ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377/378 ББК Ч404.1(2Рос)
ГСНТИ 14.07.01
Код ВАК 13.00.01
Зеер Эвальд Фридрихович,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, Институт психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, к. 0-20l; e-mail: [email protected]
Сыманюк Эльвира Эвальдовна,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии управления, Институт кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА; индивидуальная образовательная траектория; непрерывное образование; профессиональное становление; сертификация квалификаций.
АННОТАЦИЯ. Анализируются возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий в системе непрерывного образования. Обосновывается значение сертификации профессиональных квалификаций в построении индивидуальных траекторий формального обучения, приводятся смыслообразующие характеристики образовательных траекторий. Раскрываются возможности прогнозирования своего профессионального будущего.
Zeer Eval Friedrihovich,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg.
Symaniuk Elvira Evaldovna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of Acmeology and Psychology of Management, Institute of Personnel Development and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
KEY WORDS: individual educational trajectory; continuous education; professional formation; certification of qualifications.
ABSTRACT. Possibilities of creating of individual educational trajectories in the system of continuous education are analyzed. The role of certification of professional qualifications in creation of individual trajectories of formal training is stated, meaningful characteristics of educational trajectories are provided. Possibilities of forecasting of the professional future are revealed.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION
зования, востребованную квалификацию специалистов, их готовности к освоению новых инновационных технологий труда. Вполне ожидаемой реакцией профессионального сообщества на эти социальноэкономические видовые тенденции стало требование непрерывности образования -образования, которое обеспечивает подготовку человека, готового реализовать себя в новых социально-экономических условиях. Высокая динамика экономических процессов и рынка труда породили новую форму организации производства - проектную деятельность (4).
постиндустриальном обществе является проектирование и институциональное обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Реализация концептуальной установки «образование через всю жизнь» в настоящее время обусловлено ускорением темпов социально-экономического развития информационного общества, расширением масштабов социально-профессиональной мобильности, динамическим развитием экономики, характеризующейся большой степенью неопределенности, конкурентностью и структурными изменениями занятости трудоспособного населения. Эти изменения влияют на требования к качеству профессионального обра-
Такой тип организации труда требует умения работать в команде, как правило, профессионально разнородной и разновозрастной, а поэтому востребованы такие качества, как самоорганизация, кооператив-ность, толерантность, коммуникабельность и т. п. Важное значение приобретают такие
1 Результаты исследования получены в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 2014/393; НИР №1134
© Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., 2014
способности как инновационность, мобильность, креативность и др. Формирование готовности к проектной деятельности обусловливает в свою очередь необходимость в проектном обучении, т. е. непрерывное образование по своей сути должно быть проектным, которое пронизывает всю ее систему: организацию, реализацию и, конечно, построение, его образовательная траектория тоже должна стать проектной.
Рассмотрим проблемное поле построения индивидуальных маршрутов непрерывного образования.
Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
Цель - удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни.
Задачи непрерывного образования:
- формирование позитивной установки на непрерывное образование и мотивирование профессионального роста и карьеры;
- обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;
- обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;
- формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения.
Рассмотрим основные формы непрерывного образования.
Непрерывное профессиональное образование (continuous vocational education -CVE) - сопровождающее профессиональное становление личности, включает совокупность преемственных образовательных программ начального, среднего, высшего, последипломного и дополнительного профессионального образования. Дополнительное и последипломное образование (advanced vocational education - AVE) относится к взрослым и включает формальное, неформальное и информальное образование.
Формальное профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях по лицензированным программам. Неформальное образование
включает в себя повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов в институтах повышения квалификации, в отделах развития персонала на предприятиях и организациях, так называемое корпоративное и внутрифирменное обучение.
Информальное образование - это попутное обучение в ходе выполнения деятельности, имеющей иную цель, не образовательную. Общение с окружающими, чтение и восприятие информации средств массовой коммуникации в течение всей жизни обогащают человека новыми знаниями, умениями, способами мышления, формами поведения, практическими действиями. Информальное образование происходит также в процессе активного освоения профессиональной деятельности на стадиях профессиональной адаптации, т. е. адаптивное научение.
Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства. Необходимость этой формы последипломного образования обусловлена тем, что профессионально-образовательные программы учебных заведений не ориентированы на подготовку специалистов для конкретного учреждения, предприятия и организации. Основная функция адаптационного образования - ознакомление с условиями и режимом труда, ориентировка в пространственно-технологической среде,
приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности.
Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и переподготовки специалистов из-за смены профессии, специальности или длительного вынужденного перерыва в работе. Оно направлено на получение новой или смежной профессии в профессионально-образовательных центрах или вузах. Назначение параллельного профессионального образования - расширение возможностей трудоустройства специалиста, повышение его профессиональной мобильности и конкурентоспособности.
Событийное образование - попутное образование человека в течение всей его жизни. Это непреднамеренный, нормативно неорганизованный процесс переживания событий жизни, взаимодействия с окружающими, живой и неживой природой, социально-профессиональным окружением, средствами массовых коммуникаций.
События, приобретая личностный смысл, побуждают человека к принятию важных, подчас судьбоносных решений, актуализируют рефлексию прошлого и настоящего, стимулируют личностное и профессиональное развитие. Есть все основания рассматривать жизненные события как разновидность информального образования - важного фактора формирования образованности человека. В результате событийного образования возникают жизненный опыт, социально-профессиональная
компетентность, социально-нравственная
направленность - мотивы, отношения, ценности, ментальность.
На рисунке 1 изображены формы непрерывного образования.
Рисунок 1. Формы непрерывного профессионального образования
Система непрерывного образования в России является в настоящее время одним из приоритетов государственной политики развития. В программных документах: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - подчеркивается необходимость реализации образования через всю жизнь. Достижение этой цели обусловливает значение индивидуализации и дифференциации этого процесса. Дифференциация непрерывного образования определяется многообразием его форм и внешними факторами: востребованностью профессионально-образовательной квалификации на рынке труда, возможностями организаций профессионального образования и повышения квалификаций, условиями материально-технической базы профессионально-образовательных центров.
Многообразие форм непрерывного образования обусловливают многомерность
движения личности в профессиональнообразовательном пространстве.
Образовательную траекторию рассматривают как условие индивидуализации профессионального становления личности в пространстве непрерывного образования. При этом личность выступает субъектом проектирования своей профессиональной биографии. Реализуются индивидуальные траектории на основе индивидуальных учебных планов и программ обучения, выбора обучающих модулей, набора накопительно-рейтинговых показателей, профессионально-психологических оценок в портфолио, дистанционного обучения, осуществления электронного и проектного обучения.
Сущностью индивидуальных образовательных траекторий является осознанный и ответственный выбор субъектом целевой ориентации реализации своего профессионально-образовательного потенциала в соответствии со сложившимися ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности. Выбор образовательной траектории определяется социально-профессиональной направленностью обучающихся, его ценно-
стно-смысловыми ориентациями, наличием альтернативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций.
На проектирование образовательных траекторий влияют внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся миссия образовательной организации, ее институционная структура, социально-экономические потребности региона, квалификация педагогических работников.
К внутренним факторам построения индивидуальных образовательных траекторий относятся целевые ориентации обучающихся, мотивы повышения образовательного уровня, познавательная активность, потребность в саморазвитии, самоот-ношение и направленность на будущее (транспективу).
Индивидуальные образовательные траектории взаимообусловлены логикой становления личности - непрерывного процесса изменения личности под влиянием социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности, направленной на самоосуществление. В становлении личности выделяют периоды, стадии. Переход от одной стадии к другой происходит под влиянием изменений социальной ситуации, характеристики ведущей деятельности, возрастных изменений, психологической перестройкой сознания, жизнеобразующих событий и обстоятельств.
В возрастной психологии и психологии профессионального развития представлены различные подходы к дифференциации становления личности в онтогенезе. В самом общем виде можно выделить семь стадий становления: дошкольное детство, школьный возраст, юность, молодость (ранняя взрослость), зрелость, пожилой возраст и старость. В системе непрерывного образования представлены следующие уровни образования: дошкольное и школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, последипломное образование, различные формы повышения квалификации и внутрифирменного (корпоративного) образования.
В современных условиях уже общее образование приобретает все более вариативный характер, предоставляя личности веер возможностей выбора своей траектории развития. Еще больше вариантов и траекторий развития открывает перед личностью профессиональное образование. Это разнообразные профессии и специальности, различные уровни образования: допрофессио-нальное, начальное, среднее, высшее, последипломное. Многоканальность получения образования адекватна динамике раз-
вития экономики и непредсказуемости индивидуальных профессионально-образовательных потребностей человека.
