Концепция непрерывного обучения и ее практическое применение
Т.С. Стахова
В XXI веке — эпохе прогресса науки и техники — на передовые позиции выходят страны, экономика которых опирается на знания и интеллект. Важным фактором развития знаний и интеллекта личности (экономики знаний) становится непрерывное обучение.
Одним из первых этот термин применил в 1929 г. английский ученый Йек-сли в книге «Непрерывное обучение: очерк о распространении и значимости движения "Образование для взрослых"»1. В 1960-1970 гг. ЮНЕСКО начало популяризацию гуманистического подхода к непрерывному обучению, согласно которому образование необходимо для полного развития личности и обеспечения ей возможности быть самой собой.
Организация экономического развития и сотрудничества (OECD) считает непрерывное обучение необходимым для поддержания экономического роста государств и повышения квалификации работников. Всемирный банк полагает, что непрерывное обучение позволяет личности адаптироваться к постоянным изменениям в глобальном рынке труда и технологиях, требованиях к работе и ее географическому размещению, к жизни в условиях миграции кадров.
Позиция Европейского союза состоит в том, что текущие экономические и социальные перемены, включающие глобализацию, быстрый переход к обществу знаний и старение населения Европы, являются вызовами, требующими новых подходов к образованию, один из которых — непрерывное обучение. Оно может обеспечить гражданам возможность свободного перемещения между регионами и странами, условиями обучения и работы в них.
Таким образом, за рубежом потребность в развитии концепции непрерывного обучения не подвергается сомнению. Вместе с тем универсальное определение непрерывного обучения не выработано. Оно часто смешивается с образованием для взрослых2, активным обучением и другими понятиями.
Под непрерывным обучением предлагаю понимать обучение, которое предпринимается в течение всей жизни с целью обновления знаний, навыков и умений. Оно является гибким, разнообразным, межотраслевым, доступным в различное время и в различных местах (обучение в семье, обществе, школах, религиозных организациях, на работе) и выходящим за рамки традиционного обучения.
1 Yeaxlee, B.A. (1929) Lifelong Education: A sketch of the range and significance of the adult education movement (London: Cassell). См.: en.wikipedia.org/wiki/lifelong_learning.
2 Основоположники - Malcolm Knowels, Elwood Holton, Richard Swanson и др.
Традиционные образовательные технологии плохо приспособлены к экономике знаний, их основной задачей является передача информации преподавателем с целью ее дальнейшего воспроизведения обучающимся. Экономика же знаний требует творческого подхода к решению поставленных задач, умения работать в команде, осуществлять проблемный анализ. Модель непрерывного обучения значительно отличается от традиционной (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнение моделей обучения
Традиционное обучение Непрерывное обучение
Учитель — источник знаний Учителя — гиды к источникам знания
Обучающиеся получают знания от учителя Люди учатся добывать знания через действия
Обучающиеся работают сами Люди учатся у группы и друг у друга
Оценки используются для определения степени усвоения знаний и приобретения навыков обучающимися Оценки используются для уточнения стратегии и направлений будущего обучения
Студенты обучаются по стандартной программе Преподаватели разрабатывают индивидуальные планы обучения
Учителя получают первоначальное образование и проходят повышение квалификации Преподаватели сами являются непрерывно обучающимися
Успешные обучающиеся выделяются, и им разрешается продолжить образование в дальнейшем Люди имеют доступ к образовательным возможностям на протяжении всей жизни
Опыт европейских стран показывает, что государства, вырабатывающие образовательную политику на основе концепции всеобщего непрерывного обучения, для достижения успеха должны:
1) официально признать все формы обучения, как формализованные (осуществляемые при помощи иерархически структурированных систем — школ, курсов), так и неформализованные (реализуемые через повседневный опыт, влияние окружающей среды — семьи и соседей, работы, библиотек и СМИ);
2) формировать общественное мнение, государственную идеологию (высокую степень убежденности органов управления в необходимости постоянного обновления знаний и повышения квалификации граждан), навыки грамотности у населения, высокую личную мотивацию к обучению и способность к самостоятельному управлению и финансированию своей учебы;
3) обеспечить доступность образования большей части населения (неравенство вызывает проблемы в обществе и демократических процессах);
4) обеспечить пропорциональное распределение ресурсов среди всех секторов, задействованных в непрерывном обучении;
5) обеспечить взаимодействие широкого спектра субъектов, министерств и ведомств государства в сфере образования.
