т. З. Мухутдинова, Л. Р. Храпаль,
А. Р. Камалеева
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА
КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ЯЗЫКОВЫХ ПРАКТИК И МЕТОДИК
Ключевые слова: качество школьного образования; концепция создания профессионального педагогического содружества, стратегия развития языкового образования в школе на основе кейс-технологий, дидактическая модель развития языкового
образования в школе.
Рассмотрена идея разработки стратегии языкового образования в школе на основе кейс-технологий, реализующаяся в деятельности профессионального педагогического сообщества. Рассмотрена концепция создания профессионального педагогического содружества, главной целью которой является изучение проблемы введения в образовательный процесс инновационных языковых практик и методик, а также объединение усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы воспитать и подготовить всесторонне гармонично развитую и компетентную личность выпускника.
Key words: quality of school education, the concept of creating a professional teaching community, the development strategy for language education in the school-based case-technology, didactic model of language education in schools.
In this article the idea of developing a strategy for language education in schools on the basis of case-based technologies, which is realized in the activities of the professional education community. The concept of creating a professional teaching community, whose main objective is to study the problems of introducing innovations into the educational process of linguistic practices and techniques, as well as joint efforts of all who are interested in is to educate and prepare a comprehensive harmonious development ofpersonality and competent graduates.
Изменение социокультурного контекста обучения иностранным языкам (ИЯ), начавшееся в России в 90-е гг. ХХ века, существенно повлияло на изменение целей и содержания языкового образования в средней школе и вузе. Переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, в центре внимания которой находится конкретный учащийся с его потребностями, интересами и способностями, дал импульс разработке подходов к отбору содержания социокультурного компонента обучения ИЯ. Наибольшую известность в российских научных кругах получили следующие культуроведческие подходы: ингвострановедческий (Е.М. Верещагин,
В.Г. Костомаров), социокультурный (В.В.
Сафонова) и лингвокультурологический (В.В. Воробьев, В.П. Фурманова). Модели культурове-дчески-ориентированного образования средствами инностранного языка, представленные в этих
подходах и создающие дидактические условия для соизучения языка и культуры, стали доминирующими моделями при разработке многих современных программ по иностранным языкам и написании УМК и учебных пособий по ИЯ нового поколения (например, УМК по английскому языку под
руководством проф. В.В. Сафоновой).
Возрастающий интерес к огромному социолизирующему и воспитательному потенциалу иностранного языка обусловил появление и стремительное развитие в теории и методике преподавания ИЯ такого направления, как «языковое поликультурное образование». Именно поликультурное образование учащихся и студентов средствами иностранного языка играет важную роль в процессе их развития, воспитания и культурного самоопределения.
Однако анализ целого ряда работ показывает, что в отечественной теории и методике преподавания ИЯ учёные не пришли к единому мнению относительно того, что такое поликультурное образование и как оно может быть реализовано. Исследователи вкладывают различное понятийное содержание в термин «поликультурное образование», по-разному рассматривают цели и задачи языкового поликультурного образования, не одинаково видят реализацию модели языкового поликультурного образования в учебниках и УМК по ИЯ. В данной статье авторы хотели бы выразить своё понимание данного вопроса: остановиться на некоторых ключевых моментах концепции
языкового поликультурного образования и изложить её основные положения.
Иностранный язык является важным инструментом вторичной социализации личности обучающихся [5]. На основе тематического
наполнения учебных программ и пособий по ИЯ, а также методов и приёмов подачи материала происходит моделирование социокультурного пространства учащихся - формирование их
представлений об окружающем мире и определение своего места в нём. Поэтому содержанием отдельных текстов, а также методическими приёмами работы с ними можно как расширить социокультурное пространство учащихся и помочь им увидеть себя в качестве равноправных представителей мирового сообщества, объединённых общими интересами, проблемами и решениями, так и сузить, ограничить их социокультурное пространство, противопоставив «себя» «другим» [2, 4].
Актуальность исследуемой проблемы связана с тем, что создание и успешная деятельность педагогического профессионального сообщества
является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности педагога. Научное решение исследования, а главное - потребность практической направленности даёт возможность улучшить качество образования в динамично меняющемся мире. На сегодняшний день существует большое количество педагогических сообществ, в том числе и сетевых (виртуальных): сообщества учителей-предметников, сообщества педагогов, реализующих управленческую и воспитательную функции, сообщества педагогов, реализующих отдельные аспекты модернизации образования, иные педагогические сообщества (молодой учитель, юридическая консультация для учителя и.т.д.). Это своего рода новая площадка, новый этап, новая система взаимодействия современного учителя.
