Концепция образовательного портала факультета классического вуза
В.П. Гергель, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, декан факультета ВМК, [email protected]; С.Н. Карпенко, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доцент кафедры МО ЭВМ факультета ВМК, sergey. karpenko@cs. vmk. unn. ru; Г.В. Кузенкова, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доцент центра прикладной информатики факультета ВМК, [email protected]; Н.В. Шестакова, ассистент кафедры МО ЭВМ факультета ВМК,
Внедрение дистанционных образовательных технологий (в частности, Интернет-технологий) в учебный процесс является одним из важнейших направлений развития современного вуза. Одной из задач в этой области остается интеграция информационной образовательной среды на разных уровнях (факультета, высшего учебного заведения в целом). Подходов к реализации данной задачи много. На наш взгляд, организация образовательного портала3 позволяет оптимально осуществить поддержку основных образовательных процессов на уровне факультета: проведения обучения на основе дистанционных методов, мониторинг обучения на уровне декана, заведующего кафедрой, преподавателя.
На факультете ВМК Нижегородского государственного университета в 2006 году был создан образовательный портал «е-ВМК» (пилотная версия) на базе платформы Microsoft SharePoint Server, дополненной модулем SharePoint Learning Kit (технология Microsoft Learning Gateway).
В 2008 году совместно с Интернет Университетом создан Интернет Университет Суперкомпьютерных Технологий (ИУСТ, http://www.hpcu.ru.). ИУСТ развернут на базе Microsoft Office Communication Server ННГУ. В телекоммуникационном режиме преподавателями ННГУ, МГУ, СПбГУ и др. вузов уже несколько лет читаются курсы по параллельным вычислениям.
С 2009 г. стало традиционным проведение тестирования знаний студентов 1-2 курсов по ключевым дисциплинам всех специальностей. Сегодня на портале представлен дистанционный материал по 25 базовым
3 В данном случае под порталом понимается крупный Web-сайт, предназначенный для определенной аудитории предоставляющий доступ к различным сервисам на основе персонализации пользователей.
дисциплинам. Наработан опыт дистанционного тестирования. Только в весенний семестр 2011 г. в тестировании (по 17 дисциплинам) приняло участие 1074 студента разных курсов и специальностей (в том числе иностранные студенты, обучающиеся по направлению «Информационные технологии»).
В 2009 г. состоялась апробация применения телекоммуникационных образовательных технологий (ТОК) в учебном процессе на базе филиалов ННГУ, расположенных в четырех городах Нижегородской области. Для обеспечения дистанционных образовательных технологий применялось оборудование и программное обеспечение, установленное на факультете ВМК: сервер Intel Xeon 3,6 8 Gb RAM; два терминал класса по 15 компьютеров с проекторами и экранами, управляемые локальным сервером с выходом в Интернет; среда дистанционного обучения и Microsoft Office Communication Server для поддержки телекоммуникационных технологий. Общее количество студентов, принявших участие в занятиях - 173 человека. Одна из лекций транслировалась в павильон Нижегородской ярмарки для участников Форума информационных технологий.
Платформы Microsoft SharePoint Server позволяет включать разнообразные сервисы линейки продуктов MS SharePoint. В 2010-11 уч. году была развернута дополнительная образовательная среда «Магистр».
В феврале 2011 года стартовала первая программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава ННГУ «Дистанционные образовательные технологии».
Цели и задачи портала е-ВМК
Целью образовательного портала является продвижение идеи e-learning как современного и эффективного средства повышения качества образования в рамках образовательной политики ННГУ и факультета ВМК.
Основными задачами портала являются следующие:
• Информационная поддержка образовательного процесса на всех уровнях образования факультета (от довузовской подготовки до дополнительных образовательных программ).
• Применение дистанционных образовательных технологий как дополнительной формы обучения в классическом учебном процессе вуза.
• Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса факультета.
• Разработка дистанционных (электронных) учебных материалов.
• Создание банка учебных материалов, сохраняющих и развивающих научный потенциал преподавателей факультета.
• Усиление интерактивного компонента в учебных материалах.
• Активизация роли студентов в собственном образовании.
• Создание системы образовательной статистики факультета.
• Стимулирование процесса создания инновационных учебных материалов.
Портал е-ВМК позиционируется как дополнение классической схемы процесса обучения. Размещение обязательных и дополнительных учебных материалов снимает ограничение по временным рамкам обязательных аудиторных занятий. В условиях реализации новых образовательных стандартов, предусматривающих большое количество часов на самостоятельную работу, дистанционные образовательные технологии позволяют «донести» до студентов задания, а главное проконтролировать их выполнение.
