УДК 796. 966
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ХОККЕЙ
Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), Уфа; Андрей Валерьянович Точицкий, кандидат педагогических наук, управляющий директор, ХК «СКА», Санкт-Петербург
Аннотация
В настоящей статье проведен анализ содержания введенного в действие федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей. На основе проведенного аналитического исследования и сравнения выявлены недостатки, влияющие на: эффективность учебно-тренировочного процесса, организацию соревновательной деятельности юных хоккеистов на всех этапах подготовки, управление организационной работой спортивной школы (отделения, секции) по хоккею с шайбой и организацию подготовки юных хоккеистов. С помощью анализа литературных источников в области хоккея сравнены между собой более ранняя информация, представленная в программах подготовки, с практической организацией работы хоккейной школы (секции, отделения) и информация, представленная в федеральном стандарте по виду спорта хоккей. Выводы соответствуют поставленной цели исследования и его содержанию. Список литературы носит специализированный характер. Результаты аналитического исследования могут применяться различными специалистами в области практической подготовки юных хоккеистов.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, спортивная подготовка, учебно-тренировочный процесс, федеральный стандарт, хоккей, юные хоккеисты.
ANALYSIS OF CONTENT OF THE FEDERAL STANDARD OF SPORTS PREPARATION IN SECTION OF SPORT HOCKEY
Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Russia, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ufa State Aviation Technical University, Ufa; Andrey Valerya-novich Tochitsky, the candidate of pedagogical sciences, managing director, HC "SKA ",
St. Petersburg
Annotation
The present article represents the content analysis of the Federal Standard in force on athletic performance in hockey. On the basis of the carried out analytical research and comparison, the authors detected the deficiencies affecting the following: the efficiency of the training process, the arrangement of the competitive activity of young hockey players at all training stages, the management of the organizational work of the ice hockey sports school (departments, sections) and arrangement of young hockey players training process. By analyzing the literature sources in the field of hockey, the earlier data represented in the training programs have been compared with the practical work arrangement at hockey sports school (sections, departments) and data represented in the Federal Standard in hockey. The conclusions comply with the set goal and its content. Reference list contains references to the specialized literature. The obtained results could be applied by various specialists in the field of young hockey players practical training.
Keywords: competitive activity, athletic performance, training process, federal standard, hockey, young hockey players.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент в хоккее, в частности, школах дополнительного образования (секциях, отделениях) по хоккею с шайбой происходят определенные изменения и про-
цессы. Так, утвержден и введен в действие Приказ Минспорта России [9, с. 7]. Также в соответствии с законом [8, с. 19] «... организации, осуществляющие спортивную подготовку, обеспечивают соблюдение федеральных стандартов спортивной подготовки, разрабатывают и реализуют на основе данных стандартов программы спортивной подготовки».
Обзор и анализ литературных источников [1-7] показывает, что последние исследования посвящены совершенно другим исследованиям, в то время как без соответствующих документов функционирование и управление хоккейной организацией невозможно.
МЕТОДИКА
Источником информации служили сведения, полученные с помощью анализа федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей (ФСВСХ). Анализировалось содержание ФСВСХ и его приложения. Параллельно происходило сравнение его содержания с практической организацией работы хоккейной школы (секции, отделения).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основе анализа ФСВСХ нами были выявлены следующие преимущества и недостатки, представленные ниже.
I. Недостатки:
1. Пункт V, п.п. 10 ФСВСХ гласит, что «... тренировочный процесс спортивной организации ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели». Поэтому внимательно рассмотрим приведенные ниже таблицы 1 и 2. Таблица 1 - Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки, %
Разделы подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
Начальной подготовки Спортивной специализации Совершенствования спортивного мастерства
1 год Свыше года До 2 лет Свыше 2 лет
Общая физическая 13-47 13-17 13-17 13-17 9-11
Специальная физическая 4-6 4-6 9-11 9-11 9-11
Техническая 35-45 35-45 26-34 18-23 13-17
Тактическая, теоретическая, психологическая 9-11 9-11 9-11 9-11 13-17
Игровая 22-28 22-28 26-34 31-39 35-45
Соревнования, тренерская и судейская практика 5-8 5-8 5-8 5 - 8 10-15
Таблица 2 - Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
№ Этапный норматив, количество Этапы и годы спортивной подготовки
Начальной подготовки Тренировочный этап Совершенствования Спортивного мастерства
До года Свыше года До 2 лет Свыше 2 лет
1 Часов в неделю 6 7 9 12 14
2 Занятий в неделю 4 4-5 5-6 5-7 7-12
3 Часов в год 312 364 468 624 728
4 Занятий в год 208 260 312 364 624
Из приведенных таблиц 1 и 2 сделаны следующие выводы, приводящие к разногласиям:
- объем на виды подготовки (таблица 1) и нормативы максимального объема тренировочной нагрузки (таблица 2) рассчитаны на 52 недели. Из этого следует, что необходимо проводить круглогодичную подготовку юных хоккеистов. Однако практически большинство хоккейных школ (секций, отделений, организаций и т.п.) осуществляют
подготовку 46 недель и менее. Поэтому тренеры не могут проводить учебно-тренировочные занятия, оставшиеся 6 недель. Каким образом вписывать учебно-тренировочные занятия в учетную документацию, когда команды, тренерский и административный состав спортивной организации в отпуске - непонятно.
