Научная статья на тему 'Организация практико-ориентированного обучения в системе профессиональной подготовки полицейских (из опыта Федеративной Республики Германия)'

Организация практико-ориентированного обучения в системе профессиональной подготовки полицейских (из опыта Федеративной Республики Германия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / POLICE SERVICE / POLICE TRAINING / A DEPARTMENTAL PROFESSIONAL TRAINING / INITIAL VOCATIONAL TRAINING / BACHELOR'S DEGREE COURSE / COMPETENCE / PROFESSIONAL REQUIREMENTS / EDUCATIONAL PURPOSES / DUAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравчук Л. С.

Процессы, происходящие в системе образования МВД России по восприятию зарубежного опыта, во многом адекватны общественным процессам: от радужных надежд до трезвого осмысления, адаптации и внедрения в практику самого ценного. Зарубежные и российские ученые активно осуществляют детальное изучение опыта профессиональной подготовки, воспитания и образования сотрудников органов внутренних дел, направлений и методологии его адаптации и внедрения. Полицейское образование в Германии является хорошо организованной, устойчивой и достаточно эффективной системой, функционирование которой обусловлено во многом всемерной государственной и общественной поддержкой, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на полицейскую должность, практической направленностью образовательной деятельности. Взаимосвязь теории и практики осуществляется в процессе взаимного корректирующего воздействия, обеспечивающего достижение высоких профессиональных качеств полицейских. Сравнительно-педагогическое исследование мирового опыта профессионального образования сотрудников полиции дает возможность выйти из рамок отечественной педагогической традиции, посмотреть со стороны на существующие концепции и категории, лучше понять и совершенствовать пути и способы решения научно-практических проблем, совершенствовать профессионализм работников образования. Автор освещает опыт немецкой модели подготовки полицейских кадров в системе профессионального образования Федеративной Республики Германия в современном разрезе курса бакалавриата как наиболее эффективной вследствие четко выраженной практической направленности обучения, описывает характерные признаки и раскрывает особенности ее многомерной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the processes taking place in the system of education of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the perception of foreign experience are in many respects adequate to social processes: from bright hopes to a sober comprehension, adaptation and introduction into practice of the most valuable. Foreign and Russian scientists actively carry out a detailed study of the experience of professional training, education and training of employees of law enforcement agencies, directions and methodology for its adaptation and implementation. Police education in Germany is a well-organized, stable and sufficiently effective system, the functioning of which is largely due to the full state and public support, the competitive principle of selecting the most capable and intellectually developed candidates for a police post, and the practical orientation of educational activities. The interrelation of theory and practice is carried out in the process of mutual corrective action, ensuring the achievement of high professional qualities of policemen. A comparative pedagogical study of the world experience of professional education of police officers makes it possible to leave the framework of the national pedagogical tradition, look at existing concepts and categories from the outside, better understand and improve ways and means of solving scientific and practical problems, and improve the professionalism of educators. The author covers the experience of the German model of training police officers in the system of professional education of the Federal Republic of Germany in the modern context of the Bachelor’s degree as the most effective due to the accurately expressed practical orientation of training, describes the characteristic features and reveals the features of its multidimensional structure.

Текст научной работы на тему «Организация практико-ориентированного обучения в системе профессиональной подготовки полицейских (из опыта Федеративной Республики Германия)»

it

£_

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ (ИЗ ОПЫТА ФЕДЕРАТИВНОЙ

РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ)

THE ORGANISATION OF PRACTICAL ORIENTATION TRAINING IN SYSTEM OF POLICE VOCATIONAL TRAINING (FROM THE EXPERIENCE OF FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY)

УДК 378.6

Л.С. КРАВЧУК, L.S. KRAVCHUK,

доцент associate professor

(Белгородский юридический институт (Putilin Belgorod Law Institute

МВД России имени И.Д. Путилина) of Ministry of the Interior of Russia) [email protected]

