УДК 378:796
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СГУГиТ
Ольга Михайловна Капленко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физкультуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected], [email protected]
Елена Акулова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студент группы Э-31
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - одна из составляющих в учебном процессе в вузе. Кафедры физической культуры не являются исключением и наряду с многочисленными спортивными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, так же принимают участие в данной работе. В статье рассматриваются различные аспекты проводимых на кафедре физкультуры СГУГиТ мероприятий НИРС. Так же предлагается к рассмотрению концептуальная модель дальнейшего развития этого нового элемента в системе обучения для данной кафедры.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов (НИРС), концепция развития научно-исследовательской работы на кафедре физкультуры, студенческие научно-методические конференции (НМК), студенческие объединения (СО), Олимпиады по физической культуре в вузе.
THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE SSUGaT
Olga M. Kaplenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a senior lecturer in physical education, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected], [email protected]
Elena Akulova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a student of group e-31
Scientific-research work of students (NIRS) is one of the components in the educational process at the University. Department of physical education are no exception and along with numerous sports and recreational activities are also to take part in this work. The article discusses various aspects conducted at the Department of physical education SSGA activities of NIRS. It is also suggested to consider the conceptual model the further development of this new element in the training system for the Department.
Key words: scientific-research work of students (NIRS), the concept of developmenof scientific-research work at the Department of physical education, student scientific conference (NMK), student Union (CO), Olympiad on physical culture in the University.
Научно- исследовательская работа в СГУГиТ проводиться уже многие годы. В 2017 году состоится 65 -я научно-методическая студенческая конференция СГУГиТ, проводимая в рамках «V фестиваля науки». В ВУЗе работают лаборатории, действуют 43 студенческих объединения. В ноябре 2016 года ректором университета подписан приказ о создании Совета НИРС СГУГиТ, куда входят представители всех кафедр, в т.ч. и кафедры физической культуры.
Для кафедры физической культуры данный вид деятельности, в какой -то мере, является новым направлением. Преподаватели кафедры присоединились к работе НИРС недавно - с 2014года, приняв участие в НМК. Однако с каждым годом повышается активность и все большее количество студентов и преподавателей принимают участие в мероприятиях НИРС. Увеличилось и количество проводимых кафедрой мероприятий. Так в 2016 году кафедра впервые приняла участие в Молодежном форуме «Наука - шаг в будущее» проводимого в рамках IV Всероссийского фестиваля науки. В рамках этого мероприятия были проведены: два «Круглых стола» с участие ведущих спортсменов СГУГиТ - Мастерами спорта, членами сборных НСО по стрельбе, настольному теннису, пауэрлифтингу; встреча с Курбатовым Дмитрием Геннадиевичем - Депутатом Совета Депутатов 6 созыва, 8-и кратным Чемпионом Мира, 5-и кратным Чемпионом Европы, 4 -х кратным победителем Кубка Мира по кикбоксингу.
Впервые прошла внутрикафедральная конференция, в которой приняли участие 37 студентов и 16 преподавателей в качестве научных руководителей. Хочется отметить, что 12 преподавателей первый раз выступили в роли научных руководителей. Цель этой конференции - дальнейшее участие студентов и преподавателей в студенческих НМК как своего ВУЗа, так и других ВУЗах города и региональных и Всероссийских конференциях.
За основу в концепции развития мы предлагаем взять «концептуальную модель» [1]. Концептуальная модель - модель достижения цели, включает в себя три составляющих: исходный уровень, выполнение работы для достижения цели и результат (цель).
Чтобы оценить исходный уровень студентов в направлении научно-исследовательской работы мы предлагаем провести анкетирование. Целью анкетирования будет являться выявление учащихся, когда-либо принимавших участие в конференциях, конкурсах, Олимпиадах по тематике, связанной с физической культурой и спортом. Кроме этого, на наш взгляд, на этом этапе необходимо узнать уровень знаний и понимания студентами многообразия аспектов для проведения исследовательской работы в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Опуская вторую составляющую - выполнение работ для достижения цели (о ней мы скажем ниже) - обратимся непосредственно к результату деятельности в области НИРС. Мы считаем, что понимание учащимися конечной цели поможет им в принятии решения, расширит их представление как о научно-исследовательской работе в целом, так и о работах в этом направле-
нии непосредственно на кафедре физкультуры. Кроме того, имея представление о конечном результате работы, легче создать убедительную мотивацию. Создание мотивации для дальнейшего совместного сотрудничества - немаловажный, а возможно и основной показатель для дальнейшей эффективной работы в направлении НИРС.
Приглашая студентов к участию в НИРС, в первую очередь хотелось бы сделать акцент на то, что, как учеба, так и работа в ВУЗе предполагает не только посещение и преподавание уроков, но и ведение научной работы. Второй убедительный аргумент - это то, что участвуя в различных мероприятиях, проводимых в университете, студенты пополняют портфолио. Кроме этого достижение результатов, а именно - призовые места в конференциях, Олимпиадах, конкурсах, дают возможность получать повышенные стипендии. Многообразие тематик кафедры физической культуры и спорта так же не маловажный фактор в пользу ведения НИР в направлении физической культуры. Собирая статистику, проводя тестирования, опросы, анкетирования, исследуя и обрабатывая данные для своих работ, учатся основам научной деятельности. Являясь объектами самопознания, учащиеся тем самым расширяют свой кругозор [2].
И, наконец, вторая составляющая концептуальной модели - непосредственно сами мероприятия, входящие в НИРС.
За основу мы предлагаем взять проводимый с февраля по декабрь в Новосибирске «Фестиваль науки». В рамках этого мероприятия кафедра физкультуры в 2016 году участвовала: в НМК СГУГиТ; Молодежном форуме «Наука - шаг в будущее»; конкурсе рефератов. Кроме этого 6 студентов нашего ВУЗА приняли участие в межвузовских конференциях, проходивших в СГУПС и НГМУ. В дальнейшем предлагаем расширить данный список следующими мероприятиями:
• конференцией среди кафедр физкультуры ВУЗов Новосибирска, где кафедра ФК СГУГиТ будет являться проводящей;
• Олимпиаду по физической культуре и спорту с учетом будущих специальностей как внутри институтов университета, так и среди институтов и факультетов с возможным привлечением представителей из других ВУЗов;
• мастер-классы по профессионально-прикладной физической подготовке;
• рассмотреть возможность в организации студенческих объединений (СО), как единовременных, так и постоянно действующих. Для этого проводить в течение учебного года «Дни здоровья». А традиционный «День здоровья», проводимый в марте, расширить до «Недели здоровья». Для постоянно действующих СО восстановить и возобновить проведение мониторинга здоровья, по имеющейся на кафедре программе.
В заключение хотелось бы отметить, что кафедра физической культуры и спорта СГУГиТ обладает достаточным потенциалом для расширения и улучшения в направлении НИРС, который может постоянно пополняться но-
выми идеями и предложениями, что будет способствовать и улучшению данных работ в целом для Университета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Капленко О. М. Концептуальная модель дальнейшего развития кафедры физической культуры в современном образовательном пространстве вуза // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С.141-144.
2. Шмер В. В. Применение методик самооценки в физическом воспитании студентов Экономического вуза СМАЛЬТА. 2014. № 4. - С. 67-70.
© О. М. Капленко, Е. Акулова, 2017