- в таблице 1 представлены соотношения объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки в процентах, но не конкретные, а в достаточно широком диапазоне. Однако опыт работы в хоккейных организациях и умение вести учетную документацию показывает, что вначале подсчитываются минуты и часы на подготовку, которые впоследствии переводятся в %. Здесь же видно обратное действие. Это может приводить к тому, что при заполнении учетной документации необходимо подстраиваться под проценты, что в корне не верно.
- объемы на психологическую, тактическую и теоретическую подготовки сведены в единый блок. Однако это совершенно разные виды подготовки и, следовательно, и объемы на них также необходимо представлять раздельно.
2. Внимательно рассмотрим приведенную ниже таблицу 3.
Таблица 3 - Планируемые показатели соревновательной деятельности
№ Виды соревнований (игр) Этапы и годы спортивной подготовки
Начальной подготовки Спортивной специализации Совершенствования спортивного мастерства
До года Свыше года До 2 лет Свыше 2 лет
1 Контрольные 1 1 1 2 2
2 Отборочные - - 1 2 2
3 Основные 2 2 2 2 2
4 Всего игр 22 28 36 46 64
Из таблицы 3 следует:
- в течение сезона командам необходимо принять участие в определенном количестве игр - в зависимости от этапа подготовки, а из таблицы 1, что игрокам также необходимо принять участие еще в тренерской и судейской практике. Однако связать эти данные между собой не представляется возможным: соотношения % и часов не сходятся между собой - при переводе % в часы и переводе часов в % получаются разные показатели;
- представлены планируемые показатели соревновательной деятельности для хоккеистов на этапах подготовки. Однако указанное количество игр в них не соответствуют %, представленным в таблице 1 в графе «участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика»;
- на этапе начальной подготовки (ЭНП) нет взаимосвязи с особенностями и содержанием подготовки команды к сезону и подготовки команды в течение сезона; также не указано длительность времени проведения одной игры для ЭНП. А это необходимо для управления подготовкой и соревновательной деятельности, т.к. команды еще не принимают участие в розыгрыше Первенства России;
- на тренировочном этапе (ТЭ) до 2 лет нет взаимосвязи с: регламентами Первенства России, т.к. в каждом регионе свой Регламент и количество команд в группе «1» и группе «2»; особенностью подготовок команд к сезону; не указано время проведения на одной игры для групп, не принимающих участие в играх на Первенство России;
- на ТЭ свыше 2 лет нет взаимосвязи с: регламентами Первенства России, т. к. в каждом регионе свой Регламент и количество команд в группе «1» и группе «2»; особенностью подготовок команд к сезону; не указано время на одну игру для команды, принимающей участие в играх на Первенство России;
- на этапе спортивного совершенствования нет взаимосвязи с регламентами Первенства России, т.к. в каждом регионе свой Регламент и количество команд в группе «1»; особенностью подготовок команд к сезону; не указано время на 1 игру для команды,
принимающих участие в играх на Первенство России.
3. Внимательно рассмотрим приведенную ниже таблицу 4. Таблица 4 - Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц,
№ Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
1 Начальной подготовки 3 9 12-14
2 Спортивной специализации 5 10 8 -10
3 Совершенствования спортивного мастерства Без ограничений 13 2-6
Из таблицы 4 следует:
- в названии таблицы фигурирует фраза: «... минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах.», а в 4 столбе этой таблицы - наполняемость групп. Значит, если в группе меньше игроков, то провести занятие нельзя? Если это минимальное количество лиц в подгруппе, то в связи, с чем название столбца - другое?
