Генерация образовательного портала факультета академического вуза на базе MS SharePoint
Борисов Николай Анатольевич доцент, к.т.н., доцент кафедры МО ЭВМ факультета ВМК Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, (831)4623356 [email protected]
Карпенко Сергей Николаевич доцент, к.т.н., доцент кафедры МО ЭВМ факультета ВМК Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, (831)4623356 [email protected]
Кузенкова Галина Владимировна доцент, к.х.н., доцент центра прикладной информатики факультета ВМК Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, (831)4623356 [email protected]
Синицын Артем Николаевич студент факультета ВМК Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, (831)4623356 sinitsyn [email protected]
Шестакова Наталья Валерьевна ассистент кафедры МО ЭВМ факультета ВМК Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, (831)4623356 [email protected]
Аннотация
Разворачивание образовательных порталов, имеющих необходимую для конкретного пользователя функциональность, требует больших трудозатрат. Функциональности образовательных порталов факультетов академических вузов определяются стандартами образовательного процесса вуза и отличаются деталями наполнения этого стандарта. В статье приводится описание генератора образовательного портала как системы дистанционного обучения факультета. Входными данными генератора является описание модели образовательного процесса факультета, результатом работы -развернутая система дистанционного обучения (СДО) факультета, включающая необходимые компоненты: сайты кафедр, сайты преподавателей, сайты студентов. Генератор работает на принципах систем, основанных на знаниях, и включает правила формирования компонент СДО по описанию модели образовательного процесса конкретного факультета. Генератор образовательных порталов предназначен для платформы MS SharePoint. The creation of the educational portal that has necessary functionality for a particular user requires great efforts. The functionalities of educational portals for
faculties of the universities are determined by their educational process standards and differ depending on the content of these standards. The generation of the educational portal as LMS is described in the article. The description of the model of the faculty educational process is an input for the generator. The output is a configured faculty LMS that contains necessary components - sites for chairs, teachers and students. The principle of operation of the generator is similar to one of knowledge based systems. It includes rules for LMS components formation according to the model of the particular faculty educational process. The LMS generator is designed for MS Sharepoint platform.
Ключевые слова
образовательный портал, система дистанционного обучения, модель образовательного процесса факультета, системы основанные на знаниях, генератор образовательного портала
LMS, faculty LMS functionality, faculty educational process model, knowledge based system, educational portal generator
Введение
Первый вопрос, с которым сталкиваются вузы, решившие использовать дистанционное обучение, это выбор СДО. Наименее рискованным [1] считается приобретение лицензий на использование существующих функциональных СДО. Однако, готовые системы ориентированы, как правило, на корпоративное обучение и редко учитывают специфику учебного процесса вуза, а стоимость лицензий на их использование может достигать сотен тысяч долларов в год [2]. Наиболее распространенный способ приобретения СДО вузами - это покупка готового решения с документированными возможностями, на базе которого вуз либо сам решает задачу развертывания СДО необходимой функциональности, либо заказывает такое развертывание разработчикам базового решения. Стоимость развертывания разработчиками может составлять десятки миллионов рублей, а выполнение работы своими силами потребует больших трудозатрат.
В течение ряда лет на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) ННГУ выполнялись работы по разворачиванию СДО е-ВМК на базе MS SharePoint. При этом был создан образовательный портал (под порталом понимается крупный web-сайт, предназначенный для определенной аудитории и предоставляющий доступ к различным сервисам на основе персонализации пользователей).
Накопленный при этом опыт позволил перейти к решению задачи автоматической генерации СДО факультета на основе разрабатываемой базы знаний генерации компонент СДО по описанию модели процесса обучения факультета.
Методология
Схема работы генератора СДО факультета представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема работы генератора СДО факультета.
Описание модели образовательного процесса
Модель образовательного процесса факультета описывается в виде Excel таблиц. Основными элементами модели являются:
1. Список кафедр факультета, в котором приводится полное и краткое названия кафедр.
2. Список преподавателей факультета, в котором приводится ФИО преподавателя, краткое название кафедры, степень, звание и должность.
3. Список направлений подготовки, в котором приводится полное и краткое названия направлений подготовки.
4. Список дисциплин, в котором приводится полное и краткое названия дисциплины, краткое название направления подготовки, ФИО преподавателя, номер семестра.
5. Список академических групп, в котором приводится номер (название) академической группы, краткое название направления подготовки.
6. Список студентов, в котором приводится ФИО студента, номер академической группы.
Правила генерации компонентов СДО
Генерация компонент СДО факультета выполняется с помощью правил генерации отдельных компонент. На рис.2 представлен фрагмент правила генерации каркаса СДО факультета. В этом правиле описано создание сайта «Кафедры», создание одноименной позиции главного меню и ее настройка на этот сайт, создание домашней страницы сайта «Кафедры» и боковой панели навигации сайта с перечнем всех кафедр с временными ссылками на пустую страницу «Страница или сайт в разработке».
Рис. 2. Фрагмент правила генерации каркаса СДО факультета. Реализация
На первом этапе создания СДО факультета выполняется конвертирование модели образовательного процесса факультета в базу данных генерируемой СДО, где она преобразуется в реляционные таблицы со всеми необходимыми связями и создание «вручную» пустого корневого сайта СДО, вид и структура которого
представлены на рис.3. и рис.4. ^_._
СД Н>)У Ийр:/.-пт.е-уп1к.ипп.ги..ЧУМКД Р - Й || Ц е-ВМК А - е-ВМК
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка
Site Actions - ft£ В Page SP_Admin -
е-ВМК_А ► Home
е-ВМК_А Search this site..
