ПРОФЕ ССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 3 7 7.1 ББК Ч4 4С
ГСНТИ 14.35.С1
Код ВАК 13.СС.С1
Э. Ф. Зеер
Екатеринбург
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное развитие; теории; концепции и модели профессионального развития; непрерывное профессиональное образование.
АННОТАЦИЯ. Излагаются основные теории и концепции профессионального развития в зарубежной и отечественной психологии, анализируются особенности профессионального образования в постиндустриальном обществе и модели профессионального развития. Рассматриваются современные модели профессиональной подготовки, их смыслообразующие дескрипторы, целевые ориентации. Приводятся основные тенденции развития системы непрерывного профессионального образования. Обосновывается вывод о значении профессионального развития в модернизации профессионального образования.
Е. F. Zeer
Ekaterinburg
CONCEPT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSON IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION
KEYWORDS: professional development; theories; concepts and models of professional development; continuous professional education.
ABSTRACT. The basic theories and concepts of professional development in foreign and domestic psychology are described, peculiarities of professional education in post-industrial society and models of professional development are analysed. Contemporary models of professional training, their sense creating descriptors, their objective orientations are discussed. Main tendencies of development of the system of continuous professional education are enumerated. Conclusions about the meaning of professional development in modernization of professional education are drawn.
В
психологии нет однозначного определения понятия развития. Оно тесно связано с понятиями «формирование» и «становление», которые в отдельных случаях, особенно в педагогике, используют как синонимы. Наиболее общим является понятие «психическое развитие» последовательные, прогрессирующие, хотя и включающие в определенные моменты регресс, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.
Составной частью психического развития является профессиональное развитие.
Профессионалъное развитие — это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. Трудовая деятельность — целесообразная деятельность по созданию материальных и духовных благ. Профессиональная деятельность - определенный вид трудовой деятельности, требующий для выполнения специальных знаний, компетенции и качеств.
Объектом развития выступает субъект деятельности. Факторами, детерминирующими его развитие, являются социальноэкономическая ситуация и ведущая деятельность, вначале учебно-профессиональная, затем профессионально-образовательная и наконец профессиональная. Профессиональное развитие человека происходит при его взаимодействии с миром профессий. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием и самосовершенствованием. Наряду с этим исследователи подчеркивают, что этот процесс сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и деградацией человека.
Профессиональное развитие взаимообусловлено личностным — в основе этих процессов лежит саморазвитие, детерминирующее самореализацию человека.
В исследовании профессионального развития выделяют следующие направления:
содержательное
проектирование
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-66029 а/У. © Зеер Э. Ф., 2012
психолого-педагогических концепций и моделей профессионального развития;
- динамическое — возрастное профессиональное становление с момента формирования профессиональных интересов и намерений до завершения профессиональной биографии;
- институциональное — реализация профессионального развития в различных образовательных учреждениях, системе дополнительного образования, организациях и предприятиях.
В зарубежной психологии представлены различные теории профессионального развития. Все их многообразие можно свести к четырем направлениям:
1) дифференциально-диагностическому;
2) психодинамическому;
3) теории решений;
4) теории развития [3].
Основанием дифференциал ъно-диаг-
ностического направления (Ф. Парсонсон, Г. Мюнстербергер, Г. Боген и др.) является дифференциальная психология с ее психометрическими понятиями и методами. В ее основу положены следующие постулаты:
- каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, оптимально подходит к единственной профессии;
- профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств человека требованиям профессии;
- профессиональный отбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную предрасположенность психологических или физических качеств и соотносит их с требованиями различных профессий;
- для профессиональной успешности и
удовлетворенности важное значение имеют личностные качества. Психодинамическое направление
(3. Фрейд, У. Мозер, Е. Бордин, А. Маслоу, Э. Роэ и др.) постулирует, что центральная роль в выборе профессии и профессиональной жизни в целом принадлежит различным формам потребностей, от витальных инстинктов до комплексных психодинамических механизмов и структурно-личностных инстанций.
В теории Е. Бордина постулируется, что на содержание человеческого развития детерминирующее влияние с самого раннего возраста оказывают организмические процессы (питание, владение телом и пр.).
