Научная статья на тему 'Анализ полезности системы электронной Коммуникации Государственной администрации SEKAP для реализации электронных услуг в Силезском воеводстве в Польше'

Анализ полезности системы электронной Коммуникации Государственной администрации SEKAP для реализации электронных услуг в Силезском воеводстве в Польше Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ / E-GOVERNMENT / INFORMATIONAL SOCIETY / SYSTEM INTEGRATION / E-SERVICE / E-FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банасиковска Я.

В статье представлена структура Системы Электронной Коммуникации Государственной Администрации SEKAP и проведен анализ ее полезности для реализации электронных услуг в Силезском воеводстве в Польше. Определено нынешнее состояние системы и предположено ее дальнейшее развитие для распространения электронных услуг среди жителей и предпринимателей этого воеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USEFULNESS OF AN ELECTRONIC COMMUNICATION SYSTEM FOR STATE ADMINISTRATION SEKAP FOR REALIZATION OF ELECTRONIC SERVICES IN SILESIA PROVINCE (POLAND)

The article presents the structure of Electronic Communication System for State Administration SEKAP and analyzes its usefulness for realization electronic services in Silesia Province (Poland). The actual state of the system is defined and its further development is suggested for the distributing of electronic services among the citizens and entrepreneurs of the Province.

Текст научной работы на тему «Анализ полезности системы электронной Коммуникации Государственной администрации SEKAP для реализации электронных услуг в Силезском воеводстве в Польше»

УДК 338(438)

Я. БАНАСИКОВСКА, кандидат технических наук

Государственный экономический университет (Катовицы, Польша)

АНАЛИЗ ПОЛЕЗНОСТИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ SEKAP ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В СИЛЕЗСКОМ ВОЕВОДСТВЕ В ПОЛЬШЕ

В статье представлена структура Системы Электронной Коммуникации Государственной Администрации SEKAP и проведен анализ ее полезности для реализации электронных услуг в Силезском воеводстве в Польше. Определено нынешнее состояние системы и предположено ее дальнейшее развитие для распространения электронных услуг среди жителей и предпринимателей этого воеводства.

Началом действий властей Силезского воеводства1, связанных с поддержкой развития информационного общества и цифровой экономики, стало присоединение к проекту PRELUDE, идея которого заключалась в создании Европейского

1 Силезское воеводство, расположенное на юге Польши, находится на исторически сложившихся торговых и коммуникационных путях, связывающих страны Северной и Восточной Европы с Западной и Южной Европой. Занимает площадь 12 294 км2, что составляет 3,9% всей поверхности страны. В Силезском воеводстве проживает примерно 4,9 млн человек, что составляет

12,6% польского населения. Существует 68 городов, в том числе 22 - больших городов, где находятся университеты, институты, научные центры. Это один из наиболее промышленно развитых регионов Польши, гарантирующий возможность развития кооперационных отношений. Инвестиционная привлекательность Силезского воеводства подтверждает рейтинг воеводств, проводимый различными исследовательскими институтами. В этих рейтингах оценили: впитывающую способность местного рынка, структуру рынка труда, социальный климат для инвестиций, эффективность экономических преобразований, техническую инфраструктуру и инфраструктуру бизнес-среды. Силезское воеводство в этих исследованиях находится на первых позициях. Занимает первое место с точки зрения инфраструктуры связи, коммуникационной доступности и промышленных объектов. Иностранные инвесторы, действующие на польском рынке, считают этот рынок стабильным, развиваемым и привлекательным. За последние семь лет инвестиции иностранных компаний в Силезском воеводстве оцениваются на десятки миллиардов долларов. О промышленном профиле Силезского воеводства свидетельствует большое количество людей, работающих в промышленности и строительстве. С точки зрения валового внутреннего продукта ВВП, Силезское воеводство занимает второе место в стране после Мазовецкого воеводства.

форума для осуществления совместных мероприятий, имеющих характер инновационных проектов и запуска систем электронной администрации. В марте 2004 г в Катовицах состоялась конференция «Электронное правительство в регионах», организованная Управлением маршала Силезского воеводства в рамках PRELUDE. На этой конференции была представлена концепция проекта Электронной Системы Коммуникации Государственной Администрации SEKAP. В конце июня и начале июля 2005 г. образовался консорциум с местными органами самоуправления, участвующими в совместном проекте SEKAP с использованием средств структурного фонда. Первый этап реализации е-Администрации в Силезском воеводстве завершился в конце 2010 г. Сейчас, в начале 2011 г., реализована дальнейшая часть проекта, названная SEKAP2 [1].

