E.A. and Nefedova E.Y. (2013), “Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
2. Zelenkina, I.N. and Zagrevsky, J.I. (2011), “Features of physical readiness of young sportswomen in rhythmic gymnastics”, the Messenger of Tomsk State University. Psychology and pedagogics, No. 348, pp. 115-119.
3. Ivanova, E.V. (2008), “The sensitive periods of development of specific coordination of movements of hands at girls of 4-8 years which are going in for rhythmic gymnastics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 37-41.
4. Terekhina, R.N. and Burda-Andrianova L.V. (2008), “Complexity of competitive programs of gymnasts”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 91-94.
5. Terekhina, R.N., Burda-Andrianova, L.V., Dobreva, T. and Dondi, O. (2008), “Expert evolution of performing skills at world competitions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 99-102.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2013.
УДК 796.966
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТКОВ С СИНТЕТИЧЕСКИМ ЛЬДОМ
Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор,
Елена Владимировна Хомко, преподаватель,
Анатолий Михайлович Царьков, доцент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Формирование спортивного резерва в хоккее с шайбой наталкивается на катастрофическую нехватку льда для организации и проведения полноценного учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов. Разрешение этой проблемы авторы видят в массовом внедрении синтетического льда и строительстве соответствующих хоккейных площадок, которые в ближайшей перспективе способны решить проблему спортивного резерва, кроме того, доступность и дешевизна хоккейных коробок из синтетического льда, способных функционировать круглогодично, является весомым подспорьем в деле формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья населения России.
Ключевые слова: синтетический лед, спортивный резерв, хоккей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p125-128 THE CONCEPT OF DEVELOPMENT AND USE OF SKATING RINKS WITH
SYNTHETIC ICE
Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Elena Vladimirovna Homko, the lecturer,
Anatoly Mikhaylovich Tsarkov, the senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Formation of the sports reserve in ice hockey encounters the catastrophic shortage in ice for the organization and carrying out the full educational and training process for the young hockey players. Authors see the solution of this problem in mass introduction of synthetic ice and construction of the corresponding hockey platforms, which are in the short term capable to solve a problem of the sports reserve.
Availability and low cost of hockey boxes with the synthetic ice, capable to function all the year round, is powerful help in formation of a healthy lifestyle and improving of health of the population of Russia.
Keywords: synthetic ice, sports reserve, hockey.
Формирование спортивного резерва в современном хоккее наталкивается, в первую очередь, с проблемой, существующей в детско-юношеском хоккее, а именно, катастрофической нехваткой льда для проведения полноценной подготовки. У детско-юношеского хоккея, в контексте материально-спортивной базы, существуют такие серьезные конкуренты, как фигурное катание и шорт-трек, которые также являются олимпийскими и медалеемкими видами спорта, а поэтому хоккей не имеет, по сравнению с ними никаких преференций. В этой связи мы предлагаем концепцию развития и использования катков с синтетическим льдом, являющуюся составной частью более общей концепции развития детско-юношеского хоккея в России.
Под концепцией (от лат. conceptio — понимание, система) обычно подразумевают, способ понимания, трактовки какого либо предмета, явления, процесса, основной точки зрения на предмет или явление, руководящей идеи для их систематического освещения [1, 3-5]. Инновационной составляющей этой концепции является использование синтетического льда [2].
Идея разработки и развития программы использования синтетического льда, а также строительство таких катков и их эксплуатация на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области возникла одновременно с развитием общей концепции программы благотворительного фонда «Ладога» - «Добрый лед», направленной на поддержку и развитие детского спорта.
Идея носила «пилотный» характер, т.е. на территории или в помещениях детских садов, начальных школ или других образовательных учреждений разместить синтетические покрытия (лед) для привлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста в группы обучения катанию на коньках.
На начальном этапе разработки проекта планировалось установить такое синтетическое покрытие в двух учебно-воспитательных учреждениях (детский сад и школа). Однако при углубленном изучении деталей проекта, а также проанализировав подобный опыт развитых хоккейных держав (Канада, США, Швеция, Финляндии и др.), был выявлен ряд трудностей, связанных со спецификой работы на синтетическом льду и отсутствием опытных тренеров. Таким образом, перед Академией хоккея встала задача подготовки специализированных тренерских кадров для работы в этих новых условиях.
Тем не менее, исследовательская работа в этом направлении наглядно показала, что мы на правильном пути, а именно то, что, учитывая крайний дефицит льда для тренировок и обучению детей, «синтетика» имеет ряд преимуществ:
- низкая стоимость установки и эксплуатации синтетических покрытий и вследствие этого доступность для широких слоев населения, особенно при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- удобство и территориальная доступность для занятий детей в густонаселенных жилых районах, по месту жительства;
- дети намного уверенней и спокойнее чувствуют себя в начально-переходный период привыкания;
- меньшая скорость скольжения упрощает для ребенка процесс освоения базовых навыков владения коньками;
- значительно меньше падений и соответственно значительно уменьшается вероятность получения травм и ушибов;
- сухое покрытие и тепло в помещении значительно снижают вероятность получения простудных заболеваний;
- с точки зрения навыков и уровня техники, которым овладевают дети, на этом этапе обучения нет никакой разницы между занятиями на синтетическом или натураль-
ном льду;
- синтетический лед уже давно используется в западных странах, культивирующих хоккей.
