ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСУРСНЫЙ центр как основа формирования и развития образовательного округа классического университета
М.Х. Салахов, ректор Казанского государственного университета,
профессор,
В.Ю. Михайлов, начальник управления информатизации Казанского государственного университета, доцент,
В.М. Гостев, заместитель начальника управления информатизации Казанского государственного университета
Статья посвящена актуальной проблеме формирования информационной инфраструктуры образовательного округа классического университета. Обсуждаются основные вопросы организации и функционирования ресурсного центра (РЦ) округа, подчеркивается его ключевая роль в формировании и развитии единой образовательной информационной среды и округа в целом. Формулируется и обосновывается тезис о создании на базе РЦ округа регионального РЦ.
The article is devoted to the problem of the creating informational infrastructure of Educational Okrug of a classical University. Organizational and operational problems of the Resource Centre (RC) are discussed. The key role of RC in creating and development of united educational information environment of the PC and of the Okrug as a whole is emphasized. Creation of Regional RC on the basis of Okrug RC is formulated and substantiated.
1. Создание университетского округа — приоритетное направление региональной политики классического университета
Казанский государственный университет (КГУ) — один из старейших российских вузов. Созданный в 1804 г., он оказал большое влияние на развитие системы образования в Поволжье, на Урале, в Сибири. За 200 лет своего существования университет стал центром образования, науки и культуры общероссийского значения.
КГУ и сейчас является одним из лидеров высшей школы России. Об этом свидетельствуют, в частности, данные рейтинговой системы Минобразования РФ: в последние годы он постоянно находится в середине первой десятки вузов страны.
Сильными сторонами КГУ как классического университета, выделяющими его на фоне остальных вузов региона, являются:
— традиции тесной связи классического образования и фундаментальной науки: университет строит образовательный процесс на основе своих научных школ,
что создает условия для подготовки научных кадров и элитных специалистов;
— сформировавшиеся за два столетия научные школы мирового уровня (математическая, физическая, астрономическая, химическая, лингвистическая и др.);
— накопленный потенциал междисциплинарных связей;
— высокий профессионализм преподавательского состава.
Являясь ведущим классическим университетом, КГУ не замыкается на решении собственных задач, а проводит активную политику по утверждению приоритетов образования, науки и культуры, сохранению традиций классического образования в обширном регионе — Республике Татарстан (РТ), соседних республиках и областях.
Одним из основных направлений реализации региональной политики КГУ является создание университетского округа (УО). Округ представляет собой одну из форм университетских комплексов, создаваемую на основе договоров о совместной деятельности между учебными заведениями, реализующими совместные образовательные программы (все учреждения, входящие в состав округа,
© М.Х. Салахов, В.Ю. Михайлов, В.М. Гостев, 2004
№ 1, 2004
сохраняют юридическую самостоятельность).
УО является открытым объединением образовательных учреждений различных типов, уровней и форм собственности вокруг ведущего университета региона. Это объединение призвано решать задачи организации и координации совместной работы образовательных учреждений в области совершенствования учебно-методической, научно-исследо-вательской,культурно-просветительской и общественной деятельности с целью повышения качества общего и профессионального образования всех уровней в соответствии с современными требованиями.
Среди важнейших задач округа — критический анализ вузовских и школьных программ при переходе к государственным образовательным стандартам, заполнение выявленных образовательных ниш; формирование системы гибкого реагирования на потребности региона в кадрах (модернизация существующих и открытие новых специальностей, дальнейшее развитие системы переподготовки кадров), организация сотрудничества ученых вузов с педагогическими коллективами образовательных учреждений в организации учебного процесса, в обновлении содержания и методов общего профессионального образования, разработка и внедрение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
Таким образом, университетский округ КГУ представляет собой совокупность образовательных учреждений, разделяющих единыге базовыге принципы, на которых должен строиться образовательный процесс. Эти принципы относятся прежде всего к определению основных ценностей и целей образования, формированию объективных оценок качества образовательного процесса и его результатов, созданию необходимых условий функционирования современной системы образования в регионе. Академическая интеграция в рамках университетского образовательного округа обеспечивает высокий уровень преемственности между общеобразовательными учреждениями и учреждени-
ями среднего и высшего профессионального образования.
Организационными принципами УО являются добровольность вступления образовательных учреждений в состав субъектов округа, коллегиальность деятельности органов самоуправления, интеграция интеллектуального потенциала, материальной базы и информационные ресурсов субъектов для решения приоритетных задач образования.