Аннотация: процессы, происходящие в системе образования МВД России по восприятию зарубежного опыта, во многом адекватны общественным процессам: от радужных надежд до трезвого осмысления, адаптации и внедрения в практику самого ценного. Зарубежные и российские ученые активно осуществляют детальное изучение опыта профессиональной подготовки, воспитания и образования сотрудников органов внутренних дел, направлений и методологии его адаптации и внедрения. Полицейское образование в Германии является хорошо организованной, устойчивой и достаточно эффективной системой, функционирование которой обусловлено во многом всемерной государственной и общественной поддержкой, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на полицейскую должность, практической направленностью образовательной деятельности. Взаимосвязь теории и практики осуществляется в процессе взаимного корректирующего воздействия, обеспечивающего достижение высоких профессиональных качеств полицейских. Сравнительно-педагогическое исследование мирового опыта профессионального образования сотрудников полиции дает возможность выйти из рамок отечественной педагогической традиции, посмотреть со стороны на существующие концепции и категории, лучше понять и совершенствовать пути и способы решения научно-практических проблем, совершенствовать профессионализм работников образования. Автор освещает опыт немецкой модели подготовки полицейских кадров в системе профессионального образования Федеративной Республики Германия в современном разрезе курса бакалавриата как наиболее эффективной вследствие четко выраженной практической направленности обучения, описывает характерные признаки и раскрывает особенности ее многомерной структуры.

Ключевые слова: полицейская служба, полицейское образование, ведомственная подготовка кадров, начальная профессиональная подготовка, бакалавриат, компетенции, профессиональные требования, учебные цели, дуальная система образования.

Abstract: the author considers the processes taking place in the system of education of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the perception of foreign experience are in many respects adequate to social processes: from bright hopes to a sober comprehension, adaptation and introduction into practice of the most valuable. Foreign and Russian scientists actively carry out a detailed study of the experience of professional training, education and training of employees of law enforcement agencies, directions and methodology for its adaptation and implementation. Police education in Germany is a well-organized, stable and sufficiently effective system, the functioning of which is largely due to the full state and public support, the competitive principle of selecting the most capable and intellectually developed candidates for a police post, and the practical orientation of educational activities. The interrelation of theory and practice is carried out in the process of mutual corrective action, ensuring the achievement of high professional qualities of policemen. A comparative pedagogical study of the world experience of professional education of police officers makes it possible to leave the framework of the national pedagogical tradition, look at existing concepts and categories from the outside, better understand and improve ways and means of solving scientific and practical problems, and improve the professionalism of educators. The author covers the experience of the German model of training police officers in the system of professional education of the Federal Republic of Germany in the modern context of the Bachelor's degree as the most effective due to the accurately expressed practical orientation of training, describes the characteristic features and reveals the features of its multidimensional structure.

Keywords: police service, police training, a departmental professional training, initial vocational training, bachelor's degree course, competence, professional requirements, educational purposes, dual education system.

Профессиональное образование включает в себя обучение профессии и повышение квалификации. Под обучением профессии понимается первая стадия профессионального образования, ведущая к обретению обучающимися профессии. Педагогическая концепция системы профессионального образования опирается на идею многополярности позиций в гносеологии и методологии науки и отстаивает идею многовариантности развития педагогического знания. В профессиональной педагогике Федеративной Республики Германия - страны, которая имеет глубокие философские традиции и высокий уровень сформированности педагогической теории, адекватно отражающей потребности общества, достигшего высокого экономического уровня, - четко представлена система плюралистических воззрений.

В современном демократическом обществе полицейская служба является весьма уважаемой профессией и очень сложным видом социальной деятельности. Образовательный и культурный уровень полицейских рассматривается как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции, а полицейское образование - как мощный резерв повышения эффективности полицейской деятельности. Разумеется, «в каждой стране существует своя уникальная система отбора, расстановки и подготовки соответствующих специалистов для полиции, сложившаяся под воздействием территориальных, исторических, политических, социально-экономических факторов и особенностей национальных правовых систем» [3, с. 17]. «Полиция Федеративной Республики Германия имеет свою ведомственную систему подготовки кадров, которая, однако, не является абсолютно замкнутой по отношению к общенациональной системе образования и построена на принципах преемственности и согласованности с ней. Кроме того, немецкая ведомственная образовательная система входит в общеевропейскую систему профессионального полицейского образования, а также является одной из наиболее значительных и ярких составляющих мировой образовательной системы» [1, с. 37].

