НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 159. 9
Э. Ф. Зеер
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические основания исследования психологии профессионального развития личности. Приводится краткая характеристика основных направлений проблемного поля и результаты исследования.
Ключевые слова: проблемное поле, профессионально-образовательное пространство, субъекты профессионального развития, психологические барьеры развития
Abstract. The paper deals with theoretical and methodological foundations of psychological research on professional development of personality, a brief description of the main directions of the problem field and the results of the study presented.
Index terms: problem field, vocational education area, subjects of professional development, psychological barriers to development.
В материалах модернизации образования определены следующие приоритеты образования:
• развитие новых стандартов образования, тематическим ядром которых станут ключевые компетентности, ключевые компетенции, социально значимые и метапрофессиональные качества обучаемых. Провозглашенный компетентностный поход станет основой проектирования нового содержания образования и поиска новых образовательных технологий;
• формирование межкультурной (инеркультурной) компетенции -основы толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несовместимости;
• обеспечение непрерывного образования - образования в течение всей жизни путем формирования познавательных компетенций;
• воспитание социальной компетенции - умения жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе, развитие способности к коопе-рантной деятельности, умение предупреждать конфликты и др.;
• инициирование самоактулизации и самоопределения обучающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.
Применительно к профессиональному образованию эти приоритеты можно представить и конкретизировать в виде развивающегося профессио-
нально-образовательного пространства. Смыслообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.
С 1990 г. в Свердловском инженерно-педагогическом институте (ныне - Российский государственный профессионально-педагогический университет) под руководством доктора психологических наук, профессора Э. Ф. Зеера стала формироваться научно-образовательная школа «Психология профессионального развития», исследовательская деятельность которой заключается в необходимом теоретико-методологическом обосновании психологических основ профессионального образования, установлении закономерностей профессионального развития обучаемых, рассмотрении отклонений (деструкций) в развитии личности, поиске эффективных психолого-педагогических технологий обучения, воспитания и развития личности.
На становление школы большое влияние оказали академики РАО С. К. Бондырева, В. И. Загвязинский, Е. А. Климов, А. М. Новиков, Г. М. Ро-манцев, Е. А. Ткаченко, крупные ученые в области психологии развития Т. В. Кудрявцев, Л. А. Регуш.
Концептуальным ядром научной школы стала теория психологии профессионально-образовательного пространства человека, а методологической основой деятельности - концепция развивающегося профессионально-образовательного пространства - особого социокультурного феномена, объединяющего систему непрерывного образования и различные виды ведущей деятельности и человека. Структурные компоненты данного пространства можно представить в виде модели, образованной тремя векторами-координатами:
• субъекты пространства, находящиеся на разных стадиях профессионального развития;
• система непрерывного образования, составляющими которой является общее образование, допрофессиональная (профильная) подготовка, начальное и среднее профессиональное образование, высшее и последипломное образование;
• многоплановые виды ведущей деятельности (учебно-познавательная, учебно-профессиональная, профессионально-образовательная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчески ориентированная деятельности).
Объединение в одно пространство этих трех объективно воспроизводящихся и саморазвивающихся факторов позволило выявить детерминанты саморазвития личности, а само профессионально-образовательное пространство рассматривать как самоорганизующееся.
Благодаря введению в круг проблем психологии профессионального развития понятия «профессионально-образовательное пространство» был
смоделирован механизм детерминации саморазвития личности в открытой саморазвивающейся системе. Эвристичность понятия «пространство» заключается в возможности объединения разнокачественных социальнопсихологических явлений, не имеющих общего логического основания. Упорядочение осуществляется для решения определенной проблемы на основе смыслового взаимодействия конструктов, детерминирующих развитие друг друга.
Развивающееся образовательное пространство - система психоло-го-педагогических уровней непрерывного образования, развивающихся видов деятельности и субъектов личностного и профессионального развития. Функционирование этих структурных составляющих в режиме взаи-мосодействия образует открытое, воспроизводящееся и саморазвивающе-еся образовательное пространство.
Тематическим ядром профессионально-образовательного пространства выступает взаимосодействие - особая форма пространственной активности, детерминирующей развитие всех компонентов пространства.
Теоретико-методологическую основу исследования профессионально-образовательного пространства составляют сетевой (многомерный), профессиологический, диатропический, синергетический и субъектный подходы.
Методологическим основанием научных изысканий являются также принципы, т. е. нормативы, предписания научно-исследовательской деятельности. К общенаучным принципам познания относятся принципы детерминизма, соответствия и дополнительности; к частным:
• неустойчивое динамическое равновесие как источник развития взаимосвязи личности, образования и профессии;
• взаимопреобразование человека, образования и профессии;
• прогрессивное и деструктивное развитие как фактор успешного взаимодействия человека с образовательными системами и миром профессий;
• соразвитие личности, образования и профессии в профессионально-образовательном пространстве.
