Научная статья на тему 'Концепция непрерывного экологического образования в Республике Алтай'

Концепция непрерывного экологического образования в Республике Алтай Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарин Роман Владимирович, Петров Анатолий Викторович

В данной статье рассматриваются сущность, структура, принципы, содержание концепции непрерывного экологического образования в Республике Алтай. Показаны основные направления реализации концепции и ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION IN ALTAI REPUBLIC

In given article the essence, structure, principles, the maintenance of the concept of continuous ecological education in Republic Altai are considered. The basic directions of realization of the concept and expected results are shown.

Текст научной работы на тему «Концепция непрерывного экологического образования в Республике Алтай»

тельно влияют на оценку. Но не следует ли эту субъективность, которой всегда характеризуется оценочная деятельность педагога в начальных классах, рассматривать как проявление чуткой объективности в воспитании и обучении детей?

Однако все дело в том, что, какой бы ни была Фемида-учитель — объективно или субъективно справедливой, все равно — постичь эту справедливость взрослого дети не в состоянии. У них своя точка зрения на справедливость, на оценку и свое понимание намерений учителя. И если не оправдываются их ожидания, дети всегда остаются недовольными Фемидой, даже, может быть, и тогда, когда она проявляет либеральность при оценке их знаний. Накопленный индивидуальный опыт в этой сфере порождает уже в начальных классах осознанное недоверие многих школьников к справедливости своей Фемиды-учителя. Это недоверие в последующих классах усугубляется, охватывая большинство учащихся, и часто проявляется в скрытых или явных формах конфликта с учителем и даже школой.

Остановимся на ситуации оценивания, коснемся психологического состояния ребенка, подвергаемого оценке, и форм, в которых осуществляется оценочная деятельность учителя.

Все или почти все младшие школьники идут в школу с большими ожиданиями и надеждами на опрос: письменные задания выполнены, параграфы учебника выучены, некоторых проверяли дома старшие. Но как бы ни был уверен ребенок в своих знаниях и какие бы высокие уровни притязаний ни довлели над ним, сама ситуация индивидуального опроса вызывает в нем сложную гамму переживаний. Особенно напряженным и заполненным эмоциями ожидания становится момент, когда педагог, завершив опрос, готовится объявить школьнику отметку. Тут сгущаются и смешиваются надежда, страх, предчувствие разочарования и радости, стыд, гордость, ответственность, рисуются возможные варианты смены отношений и т. д. Было бы неправомерным утверждать, что в таком состоянии ребенок объективно и до конца поймет содержательный смысл выставленной педагогом отметки, особенно если она не соответствует уровню притязаний ученика.

В этот момент у ребенка возникает отношение к оценке, вытекающее из его уровня притязаний. Скажите ему, что он чего-то не знает, что-то не так сказал, допустил грубые ошибки, но тем не менее объявите, что ставите ему «5», и ребенок будет беспредельно рад такой несправедливости. Разве только в исключительных Библиографический список 1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.— Статья поступила в редколлегию 11.04.07

случаях вы услышите протест ребенка: «Я же и до «четверки» не дотянул, зачем же вы мне ставите «пять»?» А если сказать ему то же самое и объявить «2», тогда как он ожидал «4» или, в крайнем случае, «3», то вы для него станете более несправедливым, чем он вас представлял до этого.

Таким образом, психология принятия ребенком оценки и отметки определяется в первую очередь его ожиданиями: оценочные суждения педагога, полные добрых пожеланий, ориентировочные указания поглощаются отметкой. И тут возникают условия порождения неосознанного конфликта.

Как же быть? Может, ставить детям только те отметки, которые удовлетворяют их уровни притязаний, ставить, допустим, только «5» и «4»? Вряд ли это можно считать рациональным выходом из положения. Речь должна идти о воспитании уровней притязаний, о формировании навыков самоконтроля и самооценки, контроля и оценки. «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем,— пишет Д. Б. Эльконин, — требует достаточно высокого уровня самооценки, а это происходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих» [1, с. 39].

Описанное психологическое состояние детерминировано (помимо других факторов, о которых пойдет речь ниже) характером и формами оценочной деятельности учителя. В первую очередь следует отметить опять-таки императивность, проявляющуюся в том, что учитель выступает в роли единоличного вершителя процесса оценивания: только он имеет право вызывать или не вызывать ученика отвечать, задавать или не задавать ему вопросы. Его оценка и выставленная отметка не подлежат обсуждению. А если ребенок в силу своего субъективно осознанного опыта не доверяет, не расположен к педагогу? По нашим наблюдениям, такая императивность порождает в нем состояние страха, сильного волнения, чувство разочарования. А так как ситуации опроса, контроля, оценки и выставления отметок постоянно повторяются в процессе обучения, то при его императивности, надо полагать, состояние напряженности, волнения, переживание отрицательных эмоций, страха также являются постоянными.