Немецкая модель профессиональной подготовки кадров полиции заслуженно считается одной из самых эффективных и результативных в мире. Ее характерными признаками являются:

• основательность базовой подготовки, после которой для работы в определенной службе полиции необходимо пройти еще и специализированное обучение;

• наличие в содержании обучения, независимо от специализации, общих ключевых компонентов, что позволяет в случае реоргани-

зации проводить быструю переквалификацию сотрудников;

• обязательное дополнительное обучение перед назначением на новую должность;

• логическая последовательность и обязательность прохождения каждым полицейским всех ступеней образования;

• более длительные сроки обучения по сравнению с другими странами и, соответственно, более широкий объем изучаемого материала, в том числе теоретического.

Тем не менее система ведомственного образования в Германии в конце прошлого века подвергалась очень серьезной критике, особенно в области подготовки среднего и высшего руководящего состава полиции. «По мере усложнения деятельности полиции возрастала необходимость в большем развитии знаний, умений и навыков у полицейских. В рамках реформы системы полицейского образования в 2000-2007-х гг. эта критика была учтена» [2, с. 297].

На федеральном и земельном уровнях изменен статус большинства школ полиции. Они стали осуществлять подготовку среднего и высшего начальствующего состава по университетской программе и в соответствии с требованиями и стандартами Европейского союза, расширилось и углубилось содержание образовательных программ. Высшие школы полиции земель и федеральные образовательные учреждения, готовящие полицейские кадры, начали подготовку кадров на уровне бакалавриата, а Университет полиции Германии (бывшая Полицейская академия управления) - на уровне магистратуры.

Повысились требования и к образовательному уровню кандидатов на должность младшего состава полиции. Если ранее при приеме в органы земельной полиции наличие у кандидатов законченного среднего образования не было обязательным, то сейчас практически во всех землях необходимым условием приема на работу является наличие среднего образования. При старой системе подготовки кадров для того, чтобы занять должность старшего начальствующего состава, нужно было пройти первоначальное обучение на должность младшего состава и отслужить в этой должности определенный срок. Сейчас человек с высшим образованием может миновать эту ступень профессионального образования и сразу поступать в учебное заведение, ведущее подготовку кадров для среднего исполнительного звена.

Каждая из 16 немецких земель, а также федеральные полицейские ведомства имеют свои образовательные учреждения по подготовке полицейских.

Высшие образовательные организации федеральной полиции: Высшая школа немецкой

ОПЫТ

полиции (Мюнстер); Институт Федерального ведомства криминальной полиции, факультет Криминальная полиция (Висбаден); Специальная высшая школа общественного управления (Конституционная защита) (Брюль); Институт федеральной полиции (Любек).

Высшие образовательные организации федеральных земель: Баден-Вюртемберг - Институт полиции (Виллинген-Швеннинген); Бавария

- Специальная высшая школа общественного управления и судопроизводства, отделение Полиция (Фюрстенфельдбрук); Берлин - факультет Полиция и управление безопасностью (Берлин); Бранденбург - Специальная высшая школа полиции земли Бранденбург; Бремен - Институт общественного управления, факультет Полицейская служба; Гамбург - Специальная высшая школа общественного управления Гамбурга; Академия полиции Гамбурга; Гессен - Институт полиции и управления Гессена (Висбаден); Ме-кленбург-Передняя Померания - Специальная высшая школа общественного управления, факультет Полиция и юстиции (Гюстров); Нижняя Саксония - Полицейская академия Нижней Саксонии (Нинбург (Везер)); Северный Рейн-Вест-фалия - Специальная высшая школа полиции общественного управления, факультет Полицейская служба (Дуйсбург); Райнланд-Пфальц

- Специальная высшая школа полиции общественного управления, факультет Полиция (аэропорт Райнланд-Пфальц Франкфурт-Хаан); Саксония - Институт полиции Саксонии (Ротен-бург, Баутцен); Саксония-Анхальт - Специальная высшая школа полиции Саксонии-Анхальт (Ашерслебен); Шлезвиг-Гольштейн - Специальная высшая школа управления и услуг, факультет Полиция, Школа полиции (Киль); Тюрингия

- Образовательный центр полиции Тюрингии (Майнинген) [4].

Сотрудники высшего руководящего состава полиции ФРГ обучаются централизованно на федеральном уровне в Университете полиции Германии в Мюнстере (земля Северный Рейн-Вестфалия).

Система профессиональной полицейской подготовки в ФРГ - это многомерная структура, определяемая, с одной стороны, уровнями полицейской иерархии (младший состав

- средний начальствующий состав - высший управленческий состав), с другой - уровнями профессионального образования (среднее -высшее - поствысшее). Подготовка кадров полиции ведется в ведомственных учебных заведениях трех уровней.