Работы по формированию УО КГУ проводятся на основании решения коллегии Министерства образования РФ, состоявшейся 19 декабря 2000 г. в Казани, и приказа министра образования РФ № 3918 от 29 декабря 2000 г. В соответствии с этими документами Казанскому государственному университету присвоен статус федеральной экспериментальной площадки создания и развития университетского комплекса. КГУ как головной организации была поручена реализация программы эксперимента по разработке основных положений и механизмов функционирования университетских комплексов по модели университетского округа. Согласно программе университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений различных уровней и повышения квалификации преподавателей в регионе, а также ведет целевую подготовку кадров для производственной и социальной сферы региона.
2. Единая образовательная информационная среда — технологическая основа университетского округа
Одним из важнейших условий успешного функционирования университетского округа является наличие развитой информационной инфраструктурыг — единой образовательной информационной среды (ЕОИС) округа, обеспечивающей:
— единство образовательного пространства на всей территории округа;
— повышение качества образования в учреждениях округа на основе использования современных информационных технологий;
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— равные возможности учащихся и студентов образовательных учреждений на получение современного образования всех уровней и ступеней;
— сохранение, развитие, объединение и эффективное использование научно-педагогического потенциала образовательных учреждений округа;
— создание условий во всех образовательных учреждениях округа для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
В соответствии с Концепцией информатизации КГУ1 в университете длительное время ведется систематическая научная, методическая, организационная работа по формированию ЕОИС КГУ и УО, в частности — исследования по проблематике создания ресурсных центров. За последние годы специалистами управления информатизации и Центра информационных технологий университета накоплен значительный опыт проведения и координации работ по развитию единого образовательного информационного пространства РТ. Важную роль в этом сыграла разработка Программы развития единой образовательной информационной среды университетского округа КГУ (далее — Программа).
Разработка Программы включала проведение большого числа исследований по различным направлениям. Предварительно специалистами университета было проведено анкетирование образовательных учреждений, входящих в состав округа. В результате был обработан значительный объем информации по состоянию информационных технологий в РТ по всем уровням образования, сформирован информационный паспорт сферы образования РТ, проанализировано положение дел с оснащением образовательных учреждений компьютерным оборудованием, с доступом к телекоммуникациям. В ходе разработки Программы были исследованы методы создания сетевой инфраструктуры, методы и средства создания и доставки контента; апробированы технологии и аппаратнопрограммные средства обеспечения взаимодействия субъектов университетско-
го округа. При этом были учтены основные положения Федеральной программы развития образования, а также федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».
Программой предусматривается решение следующих основных задач2:
1) создание ресурсного центра методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития ЕОИС УО КГУ;
2) формирование единой информационно-технологической инфраструктуры ЕОИС УО (создание общедоступной информационной образовательной компьютерной сети; создание системы оперативной доставки образовательного и научно-методического контента);
3) обеспечение необходимых условий для активного применения новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе (разработка, создание, тиражирование и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов, интегрированных в традиционный учебный процесс; организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечение доступа к ним; создание распределенного образовательного мегапортала «Университетский округ»; создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров в области информационных технологий);
4) создание системы открытого образования (разработка научно-методических основ и технологий открытого образования; организация системы доставки электронных учебно-методических материалов, дистанционного обучения, консультирования и тестирования учащихся учебных заведений различных уровней; создание корпоративной библиотечной сети Казани и Республики Татарстан и обеспечение доступа к ее ресурсам для образовательных учреждений всех уровней);
5) создание центра тестирования и сертификации, осуществляющего подготовку, тестирование и сертификацию учащихся и педагогов с использованием новейших информационных технологий по мировым стандартам.
№ 1, 2004
3. Ресурсный центр — базовый элемент университетского округа
3.1. Создание ресурсного центра — ключевая задача Программы развития единой образовательной информационной средыг университетского округа
Очевидно, что успешное решение всего комплекса перечисленных задач невозможно без формирования развитой материально-технической базы округа, интеграции образовательных учреждений на основе единого информационного пространства, объединения усилий больших коллективов специалистов, использования территориально распределенных информационных и вычислительных ресурсов, активного применения современных информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности. В связи с этим у образовательных учреждений округа неизбежно возникают проблемы (технического, методического, организационного характера), которые сложно решить в рамках существующих организационных структур. Отсюда первоочередной задачей Программы является создание ресурсного центра (РЦ) — структуры, обеспечивающей консолидацию и эффективное распределение имеющихся в округе ресурсов:
— информационных образовательных (баз данных, электронных библиотек, электронных средств учебного назначения);
— сетевых (коммуникационных);
— материально-технических;
— организационных (административных);
— кадровых (образовательного, научного, инженерного потенциала);
— финансовых.