Профессиональное образовательное пространство научной школы определяется взаимозависимостью профессионального становления, профессионального образования и мира профессий.
С опорой на многомерный подход была сконструирована концептуальная модель профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности (рисунок). Межкоординатное пространство образует открытую систему, которая дает представление о междисциплинарном характере рассматриваемой проблемы.
Вертикальная смысловая координата К1 является профориентоло-гической и определяет проблематику исследования стадий профессионального становления личности: оптацию, профессиональную подготовку,
профессиональную адаптацию, первичную профессионализацию, вторичную профессионализацию, профессиональное мастерство.
На деятельностной координате К2 размещены основные виды ведущей деятельности: учебно-профессиональная, профессионально-образо-вательная, нормативная, продуктивная, творческая.
Субъекты ПОП [ К1
Концептуальная модель профессионально-образовательного пространства человека
Третья смысловая координата КЗ - образовательная, она характеризует уровни профессионального образования: допрофессиональное, начальное профессиональное, среднее профессиональное высшее профессиональное, последипломное образование.
Объединение в одно пространство трех векторов-координат, включающих значимые изменения профессионального развития личности, систему непрерывного образования, развивающиеся виды деятельности, и трех межкоор-
динатных пространств позволяет представить профессионально-образовательное пространство как открытую, нелинейную и неравновесную систему. Основанием для такого рассмотрения является усложнение этих факторов во времени и возможность фиксации их новых состояний и уровней развития.
Межкоординатные взаимосвязи профессиональных составляющих определяют проблемное исследовательское поле научной школы:
• профессионализация и ее психологическое обеспечение (К1 - К2);
• профессиональное самоопределение, профессиональное развитие на разных уровнях образования, опережающее профессиональное образование, технологии профессиологии и др. (К1 - КЗ);
• образование по группам профессий и специальностей, проектирование государственных образовательных стандартов на основе компе-тентностного подхода, непрерывное образование и др.
Таким образом, концептуальная модель профессионально-образовательного пространства человека отражает базовые психологические, педагогические и профессиоведческие исследовательские проблемы. Меж-координатные пространства отражают междисциплинарные проблемы.
Многомерное отражение профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности дает возможность выявить проблематику исследования, сформулировать основные противоречия, определить цели, наметить методику исследования, выбрать критерии оценки эффективности исследования. Актуальность тематики исследования определяется с учетом социально-экономических реалий современного общества.
Отображение профессионально-образовательного пространства человека в системе трех смысловых координат позволяет сформулировать базовые и междисциплинарные проблемы, в которых, в свою очередь, можно выделить подпроблемы и конкретные темы исследований магистерских и кандидатских диссертаций, а также темы дипломных работ.
Основные цели деятельности научной школы - исследование актуальных проблем психологии профессионального образования, участие в формировании политики профессионально-педагогического образования в стране, психологическое содействие подготовке педагогов профессиональной школы, консолидация научных кадров, активное включение в НИР студентов, аспирантов и соискателей, а также педагогов профессионально-образовательных учреждений.
Главными задачами научной школы являются:
• обеспечение условий для интеграции образования и науки, участие в подготовке кадрового потенциала за счет внедрения научных разработок и результатов в профессионально-образовательный процесс;
• содействие приоритетному развитию фундаментальных исследований как основы создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научной школы;
• содействие повышению качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, росту квалификации профессорско-препо-
давательского состава кафедры; привлечение научной общественности к активному участию в организации и проведении научных исследований по проблемам профессионально-педагогического образования, обеспечение эффективного использования научного потенциала кафедры для исследований приоритетных тем психологии профессионального развития;
• расширение международного научного сотрудничества с научными и учебными организациями, фондами с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научной продукции;
• организация внедрения в профессионально-образовательный процесс результатов завершенных в лаборатории исследований и осуществление авторского надзора.
В соответствии с целями и задачами работы были определены объект, предмет, цели и задачи исследований. Объект - развивающееся профессионально-образовательное пространство человека. Предмет - психологические закономерности и механизмы функционирования и развития профессионально-образовательного пространства и личности в процессе профессионального развития. Цель исследований - феноменологическое изучение динамических процессов становления личности в профессионально-образовательном процессе. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследований:
• определить теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства: принципы, подходы, методы исследования;
• установить психологические закономерности развития личности в профессионально-образовательном пространстве;
• рассмотреть феноменологию смыслообразующих конструктов компетентностного подхода: ключевых компетентностей, ключевых компетенций и метапрофессиональных качеств как основу модернизации профессионального образования;
• выявить барьеры, препятствующие профессиональному развитию личности;
• разработать концепцию социально-профессионального воспитания, профессионального обучения и развития личности в русле концепции профессионально-образовательного пространства.