Первый уровень - первоначальная подготовка в учебных заведениях полиции федеральных земель и Академии Федеральной полиции (в г. Лю-

бек) для сотрудников федеральной полиции. Здесь изучаются общий, специализированный и заключительный курсы, а также сдаются экзамены на право замещения должностей младшего начальствующего состава. Срок обучения - два с половиной года.

Второй уровень - подготовка среднего начальствующего состава, которая проводится для сотрудников земельной полиции в высших школах полиции, а там, где их нет, - в высших колледжах государственного управления и правосудия МВД федеральных земель. Сотрудники Федерального ведомства криминальной полиции, Федерального ведомства по защите Конституции обучаются в Федеральном колледже государственного управления МВД ФРГ, а сотрудники Федеральной полиции - в Академии Федеральной полиции и Федеральном колледже государственного управления. Обучение ведется по программе высшего профессионального образования или по бакалаврской программе. Срок обучения - три года.

Третий уровень - подготовка высшего начальствующего состава в Университете полиции Германии (совместно с высшими образовательными учреждениями полиции земельного и федерального уровня) по магистерской программе. Срок обучения - два года.

Система профессионального полицейского образования ФРГ предоставляет широкие возможности сотрудникам полиции для дополнительного образования - это целый комплекс курсов переподготовки, повышения квалификации, усовершенствования. Многие из германских полицейских направляются за рубеж на научно-практические семинары, конференции и различные специализированные курсы. Конкретная цель профессиональной подготовки полицейских определена в Законе о полиции земли и состоит в освоении отдельных ступеней обучения с конечной целью успешного окончания и сдачи первого специального экзамена. Этим экзаменом № 1 заканчивается профессиональное обучение полицейских для службы в младшем начальствующем составе.

Военизированные части полиции являются организационной единицей, осуществляющей функцию теоретической и практической подготовки полицейских, имея специальный персонал и логистику.

Начальная профессиональная подготовка проходит в учебных группах, возглавляемых руководителем. Теоретические предметы, основной учебный курс и специальные предметы преподают служащие полиции высшего начальствующего состава, имеющие большой опыт преподавательской деятельности и получившие

специальную педагогическую подготовку. Общеобразовательные предметы и социальные науки преподают преподаватели, имеющие высшее образование. Практическое обучение и практические занятия осуществляются исключительно служащими полиции начальствующего состава повышенного звена, получившими специальную подготовку на педагогических семинарах. Частично занятия в учебных группах проводят сотрудники полиции среднего начальствующего состава, не имеющие специальной подготовки, что свидетельствует о наличии проблемы квалификации обучающего персонала. Кроме участия в педагогических семинарах для повышения квалификации обучающего персонала никаких мероприятий не предусмотрено. При сравнении с обучающим персоналом обычных учебных заведений можно сделать вывод, что для всего реестра признанных государством преподавательских профессий в специальных предписаниях предусмотрены точные нормы и требования по переподготовке и повышению квалификации. Для федеральных служащих, занимающихся преподавательской деятельностью, имеется Распоряжение о подготовке к педагогической деятельности в профессиональном обучении преподавательского состава из числа федеральных служащих. Для федеральных служащих, занятых в учебном процессе в качестве основного преподавательского персонала, в федеральном распоряжении о служебной деятельности предусмотрен подобный учебный курс. Для преподавательского состава сотрудников полиции не имеется подобных распоряжений, регулирующих педагогическую квалификацию обучающего персонала, кроме общих служебно-правовых предписаний.

Начальная профессиональная подготовка имеет продолжительность 30 месяцев и структурно разделена на основное, продолженное и заключительное обучение.

Основное обучение состоит из теоретической подготовки по основным учебным курсам и практической подготовки по разделам оперативно-разыскной деятельности, средствам связи, оружейной техники и стрельбы, а также физической подготовки. По завершении данного курса предусмотрен экзамен, практическое обучение оценивается баллами.

На втором этапе обучения не предусмотрен теоретический курс, осуществляется специально-теоретическое и практическое обучение по разделам оперативно-разыскной деятельности, оружейной техники и стрельбы, общей физической подготовки, плавания и спасания на воде, оперативной самообороны, техники вождения автомобиля, транспортной службы, обучение

пользованию средствами связи, технике и тактике фотографирования. Этот курс обучения предусматривает трехмесячную практику в общей полиции.

