Научная статья на тему 'Концепция образовательных сетей для дистанционного обучения в региональном учебном округе'

Концепция образовательных сетей для дистанционного обучения в региональном учебном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция образовательных сетей для дистанционного обучения в региональном учебном округе»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А. И* АФОНИЧКИН, руководитель научно-методической секции информатизации образования РУО, действительный член Международной академии информатизации, профессор

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ

Дистанционное обучение в компактных регионах России выступает как особая структура образовательных услуг, предоставляемых кампусом вузов региона. В сферу приложения такой сети, несомненно, попадает весь комплекс фундаментальных наук в виде федерального компонента для одинаковых курсов различных образовательных организаций. Информационные ресурсы, предоставляемые данными организациями, соответствуют типовым учебным планам специальностей.

Примером информационных ресурсов может быть учебно-методический комплекс по экологии, который должен изучаться не только в вузе, но и (хотя бы отдельными фрагментами) в школах, гимназиях, лицеях. Он охватывает учебные планы и про-граммы по различным уровням и системам подготовки, курсы лекций и, по возможности, полнотекстовые электронные учебники, базы данных для проведения практических занятий и лабораторных работ, консультативную информацию, му ль-

ф •

тимедиасредства поддержки изучаемых разделов данного курса, обеспечивающие сетевой доступ, набор сетевых тестовых систем по изучаемым курсам.

В интегрированную региональную образовательную сеть, необходимую для информационного обмена и коммуникаций в образовательных учреждениях города, входят:

— единая сеть телекоммуникаций;

— распределенная сеть информационных узлов (центров, серверов) в качестве реализационной среды для распределенной системы накопления информационных ресурсов и развития механизма предоставления информационных услуг на их основе. При этом распределенная сеть информационных узлов рассматривается как логическая информационная подсеть, которая для реализации каждого этапа наложена на единую компьютерную региональную сеть;

— проблемно (или предметно) ориентированные интегрированные среды (в том числе интегрированные обучающие среды) на основе современных информационных

технологий и компьютерных сетей; .

— инфраструктура подготовки и переподготовки специалистов в области совре'-менных информационных технологий и компьютерных сетей, подготовки конечных потребителей к работе в создаваемой интегрированной “информатизационной” среде (сеть авторизованных учебных центров по сетевым и 1Ж1Х технологиям, системам управления базами данных и т. д.);

— информационные ресурсы по отдельным дисциплинам, интегрированно описывающие как саму проблемную область, предоставляемую для изучения, так и методику работы с системой для эффективного изучения.

Одной из главных задач, решаемых образовательной сетью в регионе, является формирование развитого реализационного системного механизма, создающего необходимые предпосылки успешного функционирования такой интегрированной среды, которая обеспечивала бы взаимосвязь всех учреждений образования независимо от

их ведомственной принадлежности, от университета до школ города. Причем реализация сети должна предусматривать выход, возможный благодаря наличию развитых инфраструктур аналогичного типа в других регионах, в компьютерную сеть высшей школы России, включая внутривузовский, межвузовский (региональный) и федеральный уровни (сеть ЯиЫЫЕТ), а также информационные ресурсы

ШТЕЯИЕТ.

Такая архитектура региональной сети полностью согласуется с идеологией создаваемой федеральной университетской сети России ЯиЫЫЕТ (V направление программы “Университеты России”), которая также реализует идеологию 1ЫТЕ1£ЫЕТ.

В качестве элементов образовательной сети выступают:

— вузы региона, в том числе Мордовский университет, обеспечивающий всю коммуникационную технологию ведения и администрирования образовательной сети; педагогический институт; Саранский филиал МУПК;

— организации народного образования: техникумы, школы, лицеи, гимназии, ПТУ и др.

В связи с разной ведомственной подчиненностью образовательных организаций формирование сети проходит несколько этапов в зависимости от возможности финансирования проекта и наличия соответствующих технических средств.

Организация методических аспектов функционирования сети возложена на научно-методическую секцию РУО по информатизации образования. Ее деятельность нацелена на оказание научной и методической помощи работникам образования, школьникам, студентам, содействие подготовке и переподготовке специалистов в области высоких информационных технологий, применяемых в обучении.

Основными задачами секции являются:

— интеграция научного и учебно-педагогического потенциала на всех уровнях образования для использования в обучении передовых информационных технологий: электронных учебников, мультимедиасредств, гипертехнологий формирования обучающего материала, гипермедиатехнологий, сетевых технологий и др.;

— формирование единого образовательного информационного пространства учебного округа;

— разработка содержания и методов обучения информационным технологиям в учреждениях начальной^ и среднего образования, высшей школе, системе послевузовской переподготовки;

— привлечение наиболее подготовленной в области информационных технологий части школьников к научным исследованиям и индивидуальной работе;

— создание кружков и секций по средствам новых информационных технологий

для перспективных учащихся и студентов; ^

— оказание помощи учителям информатики и других специальностей в совершенствовании учебных программ и вовлечении в учебный процесс высоких информационных технологий.

В состав секции входят специалисты в области новых информационных технологий вузов, руководители наиболее сильных в сфере компьютерного обучения субъектов округа, учителя и преподаватели.

В план работы секции включены:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— анализ современного состояния информатизации образования в субъектах округа;

— разработка сквозных единых планов по основам компьютерной подготовки для субъектов округа на основе дифференцированных требований по видам обучения

(“школа — вуз”);

— создание и развитие системы всеобщего непрерывного образования в области новых информационных технологий, охватывающей уровни школьного обучения* профессиональной подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, повышения квалификации и переподготовки кадров;

— координация и ведение баз данных по компьютерным средствам обучения в школьных и вузовских программах;

— разработка новых поколений учебных программ, поддерживаемых компьютерными средствами обучения и созданных на базе высоких информационных техно-

л о гий;

— разработка и издание нормативной учебно-методической документации и электронных учебников для субъектов округа;

— разработка и поддержание единой образовательной информационно-вычислительной сети для субъектов учебного округа;

— осуществление региональных, межрегиональных и межгосударственных связей

по вопросам изучения и обобщения опыта использования новых информационных технологий в области образования и формирования компьютерной культуры в учебных заведениях республики;

— создание единого Центра поддержки информационных технологий в образовании для субъектов округа, осуществляющего подбор компьютерной и оргтехники, анализ требований, предъявляемых к средствам информационных технологий для обучения, техническую и программную поддержку, закупку необходимого оборудования и осуществление гарантийного и послегарантийного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.