Взаимодействие факторов профессионально-образовательного пространства периодически порождает неустойчивость, не-равновесность психического развития личности. Ключевым понятием для описания этих процессов является флуктуация. Для диссипативных процессов характерен переход от равновесных условий к неравновесным, от состояния упорядоченности к неопределенности, от общего к уникальному, индивидуально ориентированному. Небольшие флуктуации, обусловленные случайными обстоятельствами, личностными кризисами, неудовлетворенностью собой, пресыщением рутинной деятельностью, могут стать началом новой траектории развития личности. Незначительные, незаметные для окружающих и самой личности события, ситуации могут приводить к крупномасштабным последствиям, крушению профессиональной биографии, а в отдельных случаях и к катастрофе.
Сильные флуктуации способствуют образованию моментов неустойчивости открытой системы, так называемых точек бифуркации. «В точках бифуркации, - пишет И. Пригожин, - то есть в критических, пороговых точках, поведение системы становится неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативам... В этом случае мы можем иметь дело только с вероятностями и никакое “приращение знания” не позволит детерминистически предсказать, какое поведение изберет система» (5).
Развитие открытой системы определяется не только ее прошлым и настоящим, но и будущим. Возможные для открытой системы варианты будущего называются в синергетике аттракторами. Аттракторы возникают в критических точках открытой системы и порождают совокупность большого числа нелинейных откликов (траекторий). Наличие аттракторов делает развитие системы предсказуемым (2). Следовательно, несмотря на нелинейность и неравномерность открытого профессионального пространства, возможен прогноз профессионального развития человека.
Традиционно профессиональное становление рассматривается как процесс, имеющий линейный характер. Такое рассмотрение допустимо лишь для эвристических моделей. Реальное протекание профессионального становления отличается неустойчивостью, неупорядоченностью. Не все стадии последовательно сменяют друг друга, отдельные стадии, например, вторичной профессионализации или акмепро-фессионализма, в индивидуальной профес-
сиональной жизни могут вообще отсутствовать. А учитывая процессы самоорганизации и иррациональные тенденции развития, следует допустить наличие множества реальных нелинейных траекторий профессионального становления личности. Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку сознания личности.
Переход от одной стадии к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния подвижного равновесия. Неравновесность и неустойчивость профессионального становления сопровождаются флуктуациями, личность как бы «колеблется» перед выбором дальнейшего сценария профессиональной жизни. Нарушение равновесия может инициироваться одним из факторов профессиональнообразовательного пространства: возрас-
тными изменениями, социально-экономической ситуацией, ростом уровня профессионального образования и квалификации,
Возрастные периоды
перестройкой способов выполнения деятельности, а также случайным стечением обстоятельств.
Профессионально обусловленные флуктуации порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профессионального становления.
Субъективное переживание кризисов способствует возникновению критических моментов, которые побуждают личность к поиску новых путей реализации профессиональной жизни. Варианты, сценарии профессионального будущего обусловливают новые траектории профессионального становления личности.
Для визуального представления взаимодействия факторов, определяющих профессиональное становление личности, можно допустить их направленное, последовательное изменение, выделив уровни их выраженности. Такое допущение позволяет создать эвристическую модель возможных траекторий профессионального становления личности (рис. 2).
Зрелость Взрослость -Молодость
Юность
Ранняя юность
Школьный возраст
Траектория
профессионального
становления
Рисунок 2. Эвристическая модель альтернативньх траекторий профессионального становления личности
Траектории профессионального становления и образовательные траектории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Обе формируются и реализуются в системах координат возрастных изменений (стадий, периодов) и уровней общего и профессионального образования. Для формирования индивидуальных траекторий профессионального становления решающее значение имеет многообразие видов профессиональных квалификаций, институционально представленных в профессиональных стандартах и логике освоения конкретной специальности (должности). Образовательные траектории формируются в системе непрерывного образования в процессе освоения (государственных) образовательных стандартов, обучающих модулей и учебных программ. Смыслообразующим фактором формирования траектории является самостоятельный и осознанный выбор вектора направления развития из возможных альтернативных вариантов. В основе выбора и построения образовательных траекторий влияют социально-экономические условия и ситуация на рынке образовательных услуг, потребности экономики региона в кадрах, а также индивидуальные характеристики оптанта (оптант, лат. optatio - желание, выбор - принятие решения о выборе пути или траектории развития): социальнопрофессиональная направленность, опыт, уровень образования, индивидуально-психологические способности, здоровье.
Построение этих траекторий обусловливает необходимость самоопределения личности - нахождение личностного смысла в осваиваемых профессиональнообразовательных программах и выполняемой профессиональной деятельности. В качестве интегрирующей характеристики мотивов, потребностей, ценностных ориентаций выступает социально-профессиональная идентичность - психологический компонент, определяющий конгруэнтность индивидуальной траектории Я-концепции и учебно-профессиональной деятельности.
Изменение, динамика профессиональной идентичности сопровождают формирование индивидуальных траекторий и построение временной транспективы - создание желаемого образа профессионального будущего (1).
Индивидуальные траектории становления и образования объединяют прошлое, настоящее и будущее личности. Развертывание этих траекторий происходит во времени, а изменение их направления (вектора) развития обусловлено значимыми для личности событиями: внешними - поступление в учебное заведение, его окончание, трудоустройство, смена места жительства и
т. п.; внутренними - психологическими кризисами, внутриличностными конфликтами, утратой профессиональной идентичности и др.
На становление временной транспек-тивы влияют точки бифуркаций индивидуальных траекторий, событийные явления, многовариантность настоящего и возможного будущего.
Рассмотрим последовательность формирования индивидуальной траектории профессионального становления личности.
Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет). Это стадия аморфной оптации.
Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессиональнопознавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельно-
стью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.
И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - акмепрофессионализм. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию акмепрофес-сионализма изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пре-
делы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) - свидетельство того, что личность как профессионал состоялась.
Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий, т. е. последовательность стадий нарушается. В условиях безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.
Следует также констатировать, что развитие личности не обязательно сопровождается последовательной сменой ведущей деятельности, психологические особенности отдельных стадий становления определяются лишь социальной ситуацией развития. Сама ведущая деятельность в рамках одного возраста, одной стадии становления претерпевает качественные изменения: перестраивается ее мотивация, планирование, способы выполнения, самоконтроля и т. п.
Это порождает огромное количество альтернативных траекторий профессионального развития, которые одних приводят к самореализации в профессиональной деятельности, других - к постепенному угасанию профессиональных функций, а третьих - к саморазрушению личности.
В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.
Важное значение, как уже было представлено выше, принадлежит различным формам непрерывного образования: на стадии аморфной оптации - трудовому воспитанию, на стадии оптации - образовательной дисциплине «Технология» предпро-фильной подготовке и профильному обучению, которые имеют вариативный характер, затем следует профессиональная подготовка в различных образовательных организациях, после завершения обучения в которых выпускники трудоустраиваются, при этом многие из них вовсе не по полученной специальности. Чтобы как-то снять эту отчетливо обозначившуюся деструктив-
ную тенденцию, вводится сертификация квалификации и дополнительная подготовка и переподготовка во внутрифирменных центрах повышения квалификации и корпоративных университетах. Если в образовательных организациях индивидуализация обучения выражается в выборе основных образовательных программ и обучающих модулей, то в последипломном образовании эта индивидуализация заключается в выборе форм повышения квалификации и переквалификации.
Индивидуализации последипломного образования будет способствовать создаваемая в стране Национальная система компетенций и квалификаций, которая призвана согласовать противоречия между рынком образовательных услуг и рынком труда.
Введение системы сертификации компетенций и квалификаций внесет кардинальные изменения в индивидуальную траекторию последипломного образования, повысит потребность в неформальном образовании, осуществляемом вне рамок учебного заведения.
В качестве механизмов создания системы сертификации профессиональных квалификаций рассматриваются профессиональные стандарты, образовательные модули и центры независимой сертификации квалификаций. Система профессиональной сертификации компетенций и квалификаций станет главным инструментом построения индивидуальных траекторий формального обучения, представляемое учебными заведениями (6).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория личности формируется при выборе образовательной программы учебного заведения, модулей обучения, освоения компетенций, предусмотренных государственными образовательными стандартами, траектории последипломного образования определяются различными формами неформального обучения и центрами сертификаций квалификаций, востребованных рынком труда.
Взаимосвязь стадий профессионального становления личности, альтернативных форм непрерывного образования обусловливают событийное структурирование индивидуальных траекторий и образование точек бифуркации. К знаковым событиям относятся выбор учебного заведения, основных образовательных программ, модулей обучения, форм дополнительного, неформального, информального обучения, повышения квалификации и иных видов непрерывного образования. Во время знаковых
событий происходит изменение направления индивидуальной траектории развития.
В таблице 1 отражены стадии профессионального становления и событийные формы непрерывного образования, а также психологические новообразования на локальных изменениях временных отрезков индивидуальных траекторий развития личности.
Реализация индивидуальных образовательных траекторий предполагает выбор форм непрерывного образования в различных образовательных организациях. В целях содействия такого выбора оправдана организация системы сетевого взаимодействия и обеспечения условий проектирования этих траекторий:
- осознание оптантами значимости построения индивидуальной образовательной траектории как одного из способов преодоления конфликтных ситуаций профессионального самоопределения;
- формирование проектной компетенции построения индивидуальной траектории саморазвития и самообразования;
- осуществление психолого-педагоги-ческого сопровождения профессионального развития и информационной поддержки реализации индивидуальной траектории;
- рефлексия образовательного маршрута и его коррекция (3).
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий - это смыслопорождающая деятельность прогнозирования своего будущего. Выполнение этой деятельности предполагает прогностическую компетентность, которая определяет построение возможных маршрутов достижения будущего.
Последовательность проектной деятельности включает следующие этапы:
- актуализация потребности в лично-
стно значимом достижении какого-либо результата: социально-профессиональном
признании, квалификации, должности, звания и др.;
- рефлексия ретроспекции профессионально-образовательного прошлого;
- конструирование образа желаемого будущего;
- выработка целей, задач деятельности на разных временных отрезках траекторий;
- осуществление мониторинга реализации индивидуальной образовательной траектории и ее корректировка;
- составление портфолио профессионально-образовательных достижений и верификация прогноза будущего - определение степени его достоверности и обоснованности.
Таблица 1.
Взаимосвязь смыслообразующих характеристик индивидуальных траекторий образования
№ п/п Стадии профессионального становления Событийные формы непрерывного образования Психологические новообразования локальных изменений траекторий
1 Аморфная оптация (0-12 лет) Трудовые пробы и сюжетноролевые игры Профессионально ориентированные интересы и склонности
2 Оптация (12-16 лет) Учебная дисциплина «Технология», предпрофильная подготовка и профильное обучение Профессиональные намерения, выбор профиля обучения и пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
3 Профессиональная подготовка (16-22 года) Базовое формальное образование, обучающие модули вариативных программ Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
4 Профессиональная адаптация (18-23 года) Адаптационное обучение в центрах квалификаций, событийное образование на рабочих местах Освоение новой социальной роли, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
5 Первичная профессионализация (23-27 лет) Сертификация квалификаций, образование, переквалификация Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд
6 Вторичная профессионализация (27-33 года) Второе базовое образование, перестройка профессиональной компетентности и формирование самообразовательной деятельности Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевые компетенции, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная профессиональная деятельность
7 Акмепрофессио-нализм (33-55 лет) Проектная деятельность и построение транспективы профессионального саморазвития Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития
Поскольку проектирование индивидуальных образовательных траекторий осуществляется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, то этот процесс требует освоения методики разработки социально-профессионального прогноза.
Проектирование образовательных траекторий субъективно значимо для личности и следует индивидуальной логике развития человека - его психологике. Ее предметом являются субъективные переживания сво-
его бытия, прогнозирование своего будущего на основе рефлексии прошлого и настоящего, проектирование желаемого будущего.
В заключение подчеркнем, что формирование индивидуальных образовательных траекторий детерминировано закономерностями социально-профессионального развития личности как процесс и результат ее движения к реализации собственной индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи / / Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258-263.
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. М., 1991.
3. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование : колл. моногр.; под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. М., 2013. С. 248-256.
4. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М. : Эгвес, 2008.
5. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. М., 1994.
6. Салахов А. А. Главное направление - развитие квалификаций // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1. С. 30-31.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Г. Синякова.