Научная статья на тему 'Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции'

Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падукова Маргрита Станиславовна

Рассматриваются сущностные характеристики создания языковой среды во внеурочной деятельности как основыразвития социокультурной компетенции. Представлен опыт МАОУ «Гимназия № 16» г. Кунгура по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и разработке комплекса мероприятий, направленных на создание языковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Падукова Маргрита Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции»

СОЗДАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Маргрита Станиславовна Падукова

учитель английского языка МАОУ «Гимназия№ 16», г. Кунгур E-Mail:[email protected]

Аннотация. Рассматриваются сущностные характеристики создания языковой среды во внеурочной деятельности как основыразвития социокультурной компетенции. Представлен опыт МАОУ «Гимназия № 16» г. Кунгура по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и разработке комплекса мероприятий, направленных на создание языковой среды.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, языковая среда, социокультурная компетенция, инициативная группа.

В настоящее время в связи с глобализацией всех мировых процессов Министерство образования РФ разработало новые федеральные стандарты общего образования второго поколения. В соответствии с данными стандартами внеучебная деятельность ребёнка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования; во-вторых, формирование коммуникативной компетенции учащихся стало одной из актуальных проблем обучения иностранному языку. Однако овладеть коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка - дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя иностранного языка становится создание приближённых к реальности ситуаций общения, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В рамках формирования коммуникативной компетенции новые стандарты предполагают достижение как предметных, так и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность, напрямую направленная на развитие социокультурной компетенции учащихся, приобретает существенное значение в обучении иностранному языку.

Руководствуясь современными требованиями, было принято решение о создании языковой среды как приоритетного направления развития гимназии. В соответствии с методическими рекомендациями департамента общего образования Минобрнауки России определена инновационно-образовательная модель внеурочной деятельности. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и научно-методическое сопровождение реализации программы внеурочной деятельности, уникальность формируемого опыта.

Модель создания, освоения и развития языковой среды гимназии представляет собой системную организацию целостного педагогического процесса через предметно-содержательную сторону обучения и воспитания, личность педагога и гимназиста, специфические технологии взаимодействия участников процесса обучения и воспитания.

Языковая среда является системообразующим фактором воспитательного пространства гимназии и создаёт условия для развития и самореализации всех её субъектов.

Эффективность влияния языковой среды гимназии на позитивную социализацию учащихся в значительной мере определяется формированием и гармоничным влиянием всей гаммы внешних (открытость культуре мира, включенность в единое образовательное пространство, взаимодействие с социокультурной средой региона, сотрудничество с семьёй) и внутренних (организационно-педагогических, социально-педагогических, процессуально-педагогических) условий, в которых протекает целостный педагогический процесс [3].

В основе изменений креативности и мотивационно-личностной сферы гимназистов лежат внутренние и внешние аспекты воздействия языковой среды. Согласно предложенному нами подходу к конструированию языковой среды одним из таких внутренних аспектов является внеучебная работа с учащимися. В нашей гимназии не разделяются, а разумно кооперируются учебный и воспитательный процессы на уровне педагогического взаимодействия. Внеучебная работа с учащимися — это часть целостной языковой среды, которая тоже специальным образом организована, содержательно наполнена, методически и технологически тщательно инструментирована [5].

В мае 2011 года СОШ № 16 г. Кунгура получила статус гимназии. Приоритетными направлениями определены создание языковой среды в учебном процессе и внеурочное время. В гимназии изучаются три иностранных языка - английский, немецкий и французский. Основным языком является английский, он изучается на всех ступенях обучения. Второй язык вводится с 5-го класса.

В процессе инновационной деятельности разработан проект поэтапного создания языковой среды в течение трех лет. Данный проект включён в программу развития гимназии.