Архитектура системы SEKAP, ее внедрение и планы дальнейшего развития

SEKAP является стратегическим проектом для развития региона, повятов и самоуправления гмин Силезского воеводства. Проект включает в себя: создание телеинформационной среды для предоставления электронных государственных услуг, организационные мероприятия по внедрению и управлению предоставлением государственных

услуг. Предполагается, что внедрение системы SEKAP повлечет за собой модернизацию местной администрации за счет увеличения уровня использования современных информационных и коммуникационных технологий. Благодаря этому увеличится уровень развития административных услуг для физических и юридических лиц в электронном виде и будет оказано влияние на эффективность и прозрачность государственного управления в реализации этих услуг

Реализованная в Силезии система SEKAP является одним из самых масштабных и инновационных проектов в стране, и его архитектуру (подготовленную в 2004-2005 гг.) можно сравнить с государственным проектом е-РиАР (Электронная Платформа Услуг Государственной Администрации е-РиАР, созданная в рамках Плана информатизации государства на 2007-2010 гг.) [2-6]. Проект включал в себя одно учреждение маршала, десять городских повятов, семь земляных повя-тов и тридцать шесть гмин. Реализация проекта была запланирована на период 2005-2008 гг., но из-за финансовых и организационных проблем продлилась до конца 2010 г Проектом, от имени Силезского воеводства (руководителя проекта), управляла бюд тн еди ица илез кого оево -ства - Силезский Центр Информационного Общ -

г

ства SCSI, задачей которого являлся контроль и координация работ, а также ведение мероприятий по дальнейшему развитию проекта. В управлении проектом помогали: руководящий комитет и рабочие группы, состоящие из участников проекта.

Каждый участник проекта SEKAP должен был внести 25% расходов из их собственных средств, а 75% стоимости проекта было возмещено Европейским союзом. В рамках проекта перед учреждением-участником были поставлены требования, которые в основном касались владения соответствующей инфраструктурой сети и ее качества. Партнеры проекта SEKAP были оснащены следующими инструментами для реализации проекта:

- система электронного документооборота SOD;

- платежная система;

- платформа электронных государственных услуг PeUP;

- система для автоматической проверки электронной подписи AWPE;

- платформа электронных форм PFE;

- система безопасности, основанная на Hardware Security Module HSM.

Логическая архитектура системы SEKAP показана на рис. 1.

л

ЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Интерфейс публичных е-услуг

Граждане Бизнес-

Базы данных учреждения Внешние информационные системы

Платформа электронных фор м

Платежная система

SAWPE Верификация электронной подписи

Платформа публичных е-услуг

Система документооборота

i Система безопасности k J к

Система безопасности

Чиновники

Рис. 1. Логическая архитектура системы SEKAP

Источник: авторская работа на основе [9].

На рис. 1 показана логическая связь между всеми модулями системы SEKAP и их назначение. Система SOD выполняет как внутренний документооборот в данном учреждении, так и обеспечивает обмен документами с другими учреждениями. Интерфейс электронных государственных услуг предоставляет каждому потребителю связь с учреждением и возможность отправлять электронные официальные формы, соответствующие для оформления определенных дел, с уведомлением о вручении.

Физическая архитектура системы SEKAP показана на рис. 2.

Основным блоком является Центр обработки данных CPD, который собирает и обрабатывает информацию от граждан, предпринимателей и должностных лиц.

Первые услуги были предоставлены 25 апреля 2008 г В настоящее время в размещенных на сайте http://www.sekap.pl учреждениях деревенских гмин (28), повятов (10), городов (38) и воеводства (2) предоставление услуг располагается в диапазоне 0-14. Отсутствие услуг отмечено только в двух учреждениях: в учреждении деревенской гмины и одном небольшом городе. В учреждениях деревенских гмин предоставление услуг располагается в диапазоне 0-10 услуг, в учреждениях повятов 3-9 услуг, городов и воевод-

г

ства - 0-14 услуг. В среднем в настоящее время учреждениями предоставляется 6,7 услуги.

