Научная статья на тему 'Концепция, преимущества и способ реализации подсистемы пользовательского контроля правописания в веб-приложениях'

Концепция, преимущества и способ реализации подсистемы пользовательского контроля правописания в веб-приложениях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЕ / WEB-APPLICATION / ВЕБ-САЙТ / WEBSITE / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / INTERNET-RESOURCE / КОНТРОЛЬ ПРАВОПИСАНИЯ / SPELLING CONTROL / ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБОК / MISTAKES DETECTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мекшенева Алена Алексеевна, Каменев Александр Владимирович, Акинчев Андрей Игоревич, Шестопалова Алина Юрьевна, Артемов Андрей Владимирович

В статье рассматривается актуальность наличия в интернет-ресурсах системы контроля правописания, анализируются и сравниваются различные подходы и концепции реализации подобной подсистемы, даётся общее описание реализации предложенной подсистемы. Описываются основные требования к подсистеме, функциональная модель подсистемы контроля правописания. В завершении статьи делается вывод о преимуществах и недостатках описанной подсистемы, а также приводятся способы улучшения описываемой подсистемы контроля правописания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мекшенева Алена Алексеевна, Каменев Александр Владимирович, Акинчев Андрей Игоревич, Шестопалова Алина Юрьевна, Артемов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция, преимущества и способ реализации подсистемы пользовательского контроля правописания в веб-приложениях»

CONCEPTION, BENEFITS AND IMPLEMENTATION OF THE SPELLING

CONTROL SUBSYSTEM IN WEB-APPLICATIONS Meksheneva A.1, Kamenev A.2, Akinchev A.3, Shestopalova A.4, Artemov A.5,

Novikov S.6

КОНЦЕПЦИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ ПРАВОПИСАНИЯ

В ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯХ Мекшенева А. А.1, Каменев А. В.2, Акинчев А. И.3, Шестопалова А. Ю.4, Артемов А. В.5, Новиков С. В.6

'Мекшенева Алена Алексеевна /Meksheneva Alena - студент;

2Каменев Александр Владимирович /Kamenev Aleksandr — студент магистратуры;

3Акинчев Андрей Игоревич / Akinchev Andrej — студент;

4Шестопалова Алина Юрьевна / Shestopalova Alina — студент-магистр;

5Артемов Андрей Владимирович /Artemov Andrej — кандидат технических наук, доцент, кафедра программной инженерии;

6Новиков Сергей Владимирович /Novikov Sergey — кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в статье рассматривается актуальность наличия в интернет-ресурсах системы контроля правописания, анализируются и сравниваются различные подходы и концепции реализации подобной подсистемы, даётся общее описание реализации предложенной подсистемы. Описываются основные требования к подсистеме, функциональная модель подсистемы контроля правописания. В завершении статьи делается вывод о преимуществах и недостатках описанной подсистемы, а также приводятся способы улучшения описываемой подсистемы контроля правописания. Abstract: the article discusses the relevance of the availability of the spelling control subsystem in online resources, analyzes and compares various approaches and concepts of implementation of such a subsystem. The basic requirements for the system and functional model are described. A general description of the proposed subsystem is given. At the end of the article the author makes the conclusion about the advantages and disadvantages of the described approach, as well as ways to improve the spelling control subsystem.

Ключевые слова: веб-приложение, веб-сайт, Интернет-ресурс, контроль правописания, обнаружение ошибок.

Keywords: web-application, web-site, Internet-resource, spelling control, mistakes detection.

Проблема контроля правописания актуальна среди веб-ресурсов, наполненных большим количеством регулярно добавляемой и обновляемой текстовой информации (новостные и информационные порталы, интернет-издания, интернет-представительства СМИ, блоги, форумы, и т. д.) и имеющих свои специфические особенности [1]. Текст, соответствующий нормам и правилам языка - показатель качества и высокого уровня профессионализма лиц, ответственных за авторство и размещение информации в сети [2]. Таким образом, целью разработки и внедрения подобной подсистемы может быть:

а) поддержание или повышение имиджа (или репутации) организации;

б) повышение уровня грамотности среди пользователей или авторов;

в) повышение качества контента, предоставляемого пользователям интернет-ресурса;

г) улучшение взаимодействия с пользователями, возможностей обратной связи.

