УДК 371, 377
ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА
Л.Р.Храпаль, Э.В.Наумова
В статье показано, что этноориентированное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие этноориентированного языкового образования с использованием кейс-метода повышает качество обучения иностранным языкам, обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности выпускника, будущего специалиста своей профессиональной области.
Ключевые слова: этноориентированное языковое образование, этнопедагогические функции языка, стратегия развития этноориентированного обучения на основе кейс-метода, профессиональное педагогическое содружество, этнокультурная обученность.
Стремительно меняющийся поток информации, открытость взглядов, характеризующие современный период развития общества, существенно меняют задачи содержания языкового образования в средней школе. Разработка подходов к детализации содержания социокультурного и этнокультурного компонента при обучении иностранным языкам вызвана переходом на личностно-ориентированную основу образования и воспитания. Для современного конкурентоспособного успешного специалиста в своей профессиональной деятельности особенно важно владеть устной и письменной коммуникацией, уметь находить, пользоваться и анализировать информацию, а главное - уметь общаться на иностранном языке и владеть культурными и языковыми нормами. Именно такие условия сохраняют собственную культурную идентичность подрастающего поколения, а также позволяют овладеть культурой других стран.
Иностранный язык изучается во всех современных общеобразовательных учреждениях. Это обязательная учебная дисциплина, которая формирует и совершенствует коммуникативно-профессиональные умения и навыки, решает задачи развития личности, а владение иностранным языком в период глобализации, мобильности мировых процессов является основным залогом самореализации личности.
Вместе с тем анализ содержания преподавания иностранного языка на сегодняшний день приводит к выводу о недостаточной включенности в учебную дисциплину компетенций, навыков, умений, знаний этнокультурного характера. В контексте изменений представлений российской педагогики о содержании образования, его культурной и общественной функции, на сегодняшний день разрабатываются другие формы ретрансляции знаний, которые позволяют утверждать, что активная этноориентированная направленность мировоззренческой позиции педагога повышает качество преподавания [1]. На современном этапе политических, культурных, социальных отношений возникает первостепенная необходимость в разработке педагогических условий этноориентированного языкового образования в школе на основе кейс-метода, включающих направленность обучения на компоненты культуры собственной и иноязычной.
Основной целью исследования в связи с этим является разработка педагогических условий развития этноориентированного языкового образования с использованием кейс-метода по иностранному языку: концептуальных основ, включающих педагогическое обоснование процесса этноориентированного обучения среднего, а также высшего профессионального образования; стратегии и дидактической модели этноориентированного языкового образования в образовательных учреждениях с использованием кейс-метода по иностранному языку (английский язык); разработку этноориентированного кейс-метода, требуемого для диагностики эффективности и качества этнокультурной обученности учащихся и студентов посредством изучения иностранных языков.
Разработанные стратегия и дидактическая модель этноориентированного языкового образования могут быть применены в научных исследованиях и в процессе образования и воспитания учащихся образовательных учреждений с использованием научно-методических рекомендаций по технологии их реализации. Это обусловлено тем, что в области образования реформирование в направлении этнокультурной адаптации личности стало востребованным. Большинство обучающихся в настоящее время стремятся сотрудничать со
сверстниками других народов, проявляя востребованность межэтнического взаимодействия.
Этнокультурное образование и воспитание учащихся средствами иностранного языка передаются через этнопедагогические функции языковой культуры, необходимые для изучения и для преподавания иностранного языка
Рис. 1. Этнопедагогические функции языка Процесс обучения иностранному языку, имеющий этноориентированную направленность, вырабатывает у обучающихся не только владение знаниями, умениями и навыками по всем видам речевой деятельности: аудирование, письмо, говорение, чтение, но и универсальные учебные действия, развивающие качества личности на основе принципов толерантности, диалога культур; содержит педагогическую идею, оказывающую воспитательное воздействие и выражающую образовательные функции.
Этнокультурный потенциал, рассматриваемый нами как способность к сохранению ценностей своего народа, знание культурного наследия, должен в значительной степени присутствовать в содержании языкового образования. Благодаря этому обучающийся имеет представление об «образе мира» или «системе знаний о мире». Такое представление передается посредством изучения иностранного языка.
Этнокультурный компонент мы представляем как единую систему развития личности: обучения, воспитания средствами родной культуры и культуры
изучаемого языка. Мы понимаем, что формируя культурологическую среду, мы реализуем потенциал личности творческой, интеллектуально развитой. С целью реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе нами разработаны и внедрены учебно-методические пособия: «Язык и культура», «Национальный характер», «Английская кухня», «Телефонный разговор», «Но редки праздники - и в радость нам» и др. в процессе изучения дисциплин: «Английский язык», «Деловой английский язык».
