КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 376
Гудина Татьяна Викторовна
доктор педагогических наук, профессор Череповецкий государственный университет
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С ОВЗ
Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного включения детей и молодежи с ОВЗ в учреждения культуры и социум. Выявлено, что фактором модификации общественного отношения к инвалидам призвана стать социокультурная работа как особого рода деятельность, направленная на разработку и внедрение в практику технологий инкультурации, ориентированных не только на преодоление трудностей в обучении, воспитании, но оказывающих помощь в их социальной адаптации, реабилитации и абилитации. Таким образом, образовательные, досуговые, реабилитационные учреждения с инклюзивной ориентацией дают равные возможности детям и молодежи с ОВЗ, обеспечивают интеграцию и реабилитацию, повышают эффективность социального взаимодействия, эффективно борются с дискриминационными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация.
Необходимость и приоритетность решения проблем реабилитации и социокультурной интеграции детей и молодежи с ОВЗ в современном обществе обусловлены устойчивой тенденцией увеличения их доли в структуре населения. Снижение уровня качества жизни и ограничение возможностей иных социальных групп сопровождаются низким адаптивным потенциалом, серьезными личностными проблемами инвалидов в динамичной социокультурной среде. В связи с этим, современная социокультурная ситуация, осложняя процессы интеграции детей и молодежи с ОВЗ, требует адекватного реагирования и, возможно, модернизации содержания деятельности различных субъектов, призванных обеспечить приемлемые условия жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В кризисных экономических и общественных ситуациях, о чем свидетельствует международный опыт, положение инвалидов и их депривационное самоощущение ухудшается в кратной прогрессии, обостряются чувства зависимости, ущербности, неустроенности, усиливаются как пассивные, так и агрессивные реакции. Характер социальной коммуникации такой группы населения с общественными институтами становится источником повышенного социального напряжения, влекущего за собою угрозу формирования кризисных настроений в общественном сознании, «геттоизацию» инвалидной среды [3; 4]. Эти «зоны взаимодействия» требуют особого внимания со стороны ответственных за социальную политику субъектов государственного управления, а также общественных объединений, ориентированных на содействие в решении насущных проблем инвалидов, в числе которых и вопросы социокультурного характера.
И, безусловно, требуется отдельное рассмотрение направлений государственной и обществен-
ной политики в отношении лиц с ОВЗ, особенно детей-инвалидов, а так же их научное осмысление и уточнение путей реализации с учетом современных реалий. Можно отметить, что в сложившейся ситуации не в полной мере проработаны теоретические и технологические вопросы формирования культурной компетентности инвалидов, установление навыков социально - значимой культурной активности, включения их в культурно-коммуникационное пространство, организацию досуга. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, лежащих в основе современной социальной политики, ориентированной на медицинское и социальное обслуживание детей и молодежи с ОВЗ. До недавнего времени приобщение к культуре, рассматриваемой группы населения, осуществлялось с помощью библиотечного обслуживания и вовлечение в художественную самодеятельность, что не могло удовлетворить социокультурные потребности инвалидов.
Творческая реабилитация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья не менее значима, чем реабилитация медицинская, она является с одной стороны, одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира и личностного участия самого инвалида, с другой стороны, средством формирования толерантного к ним отношения общества. Именно занимаясь искусством, которое является существенным ресурсом оптимизации творческо-разви-вающего потенциала детей-инвалидов и молодежи, они на равных могут конкурировать со здоровыми сверстниками, проявлять в полной мере все свои способности и таланты. Занятия различными видами художественного творчества и культурная среда, в целом, рассматриваются, как интенсивный фактор, создающий дополнительные условия социализации и инкультурации детей-инвалидов, условие для самореализации личности, максимально
178
Вестник КГУ ^ 2017
© Гудина Т.В., 2017
возможной интеграции в социум, при котором последствия дефекта минимизируются и не являются фатальным препятствием ни инвалиду, ни окружающим в социальном взаимодействии.
Активность лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере творческой деятельности формирует положительную мотивацию жизнедеятельности, улучшает психологический фон, способствует самоутверждению и, в итоге, выполняет реабилитирующие и адаптирующие функции.
Следует отметить, что процесс инкультурации может рассматриваться и как компенсаторный механизм, который актуален в том случае, когда иные механизмы социализации не эффективны. Значительное большинство детей и молодежи с ОВЗ, занимающиеся в художественно-творческих объединениях, не становятся профессиональными художниками, певцами или актерами, но их участие в творческой деятельности активизирует индивидуальные ресурсы, является мощным культурно-интегративным фактором жизнедеятельности.
