собность, так и на общее состояние организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков А. А. Нестеров ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 2-е изд. - М. : Академия , 2008. - 528 с. - ISBN 978-5-7695-5245-8.
2. Голякова, Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток педагогического вуза по оздоровительной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голякова Н.Н. - Сургут, 2003. - 22 с.
3. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка: знать и уметь : учеб. пособие / Ю.И. Гришина. - 4-е изд. - Ростов на-Дону : Феникс, 2014. - 249 с. - ISBN 978-5-222-21447-3.
4. Губанищева, А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка менеджеров во внеучебное время / А. А. Губанищева // Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 1. Том 28. -Одесса : Куприенко, 2012. - С. 88-91.
5. Зыков, П. Л. Совершенствование физического воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зыков П. Л. - Улан-Удэ, 2003. - 22 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : практикум : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М. : Академия, 2008. - 144 с. - ISBN 9785-7695-4948-9.
REFERENCES
1. Barchukov, I.S. and Nesterov, A.A. (2008), Physical Culture and Sports: methodology, theory, practice : teaching guide for universities, Academy, Moscow, ISBN 978-5-7695-5245-8.
2. Golyakova, N.N. (2003), Professionally applied physical training students of pedagogical high school on improving aerobics, dissertation, Surgut.
3. Grishina, Yu.I. (2014), General physical training: To know and be able to: teaching guide, Phenix, Rostov-on-Don, ISBN 978-5-222-21447-3.
4. Gybanisheva, A.A. (20012), "Professionally applied physical training of managers outside the classroom", Collection of scientific papers SWorld. - Release that books 28, publishing house KUPRIENKO, Odessa, pp. 88-91.
5. Zukov, P.L. (2003), Improvement ofphysical education of students in vocational schools, dissertation, Ulan-Ude.
6. Zeer, E.F. and Pavlova, A.M. (2008), Vocational Education Psychology: workshop : teaching guide for students of universities, Academy, Moscow, ISBN 978-5-7695-4948-9.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 796.966
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХОККЕЯ С
ШАЙБОЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Иван Александрович Чичелов, аспирант, Игорь Владимирович Захаркин, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, доцент, главный тренер ХК «Салават Юлаев» (Уфа); Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Андрей Валерьянович Точицкий, кандидат педагогических наук,
преподаватель, управляющий директор, ХК «СКА» (Санкт-Петербург), Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Студенческий хоккей при грамотной организации и финансировании в обозримом будущем может преобразоваться в эффективную систему подготовки квалифицированных специалистов в области хоккея с шайбой. В данной статье представлены результаты естественного педагогическо-
го эксперимента продолжительностью два года, организованного с целью на практике оценить возможность подготовки квалифицированных специалистов в области хоккея с шайбой, а также повышения их спортивной квалификации без отрыва от образовательного процесса в вузе
Ключевые слова: хоккей, студенческий хоккей, студенческий спорт, учебно-тренировочный процесс, подготовка квалифицированных специалистов.
IMPROVING METHODOLOGY OF TRAINING OF QUALIFIED ICE HOCKEY SPECIALISTS IN TERMS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY Ivan Alexandrovich Chichelov, the post-graduate student, Igor Vladimirovich Zakharkin, the
candidate of pedagogical sciences, honored trainer of Russia, senior lecturer, head coach of HC "Salavat Yulaev" (Ufa), Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Andrey Valeryanovich Tochitsky, the candidate of pedagogical sciences, teacher, managing director of HC "SKA " (St. Petersburg), The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Student hockey under the competent organization and funding can be transformed into an effective system of training of the qualified ice hockey specialists in the near future.
This article presents the results of two years natural pedagogical experiment. It was organized for assessing the possibility of increasing the student sports qualification after trained in the Youth and Sports School ice hockey in the Russian Federation in the conditions of the educational process at the university.
Keywords: hockey, student hockey, student sport, training process, competitive activity, training of qualified specialists.
ВВЕДЕНИЕ
30 октября 2014 года на Х съезде Российского союза ректоров Президент РФ Путин В.В. в одном из пунктов своего выступления поставил общегосударственную задачу перед Высшей школой - воспитание здоровых и образованных граждан нашей страны (http://www.kremlin.ru/events/president/news/46892). 19 октября 2014 года за несколько дней до съезда на совещании у заместителя Министра спорта РФ Нагорных Ю.Д. было принято решение, что Министерство спорта РФ, общероссийская общественная организация «Федерация хоккея России» (далее - ФХР), некоммерческое партнерство «Молодежная хоккейная лига», общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз» войдут в число учредителей Студенческой Хоккейной Лиги (http://fhr.ru/main/ofnews/card/?id_4=9891). Дальнейшие структурные изменения в ФХР (http://fhr.ru/main/news/card/?id_4=11117), произошедшие в августе 2015 года, также должны положительно сказаться на состоянии студенческого хоккее в России. По новой концепции, предлагаемой ФХР, студенческий хоккей должен дополнить систему внутренних соревнований по хоккею, проводимых в России в сезоне 2015/16 гг.