Эффективность этноориентированного языкового образования в школе мы также не представляем без социокультурного компонента, под которым мы понимаем особенности коммуникации социумов, культурные ценности, традиции, обычаи. Слабый учет социокультурного контекста был отрефлексирован педагогикой как фактор, резко снижающий результативность профессиональной деятельности педагогов [2]. Профессионализм специалиста - учителя иностранного языка заключается в умении оценить образовательную направленность и потенциал учащихся на определенной ступени и повлиять на «самообразовательные маршруты» личности в социальном окружении. Этнокультурная компетентность педагога, умение видеть собственные стереотипы являются профессионально важным качеством учителя иностранного языка в поликультурном государстве [3].
Социально активная личность раскрывается, во-первых, феноменами этнокультурного характера и поведения, во-вторых, принадлежностью к этносу, в-третьих, важными ценностными ориентациями. Таким образом, этнокультурная сущность личности является основой этнокультурного поведения. Мы рассматриваем особенности невербальной составляющей иноязычной коммуникации через:
а) сопровождающие языковую деятельность действия;
б) поведение, звуковые элементы;
в) сопроводительные элементы текстового материала (таблицы, схемы, графики и.т.д.).
Знакомство с культурой и образом жизни иностранцев дают учащимся социокультурные знания определенного языкового сообщества. Невербальная же коммуникация, которая является межкультурной, помогает постижению учащимися национальной специфики определенной общности.
Рис. 2. Стратегия развития этноориентированного языкового образования на основе кейс-
метода.
Стратегия развития этноориентированного языкового образования с использованием кейс-метода по иностранному языку (Рис.2., Рис.3.), в основе
которой лежит идея создания профессионального содружества педагогов, эффективно внедряющих инновационные методики и технологии, в своей основе имеет метод кейса, который является основополагающим методом повышения качества обучения английскому и обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности ученика.
Направления Цели и задачи
Языковое этнокультурное образование: социализирующий воспитательный потенциал иностранного языка |-N 1-✓ Ориентация содержания учебной программы на развитие этнокультурной компетенции
Создание педагогических условий для эффективного развития этнокультурного языкового образования и воспитания 1-> Формирование эффективного взаимодействия между учеником и педагогом; педагогом и администрацией
Модернизация содержания языкового поликультурного образования на основе кейс-метода 1-> Разработка кейсов и методических пособий на поликультурной основе
Создание профессионального педагогического содружества по изучению и внедрению в образовательный процесс инновационных языковых практик и методик Повышение уровня профессиональной подготовки учителей, реализующих языковые образовательные программы на основе метода кейса
Мониторинг Разработка диагностического инструментария оценки результатов языкового образования
Рис. 3. Направления стратегии развития этноориентированного языкового образования с использованием кейс-метода по иностранному языку
Следующим условием успешного развития языкового образование через использование кейс-метода является организация работы модератора группы и осознание престижа данной «должности» [4, с. 114]. Важным является создание системы оценивания кейсов, а также создание поэтапного, итогового, тестового контроля. Деятельностный компонент включает в себя содержание, формы, методы и контроль работы преподавателя и студента. Следует отметить, что учащиеся должны быть ознакомлены с системой оценивания ещё до начала работы над кейсом.
Преподаватель должен иметь целостную систему оценивания процесса работы. Для оценивания эссе существуют критерии, переработанные и адаптированные таким образом, что схема понятна и доступна каждому
учащемуся. Итак, в ходе реализации Стратегии развития этноориентированного языкового образования решаются две задачи: во-первых, средствами предмета иностранный язык мы воспитываем и формируем языковую личность учащегося, способную к социальной адаптации и самообразованию.
Эффективное внедрение метода кейса в учебно-воспитательный процесс показано на Рис. 4. В данном аспекте значительная роль принадлежит образовательно-воспитательной системе и организации культурно-языкового пространства современном образовательном учреждении. В нашем понимании профессиональное педагогическое содружество - это коллектив педагогов-профессионалов в своей предметной области, объединенных единой целью -совершенствованием традиционных и внедрением эволюционирующих практик и методик (Рис. 4)
Рис.4 Модель формирования профессионального педагогического содружества.
Нами рассматривается применение разных видов аналитической деятельности при использовании кейс-метода (Табл.1).
Таблица 1. Виды аналитической деятельности при использовании кейс-метода
Виды аналитической деятельности Характеристика Основные разновидности
1 2 3
Анализ проблемы Идентификация и квалификация проблемы Анализ проблемной ситуации, её условий и последствий.
Системный анализ Структурирование Дескриптивный и конструктивный анализ (на основании структуры формируются функции; на основании функции задается
структура)
Прогностический анализ Прогнозирование развития ситуации Поисковый прогностический анализ (пути решения проблемы)
Таким образом, кейс, как результат отражательной деятельности преподавателя и интеллектуальный продукт, имеет свои источники и наиболее полно представлен на рис.5 [5].
Рис. 5. Источники формирования кейса М.Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым», интерактивным методам обучения. Метод способствует активной работе в группе над единой проблемой, умению эффективно отработать определенный объем информации в условиях заданного времени, имеет практико-ориентированный характер, обучает глубокому критическому анализу, поскольку складывается из реальной жизненной ситуации [6].
Рис.6. Алгоритм внедрения метода кейса
Далее нами представлены результаты проведенного мониторинга и оценка качества этнокультурной обученности.