Процесс порождения отметки обусловлен глубинными структурами обучения в целом. В чем же заключается генезис процесса оценки и порождения отметки, какова их взаимосвязь? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующей статье.

М., 1974.— 142 с.

УДК: 37.87.01.45

Р.В. Опарин, A.B. Петров

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

В данной статье рассматриваются сущность, структура, принципы, содержание концепции непрерывного экологического образования в Республике Алтай. Показаны основные направления реализации концепции и ожидаемые результаты.

Человечество третьего тысячелетия стоит перед вы- познания своих общих целей, обрести чувство общности, бором — либо полное переустройство жизни на планете выработать новую мораль и новую нравственную основу и вступление в эпоху Ноосферы, либо неизбежная дегра- жизни на Земле. И всем этим должны проникнуться не дация. Людям предстоит пройти долгий и трудный путь только ученые и государственные деятели, но и все люди

планеты. Необходимо, чтобы экологические знания обрели все. Только ясное видение будущего может породить коллективную Волю и Силу, которые в состоянии решить не только локальные, но и глобальные экологические проблемы, затрагивающие человечество в целом.

Таким образом, появление самого экологического императива показывает, что всегда существовавшие противоречия между природой и обществом качественно изменились и превратились в важнейшую особенность современной истории человечества. Преодоление этих противоречий, естественно, требует не только целенаправленного регулирования человеческой активности, но и разработки новой системы образования, которое будучи наполненным экологическим смыслом станет истинно экологическим образованием.

В экологическом императиве образование начинает осознаваться как основополагающий механизм, посредством которого можно решать глобальные проблемы человечества, в том числе экологические [1, 2, 3, 4].

Под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием — обогащение его экологической культуры на протяжении всей жизни. Экологическую культуру при этом следует понимать как элемент общечеловеческой культуры, являющейся одной из ее граней, отражающей взаимосвязи человека, в частности, и общества, в целом, с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранять эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия экологически сообразные условиям социоприрод-ной среды.

Рассматривая феномен экологической культуры, следует оценивать экологическое мышление и экологическое сознание людей.

Экологическое мышление рассматривается как процесс мыслительной деятельности, направленной на решение конкретных экологических задач. Экологическое сознание — более широкая категория, чем экологическое мышление. В данной работе оно рассматривается как совокупность взглядов, теорий, концепций, отражающих проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Таким образом, экологическая культура — сложная категория, процесс формирования и развития которой осуществляется на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном возрасте, а ее становление и развитие должно происходить в управляемой системе, включающей в себя не только образовательные учреждения, но и всю образовательную среду в широком ее понимании. В этой связи, разработка и внедрение эффективной системы экологического образования подрастающего поколения является актуальной проблемой, требующей радикальных мер как в общероссийском, так и в региональном масштабах. Решение названной проблемы имеет целью обеспечить устойчивое развитие биосферы, общества и человека.

Региональные культурные, экологические, национальные, экономические особенности и традиции создают специфические экологические проблемы для каждого отдельного региона, которые не могут быть решены

без радикального изменения взаимоотношений населения и природы этого региона.

Решить проблемы глобального и регионального масштабов можно только с помощью формирования у населения экологической культуры, навыков экологически оправданных взаимоотношений с Природой, окружающей средой в целом.

Целью настоящей Концепции является разработка научно-теоретических основ региональной системы обучения, воспитания и развития населения Республики Алтай, в условиях которой каждому человеку обеспечивается реальная возможность приобщиться к экологической культуре и сформировать знания о законах, по которым живет природа, систему основополагающих понятий о принципах, идеях и процессах в живой природе, что позволит правильно организовать любую деятельность человека, предвидеть результаты воздействия на природу, предотвратить ее деградацию и добиться устойчивого развития природы и общества.

Задачей настоящей концепции является разработка регионального механизма достижения поставленной цели средствами научно обоснованных образовательных технологий, учитывающих региональные культурные, экономические, национальные, экологические, коммуникативные и образовательные особенности Республики Алтай.

Все это определило настоятельную необходимость разработки и реализации Концепции развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай.

Данная концепция построена на ряде положений, среди которых наиболее существенными являются следующие:

1. Целостный подход к экологическому образованию, который рассматривается как функциональное и логическое единство всех компонентов системы образования. Требование целостности предполагает непрерывность и последовательность развития экологической культуры человека, начиная с дошкольного возраста и до завершения периода его гражданского становления.

2. Установка не только на сообщение молодым людям соответствующих знаний и умений, но и на формирование у них экологического мировоззрения, нравственной, психологической и практической готовности к экологически целесообразному природопользованию, сознательных действий по сохранению среды жизни человека.