Существует множество способов достижения вышеописанных целей. Поиск оптимального решения, как правило, сводится к нахождению такого метода, в котором поддерживалось бы оптимальное соотношение между ресурсоёмкостью внедряемого метода и точностью выходных результатов.

Так, например, можно разделить основные методы проверки правописания по критерию участия человека. В случае, когда подсистема проверки правописания является автоматической, задача усложняется с точки зрения погружения в область специальных знаний, таких как анализ текстов, анализ данных, лингвистический анализ. На реализацию и развёртку подобных подсистем необходимо затратить большее количество ресурсов. Отсюда следует, что целесообразно применять подобные методы и средства при условии, что автоматическая обработка действительно будет быстрее и эффективнее ручной (например, если объём проверяемых данных огромен, а точность и, собственно, наличие точного результата важнее скорости обработки данных). Как правило, к содержимому веб-

36

сайтов и веб-приложений не предъявляются подобные требования. Методы проверки правописания вручную являются в данном случае наиболее оптимальным решением, так как при минимальной затрате вычислительных ресурсов может быть достигнут оптимальный результат. Причём полезным функциональным расширением также может являться привлечение конечного пользователя к выявлению ошибок. Естественно, у подобного метода существует ряд недостатков, но они перекрываются достоинствами метода, а также, при грамотной реализации, риски в случае неблагоприятных последствий внедрения такой подсистемы гораздо меньше, чем в случае с автоматическими методами проверки правописания.

На настоящий момент существует ряд вариантов реализации подобной подсистемы. Есть как уникальные решения, разработанные в рамках конкретного интернет-ресурса, так и готовые расширения, довольно легко встраиваемые и внедряемые в существующее веб-приложение. В данной статье предлагается описание способа реализации подобной подсистемы, содержащее в себе наиболее общие особенности, которыми обладают подобные программные средства.

Разрабатываемая подсистема должна отвечать следующим требованиям:

а) кроссбраузерность, кроссплатформенность;

б) малая ресурсоёмкость;

в) малый объём занимаемой памяти;

в) дружественный, лаконичный интерфейс;

г) наличие механизмов защиты от попыток неправомерного использования подсистемы.

Концепция подсистемы пользовательского контроля правописания заключается в следующем.

Так как развёртка подсистемы предполагается в веб-приложениях или на веб-сайтах, то можно разделить всю работу подсистемы на клиентскую и серверную части. На стороне клиента, при обнаружении орфографической ошибки в тексте страницы, пользователь инициирует событие, выделив некорректный текст и нажав сочетание клавиш (традиционно это редко используемое в браузерах сочетание клавиш ctrl+enter). Данное сочетаний действий необходимо для того, чтобы однозначно идентифицировать действие пользователя, а также данные (фрагмент текста), которые должны быть подвергнуты обработке.

Инициированное событие вызывает диалоговое окно с формой ввода данных. В окне отображается поле, содержащее выделенный пользователем фрагмент текста, либо этот фрагмент внутри абзаца или предложения, содержащего его. Пользователю могут быть предложены такие варианты действий, как написание комментария с предложением возможного исправления ошибки, опционально - указание данных для обратной связи с ним (например, e-mail). За разработчиком остаётся решение о присвоении полям ввода различных свойств и необходимости и способах их валидации.

После корректного заполнения полей формы ввода, пользователь инициирует отправку данных на сервер. Лучшим способом является асинхронный запрос [3]. В общем случае, для выполнения подсистемой поставленных задач, достаточно передавать на сервер такие данные, как содержимое полей формы - данные, введённые пользователем, и адрес страницы, с которой поступил запрос.

Основные действия, которые необходимо выполнить на серверной стороне - обработать полученные данные и отправить сообщение лицу, ответственному за редактирование данного фрагмента текста. Наиболее важным является последнее, так как определение пользователя-редактора текста - нетривиальная задача, решение которой напрямую зависит от реализации и среды разработки веб-приложения, а также от способа организации прав доступа к страницам веб-приложения. В общем случае необходимо найти и выбрать человека или нескольких человек, имеющих право на редактирование данных страницы, на которой был найден ошибочный текст, и инициировать отправку сообщения по указанному адресу. Наиболее простым вариантом будет назначение работы по исправлению ошибок правописания одному пользователю или группе пользователей с доступом к редактированию всех необходимых страниц, например, администратору. Тогда отправлять сообщение об ошибке можно будет на один или несколько заранее определённых адресов.