Введение модели внеурочной деятельности по созданию языковой среды предполагает наличие определённых условий [4]:

Организационные условия предусматривают создание центра, обеспечивающего сетевое взаимодействие всех заинтересованных учреждений и организаций и координацию планируемых и проводимых мероприятий. Таким центром в нашем случае является гимназия. Инициативная группа педагогов занимается разработкой положений мероприятий и подпроектов, планированием, информированием. На базе гимназии планируется работа Региональной ассоциации учителей и преподавателей иностранных языков «Содружество» (далее - Ассоциация) и проведение мероприятий внеурочной деятельности по иностранному языку муниципального и межмуниципального уровней.

Нормативное обеспечение предполагает выстраивание отношений учреждений-партнёров согласно действующему законодательству Российской

Федерации в области образования. В настоящее время есть договор с Ассоциацией, с остальными учреждениями выстраиваются дружеские и партнёрские отношения на бездоговорной основе.

Финансово-экономические условия связаны с поддержкой материальной заинтересованности педагогов гимназии с целью мотивации к инновационной деятельности. В данном случае предполагаются следующие слагаемые финансирования: часть, формируемая участниками образовательного процесса, относящаяся к учебному плану образовательного учреждения; стимулирующая часть; финансирование за счёт целевых средств по реализации инновационного проекта.

Информационное обеспечение осуществляется посредством:

- создания и наполнения страницы на сайте гимназии по реализации инновационного проекта с целью открытости государственно-общественного управления и расширения форм поощрений, усиления публичного признания достижений всех участников образовательного процесса;

- применения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информирования, планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности по развитию иноязычной компетенции;

- взаимодействия между участниками проекта способом электронной почты и через страницы в социальных сетях;

- создания и ведения различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

- проведения мониторинга родительского мнения;

- общения с носителями языка через Интернет, проведения скайп-конференций.

Научно-методическое обеспечение предполагает обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:

- диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении;

- диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.

Кадровые условия предполагаютукомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими работниками. Кроме того, важны наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения и непрерывность профессионального развития педагогических работников.Все учителя иностранного языка гимназии имеют педагогическое образование. Все прошли курсы повышения квалификации по организации системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.Есть группа педагогов, готовых к обучению и повышению квалификации с целью введения билингвального обучения.

Материально-технические условия создаются в соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и заинтересованных организаций включает в себя сотрудничество и обмен опытом, а также проведение научно-практических конференций, семинаров-практикумов, имиджевых мероприятий и встреч с носителями языка. Материально-технические условия гимназии позволяют организовать внеурочную деятельность такого масштаба. МАОУ «Гимназия № 16» имеет великолепно оформленный актовый зал, кабинет-гостиную. Все кабинеты иностранного языка имеют достаточный уровень оснащения компьютерной и множительной техникой. Для проведения Skype-конференций специально оборудовали кабинет, оснащённый Web-камерами.

В структуре языковой среды можно выделить интеллектуальный, эмоциональный и когнитивный компоненты, а также установить, что создание языковой среды — процесс открытый, динамичный, развивающийся и многовариантный. Создание языковой среды во внеурочной деятельности осуществляется на основе комплекса мероприятий:

- проведение элективных курсов по иностранному языку;

- внедрение проекта работы летнего языкового лагеря;

- организация муниципального и межмуниципального фестиваля иностранной песни;

- выпуск межшкольной полилингвальной газеты;

- проведение конкурсов чтецов и переводов на иностранном языке;

- организация встреч с носителями языка через проект Peak Adventure Travel Group (г. Санкт-Петербург), Альянс Франсез и зал немецкой литературы библиотеки им. Горького (г. Пермь)

- создание группы экскурсоводов для проведения экскурсий по Кунгуру на иностранном языке;

- организация сотрудничества с немецким и американским читальными залами библиотеки им. Горького в Перми;

- организация Skype-общения со школьниками из стран изучаемого языка (г. Марбург, Германия);

- подготовительные мероприятия к внедрению программы обмена.

В атмосфере языковой среды можно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить; человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его. На основе комплекса мероприятий по созданию языковой среды, проводимых в гимназии, можно не только успешно воспитывать личность и содействовать позитивной социализации учащихся, но и влиять на формирование готовности к постоянному росту и самосовершенствованию [2].