При разработке концепции электронного правительства в стране специалистами были проведены анализы экономической эффективности реализации такой системы, а также предполагаемых экономических выгод для полной реализации запланированных услуг и их использования заинтересованными сторонами. Автором статьи были проведены испытания уровня развития 20 услуг, рекомендуемых Европейским союзом для внедрения в странах-членах (12 для граждан и 8 для предпринимателей). Принимая полученные результаты испытаний для Силезского воеводства в качестве представителя в целом по стране (средний уровень), проведен анализ предполагаемых экономических выгод текущего уровня предоставляемых услуг в Польше (табл. 1, 2).

Анализ расчетов размера экономических выгод от реализации текущего состояния электронных услуг показывает, что усилия по созданию электронного правительства уже приносят реальные выгоды обеим сторонам, потребителям и государственной администрации. Было подсчитано, что уже в течение года, в случае электронных услуг для граждан, можно сохранить более 244 млн злотых, в том числе сторона потребителей более 160 млн злотых, а сторона администрации более

Л

ФИЗИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Граждане Бизнес-единицы

Матрица-диск Данные

Программный сервер Логика процес сов

Чиновники

Центр обработки данных

Рис. 2. Физическая архитектура системы SEKAP

Источник: авторская работа на основе [9].

Таблица 1

Оценка сбережений в текущем состоянии реализации электронных услуг для граждан*

Название услуги и уровень ее реализации, в % Выгода, млн злотых

Государственная администрация Граждане и предприниматели Итого

Здравоохранение, 50 36,4 19,95 56,35

Социальные пособия, 46 4,0 9,6 13,6

Разрешение на строительство, 51 0,02 0,59 0,61

Полиция - обслуживание заявок, 25 0,1 0,57 0,67

Регистрация транспортных средств, 48 0,58 8,11 8,69

Документы личности, 50 2,5 12,35 14,85

Поиск работы, 47 1,92 13,44 15,36

Адресный стол, 47 0,47 3,85 4,32

Библиотеки, 57 0,39 6,33 6,72

ЗАГС, 50 0,2 3,8 4,0

Подоходный налог, 100 28 80 108

Регистрация в вуз, 59 0,53 11,27 11,8

Итого 75,11 169,86 244,97

* Источник: авторская работа. Таблица 2

Оценка сбережений в текущем состоянии реализации электронных услуг для фирм*

Название услуги и уровень ее реализации, в % Выгода, млн злотых

Государственная администрация Фирмы Итого

Социальное страхование 0 0 0

Налоги от юридических лиц 100 326 55 381

Налог НДС 100 1017 550 1567

Регистрация бизнеса 46 0,12 0,97 1,09

Статистика 100 0,4 2,4 2,8

Таможенная декларация 100 3,3 4,9 8,2

Охрана чистой среды 42 0,08 0,7 0,78

Государственные закупки 50 5003 13,5 5016,5

Итого 6349,9 627,47 6977,37

* Источник: авторская работа.

75 млн злотых. Однако в случае электронных услуг для компаний общая экономия составляет более 6 977 млн злотых, в том числе со стороны фирм 627 млн злотых, а для администрации - более 6 349 млн злотых2. Особенно большие сбережения генерируют «Государственные закупки», которым большое внимание уделяет Европейский союз. Возможность получения значительной экономии подтверждает убеждение создателей проекта, которым является электронная администрация, в необходимости и правильности его реализации.

С конца 2010 г. идет реализация проекта SEKAP2, целью которого является интеграция с существующей электронной платформой е-PUAP. Завершение этого проекта запланировано на 2013 г Основными целями проекта SEKAP2 являются:

- расширение и распространение Системы Электронной Коммуникации Государственной Администрации SEKAP в Силезском воеводстве;

- развитие каталога общественных услуг, предоставляемых Платформой Электронных Государственных Услуг PeUP и Платформой Электронных Форм PFE (около 400 услуг для граждан и компаний, около 150 услуг, обслуживающих обмен документами между офисами);

- создание платформы электронного обучения e-learning для должностных лиц;

- создание сайта PeUP для инвалидов, слабовидящих и пожилых людей;

- внедрение новых функций системы документооборота SOD, коммуникационных интерфейсов с другими системами;

- компьютеризация Департамента охраны окружающей среды, Учреждения маршала;

- развитие аппаратной платформы Центра обработки данных CPD;

2 Учитывая, что в Силезском воеводстве проживает 12,6% населения Польши, при введении электронных услуг для граждан можно сохранить более 30,7 млн злотых, в том числе для потребителей - более 20,16 млн злотых, а для администрации - более 9,45 млн злотых; в случае электронных услуг для компаний общая экономия составляет более 879,10 млн злотых, в том числе для фирм - 79 млн злотых, а для администрации - более чем 799,97 млн злотых.