Таково понимание непрерывного обучения за рубежом. Сравним теперь вышеизложенную концепцию с происходящими в России процессами, взглядами отечественных ученых, чиновников и общественных организаций. Следует начать с того, что распад СССР обусловил возникновение негативных тенденций, не вписывающихся в общемировые цивилизационные процессы. Образование стало менее доступным широким слоям населения. Реформы системы образования отличались недостаточной теоретической и методологической проработкой. Государственные расходы на образование были и остаются явно недостаточными. Возникли также следующие проблемы:
- непрерывная миграция квалифицированных специалистов в развитые страны;
- расслоение науки и системы образования;
- невысокие требования к квалификации профессорско-преподавательского состава, обусловившие снижение престижа науки и высшей школы;
- разрушение традиции взаимодействия вузов с предприятиями и НИИ;
- девальвация статуса естественно-научного знания и его замена ажиотажными гуманитарными специальностями;
- большое число учебных заведений, преобразованных в университеты, но фактически оставшихся однопрофильными3;
- лавинообразный рост количества вузов, прежде всего негосударственных, часть которых не может обеспечить качественное обучение и др.
В сложившихся условиях очевидна острая необходимость перемен, прежде всего перехода к экономике знаний. Ученые и официальные лица полагают, что в противном случае Россия может превратиться в сырьевую или «сборочную» периферию цивилизованного общества. Как показывает мировой опыт, наиболее адаптивными являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования выше, чем в других государствах (по независимым экспертным оценкам, Россия сейчас находится на 62-м месте в мире по этому критерию).
Отмечается, что «в условиях глобализации на передовые позиции выходят страны, способные генерировать новые научно-технические идеи и продуктивно внедрять их во все сферы жизни общества... В современном постиндустриальном обществе прогресс возможен лишь при условии опережающего развития системы образования, прежде всего высшего. Чтобы удержать на должном уровне успех, профессионал вынужден постоянно учиться, относясь конструктивно к своему будущему. Наша цивилизация постепенно превращается в обучающуюся»4.
Из изложенного следует, что у российского образовательного сообщества в целом есть понимание того, что образование должно быть непрерывным. Но при этом специалисты отмечают, что сама система непрерывного образования
3 Рыкова Г.Г. Актуальные проблемы модернизации непрерывного профессионального образования. Управление качеством обучения в системе непрерывного профессионального образования (в контексте Болонской декларации). Сборник научных трудов XII Международной научно-методологической конференции. Выпуск 10 том 1. Москва, 21-22 марта 2006 г. М., 2006. С. 75-78.
4 Сердобинцев К.С. Экономический фактор как путь повышения качества образования. Пути совершенствования качества подготовки специалистов в вузовском образовании: Материалы межвузовской научно-практической конференции 28 ноября 2008 г. Калининград, Калининградский ЮИ МВД России, 2009. С. 51.
не сформирована, а понимание ее структуры различается5. Принцип «Образование длиною в жизнь» приводит к необходимости серьезного пересмотра всей структуры высшего образования в России, включая:
- пересмотр наименований и программ преподаваемых дисциплин, общероссийского классификатора специальностей, государственных образовательных стандартов;
- решение проблемы учета неформального образования (например, курсов, организуемых фирмами для своих работников);
- ориентацию вузов на потребности рынка труда6.
Таким образом, на общегосударственном уровне системы непрерывного обучения еще предстоит разработать. Вместе с тем, несмотря на отсутствие их целостной правовой регламентации «сверху», они активно развиваются «снизу». Об этом свидетельствует устойчивое повышение спроса на второе высшее образование, которое стало существенным фактором поддержания востребованности специалиста на рынке труда.