На последнем этапе осуществляется теоретическое и практическое обучение по оперативно-разыскной деятельности, пользованию средствами связи и специальной подготовке, фототехнике и тактике, официальной коммуникации, оружейной технике и огневой подготовке, физической подготовке, машинописи. Имеется возможность повторного прохождения последнего этапа обучения и сдачи экзамена, если первый экзамен не был сдан или не набрано минимального количества баллов по огневой подготовке.

По завершении основного этапа профессиональной подготовки проводится экзамен по предметам политического цикла (история), немецкому языку (правописание, риторика), английскому языку, психологии (социологии), общему полицейскому праву, правовым нормам, регулирующим работу транспорта, криминалистике, уголовно-процессуальному праву, публичному должностному праву и оперативно-разыскной деятельности.

Специальный экзамен № 1 проводится по следующим предметам: немецкий язык; психология (социология); государственное и конституционное право; полицейское право (административное право, дисциплинарное право, защита данных); уголовное право (уголовно-процессуальное право, совокупность правовых норм, регулирующих административную ответственность за правонарушения, гражданское право); право вмешательства; правовые нормы, регулирующие работу транспорта, и криминалистика. При условии сдачи специального экзамена № 1 обучение считается завершенным.

Таким образом, профессиональная подготовка полицейских разделена на независимые друг от друга теоретические и практические отрезки обучения, как это предусматривается в «дуальной системе образования», получившей признание в общей системе образования, в то время как она должна ориентироваться на профессиональные требования.

Профессиональные требования представляют собой базис профессиональной подготовки полиции и являются целями обучения.

Постановка задач, вытекающих из различных законов, таких как уголовно-процессуальный кодекс, закон об административных правонарушениях и полицейское право, предусматривает наличие у сотрудников полиции обширных знаний в области права. Сложность вытекающих из законов полномочий требу-

ОПЫТ

ет знаний, намного превышающих названные законы. Некоторые составы преступлений предусмотрены в специальных законах, таких как право на проведение собраний, закон об обращении с наркотическими и психотропными веществами и другие, что требует наличия специальных знаний данных законов. Следовательно, полицейский должен обладать достаточным объемом юридических знаний для того, чтобы быть в состоянии безошибочно с точки зрения права выполнять свои задачи.

Законы дают полицейским правовые полномочия на вмешательство в основные права граждан, для осуществления которых частично допустимы средства принуждения вплоть до применения огнестрельного оружия. Применение средств принуждения имеет очень высокие ограничительные правовые рамки, предусматривающие обширные знания в области прав на вмешательство. Необходимо также практическое изучение обращения со средствами принуждения для того, чтобы не преступить очень узкие границы прав на вмешательство в случае их применения на практике, что достигается в единстве теоретических знаний и практических навыков.

При осуществлении профессиональной деятельности полицейские общаются с людьми различного социального происхождения в различных жизненных ситуациях, обладающими различными личностными качествами, что создает определенные трудности. В этом случае требуются не юридические знания, а знания людей и соответствующих ситуаций поведения для предотвращения или устранения конфликта, что достигается психологической подготовкой, дающей полицейским знания о причинах и видах проявлений человеческой реакции. Полицейский должен уметь установить, в каком психическом состоянии находится человек, с которым он в данный момент общается, и какое воздействие окажут применяемые к нему меры. При принятии мер полицейский должен руководствоваться положениями Основного закона и профессиональной этики, требующими определенного вида и способов осуществления вмешательства.

При общении с людьми язык как средство коммуникации совершенно необходим, так как без этого невозможно преодоление конфликта. К средствам коммуникации относятся не только язык, но и жесты, мимика. Обучение использованию необходимого единства различных коммуникативных средств достигается в результате теоретического и практического обучения коммуникации, целью которого является выработка способностей и навыков при общении с людьми различного социального происхождения посред-

ством языка и адекватного поведения избегать конфликты и завоевывать доверие.

Необходимо также учитывать требования, предъявляемые к полиции населением, основным из которых является близость к гражданам, означающая не только небольшое расстояние до полицейского участка, но и возможность личного социального контакта с сотрудником полиции, готовым терпеливо выслушать и оказать помощь. При этом подразумевается не полиция в целом, а каждый отдельно взятый сотрудник, воплощающий требуемую близость к гражданам. Граждане считают, что имеют право на подобную полицию, так как они оплачивают налоги, а полиция относится к сфере услуг для граждан.