3. Краеведческий подход, предполагающий знакомство с национальными и культурными традициями, природными и социально-экономическими условиями, характерными для региона.

Основными направлениями реализации концепции является: разработка методов, технологий целостного экологического образования детей в учебной и внеучеб-ной деятельности; подготовка программ специальных факультативов по углублению знаний и выработке практических навыков учащихся с учетом этнических традиций коренных народов Горного Алтая; включение в существующие учебные программы основных элементов целостной программы развития экологической культуры; применение новых педагогических технологий и методов обучения в сфере экологического образования, включая дистанционные; интеграция научного потенциала Республики Алтай и региональной системы экологического образования; создание региональной системы оценки качества экологического образования; -развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и научно-педагогических кадров республики по проблемам экологического образования; подготовка и издание

экологически ориентированных учебников, пособий, научной и методической литературы для обеспечения реализации регионального компонента экологического образования; развитие равноправного партнерства системы экологического образования Республики Алтай с системами образования других субъектов Российской Федерации, с системами образования зарубежных стран.

Ожидаемые результаты реализации Концепции: развитие системы непрерывного экологического образования Республики Алтай как части системы образования Российской Федерации в интересах личности, общества и государства; реализация федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех уровнях экологического образования; совершенствование содержания национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и полного (среднего) общего образования; повышение образовательного уровня и профессиональной компетентности педагогических работников в сфере экологического образования; оптимизация сети образовательных учреждений Республики Алтай, способствующая повышению качества образования учащихся общеобразовательных учреждений:

- реализация республиканских, муниципальных (местных) программ экологического образования как составной части Программы;

- создание информационного банка данных о системе непрерывного экологического образования Республики Алтай;

- осуществление мониторинга состояния системы экологического образования Республики Алтай;

- создание единой региональной системы экологического образования, обеспечивающей тесную взаимосвязь и преемственность всех уровней образования: от дошкольного до вузовского и послевузовского.

Особую актуальность данная концепция приобретает после признания Горного Алтая эталоном нетронутой природы планетарного масштаба, когда пять его территорий (Алтайского, Катунского заповедников, Телецкого озера, плато Укок и гора Белуха) вошли в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это определило необходимость разработки и принятия на республиканском уровне Концепции устойчивого развития Республики Алтай, одним из приоритетов которой является экологическое образование подрастающего поколения. Реальным воплощением данной концепции в системе образования может стать предложенная автором оригинальная концепция развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай.

Библиографический список

1 .Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 363 с. — Библиогр.: с. 321-361. — 2000 экз. — ISBN 5-7695-0849-3.

2.Валова (Копылова), В.Д. Основы экологии [Текст]: учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 264 с. — Библиогр.: с. 263-264. — 5000 экз. ISbN 5-94798-072-Х.

3.Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Горбачев. — М.: ООО Издателский дом «Оникс 21 век» ООО Издательство «Мир и образование», 2003. — 592 с. — Библиогр.: с. 582. — 7000 экз. ISBN 5-329-00647-3; ISBN 5-94666-055-1.

4.Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянова ; под общ. ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. — 30000 экз. ISBN 5-7695-0878-7.

Статья поступила в редколлегию 05.05.07

УДК 371.302.2

Д.Д. Дондоков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ФИЗИКОЙ

В данной работе рассматриваются вопросы структурных и содержательных связей физики и электротехники, условия и способы реализации этих связей для повышения качества знаний студентов при обучении их электротехнике.

Общность понятий, законов, теорий и методов исследования смежных дисциплин создает условия для преемственности в образовательном процессе, способствует углублению и повышению качества знаний на основе реализации межпредметных связей.

Содержательные связи физики и электротехники имеют исторические корни. Такие основополагающие понятия, как «электрический заряд», «электрическое и магнитное поле», «ток», «напряжение», «энергия», «мощность» и «сопротивление», также явления, законы и теории, как «явление электромагнитной индукции», «закон Ома», «теория электромагнетизма» являются общими как для физики, так и для электротехники.

В условиях накопления научных знаний и усложнения содержания учебных предметов ведущее место в процессе обучения отводится совершенствованию дидактических и методических подходов к преподаванию

при осуществлении межпредметных связей. Одним из важных направлений в формировании целостных и системных знаний, в частности, по электротехнике, является осуществление преподавания этого предмета в условиях межпредметной связи с физикой.

Наши исследования по обучению курсу электротехники с совмещением изучения вопросов современной электротехнологии показали возможность значительного повышения эффективности учебного процесса в совершенствовании технологической подготовки студентов.

Электротехнология, содержание которой имеет интегративный характер, способствует развитию профессионального творчества, повышению качества знаний студентов и обеспечивает связь обучения с производственной деятельностью человека.

Методика обучения электротехнике предусматривает способы осуществления межпредметной связи с фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.