Очевидно, что данный способ реализации подсистемы контроля ошибок правописания, как и вся концепция в целом, имеет ряд преимуществ и недостатков.

К преимуществам можно отнести лёгкость понимания и программирования, (наличие обратной связи в веб-приложении) малые затраты вычислительных ресурсов, универсальность.

Но также данный подход и имеет и ряд недостатков, таких, как:

а) необходимость обеспечивать высокий уровень безопасности и препятствовать возникновению различного рода ошибок (т. н. «защита от дурака»);

б) данная подсистема может быть использована некоторыми пользователями не по назначению (например, по причине того, что мы предоставляем пользователю возможность оставлять любой комментарий, в них может присутствовать любая текстовая информация, в том числе никак не относящаяся к исправлению орфографических ошибок).

37

Это приводит к возможным вариантам улучшения вышеописанной подсистемы. Так, в качестве средства контроля данных, отправляемых пользователями, можно применять различные средства, начинающиеся с проверки подлинности пользователей и заканчивающиеся отслеживанием и сохранением учётных данных пользователя или данных о его сетевом адресе.

Также подсистему можно дополнить или улучшить системой фильтрации, внедрив проверку и анализ оставляемого пользователями комментария. В случае, если текст будет классифицирован как спам, сообщение об ошибке не будет отправляться.

Довольно полезной с точки зрения администрирования будет опция, связанная с формированием отчёта по работе подсистемы контроля правописания. С помощью дополнительных инструментов возможен сбор, обработка и анализ различных данных, таких как количество отправленных сообщений за определённый период времени, страницы, на которых чаще всего находят ошибки, доля полезных обращений пользователей.

Литература

1. Сюндюков Н. К. Интернет-СМИ и особенности их функционирования. Управленческое консультирование, 2014. № 12 (72). С. 180-191.

2. Галкина Т. В. Функционально-стилистическая специфика языка сетевых средств массовой информации. Северный регион: наука, образование, культура, 2014. № 1 (29). С. 210-216.

3. Власов В. В., Крылов Б. А. Расширение возможностей интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений с помощью технологии AJAX. Научно-технический вестник информационный технологий, механики и оптики, 2007. № 40. С. 173-181.

THE ANALYSIS AND SELECTION OF RATIONAL DESIGN FOR THE TUXEDO CREATING IN WOMEN'S WARDROBE

Evdushchenko E.1, Fedorova A.2 АНАЛИЗ И ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СМОКИНГА В ЖЕНСКОМ ГАРДЕРОБЕ Евдущенко Е. В.1, Федорова А. Ю.2

1 Евдущенко Елена Владимировна /Evdushchenko Elena — кандидат технических наук, доцент, кафедра конструирования и технологии изделий легкой промышленности; 2Федорова Александра Юрьевна / Fedorova Aleksandra — студент, художественно-технологический факультет, Институт дизайна и технологий Омский государственный технический университет, г. Омск

Аннотация: в статье дается анализ конструктивных особенностей мужского смокинга в зависимости от исторического периода. Покрой смокинга практически не изменился за последние сто лет: конструктивная форма достигается за счет конфигурации линий или дополнительных талиевых вытачек. Отличие между смокингами заключается лишь в оформлении карманов, рукава и плечевых срезов. Смокинг становится альтернативой торжественному платью в гардеробе женщин. В статье приводятся основные конструктивные особенности в проектировании смокинга для женских фигур. Abstract: the article gives the analysis of structural features of men's tuxedo depending on the historical period. The cut of the tuxedo has not changed over the last hundred years: structural shape is achieved by the configuration of lines or additional darts at the waist line . The difference between tuxedos is only in the design of the pockets, sleeves and shoulder. Tuxedo became an alternative to the ceremonial dress in the wardrobe of women. The article presents the main design features in the design ofa tuxedo for the female figures.

Ключевые слова: смокинг, конструкция, лацкан, рукава. Keywords: tuxedo, design, lapel, sleeves.

DOI: 10.20861/2312-8267-2016-31-001

Гардероб мужчины уже 200 лет достаточно стандартен, особенно классический ассортимент. Конечно, меняются модные тенденции, возникают новые стилевые направления, однако и в наше время практически у каждого мужчины имеется классический костюм либо пиджак, не говоря о джентльменах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.