Можно сделать вывод, что инкультурация представляется таким же необходимым процессом личностного развития ребенка и молодежи, как и социализация. Именно культурно-творческая деятельность (безусловно, в рамках персонально-возможного)1 для лиц с ОВЗ является одним из механизмов социокультурной реабилитации, гарантирует реализацию нового принципа отношений «обеспечения равных возможностей» рассматриваемой категории.
Фактором модификации общественного сознания к инвалидам призвана стать социокультурная работа как особого рода деятельность, направленная на разработку и внедрение в практику современных педагогических технологий инкуль-турации, способных учитывать индивидуальные психо-физиологические особенности детей и молодежи с ОВЗ, использовать в работе достижения современной науки и практики.
Возрастают потребности в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере досуга, сочетающие дефектологические, педагогические, медицинские знания и навыки с профессиональным культурологическим оптом.
Одной из значимых проблем современного общества остается вопрос формирования общественного мнения, преодоление негативных стереотипов в отношении детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В быстро меняющихся экономических и социокультурных условиях сегрегация инвалидов приводит к потере ориентаций в отношении происходящего, затрудняются их сегментарные контакты с окружением.
Основным направлением построения и реализации социокультурной политики в отношении рассматриваемой категории, должна стать нацеленность на развитие реальных возможностей, а не
на их ограничения, на обеспечение гражданских прав и социального участия, а не рассмотрение их как объекта благотворительности.
Недостаточное использование ресурсов социокультурной деятельности в реабилитации, интеграции и инкультурации детей и молодежи с ОВЗ в современном обществе предопределено обстоятельствами:
- недостаточной организованностью институциональной инфраструктуры, включая ее технологическое, материально-техническое, кадровое обеспечение;
- не проработанностью достаточного нормативно-правового обеспечения, государственных гарантий обеспечивающего социокультурную интеграцию инвалидов;
- слабой мотивацией детей и молодежи с ОВЗ и их родителей к использованию потенциала собственного социального участия, возможной реализации концепции ортобиоза и независимого образа жизни;
- межведомственной разобщенностью учреждений культуры в реабилитационных и интеграционных процессах;
- отсталостью научно-методического сопровождения реабилитации и интеграции детей-инвалидов на основе анализа тенденций общественного развития, обобщения современного педагогического опыта и другие [1].
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по его отношению к детям и молодежи с недостатками в умственном и физическом развитии, к инвалидам. Создание условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации и интеграции этих детей в общество относится к числу основных задач каждой семьи, имеющей ребенка-инвалида, и общества в целом.
Современная социальная политика государства, направленная на социокультурную реабилитацию и адаптацию детей и молодежи с ОВЗ, повышение качества их жизни, базируется на ряде принципов [2]:
- в нормативной сфере это - строгое соблюдение прав человека, действующих законов, эффективное использование правовых механизмов реализации социально-политических решений;
- в сфере гражданских прав - переход в рамках социальной политики к концепции «обеспечения равных возможностей», ориентированной на реализацию в обществе нового типа отношений к «лицам с ограниченными возможностями здоровья», посильное их участие во всех доступных формах культурного и социального взаимодействия;
- в социокультурной сфере - стимулирование процессов направленных на экономическую независимость, социальную востребованность, культурное развитие;
- в сфере реабилитации - опора на своевременную квалифицированную консультативную помощь, позволяющую активизировать компенсаторные механизмы и по возможности преодолеть последствия заболевания.
Реализация политики, опирающейся на данные принципы, на государственном уровне предполагает определение ряда организационно-педагогических условий социокультурной реабилитации детей и молодежи, которые становятся социальной необходимостью в обеспечении равного доступа лицам с ОВЗ к независимой жизни, свободе выбора, самоопределению, культурным благам; насущной потребностью взаимодействия системы социальных служб, ответственных за повышение качества их жизнедеятельности.
На региональном уровне необходима разработка и реализация комплекса программ, определяющих качественно иные условия жизнедеятельности индивида, ориентированных на обеспечение полноценного вовлечения лиц с ОВЗ во все доступные формы деятельности.
Таким образом, социальная политика, направленная на полноценное включение детей-инвалидов в социокультурную жизнь определяется:
- совокупностью мер, адресованных особому социальному слою с общими характеристиками образа жизни;
- дифференциацией по выделенным признакам групп инвалидов со специфичными для каждой из них проблемами и особенностями социокультурной реабилитации и адаптации.