В процессе обучения полицейский должен сформироваться как самостоятельная социальная личность, усвоившая ценности Основного закона, обладающая руководящей, социальной и профессиональной компетенцией преодоления конфликтов. Профессия полицейского предусматривает наличие оперативных ситуаций, в которых сотрудник должен принимать непопулярные у населения меры, идущие в разрез с его личностными или политическими установками, что не должно приводить к раздвоению личности, а должно стать составной интегрированной частью полицейской деятельности.

Обучение ориентировано на индивидуальную службу, но также проводится подготовка к действиям в составе отделений. Теоретические знания преподаются в соответствии с выполняемыми функциями и должны обеспечить правильное и безошибочное применение права.

«Требования к профессии полицейского определяются в значительной мере общественными и технологическими изменениями; большой уверенностью населения в профессиональности полиции; качественным и количественным увеличением задач; требованиями согласованных и убедительных стратегических концепций в актуальных сферах обеспечения безопасности; требованиями технологических инноваций» [5, с. 14].

Простые стереотипы поведения прошлых дней более не соответствуют духу времени. Соответственно этому изменился облик профессии полицейского, соответствующий «инженеру безопасности», с одной стороны, и «социальному инженеру», с другой стороны, определяющими компонентами которого являются высокая степень специальной, социальной компетенции и умение разрешать проблемы. Эти компетенции включают в себя всеобъемлющие юридические знания, знания психологии человека и языковую компетенцию.

Анализ различных подходов к определению понятия профессиональной компетенции,

представленных в психолого-педагогической литературе, позволил сформулировать определение: профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, обеспечивающих его готовность к эффективной актуальной профессиональной деятельности, а также способность к саморазвитию, готовность к будущей деятельности в измененных условиях. «Чтобы соответствовать современным и будущим требованиям к профессии, сотрудники полиции должны обладать высокой степенью профессионализма, что предусматривает развитие таких ключевых квалификаций, как заинтересованность, самостоятельность, ответственность, устойчивость против стрессов и чрезмерных нагрузок, толерантность, гибкость, креативность, критичность, интуиция, коммуникативная компетенция, способность к интеграции и кооперации, умение преодолевать конфликты, принимать решения, а также способность к абстрактно-аналитическому, целостному и целенаправленному мышлению» [6, с. 71-72]. Для достижения данных квалификаций полицейский должен, во-первых, иметь интерес, мужество, физическое совершенство и выносливость и, во-вторых, успешно закончить специальную высшую школу полиции.

В Программе внутренней безопасности Федеративной Республики Германия (PIS, IMK 1972/74) в пункте о карьерной квалификации изложено, что руководящие функции в общей полиции вменяются старшему и высшему начальствующему составу.

Цели профессиональной подготовки и задачи полиции нельзя рассматривать изолированно, так как они дополняют друг друга. Высшая школа полиции имеет задачей обеспечить реализацию целей в рамках своих возможностей. В земельных распоряжениях об организации профессиональной подготовки полиции и порядке проведения экзаменов сформулированы образовательные цели. Обучение должно обеспечить пригодность студентов к выполнению служебных задач повышенного начальствующего состава посредством:

- сообщения научных знаний, методов, способов деятельности;

- развития профессионально-практических навыков и умений;

- формирования личности;

- развития способности и готовности ориентироваться в постоянно изменяющихся задачах и условиях труда полицейских;

- формирования навыков самостоятельного обучения и критического отношения к сфере профессиональной деятельности;

- подготовки к несению особой ответственности перед обществом в свободном демократическом и социальном государстве.

Студенты должны научиться работать целеустремленно, выходя за рамки изученных предметов, в условиях вовлечения в общественно-научную постановку задач. У них должны быть сформированы навыки типичной деятельности в звене старшего начальствующего состава.

После окончания обучения они должны быть в состоянии при выполнении служебных функций:

- применять на практике научные познания и методы;

- самостоятельно или во взаимодействии с другими находить решения по преодолению возникающих проблем нового типа;

- осознавать возникающие у них как у руководителей проблемы и применять основные руководящие принципы по повышению мотивации подчиненных и воспитанию у них должной ответственности;

- занимать соответствующую позицию по отношению к гражданам, развивать способы уменьшения и уклонения от конфликтов между полицией и гражданами и действовать в соответствии с ними;

- критично относиться к общественным событиям.