Таблица 2. Критерии оценки качества этнокультурного образования
Критерий Показатель
Аудирование • Определение основной идеи; • Понимание основного содержания; • Вычленение значимой информации
Требования к обученности аудированию: правильное восприятие речи на слух
Говорение • Вариативное, разнообразное оформление диалога; • Активное владение иностранным языком
Требования к обученности говорению. Понимать речь на слух и принимать участие в
ситуативно обусловленной беседе. Объем высказывания 8-14 фраз (согласно возрасту обучаемого)
Чтение • Чтение и понимание содержания аутентичных текстов (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение) • Чтение разного вида жанров и типов текстов
Требования к обученности чтению. Изучающее чтение - около 1200 печатных знаков за 45
минут со словарем. Ознакомительное чтение - около 2000 печатных знаков за 10 минут без
словаря.
Письмо • Оформление коротких сообщений (30-40 слов); • Заполнение бланков, форм; • Написание личного письма (100-120 слов); • Написание эссе (150-180 слов).
Требования к обученности письму: правильное оформление орфографической,
лексической, грамматической стороны речи.
Мы предлагаем различать четыре типа (уровня) задач в области: говорения, аудирования, чтения, письма. То есть качество этнокультурной обученности ^эо) является составляющей требований, выдвигаемых к аудированию (а), говорению (г), письму (п), чтению (ч): Qэо = Ка+ Кг + Кп + Кч.
Нами разработаны критерии оценки этнокультурной обученности, составляющими элементами которой является: 1) языковое многообразие; 2) этнокультурное содержание преподавания языка; 3) единая культурно-образовательная среда; 4) культура обучающихся; 5) языковое самовыражение обучающегося; использование учебного и внеучебного времени; 7) связь между внутренним и внешним миром личности; 8) самовыражение посредством языковой активности личности.
Результаты исследования показывают, что концептуальные основы развития этноориентированного языкового образования с использованием кейс-метода,
включающие идеи создания профессионального содружества педагогов, эффективно внедряющих инновационные методики и этноориентированные методики и технологии на сегодняшний день являются залогом повышения качества обучения. Метод кейса как основополагающий метод повышения качества обучения этноориентированной направленности обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности ученика , студента и строится на реализации следующих идей: идеи развития языковой личности выпускника и идеи творчества.
Выполненное исследование открывает возможность для дальнейшей разработки вопросов формирования этнокультурной личности в процессе изучения иностранного языка.
Источники:
1. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная политика в республике Татарстан: от выживания - к улучшению качества жизни // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2009. № 1. С.16-22.
2. Храпаль Л.Р., Наумова Э.В. Методические аспекты обеспечения качества обучения иностранному языку с использованием кейс-метода // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. материалов. IX Москва: Изд-во международного центра науки и образования, 2013. С.127-137.
3. Мухаметзянова Ф.Ш. О необходимости создания педагогической системы дистанционного образования в вузе / Л.Р.Храпаль, К.Ш.Шарифзянова, Т.З.Мухутдинова // Вестник Казанского технологического университета, 2013. №5. С.125-132.
4. Наумова Э.В. Корпоративное сообщество как основа построения индивидуальной образовательной траектории гимназиста // Материалы городской научно-практической конференции «Интеграция науки и школьного образования как условие социализации участников образовательного процесса». КГТУ. Казань, 2009.
5. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю.Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
6. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]: http://evolkov.net/case/case.study.html
References:
1. Muhametzyanova G.B., Muhametzyanova F.SH. Social'naya politika v respublike Tatarstan: ot vy'jivaniya - k uluchsheniyu kachestva jizni // Social'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskiy jurnal. 2009. № 1. S.16-22.
2. Hrapal' L.R., Naumova EW. Metodicheskie aspekty' obespecheniya kachestva obucheniya inostrannomu yazy'ku s ispol'zovaniem keys-metoda // Nauchnaya diskussiya: voprosy' pedagogiki i psihologii: sb. materialov. IX Moskva: Izd-vo mejdunarodnogo centra nauki i obrazovaniya, 2013. S.127-137.
3. Muhametzyanova F.SH. O neobhodimosti sozdaniya pedagogicheskoy sistemy' distancionnogo obrazovaniya v vuze / L.R.Hrapal', K.SH.SHarifzyanova, T.Z.Muhutdinova // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2013. №5. S.125-132.
4. Naumova EW. Korporativnoe soobsch'estvo kak osnova postroeniya individual'noy obrazovatel'noy traektorii gimnazista // Materialy' gorodskoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Integraciya nauki i shkol'nogo obrazovaniya kak uslovie socializacii uchastnikov obrazovatel'nogo processa». KGTU. Kazan', 2009.
5. Situacionny'y analiz ili Anatomiya keys-metoda / YU.Surmin [i dr.]. Kiev: Centr innovaciy i razvitiya, 2002. 286 s.
6. Dolgorukov A. Metod case-study kak sovremennaya tehnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya [E'lektronny'y resurs]: http://evolkov.net/case/case.study.html
Зарегистрирована: 07.11.2013