Основная идея разработки стратегии языкового образования заключается в создании профессионального педагогического сообщества по изучению проблемы введения в образовательный процесс инновационных языковых практик и методик и объединении усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы воспитать и подготовить всесторонне гармонично развитую и компетентную личность выпускника. Учителя, входящие в сообщество, в первую очередь создают условия для практического овладения знаниями и навыками каждым учащимся, выбирают такие методы обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Это, в первую очередь, обучение в сотрудничестве, проблемно-ориентированное обучение, развитие критического мышления, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, которые помогают реализовать личностноориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, интересов. Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса учителям оказывают структуры доктора Спенсера Кагана, изучением и овладением которых занимается созданное в гимназии №7 г. Казани сообщество учителей.
Наше педагогическое исследование проводилось в соответствии с требованиями языковых российских и зарубежных вузов, где английский является рабочим языком учебного процесса. Основные этапы исследования направлены на реализацию языковых потребностей учеников и выпускников, позволяют им справиться с академии-ческими задачами образовательных стандартов, получить знания и навыки, достаточные для успешного участия в международных квалификационных испытаниях, в частности сдачи письменных экзаменов международного образца TOEFL и SAT.
Целью исследования является разработка стратегии языкового образования, включающей освоение и успешное внедрение актуальных инновационных практик и методик, основанных на кейс-техноло-
гиях, и формирование ключевых компетентностей учителей иностранных языков.
Мы убеждены, что внедрение в школе стратегии развития языкового образования на основе кейс-технологий в образовательный процесс будет эффективно, если:
- усилиями педагогов будет создано профессиональное педагогическое сообщество по изучению проблемы введения в образовательный процесс инновационных языковых практик и методик на основе кейс-технологий;
- будет разработана и внедрена в школе стратегия развития языкового образования на основе кейс-технологий;
- будет разработана и внедрена в школе модель развития языкового образования на основе кейс-технологий;
- будет разработана и внедрена модель формирования профессионального педагогического сообщества, имеющая инновационную модернизированную площадку и научно-методический инструментарий;
- в учебно-воспитательном процессе будет использоваться разработанная нами материальнотехническая база для современного учителя и ученика, соответствующая последним техническим требованиям: (3-D зал, медиацентр, лингафонный кабинет, мобильный класс, электронные учебники, структурированная кабельная система: внутришко-льный контроль в режиме online, видеосвязь с Американским Университетом в Болгарии, США, система «видеоконференция» и др.);
- будет внедрён в педагогический процесс разработанный нами диагностический инструментарий оценки результатов языкового образования;
- в ходе реализации проекта будут функционировать разработанные и практически реализуемые следующие языковые курсы:
1. Курс академического английского - English for Academic Purposes;
2. Курс делового английского - Business English;
3. Курс общего английского - English for General Purposes; .
4. Курс математики на английском языке - Maths in English;
5. Курс языковой подготовки волонтеров к Универсиаде - 2013 г.;
6. Курс разговорного класса - сотрудничество с преподавателями - носителями языка школы Premium English;
7. Лингвистическая школа за рубежом (Великобритания, Ирландия, США, Канада);
8. Профессиональная квалификационная переподготовка учителей английского языка гимназии.
Школьная система иноязычного образования в Республике Татарстан отличается вариативностью. В республике в 2064 учебных заведениях разного статуса (общеобразовательные школы, прогимназии, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ИЯ) изучают иностранный язык 348 952 школьника. По итогам годовых отчётов руководителей муниципальных образований, успеваемость учащихся по ИЯ составила 99,9 %, качество 64,3 %.
Изменение системы обучения иностранным языкам в РТ характеризуется отказом от единообразия, поиском новых форм, внедрением различных вариантов изучения языка: раннее обучение,
углубленное обучение, профессионально-ориентированное, обучение на билингвальной основе, интенсивное обучение, изучение ИЯ через родной (татарский) язык, дополнительное образование.
Наряду с этим следует отметить две очень серьёзные проблемы, требующие особого внимания руководителей и учителей ИЯ начальной школы. Это: незнание особенностей психолого-
педагогического развития младших школьников и технологий раннего обучения иностранным языкам; дефицит педагогических кадров.