Л Recycle Bin
Oil All Site Content
V
< >
Рис. 3. Вид «пустого» корневого сайта генерируемой СДО факультета.
Рис. 4. Структура «пустого» корневого сайта генерируемой СДО факультета.
Собственно генерация выполняется в несколько последовательно выполняемых шагов: генерация каркаса СДО, генерация сайтов кафедр, генерация сайтов дисциплин, генерация сайтов преподавателей, генерация сайтов студентов.
На шаге генерации каркаса формируется главное меню СДО с выпадающими позициями. Для каждой позиции главного меню формируется сайт с домашней страницей и левой панелью навигации. Предусматривается возможность предварительного задания текстовой и графической информации для домашних страниц генерируемых сайтов.
Вид меню сгенерированного каркаса с раскрытым списком кафедр представлен на рис.5, структура каркаса - на рис.6, а домашняя страница сайта «Кафедры», сгенерированная с использованием текстовой и графической информации - на рис.7.
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка
Кафедры » Учебные планы т Студенты т Рейтинги т О портале »
Кафедра теории управления и динамики машин Кафедра численного и функционального анализа Кафедра математической логики и высшей алгебры Кафедра прикладной математики Кафедра математического обеспечения ЭВМ Кафедра информатики и автоматизации научных исследований Кафедра прикладной теории вероятностей
Кафедра интеллектуальных информационных систем и геоинформатики Центр прикладной информатики
л Recycle Bin Э) All Site Content
V
| http;//new.e-vmk.unn.ru/e_VMK_A/Kafedra^SitePage^%dO%&a%dO%bO%dl%84%dO%b5,» \ >
Рис. 5. Внешний вид сгенерированного каркаса СДО факультета.
е-ВМК_А
Деканат Кафедры Учебные п. Студенты Рейтинги О портале
■ne.1.,е- n unn.ru
■e_VMH p - § С У & Site Pag es-Site Content an,,.
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка
Badtto'e-BMKJV
Site Settings ^ Site Content and Structure
_J Refresh selected item
g Blank Site В ^ а-ВМЦИ) Б И е-ВМК_А ш, | Кафедры
а Кас-адра интеллектуальных пнсюр та jhchi-ьх oict<
g Кафедра информатики и автоматизации научных и g ! Кафвдра матегчатическогп обеспечения ЭВМ
Ш Ui pirtureE
Site Радев
, I Кас-адра математической логики и высшей э.--ебр =
* I Кас-адра прикладной математики
* I Кас-адра прикладной теории вероятностей
* I Кас-адра теории управления и динамики машин
| Кафедра численного и функционального анализа
| Центр прикладной информатики
б [Щ Pictures
б [Щ Site fesete
а Si,fi РаэЕЕ
В ^ ° портале и, Рейтинги В ^ Студенты
Site Pages - All Pages
Navigate Up Mew g Actions т
□ Type Name Modified By
□ Éi Учебный план SP_Ad min
□ tl Преподаватели SP_Ad min
□ tl Учебный план ДО SP_Admin
□ tl Преподаватели ДО SP_Ad min
□ tl МО ЭВМ домашняя SP_Admin
□ ÇÙ Домашняя(с1е1а ult) SP_Ad min
Рисунок 6. Структура каркаса СДО факультета.
Рис. 7. Сгенерированная домашняя страница сайта «Кафедры».
Все остальные шаги генерации СДО факультета выполняются аналогичным образом, обеспечивая поэтапное разворачивание СДО факультета.
Нижегородский государственный университет является одним из партнёров проекта «Современные образовательные технологии преподавания математики в инженерном образовании России», выполняемого в рамках программы Темпус IV (№ гранта: 543851-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR) при поддержке Европейской Комиссии. Основой проекта является возможность использования разрабатываемой консорциумом европейских вузов электронной системы поддержки обучения математике Math-Bridge, крупнейшей все-европейской платформе электронного обучения, открывающей онлайн доступ к разнообразным курсам по математике.
Данный проект профинансирован при поддержке Европейской Комиссии в рамках программы Темпус (№ гранта: 543851-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR). Эта публикация отражает исключительно взгляды авторов. Комиссия не несет ответственности за любое использование информации, содержащейся здесь This project has been funded with support from the European Commission. This publication [communication] reflects the views only of the author, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.
Заключение
Для автоматизации создания образовательных порталов факультетов вузов разработан и внедрен интеллектуальный генератор. Генератор обеспечивает создание
СДО факультета стандартной для вузов функциональности на основе составленного описания модели процесса обучения конкретного факультета. Предварительный опыт использования генератора показывает, что составление описания модели процесса обучения может потребовать от одной недели до двух-трех месяцев в зависимости от полноты наполнения создаваемой СДО текстовой и иллюстративной информацией. Апробация генератора показала, что собственно разворачивание СДО по созданной модели занимает 15-20 минут.
Литература
1. Готская И.Б., Жучков В. М. Кораблев А. В. Аналитическая записка « Выбор системы дистанционного обучения». URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=13 (дата обращения: 06.06.2014)
2. Печенкин А. Сколько стоит электронное обучение?. URL: http://msk.treko.ru/show article 954 (дата обращения: 06.06.2014)
3. Классификация и определения порталов. URL: http://www.divier.ru/stati/intemet portal/portaly opredeleniya klassifikatsiya.html
4. Береговой В. И., Иваницкий А. Д., Тихонов А. Н. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19198941.html
5. Гергель В. П., Карпенко С. Н., Кузенкова Г. В., Шестакова Н. В. Концепция образовательного портала факультета классического вуза // Современные информационные технологии ИТ-образование / Сборник избранных трудов VI Международной научно-практической конференции: учебно-методическое пособие. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2011. - С. 460-465.