Стоит отметить, что семья, имеющая ребенка-инвалида, нуждается не только в денежных пособиях, субсидиях и льготах, о которых, возможно, не всегда все родители осведомлены. Нередко более важной проблемой становится включение такого ребенка в процесс обучения и воспитания, активного досуга, участия в социокультурной жизни общества.
Улучшить условия жизнедеятельности детей и молодежи с ОВЗ на социокультурном уровне возможно несколькими путями:
- развитием индивидуально-творческих способностей в целях включения инвалидов в повседневную социально-культурную практику, позволяющих реализовать свои возможности как культурного индивидуума;
- помощью в преодолении барьеров, препятствующих самостоятельному и полноценному участию в процессах социокультурной коммуникации.
Решение проблемы реабилитации и интеграции детей и молодежи с ОВЗ в современном обществе предполагает тесное взаимодействие медиков, социальных педагогов, психологов, а также работников культуры и искусства. Необходимость координации усилий разнопрофильных учреждений при непосредственном активном участии самого
инвалида, заинтересованного в эффективности реабилитационного процесса, определяет специфику социокультурной реабилитации и инклюзивное включение детей с ОВЗ в социум.
Права детей на развитие, получение адекватного их психофизическим, личностным особенностям образования и профессиональную подготовку признаны международными стандартами: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам (ст. 13), Европейской социальной хартией (ст. 10) и другими международными законодательными актами [6].
Подход, при котором все дети включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками, независимо от физических, интеллектуальных и иных особенностей, признан приоритетным в Конвенции ООН о правах ребенка и зафиксирован во Всеобщей Декларации Прав Человека.
Инклюзивное образование в нашей стране может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен разработкой Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг., принятым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., который закрепил основной принцип государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников» (п. 3 ст. 2 Закона).
На региональном уровне разработан ряд нормативных документов регламентирующих получение образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимые из них: постановления Правительства Вологодской области «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Вологодской области» (2012 г.), «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья» (2014 г.) и приказы Департамента образования Вологодской области «Об утверждении Концепции развития специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области» (2010 г.); «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов» (2011 г.); «Об организации работы по психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов» (2016 г.).
Однако, для такого перехода необходимы, не только соответствующие правовые акты, но и организационно-педагогические, социокультурные условия, изменение устоявшихся стереотипов и представлений в общественном сознании об инвалидах, недооценкой их потенциальных возможностей и вклада в общественное производство и культуру.
Можно отметить, что у инклюзивного обучения существуют свои положительные и отрицательные стороны. Например, такие плюсы:
- здоровые дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равноправных членов общества;
- ребенок с особыми потребностями воспитывается в родительской семье, а не в специализированных интернатах и посещает образовательную школу, учреждения культуры, реабилитационные учреждения в соответствии с индивидуальным учебно-образовательным маршрутом;
- возникающие трудности в ходе общения или обучения ребенок-инвалид учится преодолевать с помощью педагогов, родителей, либо самостоятельно, овладевая необходимыми жизненными навыками и умениями, приобретая собственный общественно-социальный опыт;
- нормально развивающиеся сверстники, общаясь с детьми с ОВЗ, учатся терпимости, взаимопомощи, доброте, приобретают качества гуманистического характера.
Также существуют и минусы:
- дети с «особыми» образовательными потребностями нуждаются в повышенном внимании со стороны учителя, что может отрицательно сказаться на других учащихся;
- явные физические недостатки могут стать объектом насмешек, что плохо отражается на психике ребенка;
- организация «безбарьерной среды», облегчающей передвижение детей и молодежи с ОВЗ, требует отдельных организационных и финансовых затрат, а так же государственную поддержку в реорганизации социальных институтов, целью которой является создание доступной и комфортной культурно-образовательной среды.
Рассматривая возможности перехода к инклюзивному образованию, нужно иметь в виду, что полностью копировать шведско-американскую модель включения детей с ОВЗ в социокультурную жизнь не представляется возможным в нашей стране.
Необдуманный перевод детей-инвалидов в массовую школу, учреждения культуры на практике равносилен приостановке процесса их образования, социокультурной реабилитации, а затем интеграции в социум. Препятствиями к интеграции также выступает спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений; унаследованного от прежних времен медикалистского подхода к классификации особых потребностей детей и молодежи с ОВЗ; общая и профессиональная интолерантность [5].