Сегодня российское образование и, в частности иноязычное, переживает сложный момент, который объясняется следующими причинами. С одной стороны, в период огромных изменений в политической, экономической и социальной жизни страны нужны высококвалифицированные специалисты, умеющие творчески мыслить и нестандартно решать поставленные перед ними задачи. С другой стороны, система иноязычного образования перестала удовлетворять современным потребностям. Качество обучения ИЯ в школах, в вузах и подготовка специалистов далеко не полностью отвечают требованиям жизни. Школа и вуз сегодня не в полной мере располагают необходимым научным подходом для управления учебнотворческой деятельностью обучающихся, в основу которого заложено совершенствование методов обучения, направленное на выявление значительных резервов повышения качества обучения, коренного улучшения подготовки будущих специалистов. Использование наиболее эффективных методов обучения, вовлечение всех обучающихся в творческую деятельность - это путь открытия внутренних резервов учебного процесса и самой личности.
Ожидаемые результаты исследования:
1. Предлагаемая нами реализация научной идеи исследования - создание стратегии развития языкового образования - является средством формирования языковой компетентности учащихся гимназии и представляет собой развитую систему организованного научного педагогического знания, дающую целостное представление об отношениях и существенных связях её компонентов. Стратегия реализации проекта придаёт всей системе языкового образования в гимназии новые качественные характеристики и обеспечивает её высокую научную и методологическую эффективность.
2. Разработанная нами концептуальная модель языкового образования на основе кейс-технологий решает актуальные задачи образовательного процесса, такие как социальный заказ общества, воспитание конкурентоспособного выпускника, развитие индивидуальности личности учащегося в диалоге культур.
3. Организационно-педагогические основы реализации концептуальной модели развития языкового образования на основе кейс-технологий
дают учителям возможность модернизировать содержание языкового образования.
4. Разработанный нами диагностический инструментарий оценки результатов языкового образования позволит эффективно и качественно отслеживать инновационные процессы развития образовательного процесса в гимназии.
Формирование педагогического содружества в гимназии было обусловлено профессиональной переподготовкой учителей гимназии на курсах. В 2011 учебном году МОН РТ и ИРО РТ, изучив опыт образовательной системы Сингапура, организовали и провели курсы профессиональной переподготовки для учителей инновационных школ города Казани. Образовательная корпорация Сингапура «Educare» провела практические тренинги в рамках программы переподготовки по следующим направлениям:
- Глобализация и образование в 21 веке. Развитие критического мышления.
- Развитие креативности и инноваций в образовании через проблемно-ориентированное обучение.
- Совместное обучение: стратегии развития ученик ориентированного обучения.
- Профессиональные школьные сообщества и анализ собственных образовательных практик.
Опираясь на опыт Сингапурского союза учителей, основанного ещё в 1946 году, который выполняет основополагающую функцию Сингапурского образовательного содружества, удовлетворяя потребности профессионального развития педагогов, в гимназии было создано подобное сообщество. Участниками его стали не только учителя, имеющие сертификат профессиональной переподготовки, а также педагог-психолог, Сингапурские коллеги, администрация школы.
Каждое слово термина «профессиональное педагогическое содружество» обозначено определёнными характеристиками.
«Профессиональный» - значит эксперт в
определенной области, специалист, который не только ведёт образовательную политику в определённой области, но и совершенствует традиционную и внедряет эволюционирующие практики и методики. В последнюю четверть XX века образовательная политика значительно преобразовалась и в области исследований и в области образовательных стандартов. Профессиональные сообщества находятся в поисках этих нововведений и способов реализации поставленных ими целей.
«Педагогическое» (образовательное, обучающее)
- в данном словосочетании предполагает непрекра-щающийся педагогический поиск и самообразование в целях повышения качества образования. Это совершенствование мировоззренческой, дидактической, методической, воспитательной, социокультурной компетенции учителя.
«Содружество». Данный термин можно рассматривать как группу людей, объединённых общими интересами. В нашем случае «содружество» следует понимать как административную и функциональную структуру, реализующую систему достижения определённых целей.
Итак, формирование профессионального педагогического содружества - это формирование особых партнёрских отношений, эмоциональной поддержки, профессионального роста, деятельность в сотрудничестве для реализации таких целей, которых невозможно достичь в одиночку. Приоритетная ориентация формирования профессионального педагогического содружества в гимназии представляет целостную систему повышения педагогической профессиональной компетентности учителя (рис.1).
- Гражданская ответственность
- Понимание мировых проблем
- Уверенность в себе
- Навыки межкультурной коммуникации
Рис. 1 - Модель формирования
профессионального педагогического содружества
Только свободно мыслящий, творческий, квалифицированный, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения основной цели современного
образования: воспитание и подготовка в
современном и динамично меняющемся мире разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, самообразованию и самосовершенствованию.
