УДК 378:796
УНИВЕРСИТЕТ - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Ольга Михайловна Капленко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физкультуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected], o-m- [email protected]
В данной работе проанализирована работа кафедры физкультуры по привлечению студентов к спортивно-массовым и физкультурно-оздоровительным мероприятиям. По полученным данным сделаны выводы и внесены предложения по дальнейшему развитию кафедры физкультуры в статусе кафедры Университета. Так же рассмотрены варианты здоровьес-берегающих форм и технологий.
Ключевые слова: спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, здоровьесберегающие технологии, доминанта здоровья.
UNIVERSITY AS A TERRITORY OF HEALTH: PROBLEMS AND PROSPECTS
Olga M. Kaplenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected], o-m- [email protected]
Activities of Physical Education Department are analyzed as regards attracting students to participating in mass sports and sports and fitness events. On the basis of the analysis, conclusions are drawn and suggestions on further development of PE Department are put forward. Some types of health-protecting forms and technologies are also considered.
Key words: mass sports, sports and fitness events, health-protecting technologies, health dominant.
8 декабря 2014 года вышел приказ Минобрнауки РФ о переименовании ФГБОУ ВПО «СГГА» в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет геосистем и технологий», СГУГиТ. Безусловно, это важное событие стало долгожданным и приятным известием, как студентов, так и для преподавателей вуза, в том числе и преподавателей кафедры физической культуры. Хотелось бы, чтобы это событие стало началом нового этапа в работе кафедры, и чтобы работа эта приносила как можно больше пользы, как для учащихся, так и для всех сотрудников университета.
В университете, как впрочем, и любых других учебных организациях, неизменным остается то, что постоянно идет педагогический процесс. Кроме того ВУЗ - последняя инстанция в образовательной цепи, где молодежь посещая уроки наряду с преподавателем, участвует в этом процессе. И, как бы не назывались эти учебные заведения: школа, лицей, колледж, вуз, в которых растет,
взрослеет, получает профессию молодое поколение главная педагогическая цель всегда одна - формирование личности обучающихся. Кроме этого, как и прежде приоритетными остаются задачи: образовательная, воспитательная и оздоровительная. Безусловно, задачи эти важны в равной мере в ходе учебного процесса. Причем не важно, о каком предмете идет речь, будь-то гуманитарные или точные науки, физкультура, иностранный язык или высшая математика.
Ранее мы уже рассматривали различные варианты дальнейшего развития кафедры. В частности: концепцию дальнейшего развития кафедры физкультуры [1]; развитие физической культуры в условиях современной модели высшего образования[2]; приводили примеры проводимой оздоровительной работы на кафедре[3]; и др. Многое из предложенного в этих работах остается актуальным и на сегодняшний день.
В нашей работе мы коснемся только одной составляющей учебного процесса - оздоровительной. Начнем с обзорной статистики.
В СГУГиТ 2058 студентов обучаются на 1-3 курсах, т.е. получают зачет по физкультуре занимаясь в каких-либо группах. Эти студенты распределяются по отделениям следующим образом: регулярно занимаются спортом - 13.5% (278 чел), отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу - 3.7% (76 чел), полностью освобождены от практических занятий по физической культуре - 8,5% (175чел). Остальные 73% (1529 чел) посещают академические занятия в среднем на 50%
Если сопоставить количество студентов, занимающихся в вышеуказанных группах с мероприятиями, проводимыми согласно Календарного плана спортивного клуба СГУГиТ, то мы увидим следующую картину: на занимающихся в спортивных секциях студентов 1-3 курсов приходится 84 мероприятия. Для студентов основной группы мы можем предложить 4 мероприятия - Универсиада «Первокурсник», Спартакиада СГУГиТ, «Лыжня России», «День здоровья». Для студентов СМГ и освобожденных от практических занятий согласно Календарного плана- 1 мероприятие - « День здоровья» и можно предложить СМГ участие в «Лыжне России», если нет противопоказаний. Если же взять общее число обучающихся на дневном отделении с 1 по 5 курс, то соотношение будет следующим: из 2849 (данные на начало 2015 года) в спортивно - массовых мероприятиях участвуют 426 студентов (данные из отчета Спортивного клуба ). Справедливости ради отметим, что отношение студентов ПСМ к количеству мероприятий показано обзорно и, безусловно, требует более тщательного анализа.
Хотелось бы заострить внимание на количество студентов в основной, СМГ и особенно студентах, освобожденных от практических занятий. Число это постоянно варьирует. Причина этому, на наш взгляд, в первую очередь отсутствие медицинского осмотра на 1 курсе в начале учебного года. Это является основной проблемой, которая уже в течении нескольких лет остается не решенной. Особую тревогу вызывает количество студентов, освобожденных от практических занятий. За период с сентября 2014г. по март 2015г. количество
их выросло с 90 до 170 человек. Возникает вопрос: что это? За период сессии студенты заболевают так, что не могут заниматься даже в СМГ или же существует иная причина? Это еще одна проблема кафедры - «миграция» студентов в течение семестра из одной группы в другую.
Материальная база университета - еще одна составляющая, вызывающая различные чувства: от гордости до огорчения. Гордости за то, что в стенах нашего зала готовят спортсменов от 1 юношеского разряда до уровня мастеров спорта. И в то же время огорчения от количества и качества инвентаря и состояния других помещений и площадок, предназначенных для большинства студентов о которых говорилось выше.
Проведя данный анализ, мы пришли к выводу, что существуют определенные проблемы как объективные, так и субъективные. Какие- то из них можно решить педагогическим составом кафедра, а в каких-то без помощи вышестоящего руководства просто невозможно обойтись. Из всего вышеизложенного мы предлагаем следующее:
1. Для участия большего количества студентов в спортивно - массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях привлекать их к участию в различных видах данных мероприятий в качестве волонтеров, зрителей. Включить в зачетные требования обязательное посещение таких мероприятий.
2. В начале учебного года приступать к проведению практических занятий со студентами 1 курса только после прохождения медицинского осмотра, или же приступать к занятиям по отдельному приказу руководства. Кроме этого, для распределения их по учебным группам - основной, подготовительной и специальной медицинской (СМГ) проводить мониторинг и тесты, для определения исходного уровня физической подготовки и физического развития.
3. Сократить число освобожденных от практических занятий студентов. Для этого: совместно со здравпунктом университета более ответственно подходить к направлениям в данную группу. Рассмотреть возможность перераспределения студентов в другие отделения для выполнения различных видов работ, не противоречащих противопоказаниям поставленного диагноза.
4. Руководству университета и кафедры продолжать работу по улучшению материально- спортивной базы академии, пополнению и замене спортинвентаря, подготовки хоккейной коробки в зимний период времени. Рассмотреть вопрос о возможности аренды залов и бассейнов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Капленко О. М. Концептуальная модель дальнейшего развития кафедры физической культуры в современном образовательном пространстве вуза // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 141-144.
2. Самохин В. И., Куницкая Т. А. Развитие физической культуры в СГГА в условиях современной модели высшего образования // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета : сб.
материалов Международной научно методической конференции, 3-7 февраля 2014 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч 3. - Новосибирск: СГГА, 2014. - С. 220-224.
3. Сырецкая Г. П., Красноштанова О. А. День здоровья в СГГА // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГТА, 2014. Т. 2. - С. 145-149.
© О. М. Капленко, 2015