24 сентября 2015 года на полугодовом конгрессе Международной федерации хоккея на льду (ИИХФ, англ. IIHF) ФХР представила президенту ИИХФ Рене Фазелю, совету ИИХФ и руководителям национальных федераций новую структуру управления и функционирования. В частности, первый вице-президент ФХР Ротенберг Р.Б. рассказал о «предстоящем реформировании студенческой лиги»
(http://fhr.ru/main/news/card/?id_4=11207). А уже 17 декабря 2015 года председатель правления ФХР Ротенберг А.Р. в своем интервью рассказал об одной из программ, внедряемых ФХР: «Сейчас в нашей стране около 100 разрозненных студенческих команд, нерегулярно участвующих в каких-то первенствах. Если с помощью федеральной программы мы повысим это число, дадим студентам возможность играть в хоккей, выступая за свой вуз, у нас многократно вырастет число занимающихся. Они вряд ли бросят играть в более взрослом возрасте, и приведут в наш спорт своих детей» (http://www.sport-express.ru/hockey/europe/reviews/948786/).
24 мая 2016 года на основании рекомендаций Министерства спорта РФ учреждена всероссийская Студенческая хоккейная лига (далее - СХЛ) (Шр://Шг.ги/тат/пе,№8/саг11/?111_4=12157), а уже 21 октября 2016 года стартовал первый в истории российского хоккея полноценный сезон всероссийской СХЛ (http://studentsport.ru/mainnews/4756251/). Создание СХЛ является важным этапом реализации поручений Президента РФ В.В. Путина (Пр-905 от 11.05.2016 г.) по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, которое состоялось в Казани 22 апреля 2016 года (http://kremlin.ru/events/president/news/51776).
МЕТОДИКА
В связи с возрастающей нехваткой квалифицированных специалистов в области хоккея с шайбой разработка и поиск новых модифицированных и комплексных методических программ повышения образовательного уровня и профессиональной квалификации участников образовательного процесса в НГУ им. П.Ф. Лесгафта является важным направлением деятельности кафедры теории и методики хоккея. Современная образовательная система подготовки тренерских кадров требует корректировки, а создание СХЛ может в этом вопросе выступать в качестве отправной точки по привлечению к образовательному процессу заинтересованных в качественном образовании хоккеистов, не задействованных на профессиональном молодежном уровне, который в свою очередь не позволяет полноценно и качественно осваивать образовательную программу, предлагаемую Министерством Образования РФ. Примеры успешного взаимодействия спортивной и образовательной деятельности хоккеистов уже имеют место в международной образовательной практике в образовательных институтах Швеции (http://www.lifeinhockey.ru/publikatsii/analitika/26-sistema-khokkeya-v-shvetsii) и Северной Америки [8] и могут послужить ориентиром в дальнейшем модифицировании системы подготовки специалистов в области хоккея с шайбой в Российской Федерации.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Хоккейный клуб «Университет Лесгафта» представляет на городских и всероссийских соревнованиях по хоккею НГУ им. П.Ф. Лесгафта с сезона 2009/10 гг., в котором состоялось возрождение студенческого хоккея в России. Необходимо отметить, что лишь спортивные результаты не являлись главным критерием деятельности спортивного педагогического вуза. Подготовка квалифицированных тренерских кадров и специалистов в области хоккея является главной задачей для кафедры теории и методики хоккея НГУ им. П.Ф. Лесгафта [2, 3, 4].
С сезона 2014/15 гг. ХК «Университет Лесгафта» является экспериментальной группой и функционирует в соответствии с педагогической концепцией, разработанной на кафедре теории и методики хоккея [4, 7]. Развиваемая в НГУ им. П.Ф. Лесгафта педагогическая концепция студенческой хоккейной команды предлагает студентам-хоккеистам ХК «Университет Лесгафта»: 1. Полноценный образовательный процесс в НГУ им. П.Ф. Лесгафта; 2. Эффективный учебно-тренировочный процесс; 3. Конкурентный соревновательный процесс; 4. Медико-биологическое и научное сопровождение здоровья и функционального состояния.