Обновление технологий, формирующих
образовательное пространство учащихся, основывается на расширении функциональной составляющей деятельности конкретного учителя и всего
педагогического сообщества. Учитель, входящий в сообщество, несёт ответственность не только за собственную деятельность, но и за педагогическую компетентность всех других участников учебновоспитательного процесса. Исходя из этого, можно определить основные пути роста и развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в сотрудничестве;
- эффективная исследовательская, экспериментальная, инновационная деятельность;
- постоянное самообразование и практика;
- прогнозирование результата;
- использование ИКТ.
Следовательно, ключевая идеология профессионального содружества учителей гимназии имеет свою миссию, видение, ценности и цели: для реализации идеологии в школе создана демократическая система управления. Это и система
стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирование, тестирование, собеседование, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в сообществе. В свою очередь, учителя должны использовать подходящие педагогические стратегии для развития умений сотрудничать, общаться, решать проблемы, критически мыслить, составлять соответствующие планы, которые будут учитывать навыки, необходимые учащимся в 21 веке.
С 2009 года содружество учителей английского языка гимназии №7 вступило в эксперимент, целью которого является использование кейс-метода для повышения качества обучения иностранному языку.
Сегодня иноязычное образование переживает сложный момент. Нашей стране в период модернизации нужны высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие одним или несколькими иностранными языками. Внедрение наиболее эффективных методов обучения и вовлечение всех обучающихся в творческую деятельность могут раскрыть внутренние резервы учебного процесса, да и самой личности учащегося.
Для того чтобы научить ИЯ как средству общения, нужно создать обстановку настоящего разговора, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать ИЯ в естественных ситуациях. Такая ситуация предполагает, в первую очередь, формирование нового поколения учителей, творческих педагогов-исследователей, восприимчивых ко всему новому, способных к быстрому обновлению знаний, готовых к инновационной деятельности. С 2009 года в гимназии активно работают учителя разного возраста в области применения инновационных методов, в частности, кейс-метода.
Модель развития языкового образования состоит из трёх основных блоков: целевого, деятельностного и результативного (Рис. 2).
Разработанная и апробированная нами модель развития языкового образования определяется нами как путь взаимодействия педагога и учащегося. Цель взаимодействия отражена в целевом блоке модели следующим образом: эффективное развитие языкового образования через использование кейс-метода.
Цель модели требует постановки следующих задач:
1. Развитие языковой личности ребенка, способной к социальной адаптации и самообразованию.
2. Формирование профессионального содружества педагогов, эффективно внедряющих кейс-метод на уроках английского языка.
Мы отмечаем, что в современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека без знания иностранного языка. Хорошо известно, что только с помощью
новых учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области развития методики, но без соответствующей перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного повышения качества обучения. В связи с этим возникает желание процитировать слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Дидактическая модель развитая языкового ображання
Шль: аібетвное пазвитие языкового омазсванкя чеоез использование юяс-метоза
Задачи развитая белкового образовали!
Рззвнтне лжоьон ЛИЧЕОСІИ реоензз, спосоонш к мяшальнш аштпнн а обществе и самообразованию
Форянровжне професснояалшого содружества пилотов, эффтивно внедривших аа уроках кейс -метод
к
Дидактические условия разтия языкового образования
учащей ішшй компетенции всех ЕНДОВ речевой лкгньвсстя (аудирование, чтение, письмо, говсренне) ДЕФгГ Оргэннэди работ ш—яывиЕ- модеращаірушшщи менш с учетом щф™ьной осозшнне престижа _..^г. дахшя аолжногт- / \ СозданнестаткйсоГ"’-с учети вспрэгтих «обешостей таггшов сорззовзтельюю правдеа ^- СозданвЕ пишного. Создание логаао, системи ТКИВОГО ИЕІТКШ
Деятельность учителі
Деятельность ученика
1. Подбор ЕШа Б виде учебно-методичесиго материала, комплекса.
учителем
пенсів пі уроков
да
задач дій компдепо-важя іейса.
■І-РуКвОДЯИО
Формы
формы
работа вокруг анализируемой ироопаш (работа в грушах).
1 Организация аудита по проверке прнобреївньи знаний (іпрваї работа).
дуапдаа учебных заданий учапимжя на урок и дома
ппурш».
¡.Метод мгаерацин. З.Меїод нсследо-
4 .Метол упражнения на развитие самостоятельных.
нашив.
5. Метод создании
РОД
Содержание Формы Методы
1 Поэтапное 1. Минн-фронтальная Шегад парно-
изучение работа в грушш по групповон раоош
содержант выполнению задании. пшшхез по выс-
їжа. 2. Индивидуальные тавленной проодяе.