Анализ учебных планов высших школ полиции позволяет сделать вывод, что обучение выполнению руководящих функций не стоит во главе угла, так как учебные цели ориентированы на применение выпускников в качестве ответственных исполнителей патрульной службы. С другой стороны, цели максимально ориентированы на формирование соответствующего поведения и способов действия по отношению к гражданам (близость к гражданам), стратегий предотвращения и преодоления конфликтов, личностных характеристик. Так как полиция является административным органом с полномочиями вмешательства, обучение избегать, уменьшать и преодолевать конфликты получает приоритетное значение.

Ранее в высших школах полиции обучались исключительно сотрудники полиции с опытом работы (что являлось предпосылкой их перехода на следующую ступень карьерной лестницы), имевшие сформировавшуюся в результате обучения, а также служебного и жизненного опыта личность. Сегодня студентами высших школ полиции являются также вчерашние выпускники школ, не имеющие жизненного опыта и знаний о людях. Учебными целями вузов полиции, обеспечиваемыми учебными предметами, является формирование у молодых служащих отношения к общественным ценностям, профессиональных

ОПЫТ

требований и профессионально-этической позиции, в частности ответственности в демократическом правовом государстве.

Для достижения учебных целей, а также развития навыков несения службы имеют большое значение прочие факторы, а именно: дидактические условия, структура обучения, частично определенная в законодательном порядке, содержание обучения, качество и квалификация обучающего персонала.

Кроме учебных целей высшие заведения полиции ставят перед собой научные, состоящие в исследовании структуры и изменений полиции в рамках общественных перемен и использовании нового опыта и требований в образовательном процессе. Примером тому служат научные разработки практической проблемы приближения полиции к гражданам, означающего соответствие полиции требованиям и ожиданиям населения.

Литература

1. Пряхина М.В., Душкин А.С., Мартиросова Н.В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода: монография. - Санкт-Петербург: СПб ун-т МВД России, 2012. - 152 с.

2. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: учебное пособие / С.В. Асямов [и др.]. - Ташкент: Fan va texnologiya, 2010. - 452 с.

3. ШушкевичИ.Ч. Система подготовки кадров для правоохранительных органов зарубежных стран (теоретический и организационно-правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 1998.

4. http: www.polizei.de

5. Hoegerle H. „Veraenderungen in den Polizeilaufbahnen" in Ausbildung in der Polizei. Seminarschlussbericht 16/1998. Polizeifuehrungsakademie (Hrsg.). Muenster. 1998. - 215 s.

6. Wiedermann U. „Ausbildunngsreform in Niedersachsen" in Ausbildung in der Polizei. . Seminarschlussbericht 16/1998. Polizeifuehrungsakademie (Hrsg.). Muenster. 1998. - 215 s.

References

1. Prjahina M.V., Dushkin A.S., Martirosova N.V. Professiograficheskoe opisanie osnovnyh vidov dejatel'nosti v sisteme MVD Rossii na osnove kompetentnostnogo podhoda: monografija. - Sankt-Peterburg: SPb un-t MVD Rossii, 2012. - 152 s.

2. Policija zarubezhnyh stran: sistema organizacii i opyt professional'noj podgotovki kadrov: uchebnoe posobie / S.V. Asjamov [i dr.]. - Tashkent: Fan va texnologiya, 2010. - 452 s.

3. Shushkevich I.Ch. Sistema podgotovki kadrov dlja pravoohranitel'nyh organov zarubezhnyh stran (teoreticheskij i organizacionno-pravovoj aspekty): avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Sankt-Peterburg, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. http: www.polizei.de

5. Hoegerle H. „Veraenderungen in den Polizeilaufbahnen" in Ausbildung in der Polizei. Seminarschlussbericht 16/1998. Polizeifuehrungsakademie (Hrsg.). Muenster. 1998. - 215 s.

6. Wiedermann U. „Ausbildunngsreform in Niedersachsen" in Ausbildung in der Polizei. . Seminarschlussbericht 16/1998. Polizeifuehrungsakademie (Hrsg.). Muenster. 1998. - 215 s._

(статья сдана в редакцию 11.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.