В концепции А. Маслоу вводится поло-
жение, что потребности, недостаточно удовлетворяемые на более ранних стадиях развития индивида, приводят к возникновению в дальнейшем доминирующих мотивов, проявляющихся в способе жизни и профессиональном поведении.
Направление теории решений (X. Томэ, Г. Рис, П. Циллер, Д. Тидеман и др.) ориентировано прежде всего на изучение процесса выбора профессии. его основой выступают структурные представления теории решений, в которых индивидуальные и особенно биографические условия профессионального выбора выносятся за скобки или в лучшем случае рассматриваются как модификации процесса решения проблем, а сам профессиональный выбор выступает как система ориентировок при принятии решений.
Направление теории развития
(Э. Шпангер, Э. Гинцберг, У. Джейд, Д. Сьюпер и др.) характеризует профессиональное развитие как последовательность качественно специфических фаз, в которых разделительным критерием выступают содержание и форма перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания.
В рамках этого направления Д. Сьюпе-ром была разработана теория профессионального развития, основные положения которой следующие:
- в течение жизни меняются условия развития, что обусловливает большое разнообразие выборов профессий;
- профессиональное развитие имеет ряд стадий и фаз;
- стадиями профессионального развития можно управлять;
- удовлетворенность работой определяется возможностями личности реализовывать свои интересы и способности в профессиональных ситуациях. Обобщенная характеристика зарубежных теорий профессионального развития приведена в табл. 1.
В отечественной психологии профессиональное развитие изучали В. А. Бодров, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. Р. Фонарев и др. Анализ их работ показывает методологическую общность подходов и принципов. Различия просматриваются в центрации исследований на формах профессионального развития. Одни психологи большее значение придают исследованию профессионального становления, другие - процесса профессионализации, третьи - личностнопрофессионального развития. Концептуальные подходы отечественных психологов к различным сторонам профессионального развития отражены в табл. 2.
Рассмотрим кратко основные концеп-
туальные положения, представленные в сиологии.
работах ведущих ученых в области профес-
Табпица 1
Краткая характеристика основных зарубежных теорий профессионального развития
Направление Представители концепций и теорий Основания профессионапыного выбора и развития
Дифференциально-диагностическое Ф. Парсонсон, Г. Мюнстерберг индивидуалыные особенности (свойства, качества)
Психодинамическое 3. Фрейд, У. Мозер, Э. Роэ, Е. Бордин, А. Маслоу генетические предпосылки, потребности
Теории решений X. Томэ, Г. Рис, П. Циллер, Д.Тидеман система ориентировок в профессионалыных алытернативах
Теории развития Э. Шпрангер, Э. Гинзберг, Д. Сыюпер, У. Джейд процессуалыные характеристики онтогенетического развития. Тип личности
Таблица 2
Концептуальные подходы к профессиональному развитию в отечественной психологии
Формы профессионального развития Объект развития Основания профессионалыного развития Представители концепции
Профессиональное становление личность социалыная ситуация, ведущая деятелыносты Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников и др.
Процесс профессионализации субъект деятельности уровни выполнения деятелыности (успешносты) В. А. Бодров, Н. С. Глуханюк, Н. Н. Нечаев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк А. Р. Фонарев и др.
Акме-профессионапьное развитие зрелая личность саморазвитие и самореализация Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, A. А. Деркач, B. Г. Зазыкин, Н. В.Кузьмина, А. К. Маркова, C. А. Минюроваидр.
Профессионалъное становление личности является объектом исследования Э. Ф. Зеера, Т. В. Кудрявцева, Е. А. Климова, Ю. П. Поваренкова, Н. С. Пряжникова и др. В качестве объекта развития рассматривается личность, которая является также главным фактором прогрессивных изменений психики человека. Критериями периодизации профессионального развития выступают социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Профессиональное становление охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни. В зависимости от критериев дифференциации выделяют от четырех до семи стадий:
оптации, профессиональной подготовки, профадаптации, первичной и вторичной профессионализации, профессионального мастерства и наставничества. Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными профессионально обусловленными кризисами.