’інгжі занятая по пополнили «■Метод 1ШОЛНЄНЕЯ
ироолемы кяса. исследовательских
ЧфЄЗ 3. Грутшовл работа задании.
тзнавзтель- вокруг поставленной иыполнения
хун задачи или проблемы, а гмрчкгш раоот.
деигельнояъ. таиже по зашите н 4. Метод упражне-
3Публічно« публикации решены. нии на развитие
выступление 4.Гряшнг обучении алыфиативногс
Гошюннро^. яыпшаши.
Развитеелыкового образования через использованиекейс-метода
личность реоенка, спосоош к социальной адаптации в обществе н самообразованию
Профессиональное содружество педагогов.
эффективно внедряющих на уроках кейс-ыетод
Рис. 2 - Дидактическая модель
языкового образования в школе
развития
Сегодня главная задача иноязычного образования - это непрерывное развитие языковой личности ребенка и его способностей, формирование готовности к использованию усвоенных знаний, умений и способов в реальной жизни для решения практических задач.
Таким образом, реалиями нашего времени становится задача практического овладения иностранным языком как средством межкультур-ного общения. Уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества. Высокий уровень иноязычной грамотности приводит к росту интеллектуального и нравственного потенциала общества, так как открывается доступ к общечеловеческим ценностям мировой культуры. Каждый человек, владеющий иностранным языком, в какой-то мере увеличивает культурный потенциал страны. В связи с этим в настоящее время большое внимание уделяется иноязычному образованию в средней общеобразовательной школе. Изучение иностранного языка к
тому же может сыграть особую роль в
формировании личности учащихся.
Литература
1. Камалеева А.Р., И.В. Маряшина Использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций для повышения качества обученности учащейся молодежи (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла) [коллективная монография] - Казань: ТГГТУ, 2011. -210 с.
2. Наумова Э.В. Корпоративное сообщество как основа построения индивидуальной образовательной траектории гимназиста. // Интеграция науки и школьного образования как условие социализации участников образовательного процесса. Материалы городской научно-практической конференции. - КГТУ, Казань, 2009.
3. Наумова Э.В. Популяризация изучения английского языка в гимназии. // Опыт. Проблемы. Перспективы.: Сборник тезисов и статей учительской общественности
- Гимназия 7, Казань, 2010.
4. Наумова Э.В. Формирование языковой компетенции
учащихся гимназии № 7. // Опыт. Проблемы.
Перспективы. Сборник тезисов и статей учительской общественности - Гимназия 7, Казань, 2011.
5. Храпаль Л.Р., Д.В. Гулякин, В.П. Валова. Теория и
практика формирования профессиональной компетен-ности в контексте информатизации образования [коллективная монография] / - Георгиевск:
Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «СевероКавказский гос. технический ун-т», 2010.- 389 с.
6. Храпаль Д.В., Гулякин Г.М.. Гринберг Н.И., Пак и др. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе [коллективная монография] - Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010.- 355 с.
7. Храпаль Л.Р., А.Р. Камалеева Особенности социокультурного проектирования модернизации экологического образования в вузе // Современная наука. - 2011. - №2 (5). - С. 46-51.
8. Храпаль Л.Р. Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности // Вестник Тамбовского университета. -2009. - №11. - С. 244-250 (0,4 п.л.).
9. Храпаль Л.Р. Развитие социокультурной и этнокультурной компетентностей специалистов как сложный социокультурный процесс интеграции // Вестник Башкирского университета.-2010. - Т.15. - № 1.- С. 221-224.
10. Храпаль Л. Р. Модернизация структуры и содержания высшего профессионального экологического образования в контексте социокультурной динамики // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - № 6 (86). -С. 51-58.
11. Храпаль Л.Р., Мухутдинова Т.З. Организационнопедагогические основы модернизации экологического образования в национальных исследовательских университетах в современных социокультурных условиях // Вестник Казан.технол. ун-та. - 2011. - №8. -
С. 298-307.
12. Храпаль Л. Р., Камалеева А.Р. Особенности социокультурного проектирования модернизации экологического образования в вузе // Современная наука. - 2011. - №2 (5). - С. 46-51.
© Э. В. Наумова - учитель иностранного языка высшей квалификационной категории, зам. дир. гимназии № 7 г. Казани; Т. З. Мухутдинова - д-р пед. наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; Л. Р. Храпаль - д-р пед. наук, проф. КФУ; А. Р. Камалеева - д-р пед. наук, проф. КФУ.