Решение поставленных задач подразумевает признание собственной активности субъекта основным фактором, влияющим на социальнопрофессиональное становление личности.
Теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства человека обусловили приоритетные области проводимых исследований:
• психология профессионального развития личности;
• психологическое сопровождение непрерывного профессионального образования;
• личностно-развивающая функция многоплановых видов деятельности.
Эти взаимообусловленные направления получили свое теоретическое обоснование в концепции профессионального становления личности; теории профессионализации личности; личностно-развивающего профессионального образования.
Концепция профессионального становления личности была разработана в ходе исследований, объединенных общей темой «Теоретико-ме-тодологические основания психологии профессионального развития человека» (научный руководитель - д-р психол. наук, проф.
Э. Ф. Зеер). Были выявлены закономерности и детерминанты профессионального становления, определены критерии успешности карьеры и разработан мониторинг профессионализации специалиста. Результаты исследования обобщены в нескольких монографиях, а также в сборниках научных трудов и учебных пособиях [1, 6-8, 10, 11, 13, 16, 17, 21].
В рамках исследований, получивших общее название «Психологизация субъектов профессионального образования» (научный руководитель - д-р психол. наук, проф. Н. С. Глуханюк), были теоретически обоснованы основные характеристики субъектов профессионального образования, разработаны социальные и психологические условия безоце-ночного положительного принятия себя, эмпатийного понимания, конгруэнтного самовыражения, дивергентной идентификации. Впервые созданы концепция психологизации образования, концепция и модель психологической культуры человека, методология проектирования программ системного внедрения психологизации в образовательный процесс, базы данных психологических характеристик педагогов и студентов, методические рекомендации по внедрению результатов [2-4, 14].
Активно ведутся исследования по теме «Психологические барьеры профессионального развития личности» (научный руководитель - д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк). Теоретико-методологический анализ профессионального развития сквозь призму принципов неустойчивого динамического равновесия, детерминизма и индетерминизма позволил определить основные закономерности и механизмы преодоления психологических барьеров развития личности. Установлено, что движущими силами являются противоречия, определяемые пространством профессионального развития. Ведущим следует считать противоречие между неупорядоченным, неравновесным, многомерным миром профессий и индивидными, субъектными, личностными характеристиками человека. В процессе взаимодействия человека с миром профессий происходит его профессиональное развитие. К механизмам этого процесса относятся самоактуализация, самодеятельность, самодетерминация, самореализация личностно-профессионального потенциала [5, 9, 12, 15,18-20].
Основные результаты изысканий в области психологии профессионального образования, направленные на выявление возрастных и социально-профессиональный нормативов развития человека, научно-методического обеспечения
профессионального становления личности, определение личностно-развивающего потенциала многоплановых видов деятельности, состоят в следующем.
1. Создана концепция профессионального становления личности, выявлены закономерности и детерминанты этого процесса, установлены периоды кризисов профессионального развития и психологические барьеры этого процесса, разработаны критерии успешности карьеры и мониторинга профессионализации специалиста.
2. На основе концепции профессионального становления личности разработана психологически обоснованная программа (система) непрерывного профессионального и профессионально-педагогического образования, раскрывающая стратегию, содержание и технологии образования взрослых. Сформировано целостное представление о непрерывном профессиональном образовании как системы, включающей все виды формального, неформального и информального (событийного) образования. Выявлены инновационные технологии реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
3. Разработаны теоретико-методологические основания психологии профессионального образования: определены подходы, принципы, закономерности реализации личности в системе непрерывного профессионального образования. Сформирован понятийно-терминологический аппарат данного раздела психологии.
4. Выявлены психологические особенности развивающихся учебнопрофессионального, профессионально-образовательного и профессионального видов деятельности, смена и трансформации которых обусловливают динамику профессионального развития личности.
5. Определены теоретико-методологические основы исследования управляемого становления психологической культуры субъектов профессионального образования как фактора и условия его психологизации.
6. Установлена структура и генезис психологической культуры студентов, преподавателей и руководителей в системе образования, разработаны модель и концепция становления психологической культуры в контексте современного российского образования. Установлено, что психологическая культура как интегративное образование является частью общей и профессиональной культуры и обеспечивает эффективность психической и профессиональной деятельности человека. Психологическая культура является системообразующим фактором учебных и профессиональных компетенций субъектов образовательного пространства, а также обеспечивает процесс психологизации образования.
7. Определены психологические особенности социально-профессионального воспитания учащейся молодежи, формирования корпоративной культуры и профессионально-нравственных ценностей.
8. Разработана концептуальная модель профессионально-образовательного пространства, реализующая процесс динамического профессионального развития человека.