- в названии таблицы фигурирует фраза: «... минимальный возраст для зачисления в группы.». Значит, на ЭНП дети начинают заниматься с 9 лет. Но дети возраста 8 лет не относятся на данный момент к спортивно-оздоровительному этапу;
- если тренировочный этап по продолжительности 5 лет, то как возможно зачисление ребенка на этап спортивного совершенствования в 13 лет?
II. Преимущества:
Как и в других документах, также и в ФСВСХ, присутствуют и преимущества. Приведем и их:
1. ФСВСХ частично регламентирует организацию процесса в хоккейной организации: учебно-тренировочный, воспитательный, образовательный, соревновательный этапы.
2. Частично систематизирует работу и направления работы в хоккейных организациях РФ.
3. По данному ФСВСХ каждой хоккейной организации необходимо разработать и утвердить такую свою программу подготовки, которая в зависимости от различных обстоятельств - количества человек в группах, уровня подготовленности воспитанников, количества групп, времени на учебно-тренировочные занятия на льду и вне льда и прочее - была бы эффективной.
ВЫВОДЫ
1. Проведенный анализ федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей позволил выявить как существующие разногласия между его требованиями и практической организации работы в хоккейных школах (секциях, отделениях), так и преимущества.
2. Ориентация работы хоккейной школы (отделения, секции) на стопроцентное содержание федерального стандарта по виду спорта хоккей вносит определенные разногласия и противоречия в организацию учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности юных хоккеистов и вынуждает сотрудников хоккейной школы (отделения, секции) вести двойную учетную документацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газимов, И.Р. Методика подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / И. Р. Газимов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 2631.
2. Ишматов, Р.Г. Подготовка хоккеистов в ДЮСШ и СДЮШОР : учеб.-метод. пособие / Р.Г. Ишматов, В.В. Шилов ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2008. - 78 с.
3. Никонов, Ю.В. Подготовка юных хоккеистов : учеб. пособие / Ю.В. Никонов. - Минск : Асар, 2008. - 320 с.
4. Петрушкина, Н.П. Комплексный контроль в системе управления подготовкой высококвалифицированных хоккеистов : учеб. пособие / Н.П. Петрушкина, Е.Ф. Сурина-Марышева, В.А. Пономарев ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2007. - 68 с.
5. Плотников, В. В. Методика технико-тактической подготовки хоккеистов : монография / В. В. Плотников. - Ижевск : ИПЦ «Малотиражка», 2014. - 127 с.
6. Плотников, В.В. Критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / В. В. Плотников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 186-190.
7. Рафиков, Д.Р. Критерии оценки эффективности выступления игроков в составе команды хоккеистов на этапе углубленной специализации / Д.Р. Рафиков, В.В. Плотников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 114-118.
8. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон : [принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г. : одобр. Советом Федерации 23 ноября 2007 г.]. - Екатеринбург : Ажур, 2014. - 170 с.
9. Российская Федерация. Приказы. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей : приказ : [принят Минспортом России 27 марта 2013 г. : зарегистрирован в Минюсте России 03 июня 2013 г.]. - М. : Министерство спорта РФ, 2013. - 18 с.
REFERENCES
1. Gazimov, I.R. (2015), "Technique of training of hockey players at a sports stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 26-31.
2. Ishmatov, R.G. and Shilov, V. V. (2008), Training of hockey players in sports school and sports school, St. Petersburg.
3. Nikonov, Yu.V. (2008), Training of young hockey players, Asar, Minsk.
4. Petrushkina, N.P., Surin-Maryshev E.F. and Ponomarev, V.A. (2007), Complex control in a management system training of highly skilled hockey players, Chelyabinsk.
5. Plotnikov, V.V. (2014), Technique of technical and tactical training of hockey players: monograph, "Malotirazhka", Izhevsk.
6. Plotnikov, V.V. (2016), "Criteria influencing efficiency of forming of groups of players in team at hockey players at a sports stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 186-190.
7. Rafikov, D.R. and Plotnikov, V.V. (2015), "Criterion for evaluation of efficiency of a performance of players in line-up of the team of hockey players at a stage of profound specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 114-118.
8. Russian Federation. Laws. About physical culture and sport in the Russian Federation (2014), Openwork, Yekaterinburg.
9. Russian Federation. Orders. Federal standard of sports preparation by the form sport hockey (2014), Ministry of Sport of the Russian Federation, Moscow.
Контактная информация: Plot17@list.ru
Статья поступила в редакцию 10.10.2016