2. Федоров М.А. Термин «лингвокультура» в аспекте теории культуры [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2014. № 6 (2). С. 83-86.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». www/eidos.ru/news/compat/htm/ (дата обращения: 21.11.2018).
4. Тринитатская О.Г., Терещенко О.Ю. Лингвокультурная компетентность учителя в условиях развития современной системы образования [Текст] // Вестник Пятигорского государственного университета, 2018. № 3.
5. Свиридова А.В. К проблеме формирования лингвокультурной компетенции учащихся начальных классов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2011. № 4. С. 133-142.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОВЕРИЕ»
Моисеева Т.А.
Моисеева Татьяна Александровна - магистрант, направление подготовки - педагогическое образование, профиль - менеджмент в образовании, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается концепция развития детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в условиях Центра содействия семейному воспитанию «Доверие». Одним из немаловажных факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ является подготовка к самостоятельной жизни, поддержка и оказание помощи на этапе вступления во «взрослую жизнь». В концепции описываются: проблема, цели направления деятельности, основные задачи, принципы реализации основных задач, интегрированная программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость), а также даны нормативно-правовые документы.
Ключевые слова: концепция, дети с ОВЗ, нормативно-правовые документы.
УДК 1174.37
Основываясь на личном опыте, в результате разрешения определенных задач, каждый ребенок, и особенно ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вырабатывает навык адекватного восприятия жизни. Средствами социальной адаптации в учебной деятельности могут стать дидактические игры, решения различных проблемных ситуаций (кейсы), специально организованное общение, игровые ситуации и др. Задания практической направленности (в посильном объеме) позволят значительно повысить успешность обучения детей, будут способствовать повышению активности воспитанника, поиску необходимой информации, созданию определённого конечного продукта при систематическом использовании. Ребёнок совместно с педагогом постепенно научится формулировать проблему, задавать правильные вопросы, предполагать дальнейший ход событий, делать выводы и исправлять допущенные ошибки.
Свидетельством успешной социализации будут качества, которые развиваются в правильно организованной исследовательской деятельности, которая соответствует актуальным возможностям и особенностям ребенка ограниченными возможностями здоровья. Эти качества будут способствовать развитию коммуникативных навыков,
повышать мотивацию и самооценку воспитанника. Подобная самостоятельность в учебной деятельности позволит в дальнейшем каждому обучающемуся двигаться по собственной траектории развития.
Одним из факторов стимулирования социализации и профориентационного выбора, будет включение ребёнка с ОВЗ в проектную деятельность, где он может отработать навыки взаимодействия с остальными участниками команды, осознать значение социальных ролей в процессе работы над проблемой. Ориентированность в смысле собственных поступков и поступков окружающих чрезвычайно важна для формирования социальных и личностных компетенций, во время становления личностного «Я» в подростковом возрасте.
Одним из немаловажных факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ является подготовка к самостоятельной жизни, поддержка и оказание помощи на этапе вступления во «взрослую жизнь».
Концепция предусматривает возможность реализации общего и дополнительного образования детей с ОВЗ с использованием ресурсов организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, филармоний, театров, спортивных центров), здравоохранения.
Проблема, над которой работает коллектив Государственного Казенного Учреждения Центра Содействия Семейному Воспитанию (ГКУ ЦССВ) «Доверие»: «Личностно -ориентированные подходы в процессе развития, воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями в условиях ЦССВ «Доверие», в системе семейного микросоциума».
Цели направлений деятельности:
• Создание необходимых условий, «воспитательной среды», способствующий оптимизации процессов абилитации (формирование новых ранее отсутствующих функций), реабилитации (восстановление утраченных функций) и максимально возможной социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и тяжелыми и множественными нарушениями через реализацию с коррекционно -развивающих, коррекционно-образовательных программ с учетом его соматического здоровья, индивидуальных особенностей, ресурсов и потребностей.
• Реализация прав ребенка-инвалида, оставшегося без попечения родителей на проживание и воспитание в семье; содействие различным формам семейного устройства детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика утраты детьми родительского попечения.
Основные задачи, которые решаются в ЦССВ:
1. Гуманизация системы профессиональных и межличностных отношений (формирование «субъект-субъектных» отношений) в процессе формирования «воспитательной среды», здоровьесберегающего пространства как необходимых условий жизнедеятельности, развития и максимально возможной социализации детей с ОВЗ и тяжелыми и множественными нарушениями развития.
2. Активное включение ребенка с ограниченными возможностями в систему коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий, в процессе формирования необходимых социальных умений и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей, их возможную социальную адаптацию.
3. Разработка и научно-методическая обеспечение примерных адаптированных коррекционно-развивающих программ, программ дополнительного образования, разновариативных, дифференцированных моделей коррекционных занятий, образовательных и социокультурных мероприятий для развития личностного потенциала воспитанника с учетом его индивидуальных психофизических и характерологических особенностей.
4. Адаптация базовых программ развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка пилотажных коррекционно-образовательных программ по отдельным направлениям, программ по дополнительному образованию,
способствующих успешной абилитации и реабилитации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями.