Процесс профессионализации работников исследовали В. А. Бодров, Н. С. Глу-ханюк, Н. Н. Нечаев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк, А. Р. Фонарев и др. Объектом развития является субъект деятельности, которого в одних случаях рассматривают как специалиста, в других - как профессионала. Акцент делается на профессиональной успешности работников — до-
стижении значимых целей и преобразовании или преодолении условий, препятствующих достижению целей деятельности. В качестве критериев успешности деятельности выступают гностические, коммуникативные, информационные и организационные индикаторы. Внешняя успешность определяется результатами деятельности, внутренняя — удовлетворенностью работой. В зависимости от успешности выполнения деятельности выделяют четыре стадии профессионализации: профадаптацию, первичную и вторичную профессионализацию и стадию мастерства.
Акмепрофессионалъное развитие человека исследовали Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, С. А. Минюрова и др. Их исследования стали основой становления новой психологической науки — акмеологии, предметом которой являются закономерности достижения человеком вершин профессионального развития на стадии зрелости. Основными феноменами акмепрофессионализма являются саморазвитие и самореализация в развивающейся профессиональной перспективе человека.
Дихотомия «саморазвитие — самореализация» находится во взаимной обусловленности. Самореализация предполагает постоянное накопление и интеграцию феноменов саморазвития (самоопределения, самоосуществление и самоактуализация) в качестве необходимого условия своего воспроизводства [5. С. 14].
Решающее значение в профессиональном развитии человека принадлежит образованию. Традиционно профессиональное образование рассматривается как овладение профессией, а точнее специальностью с определенным уровнем квалификации. Цель образования определяется как получение профессии. Но в современном постиндустриальном обществе, характеризующемся динамической профессиональностью, социально-экономической нестабильностью, внедрением высоких технологий полученная в учебном заведении профессия (специальность) часто оказывается невостребованной. Многие выпускники не трудоустраиваются по полученной специальности. Для разных групп профессий эта профессиональная депривация отличается, но для некоторых она достигает 8о~.
Следует также отметить, что смена профессии в последующие годы постепенно становится нормой. Очевидно, что прежняя целевая ориентация профессионального образования — овладение профессией (специальностью) утратила свою актуальность.
Косвенно этот вывод подтверждает введение бакалавриата в систему многоуровне-го образования. Степень бакалавриата рас-
сматривается как общепрофессиональная подготовка к выполнению широкого круга (спектра) профессиональных действий (компетенций).
О кризисе современного профессионального образования свидетельствует также широкое распространение системы непрерывного образования: повышения квалификации, корпоративного и «трансграничного» образования.
Можно констатировать, что в постиндустриальном обществе профессиональное образование утратило свои прежние целевые ориентации — формирование социально-профессиональных знаний, умений и компетенций — и становится средством подготовки человека к общественно полезному труду, который характеризуется интегративным, метапрофессиональным содержанием. Основные контуры этого образования намечены А. М. Новиковым в полемической монографии «Постиндустриальное образование» [4].
Анализ современной профессиологиче-ской литературы позволяет определить следующие тенденции взаимосвязи профессионального развития и непрерывного образования. Новое образование начинает ориентироваться на развитие социальнопрофессиональных способностей: информационно-коммуникативных, технологических, проектировочных, познавательных, творческих. Перечень этих способностей можно продолжить, но главная их функция
- профессиональное развитие человека. Можно констатировать, что прежние целевые ориентиры — освоение профессии — трансформируются (преобразовываются) в общепрофессиональную подготовку, смыслообразующими факторами которой становится профессиональное развитие субъекта общественно полезной деятельности.
В современном постиндустриальном образовании распространены три модели профессиональной подготовки:
- адаптационная модель (модель X) — характеризуется выполнением деятельности в соответствии с предписанными правилами, нормами, алгоритмами. Доминирует тенденция адаптации к профессиональной деятельности и самоопределение к ней;
- модель самодеятельной организации (модель У) — ориентирована на подготовку специалистов, способных самостоятельно организовывать свою деятельность, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за осуществляемые действия. Главное — самоорганизация;
- модель профессионального саморазвития (модель 7) — ключевой характери-
стикой этой подготовки является само реализация личности в профессии, сочетание автономности с командной работой, готовность к инновациям.
Таким образом, в профессиональном развитии можно выделить три смыслообразующих фактора:
1) адаптацию;
2) самоорганизацию;
3) самореализацию.