С сезона 2014/15 гг. в рамках педагогической концепции стартовал естественный педагогический эксперимент, целями которого являлись [6, 7]: 1. Повышение образовательного уровня студентов-хоккеистов; 2. Повышение спортивной квалификации студентов-хоккеистов без отрыва от образовательного процесса в НГУ им. П.Ф. Лесгафта; 3. Профессиональная социализация студентов-хоккеистов во время и после окончания образовательного процесса в НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
Проводимый на кафедре естественный педагогический эксперимент затрагивает не только спортивную педагогическую составляющую, но важен и с социологической
точки зрения, т.к. затрагивает такой важный момент как социальный состав и социальное здоровье непосредственно тех, кому в обозримом будущем предстоит передавать свои хоккейные знания подрастающему поколению.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам исследования было сделано заключение, что уровень социального здоровья студентов-хоккеистов в рамках данного исследования оценивается как высокий. Студенты-хоккеисты в подавляющем большинстве удовлетворены своим физическим и психическим состоянием и социальным положением, что и позволяет нам на основании ряда исследований, проведенных в НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Закревская Н.Г. [1], Утишева Е.В. [5]) сделать заключение о высоком уровне их социального здоровья. По своему социальному составу студенты-хоккеисты происходят в основном из благополучных, самодостаточных и полноценных семей.
Важно отметить, что количество студентов, совмещающих образовательный процесс в вузе, учебно-тренировочную и соревновательную деятельность в составе ХК «Университет Лесгафта» в финальных этапах всероссийских соревнований по хоккею с профессиональной деятельностью в хоккейной сфере (тренеры, судьи и т.д.), увеличивалось с каждым сезоном и в сезоне 2015/16 гг. достигло отметки в 71,4 % [7] (рисунок 1).
□ Игроки, принимавшие участие в официальных матчах
■ Игроки с действующими профессиональными контрактами
□ Игроки, профессионально занятые в хоккейной сфере (тренеры, судьи и т.д.)
20 20 21
а |щ - В ■П о" 15
2013/14 2014/15 2015/16
Рисунок 1 - Профессиональная занятость игроков ХК «Университет Лесгафта», принимавших участие в финальных этапах всероссийских соревнований по хоккею среди студентов, в сезонах 2013/14, 2014/15, 2015/16 гг.
Рисунок 2 - Результаты ХК «Университет Лесгафта в городских и всероссийских соревнованиях с сезона
2009/10 гг.
ВЫВОДЫ
1. Результаты естественного педагогического эксперимента позволяют отметить высокий уровень социального здоровья участников экспериментальной группы студентов-хоккеистов, что является важным заключением, т.к. участвующим в естественном педагогическом эксперименте в будущем предстоит осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.
2. Целенаправленное педагогическое воздействие и рациональная организация времени позволяет студентам-хоккеистам совмещать образовательный, учебно-тренировочный и соревновательный процесс в составе ХК «Университет Лесгафта», что
также не отражается на спортивных показателях команды (рисунок 2). Участие в естественном педагогическом эксперименте позволяет повышать образовательный уровень и профессионально трудоустраиваться в сфере хоккея непосредственно в процессе обучения в вузе без прекращения занятий спортом.
3. Образование Студенческой хоккейной лиги создает для студентов и выпускников педагогических направлений благоприятные условия для начала своей практической педагогической деятельности в уже существующих или новых студенческих хоккейных командах и позволяет начинать практическую деятельность либо во время своего обучения, либо непосредственно после его окончания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закревская, Н.Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Закревская Н.Г. -СПб., 2010. - 376 с.
2. Михно, Л.В. Профессионально-правовые аспекты инновационной деятельности в подготовке специалистов по хоккею с шайбой / Л.В. Михно, А.В. Точицкий // Материалы V Международного Конгресса «Человек, Спорт, Здоровье». - СПб. : Олимп-СПб., 2011. - С. 25-26.
3. Михно, Л.В. Система управления развитием хоккея в России (на примере северозападного федерального округа) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Михно Л.В. - СПб., 2011. - 400 с.
4. Таймазов, В.А. Методы подготовки и профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой / В.А. Таймазов, Л.В. Михно // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 97-102.
5. Утишева, Е.В. Спорт и проблема социального здоровья / Е.В. Утишева // Актуальные вопросы теории хоккея и методики подготовки тренерских кадров : материалы 6-й Всероссийской научно-методической конференции тренеров, преподавателей и специалистов в области хоккея с шайбой (Санкт-Петербург, 11-12 января 2013 г.) / под общ. ред. Л.В. Михно - СПб., 2013. - С. 18-25.