Основной целью деятельности РЦ является развитие единой образовательной информационной среды округа, обеспечивающей организацию совместной работы всех образовательных учреждений, входящих в округ, и тем самым стимулирующей развитие университетского округа в целом.
Деятельность РЦ должна обеспечить:
— формирование и развитие ресурсной базы округа;
— информационно-технологическую интеграцию образовательных учреждений округа, активно развивающих информационные технологии и обладающих потенциалом влияния на региональное информационное пространство;
— сокращение затрат на учебно-научную деятельность учреждений округа за счет проведения единой политики и координации работ в области проектирования, адаптации и тиражирования информационных технологий обучения и управления;
— повышение эффективности управления в учреждениях образования за счет разработки и внедрения методов и средств новых технологий обработки информации;
— организацию переподготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов различных областей знаний.
Таким образом, ресурсный центр должен стать организационной и технологической платформой, основным инфраструктурным элементом ЕОИС УО КГУ. Поэтому создание ресурсного центра является ключевой задачей формирования университетского округа и необходимым условием эффективной совместной деятельности образовательных учреждений, входящих в УО КГУ.
3.2. Структура ресурсного центра
Ресурсный центр методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития ЕОИС УО КГУ представляет собой территориально распределенную двухуровневую структуру, состоящую из головного центра (ГРЦ) и ряда территориальных (городских / районных / межрайонных) ресурсных центров (ТРЦ), взаимодействующих как вертикально (ГРЦ — ТРЦ), так и горизонтально (ТРЦ — ТРЦ).
Центральным элементом этой иерархической структуры является головной РЦ, создаваемый на базе КГУ. Он осуществляет руководство территориальными центрами и предоставляет им научно-
методическую, организационную и техническую поддержку. Территориальные РЦ создаются на базе филиалов КГУ, а также на базе ведущих территориальных образовательных учреждений, имеющих необходимые опыт, задел, кадровые и материально-технические ресурсы. ТРЦ реализуют задачи РЦ округа с учетом специфики соответствующих районов.
3.3. Основныге направления деятельности и функции ГРЦ
Позиционирование ГРЦ как системы, обеспечивающей развитие ЕОИС округа, определяет следующие основные направления деятельности и функции ГРЦ.
1) Организационная деятельность:
— формирование системы ресурсных центров округа (включая уровень ТРЦ);
— создание организационно-правовой основы функционирования РЦ (разработка и утверждение положения о РЦ, регламентов взаимодействия учреждений округа и т.д.);
— координация работы ТРЦ;
— обеспечение взаимодействия с федеральными ресурсными центрами ЕОИСРФ;
— разработка рекомендаций по информатизации деятельности учреждений УО, участие в реализации рекомендаций;
— разработка и реализация единой технической политики в части оснащения образовательных учреждений УО средствами информатизации и сетевыми ресурсами;
— консолидация бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на реализацию программ информатизации УО;
— создание постоянно действующей окружной системы мониторинга реализации Программы развития ЕОИС УО КГУ;
— привлечение преподавателей вузов и школ, сотрудников академических институтов к работам по формированию и развитию ЕОИС УО (включая проведение исследований по современным направлениям информатизации);
— организационная работа по приданию РЦ УО КГУ статуса регионального РЦ.
2) Развитие информационной инфраструктуры ЕОИС УО КГУ:
— развитие магистральной коммуникационной инфраструктуры и техническое обеспечение эффективного функционирования телекоммуникационной среды округа;
— создание и администрирование системы доступа к информационным образовательным ресурсам УО КГУ;
— создание электронных библиотек;
— выполнение работ по развитию интегрированной автоматизированной информационной системы управления сферой образования (на уровне округа);
— создание и развитие сети сервисного обслуживания для образовательных учреждений округа;
— развитие научно-образовательного центра высокопроизводительных вычислений и предоставление услуг высокопроизводительных вычислений образовательным учреждениям округа.
3) Развитие портала «Университетский округ».