Во время работы летнего языкового лагеря при обучении иностранному языку параллельно создаются условия для активного отдыха детей. Когда учащиеся, отдыхая, получают новые знания, изучение иностранного языка

становится настоящим удовольствием. Задача учителя - соотносить изучаемую тему с индивидуальными особенностями учащихся с задачами воспитания, образования и развития личности. Поэтому и темы для изучения выбираются интересные, развлекательные, доступные для любого уровня знаний языка.

Занятия иностранным языком с учащимися проходят как на открытом воздухе, так и в помещениях. Основанная на принципе коммуникативной методики, программа построена так, что, занимаясь по ней, учащиеся чувствуют себя легко и свободно.

Часть программы - это разговорный тренинг, направленный на:

- преодоление языкового барьера;

- развитие разговорных навыков;

- расширение словарного запаса [1].

Одним из мероприятий является организация Skype-общения с учащимися из стран изучаемого языка - Англии, Германии и Франции. Организовано сотрудничество с немецкой школой в г. Дюссельдорфе (Германия). Учащиеся данной школы являются носителями немецкого языка и владеют английским языком, который изучают с 1 класса. Участники проекта гимназии - учащиеся 5-9-х классов, изучающие два иностранных языка -английский и немецкий (французский). Подобное общение способствует развитию языковой компетенции и диалогу культур.

Наиболее частым мероприятием является проведение лингвострановедческих семинаров-практикумов с носителями языка. Гимназию посетили представители Франции, Германии и англоязычных стран. Учащиеся имеют уникальные возможности «живого» общения с представителями зарубежных культур.

Учащиеся гимназии являются частыми гостями зала немецкой культуры в краевой библиотеке им. А.М. Горького. Они принимают участие в традиционных мероприятиях и встречах, организуемых в данном учреждении.

В процессе проведения фестиваля иностранной песни происходит реализация следующих задач:

- отработка лексических, фонетических и грамматических навыков по теме «Музыка»;

- популяризация английской, немецкой и французской музыкальных культур;

- привлечение молодёжи к изучению культуры англо-, франкоязычных и немецкоговорящих стран.

Помимо этого фестиваль способствует:

- повышению интереса к иностранным языкам;

- повышению интереса к русскому языку и русской культуре за пределами России;

- привлечению молодежи к музыкальному творчеству;

- внедрению новых форм досуговой деятельности.

Основным результатом реализации комплекса мероприятий является повышение уровня развития социокультурной компетенции, знания национально-культурных особенностей, социального и речевого поведения

211

носителей языка и умения пользоваться ими в процессе общения. Установление тесного сотрудничества с носителями языка - один из ожидаемых практических результатов. В результате реализации проекта у детей повышается интерес к изучению иностранного языка; внеурочное время организовано интересно и с пользой.

Таким образом, целенаправленное и систематическое создание языковой среды способствует развитию социокультурной компетенции. Воспитание языковой личности происходит в различных формах внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Калашникова Л.Н. Формирование познавательной активности школьников в процессе их общения во внеурочной деятельности. - Харьков, 1996.

2. Карашева Н.Б. Двуязычие как фактор воспитания культуры межнационального общения учащихся // Рус. яз. в шк. - 1990. - № 3.

3. Кашаева В.В. Создание языковой среды как фактор социализации учащихся. - Пенза, 2000.

4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования : утверждён приказом министра образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. - М.: Просвещение, 2011.

5. Федотов С.А. Формирование языковой среды на уроке английского языка. - Москва, 2012.

© Падукова М.С., 2016

КЕЙС-МЕТОД КАК СПОСОБ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6-М КЛАССЕ

Елена Юрьевна Панина

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет,г. Пермь

E-mail: [email protected]

Алена Дмитриевна Рубцова

студентка гр. 743 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Аннотация: Одной из современных образовательных технологий является проблемное обучение, ключевым понятием которого принято считать проблемную ситуацию. Кейс-метод - один из способов создания и предъявления проблемной ситуации.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, кейс-метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.