Концепция портала основана на деятельностном подходе, персона-лизации рабочего пространства.
Основные целевые группы портала
Администраторы образовательного процесса:
• Декан.
• Заведующий кафедрой.
• Участники образовательного процесса:
• Преподаватель кафедры.
• Студент академической группы.
• Гостевой вход в ознакомительном режиме:
• Гость факультета е-ВМК
Структура портала
Портал представляет собой совокупность сайтов, имеющих иерархию аналогичную структуре факультета традиционного университета (рис.1).
Рис. 1. Структура портала е-ВМК
Информационная часть
Информационная часть предоставляет пользователю всю необходимую информацию о целях и задачах портала («Что такое е-ВМК»), о дистанционных образовательных технологиях, инструкции и методические материалы работы на портале («Как работать на е-ВМК»), характеристика размещенных на портале учебных материалов, созданных преподавателями факультета («Курсы е-ВМК»), перечень курсов ИНТУИТ (доступные для изучения согласно лицензии ННГУ).
Организационно-образовательная часть
Личный кабинет декана - сайт, предоставляющий информацию о направлениях подготовки факультета, всех планах подготовки (в том числе по семестрам), кафедрах и академических группах. Права доступа позволяют контролировать работу всех подчиненных структур.
Личный кабинет заведующего кафедрой - сайт, предоставляющий информацию о планах обучения кафедры по семестрам и направлениям
подготовки. Права доступа позволяют контролировать работу преподавателей кафедры и студентов, специализирующихся по кафедре.
Личный кабинет преподавателя - сайт, предоставляющий информацию о плане и графиках обучения (по семестрам). Из личного кабинета преподавателя осуществляется переход к системе управления обучением по выбранной дисциплине.
Личный кабинет студента - сайт, предоставляющий информацию о плане обучения (по семестрам) и график занятий студента, личный листок (личный рейтинг). Права доступа позволяют переходить на сайты дисциплин, включенных в план обучения студента, для изучения методических материалов.
Система управления обучением
Система управления обучением представляет собой совокупность сайтов дисциплин с подключением приложения Microsoft SharePoint Learning Kit (SLK), дополненные сервисом обратной связи и общения. Сайт дисциплины содержит следующие разделы:
• программу дисциплины,
• методические материалы (конспекты лекций, презентации, видеоуроки, учебно-методические комплексы для самостоятельной работы),
• дистанционные материалы (технология системы дистанционного обучения),
• назначенные материалы (отражают информацию о том, какие дистанционные материалы назначены, и кто из студентов должен с ними работать),
• ведомость по дистанционным материалам,
• форум (как средство общения по вопросам дисциплины).
Права доступа преподавателя позволяют добавлять и назначать учебные материалы, редактировать разделы и страницы сайта, контролировать результаты обучения по назначенным дистанционным материалам. Назначение дистанционных материалов должно осуществляться по принципам:
• в списке студентов группы должны быть доступны для назначения все имеющиеся по дисциплине материалы;
• материалы могут быть назначены повторно;
• любые назначенные материалы могут быть отозваны (закрыт доступ) не зависимо от других.
Права доступа студента на сайте дисциплины позволяют только познакомиться с программой дисциплины, изучить методические материалы и участвовать в форуме.
Система статистики результатов обучения
Система статистики результатов обучения реализуется в виде сайта, где формируются отчетные формы в виде таблиц (рис. 2):
• персональные данные по каждому студенту,
• данные по группе студентов по отдельной дисциплине,
• сводные данные по курсу,
• таблицы рейтингов (по курсу или по группе).
I Ni v I г>пц v »Л; V Сймм • м < .п > « г- <* глг1» ГА « * мпа V
а)
»• w [ Груом V *ИО IT] Мая! [wl ИД II I»' ЛА Wfpc ¡» Oét» |«rl mitc I»
б)
Рис. 2. Примеры статистических форм результатов обучения: а) отчет о тестировании (средние баллы по нескольким дисциплинам); б) рейтинг студентов первого курса
Развитие образовательного портала
Портал - динамично развивающийся объект. Планируется широкое привлечение преподавателей факультета ВМК к использованию пилотной версии портала. По итогам этого этапа в структуру и функциональность портала могут быть внесены изменения, учитывающие мнение преподавателей и студентов.