Исходя из вышеизложенного, в ходе реализации проекта было принято совместное с фондом решение об установке двух ледовых площадок: одну - в помещении детского сада, вторую - на территории НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
Первый каток был встроен в помещение площадью 60 м2 в НОУДО «Звездочка» в Выборгском районе Санкт-Петербурге и используется для обучения детей первичным навыкам катания. Церемония его открытия состоялась 22 мая 2013 года.
Вторая площадка с синтетическим льдом площадью 202 м2 на территории НГУ им. П.Ф. Лесгафта предусматривает многофункциональное использование и, в первую очередь, для подготовки тренерских кадров (практические занятия и мастер-классы для студентов кафедры хоккея Университета). Кроме того, как и в случае с первой площадкой, синтетический лед будет использоваться для занятий с воспитанниками близлежащих детских дошкольных учреждений по обучению технике катания на коньках и владению клюшкой с последующим совершенствованием полученных навыков.
Все эти мероприятия в дальнейшем дадут мощный импульс развитию такого вида обучения на синтетическом льду.
Тем самым подготавливается базис для разработки федеральной программы «1000 хоккейных коробок», во многом напоминающую успешную программу «1000 футбольных полей». Следует напомнить, что в 70-80 гг. прошлого века в СССР практически в каждом микрорайоне была хоккейная коробка, а приоритет советской школы хоккея не вызывал сомнения во всем Мире.
Доступность и дешевизна хоккейных коробок из синтетического льда, способных функционировать круглогодично, является весомым подспорьем в деле формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья населения России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин,
B. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97).
- С. 35-41.
2. Кофанов, В. Синтетический лед не уступает натуральному! / В. Кофанов // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2010. - № 4 (51). - С. 30-34.
3. Мутко, В. Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В. Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
4. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев,
C.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
5. Чистяков, В. А. Нормативно-подушевое финансирование учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 89-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
2. Kofanov, V. (2010), "Doesn't concede synthetic ice to the natural!", Construction and operation of sports constructions, No. 4 (51), pp. 30-34.
3. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), “The concept of extra phys-
ical education lessons and the first experience of its implementation”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
4. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov ,V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.
5. Chistyakov V.A. (2008), “Standard and per capita financing of establishments of additional education of children of a sports orientation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 89-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2013.
УДК 796.01:61; 796.01:57
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ, В ПЕРИОД ИСПЫТАНИЙ БАД
«ЭПСОРИН»
Раиса Ивановна Платонова, доктор педагогических наук, профессор; Семен Демьянович Халыев, старший преподаватель; Анна Дмитриевна Павлова, старший преподаватель; Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия); Сергей Дмитриевич Неверкович, доктор педагогических наук, профессор; Российский государственный университет физической культуры спорта, туризма и молодежной политики (ГЦОЛИФК), г. Москва; Борис Моисеевич Кершенгольц, доктор биологических наук, профессор, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Аннотация
В статье раскрывается характер современного спорта и его воздействие на психофизиологическое состояние спортсмена высокой квалификации. Описываются биологически активные средства (БАД), применяемые в качестве компенсирующего средства для восстановления или повышения психоэмоциональных и физических возможностей организма спортсменов. Дается описание БАД «Эпсорин» из природного северного растительного сырья, методика его применения спортсменами-пулевиками в предсоревновательный период и результаты проведенного исследования.
Ключевые слова: спорт высших достижений, биологически активная добавка, «Эпсорин», реакционная тревожность, мотивационная направленность, психоэмоциональное состояние.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p128-133
STUDY OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF THE ATHLETES INVOLVED IN RIFLE SHOOTING DURING TESTS OF BIOLOGICALLY ACTIVE SUPPLEMENTS
"EPSORIN"
Raisa Ivanovna Platonova, the doctor of pedagogical sciences, professor; Simeon Demyanovich Halyev, the senior teacher; Anna Dmitriyevna Pavlova, the senior teacher, North East Federal University of a name ofM.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia); Sergey Dmitriyevich Neverkovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture of Sports, Tourism and Youth Policy, Moscow; Boris Moiseevich Kershengol'c, the doctor of biological science, professor, North East Federal University of a name of M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)
Annotation
The article deals with the nature of contemporary sports and its effect on psycho-physiological state of the athlete. It describes the biologically active means (BAD), used as a compensating to restore or improve the emotional and physical capabilities of the organism of athletes. It describes the BAD