Аналогично тому как ресурсный центр является информационно-технологическим ядром ЕОИС УО, информационно-образовательный портал «Университетский округ» составляет ядро ресурсного центра, средство, позволяющее эффективно использовать инфокоммуни-кационную среду университетского округа. Портал предназначен для структурированного хранения учебной, научной, методической информации, баз данных учреждений высшего, общего среднего, дополнительного профессионального образования, банка данных педагогического опыта, а также для обеспечения доступа к указанным информационным ресурсам в образовательном пространстве университетского округа.
Портал представляет собой сложную информационную систему, которая в рамках унифицированных технологических решений обеспечивает:
— единую точку входа в информационно-образовательную среду округа и максимальный комфорт различным категориям пользователей;
— условия для системной интеграции информационных ресурсов округа;
— многосторонние коммуникации нового типа между учащимися и препо-
№ 1, 2004
давателями, администраторами школ и вузов, абитуриентами и вузами;
— информационную поддержку различных образовательных мероприятий регионального уровня.
На базе портала выполняются работы по созданию образовательного контента и технологий его оперативной доставки. Портал будет использоваться в качестве базы для реализации программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов различных областей знаний, для обеспечения методической и консультационной деятельности РЦ. Ресурсы и технологии, предоставляемые порталом, будут активно использоваться в ходе организационной деятельности РЦ по созданию ЕОИС УО. Именно поэтому разработка и запуск в эксплуатацию портала являются важнейшей, первоочередной задачей среди всего комплекса работ по созданию РЦ.
4) Информационное наполнение портала.
Ресурсный центр должен на постоянной основе осуществлять координацию работ по формированию и сопровождению качественного контента для обеспечения образовательного процесса всех уровней и форм обучения через Интернет. Для этого необходимо предложить преподавателям-предметникам технологии использования в учебном процессе электронных средств учебного назначения (ЭСУН) различных типов (электронных учебников, учебно-исследовательских систем, виртуальных лабораторий, проблемно-ориентированных электронных обучающих комплексов и т.д.), по различным дисциплинам для всех уровней образования.
Среди важнейших задач по информационному наполнению портала можно выделить следующие:
— регулярный мониторинг мирового информационного образовательного пространства и анализ состояния дел в области информатизации образования; ведение реестра ЭСУН и инструментальных средств их разработки, актуальных для образовательных учреждений УО КГУ;
— формирование демонстрационных версий типовых ЭСУН для разных на-
правлений и уровней подготовки, осуществляемой в образовательных учреждениях УО КГУ, с учетом регионального компонента, обеспечение доступа к ним через портал округа, апробация их применения в условиях различных факультетов КГУ, других вузов, а также ссузов и школ округа;
— взаимодействие на постоянной основе с разработчиками и пользователями образовательных ресурсов портала округа с целью популяризации новых ЭСУН: привлечение внимания препода-вателей-предметников к новым средствам путем проведения различных рекламных акций (семинаров, конференций, персональной рассылки соответствующей информации и т.д.);
— разработка рекомендаций и методических пособий для преподавателей по выбору средств разработки ЭСУН и по работе с этими средствами, непосредственная организационно-методическая и технологическая поддержка преподавателей в процессе разработки авторских ЭСУН;
— разработка и реализация технологий доставки ЭСУН (организация системы доступа к окружным хранилищам учебно-методических материалов для учреждений всех уровней образования);
— разработка распределенной информационной системы по образовательным ресурсам УО (включая библиотечные ресурсы) и систем поддержки управления УО;
— организация экспертизы и сертификации информационно-образовательных продуктов и технологий;
— координация работ по созданию банка программных и учебно-методических ресурсов округа.
5) Реализация программ переподготовки и повышения квалификации кадров в области информационных технологий.
Как известно, одной из важнейших задач информатизации образования является обучение информационным технологиям и их применению в учебном процессе широкого круга специалистов, связанных с образовательной деятельностью. Для обеспечения эффективного решения этой задачи в составе РЦ необхо-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
димо создать базу для подготовки квалифицированных сетевых администраторов, разработчиков и пользователей образовательного контента (программистов, методистов, преподавателей-тьюто-ров). Такой базой в РЦ УО КГУ становится универсальная образовательная структура — учебный центр сетевых информационных технологий, основными задачами которого являются:
— разработка учебных программ и проведение соответствующих учебных занятий по дисциплинам информационно-технологического цикла;
— разработка учебно-методических материалов по вопросам использования электронных учебных ресурсов;
— оказание научно-методической и технической поддержки образовательным учреждениям всех уровней и работникам образования в области применения информационных технологий в учебном процессе;
— проведение научно-практических конференций, семинаров, консультаций; организация и поддержка сетевых дискуссий, телеконференций, олимпиад, форумов по конкретным проблемам развития предметно-ориентированных информационных сред.