Анализ модернизации профессионального образования России позволяет выделить главное методологическое направление изменений -обеспечение компетентностного похода. Это требует внедрения отдельных педагогических инноваций теоретического и прикладного, методического характера в отношении структуры, содержания и функционирования профессионально-образовательного процесса, отдельных учебных заведений, подсистем и системы образования в целом. Главным инициатором инноваций должен выступать педагог. Однако анализ показывает, что разработка и внедрение педагогических инноваций не подкреплены законодательным, методическим и контролирующим инструментом. Таким образом, возникает необходимость институционализации педагогических инноваций на региональном и федеральном уровне.
На концептуальном уровне были проанализированы различные трактовки ведущих понятий модернизации профессионального образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств. В работах зарубежных и отечественных ученых, исследовавших эти образовательные конструкты, наблюдается широкое понятийно-терминологическое разнообразие. Основываясь на концепции развивающего профессионального образования, мы определились с ведущими понятиями: компетентностями, компетенциями и метапрофессиональными качествами.
Целевая ориентация профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектирования стандартов профессий. Смыслообразующими единицами профессиональных стандартов могут и должны стать ключевые квалификации, формирование которых у обучаемых (студентов) будет способствовать усилению фундаментальной подготовки специалистов.
Анализ требований современного общества к образованию и его направленности приводит нас к представлениям о развивающемся профессионально-образовательном пространстве, ключевой фигурой которого становится личность, а целью - ее развитие. Пространственные представления о многомерной системе профессионального образования позволяют решать существующие проблемы с учетом потребностей и возможностей личности, т. е. подойти практически к формированию индивидуальных профессионально-образовательных траекторий. В настоящее время таких психолого-педагогических технологий еще нет, однако сотрудниками школы заложены концептуальные основы развивающегося профессионально-образовательного пространства, определены методы и основные направления его исследования. Кроме того, предложено понимание пространства профессионального развития личности, которое конструируется на основе психологических законов и закономерностей взаимодействия личности и мира профессий.
В предельном выражении личность становится субъектом (инициатором активности) собственной жизнедеятельности, в том числе и в про-
фессиональном аспекте. Для эффективного профессионального становления необходимо изучать возможности личности, ее психосоциальные ресурсы и профессионально-личностный потенциал, учитывать барьеры профессионального развития в их двойственной функции (преодоление барьеров, особенно внутриличностного характера, является мощным фактором личностного и профессионального развития). В проведенных в научной школе исследованиях дан широкий анализ психолого-педагоги-ческих технологий профессионального развития и социально-профессионального воспитания. Процесс формирования субъектности обучающихся рассматривается как сложный инструмент, позволяющий им ориентироваться, принимать решения в отношении собственной профессиональной судьбы и формировать собственную профессионально-образовательную траекторию.
Итоги апробации исследований и разработок регулярно обсуждаются на международных, всероссийских и региональных конференциях, а также во время проведения круглых столов и семинаров с педагогами учреждений профессионального образования.
Результаты проведенных исследований используются в работе учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также на факультетах и в институтах переподготовки и повышения квалификации Уральского Федерального округа.
Литература
1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личной самореализации: моногр. Уфа, 2006.
2. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога: мо-
ногр. Екатеринбург, 2005.
3. Глуханюк Н. С., Дьяченко Е. В. Я в профессии и профессиональное Я: результаты исследований: моногр. Екатеринбург, 2005.
4. Глуханюк Н. С., Сергеева Т. Б. Психология позднего возраста: результаты исследований: моногр. Екатеринбург, 2007.
5. Девятовская И. В. Выученная беспомощность личности педагогов и пути ее преодоления: моногр. Екатеринбург, 2006.
6. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: моногр. Екатеринбург, 2006.
7. Зеер Э. Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека: моногр. Екатеринбург, 2008.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. М., 2009.
9. Инновационные процессы в сфере высшего профессионального образования: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007.
10. Личностно-развивающее профессиональное образование: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2005.
11. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие. М., 2010.
12. Лопес Е. Г., Сыманюк Э. Э. Кризисология: моногр. Екатерин-
бург, 2010.
13. Львов Л. В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности: моногр. Челябинск, 2007.
14. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии: моногр. М., 2008.
15. Непрерывное образование: стратегическое партнерство государства и бизнеса: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007.
16. Новоселов Р. Х., Исхаков С. А. Дидактическое творчество студентов педагогических специальностей: содержание, формы и методы развития: моногр. Екатеринбург, 2009.
17. Психология профессионально-образовательного пространства человека: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2009.
18. Садовникова Н. О., Сыманюк Э. Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции: моногр. Екатеринбург, 2005.
19. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: моногр. М., 2005.
20. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов: моногр. М., 2004.
21. Шендрик И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование: моногр. М., 2003.