6. Чичелов, И.А. Повышение спортивной квалификации хоккеистов в условиях образовательного процесса в вузе / И.А. Чичелов, Л.В. Михно, А.В. Точицкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 218-223.
7. Чичелов, И. А. Студенческая хоккейная команда как особая социальная группа : выпускная квалификационная работа : защищена 29.04.16 / Чичелов И.А. - СПб., 2016. - 63 с.
8. Ewell, N. NCAA hockey in the Olympic men's tournament / N. Ewell. - College Hockey Inc., 2014. - 15 p.
REFERNCES
1. Zakrevskaya, N.G. (2010), The development of scientific and pedagogical potential of physical culture universities in modern Russia, dissertation, St. Petersburg.
2. Mikhno, L.V. and Tochitsky, A.V. (2011), "Professional Law Aspects in Innovational Activities Concerning Education of Ice Hockey Professionals", Proceedings of the V International Congress "People, Sport and Health ", Olimp-SPb., St. Petersburg, pp. 25-26.
3. Mikhno, L.V. (2011), Hockey development management system in Russia (on the example of the North-West Federal District), dissertation, St. Petersburg.
4. Taymazov, V.A. and Mikhno, L.V. (2008), "The methods of training and professional perfection of the specialists in ice hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 97-102.
5. Utisheva, E.V. (2013), "Sports and social health problem", Topical issues of theory and methodology of hockey training coaching staff: Materials of the 6th All-Russian Scientific Conference of trainers, teachers and specialists in the field of ice hockey, St. Petersburg, pp. 18-25.
6. Chichelov, I.A., Mikhno, L.V. and Tochitsky, A.V. (2017), "Increasing of hockey players sport qualification in terms of educational process in the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 218-223.
7. Chichelov, I.A. (2016), Student hockey team as a special social group, graduation qualifying work, St. Petersburg.
8. Ewell, N. (2014), NCAA hockey in the Olympic men's tournament, College Hockey Inc.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2017
УДК 316.422
МОДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ДЕРИВАТОВ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-
математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка модели толерантности и патриотизма как результатов личностного осмысления исторического опыта социума. Согласно современным воззрениям, толерантность и патриотизм - взаимосвязанные и взаимодополняющие личностно-профессиональные качества, необходимые для адаптации индивида к собственной поликультурной социальной среде. В настоящее время чётко определены понятия толерантность и патриотизм, созданы модели данных личностно-профессиональных качеств, выделены их функциональные компоненты, обоснованы их функции. В то же время известно, что толерантность и патриотизм характеризуются общими аспектами, а также во взаимодополняющем сочетании направлены на обеспечение стабильности поликультурного общества. Очевидно, что толерантность и патриотизм должны формироваться во взаимосвязи с адекватным осмыслением исторического опыта социума, однако модели такой взаимосвязи в настоящее время разработаны очень слабо.
Ключевые слова: толерантность, патриотизм, модель, исторический опыт, личностное осмысление.
MODELS OF TOLERANCE AND PATRIOTISM AS HISTORICAL EXPERIENCE UNDERSTANDING DERIVATIVES
Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical
and mathematical sciences, professor,
Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is elaboration of the model of tolerance and patriotism as results of society historical experience personal minding. In accordance with the modern reviews, the tolerance and patriotism is interrelated and complimentary personally professional abilities, necessary for individual adaptation to native poly-cultural social environment. Nowadays there are clearly defined the tolerance and patriotism, we have elaborated the models of this personally professional abilities, selected their functional components and described their functions. However, it is known, that the tolerance and patriotism are characterized with the common aspects and oriented complimentary to poly-cultural society stability guarantying. It is clear, that the tolerance and patriotism should be developed interrelated with the adequate minding of the society historical experience; however, the models of this interrelation are developed very insufficient.
Keywords: tolerance, patriotism, model, historical experience, personal minding.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что потребности общества детерминируют актуальность соответствующих личностно-профессиональных качеств. В настоящее время в российском обществе, как никогда, актуальны толерантность и патриотизм [1-3]. Принципиальная значимость первого личностно-профессионального качества обусловлена, прежде всего, поликультурностью (прежде всего - полиэтничностью и поликонфессиональностью) российского общества, его социальной неоднородностью, второго - необходимость сохранения национального суверенитета России как единого государства, её укрепления и дальнейшего развития в сложных современных социально-политических условиях. Для гражданина