Как видно из приведенного краткого перечня направлений деятельности и соответствующих функций, ГРЦ является основным, системообразующим компонентом ЕОИС округа (как в техническом, так и в организационно-методическом плане), обеспечивающим сетевое взаимодействие образовательных учреждений (в первую очередь — оперативную доставку большого объема качественного контента). Он выполняет функции окружного информационно-технологического и методического центра, центра переподготовки специалистов, электронного издательства образовательных ресурсов. В качестве координатора, консолидирующего усилия многих организаций, ГРЦ обеспечивает интеграцию и согласованное развитие структур научнометодического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения развития ЕОИС УО.
3.4. Основные направления деятельности и функции ТРЦ
Деятельность ТРЦ носит более прикладной (по сравнению с ГРЦ) характер, связанный с реализацией разработанных на верхнем уровне проектов. Фактически ТРЦ должны стать инструментом реализации принятых в центре (ГРЦ) решений.
К основным направлениям деятельности ТРЦ относятся:
— выполнение ключевых исполнительских функций в части оказания методической, консультативной и технической поддержки образовательных учреждений соответствующей территории;
— участие в мероприятиях, проводимых по заданию ГРЦ в области формирования, развития и сопровождения единого научно-образовательного пространства УО КГУ;
— выполнение функций узла телекоммуникационной сети УО КГУ;
— развитие инфраструктуры доступа к сети Интернет, сопровождение учебных компьютерных Интернет-классов;
— организация сервисных и консультационных услуг;
— участие в целевой подготовке и повышении квалификации преподавателей, специалистов различных отраслей в области информационных технологий.
4. Опыт работы КГУ
по направлениям деятельности ресурсного центра
В настоящее время в КГУ созданы все основные предпосылки для создания и успешного функционирования ресурсного центра УО КГУ3. Среди наиболее существенных из них отметим наличие:
1) эффективной системы информатизации университета, развитого научнометодического и организационного обеспечения процессов информатизации;
2) развитой корпоративной компьютерной сети, многолетнего опыта ее устойчивой эксплуатации и развития4;
3) стабильного коллектива опытных высококвалифицированных специалистов в области проектирования, разработ-
№ 1, 2004
ки и эксплуатации сложных территориально распределенных информационных систем, защиты информации;
4) Центра открытого доступа в Интернет;
5) развитой системы автоматизации в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского;
6) электронных представительств научно-образовательных музеев университета;
7) многолетнего опыта активной работы со школами в области информационных технологий;
8) Центра тестирования и сертификации;
9) опыта исследований и разработок в области открытого образования;
10) опыта разработки электронных образовательных ресурсов5;
11) опыта подготовки и переподготовки кадров, в том числе в области информационных технологий;
12) опыта регионального сотрудничества в области информатизации;
13) поддержки со стороны региональных органов управления.
Таким образом, в КГУ накоплен существенным опыт работыг по информатизации всех основныгх направлений не только внутренней деятельности университета, но и деятелыности регионалыно-го ресурсного центра.
5. Основные принципы организации и функционирования РЦ УО КГУ
В настоящее время в КГУ реализуется пилотный проект создания РЦ УО КГУ, который позволит образовательным учреждениям, входящим в состав округа, получить доступ к общим информационным ресурсам.
В условиях Казанского государственного университета ГРЦ создается как структурное подразделение Управления информатизации КГУ. Основная цель создания ГРЦ — осуществление деятельности, направленной на формирование и развитие ЕОИС УО КГУ. ГРЦ координирует свою деятельность со структурными подразделениями университета, а также с Советом университетского округа КГУ.
Организационная структура ГРЦ УО КГУ должна обеспечивать эффективное выполнение возложенных на него функций. В состав ГРЦ входят следующие функциональные службы:
— планирования и контроля развития ЕОИС УО и мониторинга хода реализации программ развития ЕОИС УО;
— эксплуатации и развития телекоммуникационных сетей;
— разработки и сертификации информационных систем и программных продуктов учебного назначения;
— организации высокопроизводительных вычислений;
— освоения и внедрения перспективных информационных технологий и программно-технических средств;
— подготовки специалистов и консультационной поддержки по различным направлениям информационных технологий;
— сетевого тестирования и контроля знаний.