Будет справедливым отметить, что непрерывное обучение — не совсем новое понятие для нашей страны. Его элементы присутствовали в образовательной системе СССР и существуют сейчас. В сфере ведомственного образования элементы концепции непрерывного обучения применяются давно и успешно.
Например, система подготовки кадров для органов внутренних дел (далее — ОВД) включает7:
- раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в ОВД (кадетские корпуса, Суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);
- специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников ОВД (центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образовательные учреждения МВД России);
- подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);
- повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;
- послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России);
- обучение в процессе оперативно-служебной деятельности.
5 Валеева Е.Х., Власова Ю.Ю., Монахов С.В. Образование в контексте приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Педагогика, 2009, № 7. С. 10.
6 Щербакова О.Е. Система высшего непрерывного профессионального образования в России в условиях реализации Болонского процесса. Управление качеством обучения в системе непрерывного профессионального образования (в контексте Болонской декларации). Сборник научных трудов XII Международной научно-методологической конференции. Выпуск 10, том 1. Москва, 21-22 марта 2006 г. М., 2006. С. 65.
7 Приказ МВД России от 29.06.2009 г. № 490 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
В настоящее время в образовательную систему ОВД России входят свыше 20 вузов, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт, а также специализированное образовательное учреждение по подготовке руководящих кадров — Академия управления МВД России
Система подготовки кадров для ОВД включает все образовательные уровни: среднее специальное, высшее, послевузовское, дополнительное образование; характеризуется фундаментальностью; самодостаточностью и методологической общностью учебных программ и материалов во всех образовательных учреждениях соответствующего профиля. Другим плюсом ведомственной системы образования является связь науки, теории и практики. Так, в ОВД сохранилась система обязательного трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Также обязательна стажировка курсантов в практических органах и подготовка научно-исследовательских работ во время обучения. Примером связи науки, теории и практики является и возможность проведения преподавателями научных исследований в конкретных практических органах; а также повышения квалификации практических сотрудников в образовательных учреждениях.
Вместе с тем сложившаяся система подготовки кадров для ОВД нуждается в корректировке.
Прежде всего профессиональная ориентация на службу в полицию должна быть более масштабной и являться элементом целенаправленной государственной политики по воспитанию законопослушных граждан. Раннюю профориентацию целесообразно начинать с детского сада и продолжать в школе, фокусируя ее на формировании положительного образа полицейского, привитии уважения к закону и лицам, его защищающим. Достижение этой цели осуществляется через комплекс мероприятий, например:
- чтение детской литературы (например, «Дядя Степа» С. Михалкова и т.п.);
- просмотр тематических мультфильмов и кинофильмов;
- участие в секциях и кружках (по стрельбе, бегу, борьбе, праву);
- проведение занятий сотрудниками полиции (ГИБДД) на темы: «юный полицейский», «готовься к защите прав граждан!» и пр.;
- развитие системы специализированных классов с углубленной правовой и физической подготовкой;
- создание Клубов юных юристов, в которых подростки могли бы изучать право, оказывать бесплатную правовую помощь населению и местному сообществу.
Следующий тезис касается системы ведомственного высшего образования, которая при всех ее достоинствах имеет недостаток: при поступлении в ведомственный вуз человек из среды общества переходит в среду милиционеров. В результате происходит частичный «отрыв от народа», девиз «Служа закону — служу народу» превращается в декларацию. Второй минус — большие затраты на содержание вузов. Более целесообразно и экономично для МВД России размещать государственный заказ на подготовку специалистов в гражданских вузах, оплачивая места в них. При этом министерство будет иметь возможность выбора лучшего из ряда учебных заведений. Абитуриент, пройдя медицинское и психологическое обследования, сдает экзамен по физической подготовке,
после чего — вступительные экзамены в гражданское среднее специальное или высшее учебное заведение на общих основаниях. При поступлении заключает контракт на службу в ОВД и получает право обучения за счет МВД. В процессе учебы он осваивает общеобразовательные предметы с обязательной ежегодной практикой в подразделении МВД. После вуза выпускник направляется на специализированное обучение в учебное заведение МВД России на 0,5 года, где учится носить форму, владеть оружием, изучает уставы, специализированные курсы и нормативные акты8.