Инклюзивное (включенное) образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений (а не требований), всестороннее воспитание, природосообразный характер учебного процесса (отличающийся от
урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. Инклюзивное образование является альтернативной формой традиционному обучению и основано на следующих приоритетах:
- неоспоримой ценности самого человека вне зависимости от его способностей и достижений;
- социальная, личностно-ориентированная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;
- природосообразность образовательных задач, методик и методов, отвечающих индивидуальным возможностям и требованиям культурного, социального и духовного развития детей с ОВЗ;
- развитие информационно-коммуникативных компетенций, умение взаимодействовать с другими людьми;
- создание безбарьерной образовательной среды.
Однако, внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с организационными трудностями «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального свойства, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, готовности или отказе преподавателей, здоровых сверстников и их родителей принять рассматриваемую форму социокультурного включения и образования.
Равные образовательные возможности предполагают создание специальной, универсальной среды для инвалидов, позволяющей пользоваться окружающим учебным пространством с минимальной посторонней помощью (тьютеры, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья).
Тьютерство - новая форма индивидуальной педагогической поддержки лиц с ОВЗ в российском образовании, в условиях инклюзии является важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, личностно-ориентированной системы сопровождения. Рассматриваемая форма педагогического сопровождения может способствовать не только более индивидуализированному обучению ребенка с ОВЗ, но и воспитанию, где тьютор содействует максимальному развитию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.
Педагогическая деятельность тьютера в условия инклюзивной практики индивидуальной работы с детьми с ОВЗ способствует самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности, направлена на поиск образовательных ресурсов для создания индивидуально-образовательной программы.
Более значительные вопросы возникают в связи с содержанием адаптивных программ, квалификации специалистов, подготовленных для работы с данной категорией детей, и нормативно-законодательной базы, как ограничителях интеграции детей и молодежи с ОВЗ в социокультурное пространство. Эти обстоятельства свидетельствуют о сложности проблемы инклюзивного образования, которое предполагает соблюдение педагогами ряда принципов (Е.Р Ярская-Смирнова, 2011) [7]:
- воспринимать учеников с ОВЗ «как любых других детей в классе»;
- при постановке разных задач, включать таких детей в одинаковые виды деятельности;
- вовлекать «особых» детей в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
- использовать в работе различные формы коллективного участия: игры, лабораторные, полевые исследования, совместные проекты и т.д.
Инклюзивное образование во многом изменяет роль педагога, включение его в разнообразные формы социального взаимодействия с обучающимися, позволяет больше узнавать о каждом из них, побуждает использовать потенциал общественных организаций для достижения целей социокультурной реабилитации вне образовательного учреждения.
Таким образом, система образования в современной России переживает глубокие преобразования, трансформируясь в результате государственных реформ и под влиянием рыночной экономики. В связи с этим, повышается актуальность и ценность инклюзивного образования детей с инвалидностью, хотя общественное мнение при обсуждении данного вопроса далеко не однородно.
Социальная изоляция ребенка с ограниченными возможностями здоровья от повседневных контактов со здоровыми сверстниками лишает его возможности функционально и содержательно расширить компенсаторные навыки, приобрести социально-личностный опыт необходимый для жизни в социуме. Детство и юность, проведенное вне социального взаимодействия, фактически обеспечивает маргинальную (второсортную) взрос-
лую жизнь, которая будет всецело зависеть от семьи или интернатов.
Несомненно, образовательные, реабилитационные, досуговые учреждения с инклюзивной ориентацией дают равные культурно-образовательные возможности детям и молодежи с ОВЗ, повышают эффективность социального взаимодействия, борются с дискриминационными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.
Примечание
1 Мы отдаем себе отчет в дискуссионности использования в данном контексте приведенного определения.
Библиографический список
1. Гудина Т.В. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в современной педагогической теории и социокультурной практике. - Вологда: ВоГТУ, 2011. - 143 с.
2. Гудина Т.В. Социально-культурная деятельность как средство обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей-инвалидов в современном обществе: дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2014. - 385 с.
3. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М.: Рос гос. гум. ун-т, 1996. - 152 с.
4. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социс. -1995. - № 2. - С. 41-47.
5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.
6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1994. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://du.rex-promo.ru/index.php?ds=1424171 (дата обращения: 19.11.2012).
7. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman. hse.ru/data (дата обращения: 24.11.2011).