6. Ресурсный центр образовательного округа классического университета как основа ЕОИС региона
Являясь ведущим научно-образовательным, информационно-технологическим, организационно-методическим центром Республики Татарстан, имеющим признанный авторитет в российской системе образования, Казанский государственный университет во многих отношениях фактически выполняет функции головногорегионалыного РЦ, предоставляя свои методические, информационные, технические и технологические ресурсы большому количеству потребителей. Более того, КГУ выполняет многие функции, отнесенные к ведению РЦ фе-дералыного уровня (координация деятельности участников процессов информатизации сферы образования региона, информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса ряда региональных образовательных учреждений, предоставление коммуникационных ресурсов, оказание консультационных услуг, обучение и переподготовка кадров и др.). Выступая в качестве
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ресурсного центра университетского округа, классический Казанский университет становится «ядром», на базе которого разворачиваются активные процессы формирования единой образовательной среды региона.
Таким образом, в КГУ имеются все необходимыге предпосыглки для создания на его базе регионалыного РЦ, реализующего и поддерживающего основные направления и мероприятия федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гостев В.М., Шевченко В.А. О Концепции информатизации Казанского университета // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 17—19 марта 1999 г.). Новосибирск, 1999. С. 12—13; Гостев В.М. Информатизация Казанского университета: организационные аспекты // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 21—23 марта 2000 г.). Новосибирск, 2000. С. 9—10; Гостев В.М., Михайлов В.Ю., Чугунов В.А. О политике информатизации Казанского университета // Развитие страте-
гического подхода к управлению в россииских университетах. Казань, 2001. С. 383—389.
2 См.: Гостев В.М., Михайлов В.Ю., Чугунов В.А. Формирование информационной инфраструктуры университетского округа Казанского университета: проблемы и перспективы // Информационные технологии в образовании: Сб. тр. XII междунар. конф. (Москва, 4—8 ноября 2002 г.). М., 2002. Ч. 4. С. 122—125.
3 См.: Салахов М.Х., Михайлов В.Ю., Гостев В.М. Роль классического университета в формировании единои образовательнои информаци-онноИ среды региона // Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества. Казань, 2003. С. 31—42.
4 См.: Гостев В.М., Михайлов В.Ю. Информационная инфраструктура Казанского университета (текущее состояние и перспективы развития) // Телематика-2003: Тр. X Всерос. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 14 — 17 апреля 2003 г.). СПб., 2003. Т. 1. С. 227—228.
5 См.: Gostev V.M., Mikhailov V.Y. Some efficient Web-technologies of éducation and testing the knowledge: experience of development and using // Telematica-2001 : International Conference on Telematics and Web-based Education (St. Petersburg, 18—21 June 2001). International Volume. P. 89—91; Гостев В.М., Михайлов В.Ю. Internet-технологии в образовательном процессе Казанского университета // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы 8-и междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 6 — 8 июня 2001 г.). Новосибирск, 2001. С. 164.
Поступила 30.12.03.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере Ростовской области)
Г.И. Большакова, доцент кафедры социальных технологий Ростовского государственного университета путей сообщения
В статье дается обоснование формирования новых образовательных систем, выступающих элементами укрупненного территориально-профессионального комплекса. Анализируется ряд преимуществ подобных комплексов. Значительное место отводится осмыслению процесса социального проектирования регионального профессионально-образовательного комплекса, выявляется сущность каждого из этапов этого процесса. Особо выделяется роль средних профессиональных учебных заведений в процессе формирования подобных комплексов.
The purpose of this article is to reveal the reasons which laid the foundation to the growth of new educational systems in large areas. The advantages of these new educational systems are examined. The principal concern of the article consists in consideration of social projection in the domain of a regional educational system. The essence of every stage of the projection is brought out. Special attention is given to the role played by the instituations of secondary education in the growth regional educational systems.
Тесная связь системы профессио- литическими и природно-географически-
нального образования с социально-эко- ми условиями региона наряду с особен-
номическими, культурологическими, по- ностями структуры региональной эконо-
© Г.И. Большакова, 2004