Выпускной экзамен студента (курсанта, слушателя) должен одновременно быть квалификационным экзаменом на должность. По результатам конкурсного отбора получивших наибольшие баллы выпускников целесообразно назначать на лучшие должности. Иными словами, получение определенного уровня образования должно гарантировать назначение на соответствующую ему должность (через квалификационный экзамен на должность)9.
Сегодня, хотя возможность проведения конкурсов предусмотрена нормативно, на деле карьера сотрудника в большей мере зависит от субъективной воли руководителя и в меньшей — от усилий самого сотрудника. Практика выдвижения кадров на руководящие должности, анализ законодательства, оценки научных работников и руководителей ОВД, результаты научных исследований показывают, что в ОВД решение о назначении часто принимается не только исходя из личных и деловых качеств претендента, а с учетом его «связей» и умения ладить с непосредственным руководителем10. Такое положение снижает общую профессиональную мотивацию персонала, свидетельствует о неразвитости современных кадровых технологий и слабости демократических принципов в кадровой политике и наносит ущерб не только сотрудникам как обучающимся и строящим карьеру индивидам, но и самой системе ОВД как заказчику подготавливаемых кадров.
8 Зарубежный опыт также свидетельствует об эффективности подобной практики. Большинство европейских систем профессионального образования кадров полиции не являются замкнутыми, а взаимодействуют и интегрируются с общегражданскими национальными образовательными системами. В ряде европейских стран учебные заведения полиции находятся в рамках общегосударственной системы образования, подготовка кадров полиции осуществляется на основании общих государственных стандартов профессионального образования.
Практика функционирования на базе общегражданских университетов автономных специализированных институтов по подготовке кадров для правоохранительных органов широко распространена в США, Словении. В Великобритании в колледже руководящих кадров полиции в Брэмшилле (ведущем учебном заведении по подготовке руководящих кадров, участнике АЕРС) учебная программа основных факультетов приведена в соответствие с учебными программами большинства английских университетов. См.: Монгуш А.С., Кобозев А.А. Профессиональная подготовка руководящих кадров полиции в странах Европы: особенности и тенденции развития // Право и образование. 2010, № 1, с. 4, 8, 11.
9 Например, в Германии проблема наличия вакантных должностей для выпускников решается через правило: количество сотрудников, принимаемых на обучение, строго соответствует количеству освобождаемых (вакантных) руководящих должностей в полицейской системе Германии. См.: Мон-гуш А.С., Кобозев А.А. Указ. работа. С. 13.
10 Галанин О.А. Организация работы с резервом для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в свете требований административной реформы. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук, М.: Академия управления МВД России, 2010. С. 18-19.
Решение проблемы видится в разработке и нормативной регламентации ведомственной программы развития карьеры сотрудника, которая в настоящее время отсутствует. Она должна регулировать направления, условия и механизм продвижения по службе и предусматривать:
- формы, виды и уровни подготовки для каждого этапа карьеры;
- четкие критерии назначения на вышестоящие должности;
- обучение в процессе практической деятельности (навыкам и умениям по должности) и с отрывом от службы, необходимое для повышения в должности;
- конкурсные испытания по окончании обучения и овладение навыками и умениями по должности.
Следует также затронуть вопрос о переподготовке кадров — она должна быть направлена на обучение узких специалистов по конкретной тематике (борьбе с компьютерной преступностью, наркопреступлениями, уводом денег за границу, коррупцией, терроризмом, организованной преступностью); а также подготовку руководителей высшего звена. При этом выпускные экзамены по итогам переподготовки также должны одновременно быть этапом конкурса на должность.
Конкурсный отбор должен практиковаться при любом повышении и назначении, а процесс прохождения службы в ОВД должен представлять собой цикл: переподготовка - конкурсные испытания - служба - переподготовка. Обучение и практическая деятельность должны служить целостной основой общего профессионального развития сотрудника.
Сегодня, во времена интенсивного развития государств, основывающих свою экономику на знаниях и интеллекте, России следует активизировать работу по построению национальной системы непрерывного образования.