- разработка и внедрение программного обеспечения SEKAP, обеспечивающего взаимодействие с платформой е-PUAP [7; 8].

Проектом от имени Силезского воеводства управляет бюджетная единица Силезского воеводства - Силезский Центр Информационного Общества SCSI, который контролирует, координирует работу и проводит работу по дальнейшему развитию и присоединению остальных гмин к этому проекту.

Широко используемые компьютеризация и Интернет, будучи инструментами для построения информационного общества, являются причиной огромных перемен и даже революций во многих областях нашей жизни. Сегодня большинство дел можно уже урегулировать электронным способом (например, платежи через электронные банковские услуги). Благодаря компьютеризации, мы, в первую очередь, экономим наше время, а действия во многих областях (особенно в сфере администрации) становятся прозрачными и открытыми.

С помощью реализации проекта SEKAP почти все учреждения в Силезском воеводстве могут предоставлять электронные услуги. Вызывает сожаление то, что некоторые учреждения не вступили в ЕС проект SEKAP и они не интегрированы с другими учреждениями. Эти учреждения должны внедрить систему SEKAP для того, чтобы во всем Силезском воеводстве существовала такая же возможность предоставления электронных услуг. Дальнейшие действия, связанные с осуществлением SEKAP2, подразумевают подключение к этому проекту всех учреждений Силезского воеводства. После выполнения этой задачи и реализации проекта SEKAP2 Силезское воеводство будет готово к подключению к Электронной Платформе Услуг Государственной Администрации е-PUAP.

Таким образом, для достижения полной реализации электронного правительства надо привести к полной интеграции информационные системы внутри учреждений, подключить все учреждения в Силезском воеводстве к системе SEKAP, завершить реализацию проекта SEKAP2 и подключить к общенациональной электронной системе е-PUAP и системе е-PUAP2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На пути более быстрого развития и использования существующих технических возможностей

и информационных систем стоят такие трудности, как необходимость изменения инфраструктуры, изменение процесса функционирования системы государственного правительства, менталитета как служащих лиц, так и заинтересованных в услугах онлайн. Большой проблемой является отсутствие, слишком часто, интеграции систем внутренних офисов, интеграции этих систем с системами других учреждений, откуда можно загрузить данные как необходимые приложения к предоставляемым формам. Чрезмерное расширение этих форм (требуемых документов, которые могут быть загружены офисом из внешних регистров) является препятствием для граждан при использовании услуг в электронном виде.

Список литературы

1. URL: http://www.sekap.pl

2. Banasikowska J., Banasikowski P. Poziom rozwoju e-Government w Polsce / Systemy Wspomagania Organizacji. Pankowska M., Por^bska-Mi^c T., Sroka H. [Red.] AE. -Katowice, 2008.

3. Banasikowska J. Systemy elektronicznego dost^pu do administracji / Systemy Wspomagania Organizacji. Por^bska-Mi^c T., Sroka H. [Red.] ЭА. - Katowice, 2009.

4. Blizniuk G. Plan informatyzacji panstwa na lata 20072010. - Warszawa: MSWiA, 2007.

5. URL: http://www.mswia.gov.pl/ftp/informatyzacja/6454.pdf

6. URL: http://epuap.gov.pl

7. Olszak C., Ziemba E. Kierunki rozwoju spoleczenstwa in-formacyjnego i gospodarki opartej na wiedzy w swietle sl^skich uwarunkowan regionalnych. - Katowice: UE, 2010.

8. URL: http://www.e-slask.pl/pl/artykul/projekty_real-izowane/1275635356/0/21

9. www.silesia-region.pl/doc/2005/07/01/1120566731.ppt

В редакцию материал поступил 20.10.11

Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги, информационное общество, электронные формы, интеграция систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.