Каждой модели соответствуют определенные дескрипторы и целевые ориентации: для адаптационной модели в качестве дескрипторов выступают знания, умения, навыки и профессионально важные качества; для модели самоорганизации — общекультурные и профессиональные компетенции; для концептуальной модели самореализации
— метапрофессиональные компетенции — обобщенные надпрофессиональные компетенции, характеризующиеся (обладающие) широким радиусом действий.
Важной характеристикой профессионала в постиндустриальном обществе становятся метапрофессиональные качества человека — это свойства, способности, черты личности, обусловливающие продуктивность выполнения познавательной, социальной и профессиональной деятельности. К ним относятся институционализм, профессиональная мобильность, инновационность, референтность, практический интеллект, самоэффективность и др.
В табл. 3 отражены смыслообразующие составляющие основных моделей профессионального развития.
Таблица 3
Основные компоненты моделей профессионального развития
Модели профессионального развития Дескрипторы профессионалыного развития Целевые ориентации
Адаптационная модель (модель X) знания, умения, навыки, профессионалыно важные качества профессиональная квалификация
Модель самодеятельной организации (модель У) общекулытурные и профессионалыные компетенции профессиональная компетентность
Модель профессионального саморазвития (модель г) метапрофессионалыные компетенции (качества) профессиональная культура
Каждой модели соответствует образовательная концепция: когнитивно, дея-
тельностно и личностно ориентированные концепции, а также контекстно-компе-тентностное обучение. В системе непрерывного образования в разном объеме и сочетании все эти модели реализуются; адаптационная же модель — в основном в системе начального и среднего образования, модель самодеятельностной организации — в системе высшего образования, а третья модель — в системе последипломного образования.
Непрерывное профессиональное образование основывается на концепции профессионального становления личности. В профессиональном становлении как целостном процессе можно выделить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, органично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях.
Есть все основания утверждать, что положение о непрерывном образовании — одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение — обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей его профессиональной жизни.
Основываясь на этих исходных позициях, приведем цель и задачи непрерывного профессионального образования.
Цель — удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни.
Задачи:
- формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры;
- обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;
- обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;
- формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения.
Основные тенденции постиндустриального образования обусловливают принципы его формирования:
- смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становлении личности обусловливает принципиально новую организацию, содержание образования и технологии обучения;
- целью образования провозглашается формирование компетенций и социально значимых качеств обучаемого как личности, способной к саморазвитию, само-
определению, самообразованию, самореализации и самоактуализации; дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в самореализации;
обеспечивается преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориентацией на целостное образование; ядром реализации этого принципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, которая станет фактором междисциплинарной интеграции содержания и технологий обучения; адекватность уровней образования и культуры обеспечивается вариативным,
личностно-развивающим характером содержания образования и технологиями обучения.
Непрерывное профессиональное образование является важным условием полноценного профессионального развития личности. Сценарии профессионального развития индивидуальны, их вариативность зависит от социально-экономической ситуации развития, базового образования, особенностей профессиональной деятельности, жизненной стратегии, случайных событий и обстоятельств. И наконец, непрерывное образование сопровождает профессиональное становление, определяет его индивидуальные траектории, детерминирует формирование, развитие основных новообразований личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАБАНОВА И. А. Педагогическое стимулирование профессионального самоопределения студентов ССУЗ технического профиля : дис. € канд. пед. наук: 13.00.08 / Казан. гос. технол. ун-т / Казань, 2009
2. ЗЕЕР Э. Ф., СЫМАНЮК Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М. : Академический проект. 2005.
3. КОНДАКОВ М. И., СУХАРЕВ А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.
. НОВИКОВ А. М. Постиндустриальное образование. М.: Изд-во «Эгвес», 2008.
. Психология самореализации профессионала / под ред. Е. В. Федосенко. СПб.: Речь, 2012.
. СЫМАНЮК Э. Э. Психологические основания профессиональных деструкций педагога: дис. € д-ра
психол. наук : 19.00.07. Екатеринбург, 2005.
7. ФРОЛОВ В. А. Психологические условия успешности профессионального становления сержантов,
проходящих службу по контракту: дис. € канд. психол. наук: 19 00.03 / Воен. ун-т. М., 2010.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев