Научная статья на тему 'Проблемное поле научной школы «Психология профессионального развития»'

Проблемное поле научной школы «Психология профессионального развития» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ / PROBLEM FIELD / VOCATIONAL EDUCATION AREA / SUBJECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL BARRIERS TO DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

В статье рассматриваются теоретико-методологические основания исследования психологии профессионального развития личности. Приводится краткая характеристика основных направлений проблемного поля и результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem Field of the Scientific School "Psychology of Professional Development"

The paper deals with theoretical and methodological foundations of psychological research on professional development of personality, a brief description of the main directions of the problem field and the results of the study presented.

Текст научной работы на тему «Проблемное поле научной школы «Психология профессионального развития»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 159. 9

Э. Ф. Зеер

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические основания исследования психологии профессионального развития личности. Приводится краткая характеристика основных направлений проблемного поля и результаты исследования.

Ключевые слова: проблемное поле, профессионально-образовательное пространство, субъекты профессионального развития, психологические барьеры развития

Abstract. The paper deals with theoretical and methodological foundations of psychological research on professional development of personality, a brief description of the main directions of the problem field and the results of the study presented.

Index terms: problem field, vocational education area, subjects of professional development, psychological barriers to development.

В материалах модернизации образования определены следующие приоритеты образования:

• развитие новых стандартов образования, тематическим ядром которых станут ключевые компетентности, ключевые компетенции, социально значимые и метапрофессиональные качества обучаемых. Провозглашенный компетентностный поход станет основой проектирования нового содержания образования и поиска новых образовательных технологий;

• формирование межкультурной (инеркультурной) компетенции -основы толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несовместимости;

• обеспечение непрерывного образования - образования в течение всей жизни путем формирования познавательных компетенций;

• воспитание социальной компетенции - умения жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе, развитие способности к коопе-рантной деятельности, умение предупреждать конфликты и др.;

• инициирование самоактулизации и самоопределения обучающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.

Применительно к профессиональному образованию эти приоритеты можно представить и конкретизировать в виде развивающегося профессио-

нально-образовательного пространства. Смыслообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.

С 1990 г. в Свердловском инженерно-педагогическом институте (ныне - Российский государственный профессионально-педагогический университет) под руководством доктора психологических наук, профессора Э. Ф. Зеера стала формироваться научно-образовательная школа «Психология профессионального развития», исследовательская деятельность которой заключается в необходимом теоретико-методологическом обосновании психологических основ профессионального образования, установлении закономерностей профессионального развития обучаемых, рассмотрении отклонений (деструкций) в развитии личности, поиске эффективных психолого-педагогических технологий обучения, воспитания и развития личности.

На становление школы большое влияние оказали академики РАО С. К. Бондырева, В. И. Загвязинский, Е. А. Климов, А. М. Новиков, Г. М. Ро-манцев, Е. А. Ткаченко, крупные ученые в области психологии развития Т. В. Кудрявцев, Л. А. Регуш.

Концептуальным ядром научной школы стала теория психологии профессионально-образовательного пространства человека, а методологической основой деятельности - концепция развивающегося профессионально-образовательного пространства - особого социокультурного феномена, объединяющего систему непрерывного образования и различные виды ведущей деятельности и человека. Структурные компоненты данного пространства можно представить в виде модели, образованной тремя векторами-координатами:

• субъекты пространства, находящиеся на разных стадиях профессионального развития;

• система непрерывного образования, составляющими которой является общее образование, допрофессиональная (профильная) подготовка, начальное и среднее профессиональное образование, высшее и последипломное образование;

• многоплановые виды ведущей деятельности (учебно-познавательная, учебно-профессиональная, профессионально-образовательная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчески ориентированная деятельности).

Объединение в одно пространство этих трех объективно воспроизводящихся и саморазвивающихся факторов позволило выявить детерминанты саморазвития личности, а само профессионально-образовательное пространство рассматривать как самоорганизующееся.

Благодаря введению в круг проблем психологии профессионального развития понятия «профессионально-образовательное пространство» был

смоделирован механизм детерминации саморазвития личности в открытой саморазвивающейся системе. Эвристичность понятия «пространство» заключается в возможности объединения разнокачественных социальнопсихологических явлений, не имеющих общего логического основания. Упорядочение осуществляется для решения определенной проблемы на основе смыслового взаимодействия конструктов, детерминирующих развитие друг друга.

Развивающееся образовательное пространство - система психоло-го-педагогических уровней непрерывного образования, развивающихся видов деятельности и субъектов личностного и профессионального развития. Функционирование этих структурных составляющих в режиме взаи-мосодействия образует открытое, воспроизводящееся и саморазвивающе-еся образовательное пространство.

Тематическим ядром профессионально-образовательного пространства выступает взаимосодействие - особая форма пространственной активности, детерминирующей развитие всех компонентов пространства.

Теоретико-методологическую основу исследования профессионально-образовательного пространства составляют сетевой (многомерный), профессиологический, диатропический, синергетический и субъектный подходы.

Методологическим основанием научных изысканий являются также принципы, т. е. нормативы, предписания научно-исследовательской деятельности. К общенаучным принципам познания относятся принципы детерминизма, соответствия и дополнительности; к частным:

• неустойчивое динамическое равновесие как источник развития взаимосвязи личности, образования и профессии;

• взаимопреобразование человека, образования и профессии;

• прогрессивное и деструктивное развитие как фактор успешного взаимодействия человека с образовательными системами и миром профессий;

• соразвитие личности, образования и профессии в профессионально-образовательном пространстве.

Профессиональное образовательное пространство научной школы определяется взаимозависимостью профессионального становления, профессионального образования и мира профессий.

С опорой на многомерный подход была сконструирована концептуальная модель профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности (рисунок). Межкоординатное пространство образует открытую систему, которая дает представление о междисциплинарном характере рассматриваемой проблемы.

Вертикальная смысловая координата К1 является профориентоло-гической и определяет проблематику исследования стадий профессионального становления личности: оптацию, профессиональную подготовку,

профессиональную адаптацию, первичную профессионализацию, вторичную профессионализацию, профессиональное мастерство.

На деятельностной координате К2 размещены основные виды ведущей деятельности: учебно-профессиональная, профессионально-образо-вательная, нормативная, продуктивная, творческая.

Субъекты ПОП [ К1

Концептуальная модель профессионально-образовательного пространства человека

Третья смысловая координата КЗ - образовательная, она характеризует уровни профессионального образования: допрофессиональное, начальное профессиональное, среднее профессиональное высшее профессиональное, последипломное образование.

Объединение в одно пространство трех векторов-координат, включающих значимые изменения профессионального развития личности, систему непрерывного образования, развивающиеся виды деятельности, и трех межкоор-

динатных пространств позволяет представить профессионально-образовательное пространство как открытую, нелинейную и неравновесную систему. Основанием для такого рассмотрения является усложнение этих факторов во времени и возможность фиксации их новых состояний и уровней развития.

Межкоординатные взаимосвязи профессиональных составляющих определяют проблемное исследовательское поле научной школы:

• профессионализация и ее психологическое обеспечение (К1 - К2);

• профессиональное самоопределение, профессиональное развитие на разных уровнях образования, опережающее профессиональное образование, технологии профессиологии и др. (К1 - КЗ);

• образование по группам профессий и специальностей, проектирование государственных образовательных стандартов на основе компе-тентностного подхода, непрерывное образование и др.

Таким образом, концептуальная модель профессионально-образовательного пространства человека отражает базовые психологические, педагогические и профессиоведческие исследовательские проблемы. Меж-координатные пространства отражают междисциплинарные проблемы.

Многомерное отражение профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности дает возможность выявить проблематику исследования, сформулировать основные противоречия, определить цели, наметить методику исследования, выбрать критерии оценки эффективности исследования. Актуальность тематики исследования определяется с учетом социально-экономических реалий современного общества.

Отображение профессионально-образовательного пространства человека в системе трех смысловых координат позволяет сформулировать базовые и междисциплинарные проблемы, в которых, в свою очередь, можно выделить подпроблемы и конкретные темы исследований магистерских и кандидатских диссертаций, а также темы дипломных работ.

Основные цели деятельности научной школы - исследование актуальных проблем психологии профессионального образования, участие в формировании политики профессионально-педагогического образования в стране, психологическое содействие подготовке педагогов профессиональной школы, консолидация научных кадров, активное включение в НИР студентов, аспирантов и соискателей, а также педагогов профессионально-образовательных учреждений.

Главными задачами научной школы являются:

• обеспечение условий для интеграции образования и науки, участие в подготовке кадрового потенциала за счет внедрения научных разработок и результатов в профессионально-образовательный процесс;

• содействие приоритетному развитию фундаментальных исследований как основы создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научной школы;

• содействие повышению качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, росту квалификации профессорско-препо-

давательского состава кафедры; привлечение научной общественности к активному участию в организации и проведении научных исследований по проблемам профессионально-педагогического образования, обеспечение эффективного использования научного потенциала кафедры для исследований приоритетных тем психологии профессионального развития;

• расширение международного научного сотрудничества с научными и учебными организациями, фондами с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научной продукции;

• организация внедрения в профессионально-образовательный процесс результатов завершенных в лаборатории исследований и осуществление авторского надзора.

В соответствии с целями и задачами работы были определены объект, предмет, цели и задачи исследований. Объект - развивающееся профессионально-образовательное пространство человека. Предмет - психологические закономерности и механизмы функционирования и развития профессионально-образовательного пространства и личности в процессе профессионального развития. Цель исследований - феноменологическое изучение динамических процессов становления личности в профессионально-образовательном процессе. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследований:

• определить теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства: принципы, подходы, методы исследования;

• установить психологические закономерности развития личности в профессионально-образовательном пространстве;

• рассмотреть феноменологию смыслообразующих конструктов компетентностного подхода: ключевых компетентностей, ключевых компетенций и метапрофессиональных качеств как основу модернизации профессионального образования;

• выявить барьеры, препятствующие профессиональному развитию личности;

• разработать концепцию социально-профессионального воспитания, профессионального обучения и развития личности в русле концепции профессионально-образовательного пространства.

Решение поставленных задач подразумевает признание собственной активности субъекта основным фактором, влияющим на социальнопрофессиональное становление личности.

Теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства человека обусловили приоритетные области проводимых исследований:

• психология профессионального развития личности;

• психологическое сопровождение непрерывного профессионального образования;

• личностно-развивающая функция многоплановых видов деятельности.

Эти взаимообусловленные направления получили свое теоретическое обоснование в концепции профессионального становления личности; теории профессионализации личности; личностно-развивающего профессионального образования.

Концепция профессионального становления личности была разработана в ходе исследований, объединенных общей темой «Теоретико-ме-тодологические основания психологии профессионального развития человека» (научный руководитель - д-р психол. наук, проф.

Э. Ф. Зеер). Были выявлены закономерности и детерминанты профессионального становления, определены критерии успешности карьеры и разработан мониторинг профессионализации специалиста. Результаты исследования обобщены в нескольких монографиях, а также в сборниках научных трудов и учебных пособиях [1, 6-8, 10, 11, 13, 16, 17, 21].

В рамках исследований, получивших общее название «Психологизация субъектов профессионального образования» (научный руководитель - д-р психол. наук, проф. Н. С. Глуханюк), были теоретически обоснованы основные характеристики субъектов профессионального образования, разработаны социальные и психологические условия безоце-ночного положительного принятия себя, эмпатийного понимания, конгруэнтного самовыражения, дивергентной идентификации. Впервые созданы концепция психологизации образования, концепция и модель психологической культуры человека, методология проектирования программ системного внедрения психологизации в образовательный процесс, базы данных психологических характеристик педагогов и студентов, методические рекомендации по внедрению результатов [2-4, 14].

Активно ведутся исследования по теме «Психологические барьеры профессионального развития личности» (научный руководитель - д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк). Теоретико-методологический анализ профессионального развития сквозь призму принципов неустойчивого динамического равновесия, детерминизма и индетерминизма позволил определить основные закономерности и механизмы преодоления психологических барьеров развития личности. Установлено, что движущими силами являются противоречия, определяемые пространством профессионального развития. Ведущим следует считать противоречие между неупорядоченным, неравновесным, многомерным миром профессий и индивидными, субъектными, личностными характеристиками человека. В процессе взаимодействия человека с миром профессий происходит его профессиональное развитие. К механизмам этого процесса относятся самоактуализация, самодеятельность, самодетерминация, самореализация личностно-профессионального потенциала [5, 9, 12, 15,18-20].

Основные результаты изысканий в области психологии профессионального образования, направленные на выявление возрастных и социально-профессиональный нормативов развития человека, научно-методического обеспечения

профессионального становления личности, определение личностно-развивающего потенциала многоплановых видов деятельности, состоят в следующем.

1. Создана концепция профессионального становления личности, выявлены закономерности и детерминанты этого процесса, установлены периоды кризисов профессионального развития и психологические барьеры этого процесса, разработаны критерии успешности карьеры и мониторинга профессионализации специалиста.

2. На основе концепции профессионального становления личности разработана психологически обоснованная программа (система) непрерывного профессионального и профессионально-педагогического образования, раскрывающая стратегию, содержание и технологии образования взрослых. Сформировано целостное представление о непрерывном профессиональном образовании как системы, включающей все виды формального, неформального и информального (событийного) образования. Выявлены инновационные технологии реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

3. Разработаны теоретико-методологические основания психологии профессионального образования: определены подходы, принципы, закономерности реализации личности в системе непрерывного профессионального образования. Сформирован понятийно-терминологический аппарат данного раздела психологии.

4. Выявлены психологические особенности развивающихся учебнопрофессионального, профессионально-образовательного и профессионального видов деятельности, смена и трансформации которых обусловливают динамику профессионального развития личности.

5. Определены теоретико-методологические основы исследования управляемого становления психологической культуры субъектов профессионального образования как фактора и условия его психологизации.

6. Установлена структура и генезис психологической культуры студентов, преподавателей и руководителей в системе образования, разработаны модель и концепция становления психологической культуры в контексте современного российского образования. Установлено, что психологическая культура как интегративное образование является частью общей и профессиональной культуры и обеспечивает эффективность психической и профессиональной деятельности человека. Психологическая культура является системообразующим фактором учебных и профессиональных компетенций субъектов образовательного пространства, а также обеспечивает процесс психологизации образования.

7. Определены психологические особенности социально-профессионального воспитания учащейся молодежи, формирования корпоративной культуры и профессионально-нравственных ценностей.

8. Разработана концептуальная модель профессионально-образовательного пространства, реализующая процесс динамического профессионального развития человека.

Анализ модернизации профессионального образования России позволяет выделить главное методологическое направление изменений -обеспечение компетентностного похода. Это требует внедрения отдельных педагогических инноваций теоретического и прикладного, методического характера в отношении структуры, содержания и функционирования профессионально-образовательного процесса, отдельных учебных заведений, подсистем и системы образования в целом. Главным инициатором инноваций должен выступать педагог. Однако анализ показывает, что разработка и внедрение педагогических инноваций не подкреплены законодательным, методическим и контролирующим инструментом. Таким образом, возникает необходимость институционализации педагогических инноваций на региональном и федеральном уровне.

На концептуальном уровне были проанализированы различные трактовки ведущих понятий модернизации профессионального образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств. В работах зарубежных и отечественных ученых, исследовавших эти образовательные конструкты, наблюдается широкое понятийно-терминологическое разнообразие. Основываясь на концепции развивающего профессионального образования, мы определились с ведущими понятиями: компетентностями, компетенциями и метапрофессиональными качествами.

Целевая ориентация профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектирования стандартов профессий. Смыслообразующими единицами профессиональных стандартов могут и должны стать ключевые квалификации, формирование которых у обучаемых (студентов) будет способствовать усилению фундаментальной подготовки специалистов.

Анализ требований современного общества к образованию и его направленности приводит нас к представлениям о развивающемся профессионально-образовательном пространстве, ключевой фигурой которого становится личность, а целью - ее развитие. Пространственные представления о многомерной системе профессионального образования позволяют решать существующие проблемы с учетом потребностей и возможностей личности, т. е. подойти практически к формированию индивидуальных профессионально-образовательных траекторий. В настоящее время таких психолого-педагогических технологий еще нет, однако сотрудниками школы заложены концептуальные основы развивающегося профессионально-образовательного пространства, определены методы и основные направления его исследования. Кроме того, предложено понимание пространства профессионального развития личности, которое конструируется на основе психологических законов и закономерностей взаимодействия личности и мира профессий.

В предельном выражении личность становится субъектом (инициатором активности) собственной жизнедеятельности, в том числе и в про-

фессиональном аспекте. Для эффективного профессионального становления необходимо изучать возможности личности, ее психосоциальные ресурсы и профессионально-личностный потенциал, учитывать барьеры профессионального развития в их двойственной функции (преодоление барьеров, особенно внутриличностного характера, является мощным фактором личностного и профессионального развития). В проведенных в научной школе исследованиях дан широкий анализ психолого-педагоги-ческих технологий профессионального развития и социально-профессионального воспитания. Процесс формирования субъектности обучающихся рассматривается как сложный инструмент, позволяющий им ориентироваться, принимать решения в отношении собственной профессиональной судьбы и формировать собственную профессионально-образовательную траекторию.

Итоги апробации исследований и разработок регулярно обсуждаются на международных, всероссийских и региональных конференциях, а также во время проведения круглых столов и семинаров с педагогами учреждений профессионального образования.

Результаты проведенных исследований используются в работе учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также на факультетах и в институтах переподготовки и повышения квалификации Уральского Федерального округа.

Литература

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личной самореализации: моногр. Уфа, 2006.

2. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога: мо-

ногр. Екатеринбург, 2005.

3. Глуханюк Н. С., Дьяченко Е. В. Я в профессии и профессиональное Я: результаты исследований: моногр. Екатеринбург, 2005.

4. Глуханюк Н. С., Сергеева Т. Б. Психология позднего возраста: результаты исследований: моногр. Екатеринбург, 2007.

5. Девятовская И. В. Выученная беспомощность личности педагогов и пути ее преодоления: моногр. Екатеринбург, 2006.

6. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: моногр. Екатеринбург, 2006.

7. Зеер Э. Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека: моногр. Екатеринбург, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. М., 2009.

9. Инновационные процессы в сфере высшего профессионального образования: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007.

10. Личностно-развивающее профессиональное образование: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2005.

11. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие. М., 2010.

12. Лопес Е. Г., Сыманюк Э. Э. Кризисология: моногр. Екатерин-

бург, 2010.

13. Львов Л. В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности: моногр. Челябинск, 2007.

14. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии: моногр. М., 2008.

15. Непрерывное образование: стратегическое партнерство государства и бизнеса: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007.

16. Новоселов Р. Х., Исхаков С. А. Дидактическое творчество студентов педагогических специальностей: содержание, формы и методы развития: моногр. Екатеринбург, 2009.

17. Психология профессионально-образовательного пространства человека: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2009.

18. Садовникова Н. О., Сыманюк Э. Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции: моногр. Екатеринбург, 2005.

19. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: моногр. М., 2005.

20. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов: моногр. М., 2004.

21. Шендрик И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование: моногр. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.