5. Оптимизация работы междисциплинарной команды специалистов через активное включение ребенка-инвалида в систему коррекционно-образовательных и реабилитационных мероприятий, формирование необходимых социальных, жизненных компетенций.
6. Улучшения качества социальных услуг, междисциплинарной помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида, использование современных адресных форм и методов работы с семейным микросоциумом.
7. Формирование системы информационно-коммуникативной поддержки, положительных установок, мотивации к семейному устройству детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
8. Оказание интегративной (медико-социальной, социальной-правовой, психолого-педагогической) помощи, включение модели просвещения и поддержки детей-инвалидов и граждан, желающих принять ребенка в семью.
9. Повышения профессионального уровня специалистов в сфере семейного устройства детей-сирот, совершенствование своей профессиональной компетенции, самообразование.
Принципы реализации основных задач:
Принцип гуманизации системы межличностных отношений и отношений между воспитанником и специалистом (субъект-субъектные отношения), в коллективе сотрудников ГКУ ЦССВ «Доверие».
Принцип личностно-ориентированного подхода - принцип самой современной методической ориентации в педагогической деятельности, позволяющей обеспечивать и поддерживать процесс развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявлению его субъективных качеств, накоплению собственного социального опыта.
Принцип дифференцированного подхода - позволяет - оптимально приспособить содержание коррекционно-развивающего материала, формы, методы и технологии, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности к индивидуально-психологическим особенностям и способностям, социального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип деятельностного подхода - строится на признании того, что развитие личности ребенка определяется характером «воспитательной среды», организации доступной ему предметно-практической и учебной деятельности с учетом типологических и образовательных потребностей воспитанника.
Принцип ступенчатости - позволяет осуществлять коррекционно-педагогический и реабилитационный процессы с постоянным нарастанием его интенсивности: от простого к сложному, переключение с одного вида деятельности на другой.
Принцип преемственности - предполагает эффективную работу специалистов в междисциплинарной команде, осуществляющих единство правовой, медицинской, психолого-педагогической, социальной помощи и поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе его абилитации, реабилитации и максимально возможной социализации и адаптации в общество.
Принцип профессиональной и нравственной ответственности педагога (специалиста) - предполагает постоянное повышение профессиональной компетенции, педагогического мастерства, развитие личностных качеств, нравственной ответственности в работе с ребенком.
Принцип партнерства, межведомственного взаимодействия - предполагает вовлеченность специалистов различных институтов, государственных и общественных организаций, самого ребенка с ОВЗ и его ближайшего окружения (семейного микросоциума) в коррекционно-образовательный процесс, формирование его социальных, жизненных компетенций.
В условия для создания сетевого взаимодействия в ГКУ ЦССВ «Доверие» служат следующие компоненты:
• Блок диагностических задач: Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса, а также в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
• Блок воспитательных задач: Решение вопросов социализации и автономии ребенка, становление общепринятых нравственных установок в поведении и деятельности обучающегося; а также воспитания у него положительных личностных качеств.
• Блок коррекционных задач: Организация коррекционной работы, направленной:
1) на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка,
2) на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведении и личностных ориентиров.
• Блок образовательных задач: Направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
ГКУ ЦССВ «Доверие» реализует интегрированную программу коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) на основе программы Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А. [6].
В программе положены основные концептуальные подходы отечественной дефектологии, где принципиальное значение приобретает проблема развития и формирования у ребенка социального опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). При этом каждая новая ступень психического развития ребенка неизбежно следует за предыдущей, а переход от одной ступени к другой объясняется не только социальными, но и внутренними причинами. В основу программы также положена система пошагового обучения, разработанная американскими психологами [1, с. 281-314]. Пошаговая система позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с ОВЗ определенному навыку и в этом ее преимущество.
Сначала определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление - любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Для каждого навыка расписаны последовательно шаги - от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем - к инструкции.
Центр содействия семейному воспитанию осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.
Нормативно-правовые документы:
1_ ФЗ РФ №273 от 29.12.2012г. «Закон об образовании РФ».
Г ФЗ РФ №181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов РФ».
Г Конвенция о правах инвалидов.
Г СанПин 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Г Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015г. №528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной
программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
Г ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
L Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Бейкер Брюс Л., Брайтман Алан Дж. Путь к независимости. Пер. с англ. США: Paul H. Brookes Publishing Co., 1997. 281-314 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
3. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяны. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
5. Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Методология науки: когнитивный анализ. Учеб. пособие. М.: Альтекс, 2001.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.
7. Жданова М.А. Сетевое взаимодействие в условиях школьного округа как условие обеспечения качественных образовательных услуг // Директор сельской школы, 2013. № 3. С. 62-65.
8. Инновационные технологии. Журнал «Завуч». № 3, 2015.
9. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М.: Московский университет, 1981.
10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
11. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / коллектив авторов, под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУСС, 2013.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13. Цирюльников А.М. Инновации в сельской школе // Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. М.: Парсифаль, 1997.
14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.